Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система государственного управления инновационной деятельности. Национальная инновационная система: цель, задачи создания, выполняемые функции, элементы.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Успешное формирование механизмов инновационного и научно-технологического развития является следствием прежде всего политических и социальных условий, складывающихся в обществе. Изучение опыта создания и функционирования аналогичных механизмов в развитых странах позволяет утверждать, что роль государства в решении возникающих проблем определяющая и заключается в первую очередь в формировании эффективной научно-промышленной политики, в правильном определении ее приоритетов, стратегии и механизмов воплощения, которые должны быть сконцентрированы на технологическом обновлении производственного аппарата, на прогрессе знаний и квалификации персонала, на удовлетворении потребностей рынка в продукции высокого научно-технического уровня. Республика Беларусь получила в наследство научно-технический потенциал, который успешно функционировал в централизованной плановой экономике, но при переходе к рыночным отношениям столкнулся с серьезными структурными, функциональными, кадровыми, финансовыми и другими проблемами. Как показал опыт последних лет, частичное решение этих проблем больших успехов не приносит. Поэтому в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы был взят курс на создание в стране современной национальной инновационной системы (НИС) рыночного типа. Мировой опыт и экономические исследования последних лет показывают, что знания становятся более важным фактором экономического развития, чем традиционные факторы – труд и капитал. Получение новых знаний и технологий и их эффективно применение в социально-экономическом развитии определяет роль и место страны в мировом сообществе, уровень жизни народа и обеспечения национальной безопасности. В промышленно развитых государствах 80-95 % прироста ВВП приходится на долю новых знаний, воплощенных в технике и технологиях. Этот переход на инновационный путь стал возможен благодаря созданию национальных инновационных систем (НИС), что, как показывают исследования, проведенные в США, стало важным достижением ХХ века. Явившись закономерным результатом предшествующего индустриального развития, НИС, как действенная система институтов, позволила высокоразвитым странам обеспечить технологические прорывы и поддержать конкурентоспособность своих экономик на самом высоком уровне. Государства, неспособные наращивать свой научно-технический потенциал и адаптировать его к жесткой конкуренции, существующей сегодня на мировом рынке, будут обречены на поглощение (прямое или косвенное) более развитыми соседями или, в лучшем случае, глубокую зависимость от них. Именно поэтому приоритетной задачей является выработка стратегии национального инновационного развития, которая позволит максимально использовать имеющиеся интеллектуальные и материальные ресурсы государства, создать стройную инновационную систему и адаптировать ее к сложным процессам глобальной интеграции. Мировой опыт свидетельствует о ведущей роли инноваций в обеспечении конкурентоспособности продукции, производства и экономики в целом. Развитые государства активно совершенствуют собственные инновационные системы и содействуют формированию НИС межотраслевого и глобального уровня. НИС каждой страны состоит из схожих элементов. В их составе выделяют следующие системы: генерация знаний (наука и образование); применение знаний (сектор производства товаров и услуг); регулирующая (органы государственного управления). Связь между элементами осуществляется посредством инновационной среды, формируемой культурой общества, политикой государства, нормативно-правовой базой, а также деятельностью субъектов инновационной инфраструктуры. Совокупность элементов любой НИС является уникальной. НИС характеризуется комплексом количественных и качественных показателей, которые дают общее представление о ресурсах, вовлеченных в инновационный процесс, и результативности их использования, а также показывают особенности взаимодействия элементов НИС с учетом внешних условий. Уникальность характеристик НИС означает, что необходимо построение собственной модели, которая будет базироваться на имеющемся потенциале и учитывать лучшие достижения мировой практики и тенденции инновационного развития, творчески адаптированные к условиям конкретной страны. благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов. Цели государственной инновационной политики: - повышение вклада науки и техники в развитие экономики страны; - сохранение и развитие сложившихся научных школ; - укрепление безопасности и обороноспособности страны; - улучшение экологической обстановки; - повышение конкурентоспособности национального продукта на мировом рынке. Принципы государственной инновационной политики: - свобода научного и научно-технического творчества; - правовая охрана интеллектуальной собственности; - поддержка конкуренции в сфере науки и техники; - концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научного развития; - стимулирование деловой активности в научной, научно-технической и инновационной деятельности; интеграция научной, научно-технической деятельности и образования; развитие международного научного сотрудничества. Роль государства в области поддержки инноваций: - Государство способствует развитию науки, в том числе прикладной, и подготовке научных и инженерных кадров, которые представляют собой основной источник инновационных идей; - Государство выступает в роли посредника в деле организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки, стимулирует кооперацию в области НИОКР промышленных корпораций и университетов; - Государственные органы осуществляют разнообразные программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса; - Фискальные и прочие элементы государственного регулирования формируют стимулирующее воздействие внешней среды на повышение инновационной активности бизнеса. Национальная инновационная система Республики Беларусь представляет собой совокупность законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности во всех отраслях и регионах. В соответствии с белорусским законодательством объектами государственного регулирования являются: научная, техническая и инновационная деятельность; отношения между участниками научной, технической и инновационной деятельности; отношения между органами государственной власти и управления и участниками научной, технической и инновационной деятельности. В качестве субъектов государственного регулирования научной и инновационной деятельности выступают: органы государственной власти и управления РБ; юридические и физические лица, осуществляющие научно-техническую и инновационную деятельность на территории РБ. В лице органов государственной власти и управления государство оказывает прямое или косвенное воздействие на всю цепочку связей в сфере научной и инновационной деятельности, включая все основные стадии от фундаментальных и прикладных исследований до внедрения разработок в массовый производственный процесс. Государственное регулирование и управление научно-технической и инновационной деятельности осуществляется Президентом РБ, Парламентом, Правительством РБ, Советом Министров РБ, НАН Беларуси, иными государственными организациями, органами местного управления и самоуправления в пределах и в соответствии с их полномочиями. Президент РБ утверждает приоритетные направления научно-технической деятельности, основные направления инновационной политики, важнейшие инновационные проекты, принимает решения о создании научно-практических (производственных) центров, регулирует иные важнейшие вопросы, связанные с управлением Национальной инновационной системой. Парламент Республики Беларусь: 1. законодательно регулирует научно-техническую и инновационную политику, 2. утверждает приоритетные направления, 3. устанавливает на очередной год ассигнования из государственного бюджета, 4. формирует систему налоговых, кредитных, амортизационных и других льгот; 5. ратифицирует договоры и соглашения с другими государствами и определяет порядок международного научно-технического сотрудничества. Национальное собрание Республики Беларусь при принятии закона о бюджете на очередной год: 1. устанавливает нижнюю границу общих затрат на науку в процентах от расходной части бюджета, 2. устанавливает норматив объема финансирования фундаментальных и прикладных исследований в процентах к общему объему бюджетных ассигнований на науку; 3. определяет направления научной, научно-технической и инновационной деятельности, на которые должны использоваться предусмотренные в бюджете средства. Совет Министров Республики Беларусь: 1. утверждает: приоритетные направления фундаментальных и прикладных научных исследований, приоритетные направления создания и развития новых и высоких технологий, перечни государственных программ: комплексных целевых научно-технических, фундаментальных и прикладных научных исследований, научно-технических (региональных, отраслевых), 2. обеспечивает проведение (реализацию) государственной инновационной политики, 3. создает правовой, экономический и организационный механизмы, направленные на развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности; 4. организует разработку прогнозов развития науки и техники; 5. обеспечивает разработку прогнозов социально-экономического развития РБ, в составе которых выделяется раздел, отражающий развитие научной и инновационной деятельности.. В систему органов государственного управления, которые обеспечивают непосредственное регулирование научной и инновационной деятельности в рамках возложенных на них прав и обязанностей, входит: · Государственный комитет по науке и технологиям; · Национальная академия наук Беларуси (НАН Беларуси); · Высшая аттестационная комиссия (ВАК). Основными задачами Государственного комитета по науке и технологиям являются: · проведение государственной политики, координация деятельности государственных организаций и организационно-экономическое регулирование вопросов в сфере научной, инновационной деятельности, в том числе научно-технической и международной, в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности; · совершенствование структуры научно-технического потенциала республики и повышение эффективности его использования; · обеспечение контроля за использованием законодательства РБ по вопросам развития научной, научно-технической, инновационной деятельности и охраны прав на объекты интеллектуальной собственности, а также за использованием средств республиканского бюджета, выделяемых на финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности, международного научно-технического сотрудничества. Государственный комитет по науке и технологиям осуществляет свою деятельность во взаимодействии с республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, научными и другими организациями. Национальная академия наук (НАН) Беларуси является высшей государственной научной организацией РБ, осуществляющей организацию, проведение и координацию фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок. В системе НАН Беларуси объединены естественные, технические и аграрные исследования, результаты которых содействуют развитию производительных сил; социальные и гуманитарные исследования, вносящие существенный вклад в государственной строительство, развитие культуры и образования. Академия обеспечивает: повышение эффективности использования научных достижений; подготовку научных кадров высшей квалификации; усиление влияния науки на развитие образования, повышение духовного и интеллектуального потенциала нации. В рамках своей компетенции регулирование своей инновационной деятельности обеспечивают государственные комитеты, министерства, другие органы государственного управления. В составе органов государственного управления создаются, как правило, соответствующие структурные произведения. В Министерстве экономики РБ регулирование науки инновационной деятельности обеспечивает Управление инновационной политики, которое является структурным подразделением Департамента макроэкономического анализа и прогнозирования. Научную и инновационную деятельность обеспечивают также различные научно-исследовательские институты и центры. Министерство образования, соответствующие государственные комитеты, отраслевые министерства как органы государственного управления обеспечивают: организацию и координацию проведения научной и научно-инновационной деятельности в отраслях, планирование и подготовку кадров высшей научной квалификации в учреждениях образования, участвуют в формировании научно-технической политики государства. Главной задачей, стоящей перед вузовской наукой является ее ориентация на выполнение государственных программ и развитие форм организации научных исследований, связанных с профилем подготовки специалистов, а также с обеспечением единства научного и образовательного процесса и созданием задела для развития перспективных научных направлений. Работа отраслевых министерств в сфере научной и инновационной деятельности осуществляется исходя их приоритетных направлений научно-технической деятельности в РБ, реализацию которых обеспечивает отраслевой сектор науки. Органы местного управления и самоуправления обеспечивают создание условий для развития инновационной деятельности, в связи с чем: формируют и реализуют региональные научно-технические программы и инновационные проекты; обеспечивают исполнение законодательства Республики Беларусь, решений органов местного управления и самоуправления в сфере инновационной деятельности; содействуют созданию инновационной инфраструктуры.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 603; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.237.176 (0.009 с.) |