Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возникновение сравнительного менеджмента в России↑ Стр 1 из 28Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В 1990-х гг. в связи с радикальными социально-экономическими преобразованиями встал вопрос об использовании зарубежных теорий менеджмента и управленческих технологий в России. На деле стали реализовываться следующие подходы: • копирование зарубежной теории менеджмента: перевод западных, по преимуществу американских учебников и монографий на русский язык; построение на их основе вузовских программ подготовки по управленческим специальностям и направлениям и, наконец, использование на практике основных положений теории; • адаптация западной теории менеджмента: приспособление западной теории к современным российским условиям; подготовка учебных пособий на основе западных аналогов, но с учетом реальной российской управленческой практики. Однако, как отмечают исследователи, «невозможно ни прямое копирование западного и восточного опыта, ни полное отрицание достижений западной и восточной школы менеджмента. И первое и второе одинаково неприменимо... Поэтому, российский менеджмент должен иметь свое специфическое содержание, формы и методы управления, соответствующие специфике российского менталитета».18 Сравнительные исследования национальных моделей менеджмента помогают избежать повторения чужих ошибок, отделить универсальные черты организации от ее институционально-культурной специфики. Потребность в таких исследованиях испытывают как российские предприятия и организации, осваивающие передовой управленческий опыт, так и зарубежные компании, открывающие свои филиалы и представительства в России. Понятия «сравнительный менеджмент»и «кросс-культурный менеджмент» появились в российской литературе сравнительно недавно, когда в середине — второй половине 1990-х гг. стали публиковаться отдельные статьи и монографии, а в учебные планы управленческих специальностей и различные программы профессиональной переподготовки стали вводиться отдельные дисциплины с такими названиями. Заметный вклад в становление и разработку учебно-методического обеспечения курса сравнительного менеджмента внесли С. Р. Филонович и М. В. Грачев (Государственный университет - Высшая школа экономики), С. П. Мясоедов (Институт бизнеса и делового администрирования при АНХ). а также коллектив кафедры международного менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. Важную роль сыграла реализуемая с 1998 г. Президентская программа подготовки управленческих кадров. Несколько тысяч молодых российских управленцев прошли профессиональную переподготовку на базе российских образовательных учреждений, а затем зарубежную стажировку в Западной Европе, США, Канаде и Японии. По рекомендации Федеральной комиссии по организации подготовки в учебные планы был включен курс сравнительного менеджмента, а для преподавателей вузов организована целая серия методических семинаров. Российской ассоциацией бизнес-образования (РАБО) были проведены конференции по проблемам кросс-культурного менеджмента и совместно с Национальным фондом подготовки кадров (НФПК) организован конкурс на лучшую разработку программы курса «Бизнес-культура и сравнительный менеджмент».19 Во введенных в действие с 2000 г. Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования второго поколения по направлению 521500 — Менеджмент среди специальных дисциплин, рекомендуемых Учебно-методическим объединением вузов (УМО), впервые оказался «Сравнительный менеджмент». В 2003 г. появились первые учебные пособия.20 Таким образом, сравнительный менеджмент начинает утверждаться в российских вузах в качестве учебной дисциплины и в целом как новый раздел теории и практики менеджмента. Вопросы межкультурных различий и их проявлений в различных сферах жизнедеятельности в настоящее время изучаются и в рамках других специальностей и направлений высшего профессионального образования. В качестве примера укажем на появившиеся в вузовских учебных планах такие дисциплины, как «Основы межкультурной коммуникации», «Сравнительная культурология», «Культурная антропология» в рамках направления подготовки дипломированного специалиста 620100 — «Лингвистика и межкультурная коммуникация», а также специальности 023000 — «Теория и практика межкультурной коммуникации». Кроме того, в курсе «Культурология», представленном в блоке гуманитарных и социально-экономических дисциплин всех специальностей и направлений, рассматриваются такие вопросы, как морфология культуры, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира и т. д. Изучение культурных и институциональных оснований менеджмента в России, его рассмотрение в общемировом контексте фактически стало проводиться с начала 1990-х гг., времени радикальных преобразований во всех сферах общественной жизни. Применение методики Хофстеде позволило провести первые сопоставления российской управленческой практики с западными моделями менеджмента (работы П. Н. Шихирева, М. В. Грачева, А. И. Наумова и ряда других авторов). Между тем отечественная управленческая культура и технологии менеджмента нуждаются в системной интерпретации, позволяющей выявить культурную и институциональную специфику российского менеджмента, что, в свою очередь, даст возможность какие-то его особенности использовать в качестве источников определенных конкурентных преимуществ на глобальном уровне.
Контрольные вопросы 1. Чем вызвана необходимость сравнительного анализа национальных моделей менеджмента? 2. Каковы основные подходы к сравнительному менеджменту в научной литературе? 3. Каким образом курс сравнительного менеджмента соотносится с другими в бакалаврской программе по направлению «менеджмент»? 4. Что изучает сравнительный менеджмент? Литература 1. Adler N.J. A Typology of management studies involving culture //Journal of International Business Studies, Fall 1983, Vol. 14 Issue 2. - P. 29-47. 2. Boyacigiller N. A., Adler N.J. The Parochial dinosaur: Organizational science in a global context // Academy of Management Review, April 1991, Vol. 16, Issue 2. - P. 262-290. 3. Laurent A. The Cultural diversity of western conception of management // International Studies of Management and Organization, 1983, Vol. 13, No. 1-2.-P.75-96. 4. Negandhi A. R. Cross-cultural management research: Trend and future directions // Journal of International Business Studies, Fall 1983, Vol. 14 Issue 2. - P. 17-28. 5. Redding S. G. Comparative management theory: Jungle, zoo or fossil bed? // Organization Studies, 1994, Vol. 15, No. 3. - P. 323-359. 6. Ronen S., Shenkar O. Clustering variables: The Application of nonmetric multivariate analysis techniques in comparative management research // International Studies of Management & Organization, Fall 1988, Vol. 18, Issue 3. - P. 72-87. 7. Tayeb M. Conducting research across cultures: Overcoming drawbacks and obstacles // International Journal of Cross Cultural Management, 2001, Vol. 1(1). — P. 91-108. 8. Мясоедов С. П. Основы кросс-культурного менеджмента: Как вести бизнес с представителями других стран и культур. — М.: Дело, 2003. 9. Наумов А. Хофстидово измерение России (влияние национальной культуры на управление бизнесом) // Менеджмент, 1996, № 3. — С. 70-103. 10. Пивоваров С. Э., ТарасевичЛ. С, МайэельА. И. Международный менеджмент. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2005. 11. Симонова Л. М., Стпровский Л. Е. Кросс-культурные взаимодействия в международном предпринимательстве. — М.: ЮНИТИ, 2003. 12. Холден Н. Дж. Кросс-культурный менеджмент. Концепция когнитивного менеджмента. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. Примечания 1 Schollhammer Н. The Comparative Management Theory Jungle // Academy of Management Journal, March 1969, Vol. 12, Issue 1, P. 81-97. 2 Farmer R. N., Richman В. M. A Model for Research in Comparative Management // California Management Review, Winter 1964, Vol. II, No. 2. — P. 55-68. 3 Ibid., Р. 65. В настоящее время проводятся различные эмпирические обследования подобного рода. Например, Всемирный экономический форум ежегодно составляет рейтинги конкурентоспобности стран. На основании статистических данных и опросов нескольких тысяч менеджеров высшего звена составляется индекс перспективной конкурентоспособности (Growth Competitiveness Index — GCI), оценивающий перспективы экономического роста на 5-8 лет, и индекс деловой конкурентоспособности (Business Competitiveness Index — ВСГ). GCI складывается из оценок за макроэкономическую ситуацию, качество государственных институтов и способность страны создавать и внедрять новые технологии, a BCI оценивает деятельность и качество бизнес-среды. (http://www.weforum.org/site/homepublic.nsf/Content/Global + Competitiveness + Programme). Рейтинг, составляемый Центром мировой конкурентоспособности (бизнес-школа IMD, Швейцария), в систему факторов национальной конкурентоспособности вводит менеджмент (http://www02.imd.ch/wcc/). 4 Negandhi A. R., Estefan В. D. A Research model to determining the applicability of American management Know-How in differing cultures and/or environments // Academy of Management Journal, December 1965, Vol. VII, No. 4. — P. 319-323. 5 Perlmutter H. The Tortous evolution of the multinational corporation // Columbia Journal of World Business, 1969, January-February, Vol. 4. — P. 9-18. Данная статья является наиболее известной его работой, в которой изложена данная модель. 6 Копо Т., CleggS. Trends in Japanese management: Continuing strengths, current problems and changing priorities. — Palgrave Macmillan, 2001. — P. 15-16. 7 Hofstede G. Culture's consequences: International differences in work-related values. — Beverly Hills, CA: Sage, 1980; Hofstede G. Cultures and organizations: Intercultural cooperation and its importance for survival, software of the mind. — N.Y.: McGraw Hill, 1991. 8 В настоящее время эта консалтинговая фирма, занимающаяся проведением семинаров и тренингов по кросс-культурному менеджменту для международных компаний, названа по фамилии ее руководителей: Trompenaars Hampden-Turner Intercultural Management Consulting. (При.чеч. авт.) 9 Laurent A. The Cultural Diversity of western conception of management // International Studies of Management and Organization, 1983, Vol. 13, No. 1-2.— P. 75-96. 10 См. специальный выпуск журнала Journal of World Business, 2002, Vol. 37; а также: House R., et al. Cultural influences on leadership and organizations: project GLOBE // Advances in global leadership, 1999, Vol. 1. - P. 171-233; Koopman P.L., Den Hartog D.N., Konrad E., et al. National culture and leadership profiles in Europe: Some results from the GLOBE study // European Journal of Work and Organizational Psychology, 1999, Vol. 8, No. 4. - P. 503-520; House RJ., Hanges PJ.,Javidan M., Dorfman P.W., Gupta V. (eds.) Culture, leadership, and organizations: The Globe study of 62 societies. — SAGE Publications, 2004. 11 Отметим, что в GLOBE Россия была не только объектом исследования наряду с 60 странами мира, но и впервые стала полноправным участником международных исследовательских проектов: в составе исследовательской группы были и российские специалисты (М. В. Грачев и др.). 12 Redding S. G. Comparative management theory: Jungle, zoo or fossil bed? // Organization Studies, 1994, Vol. 15, No. 3. - P. 331. 13 Виханский O.C., Наумов А. И. «Другой» менеджмент: время перемен // Российский журнал менеджмента, № 3, 2004. С. 116. 14 Для примера назовем сборники: 1) Warner М. (ed.) Comparative management: Critical perspectives on business and management. Vol. 1: North American Management; Vol.2: European management; Vol. 3: Asia-Pacific Management; Vol. 4: Management in the Newly Industrializing Countries. — London: Routledge, 1997; 2) Pugh D.S., Plath A. (ed.) International Business and Management. Vol.1: Internationalization and international Strategy; Vol. 2: The Impact of national culture on management; Vol. 3: Government, operations and finance; Vol.4: Human resources management and marketing. — London: Sage, 2002. Кроме того, можно отметить выходящие с 1984 г. в издательстве Elsevier сборники под общим названием «Advances in International Comparative Management* (недавно стал называться чуть короче: «Advances in International Management*). 15 Бизнес-образование, 2000, № 1(8). - C.118. 16 Пивоваров С.Э., Тарасевич Л. С., МайзельА. И. Международный менеджмент. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - С. 36. 17 Ronen S. Comparative and multinational management. — N. Y: John Wiley& Sons, 1986. Из новых изданий учебных пособий с подобным наименованием можно назвать: Коеп С. Comparative international management. — McGraw-Hill, 2005. 18 Картавый M. А., Нехамкин А. Н. Методологические принципы формирования российского менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. — 1999. - № 3. - С. 11-29. 19 Итоги конкурса подведены в журнале «Бизнес-образование», 2000, №1(8), 2(9). 20 Мясоедов С. П. Основы кросскультурного менеджмента: Как вести бизнес с представителями других стран и культур. - М.: Дело, 2003; Симонова Л. М., Стровский Л. Е. Кросс-культурные взаимодействия в международном предпринимательстве. — М.: ЮНИТИ, 2003; Эпштейн М. 3. Сравнительный менеджмент. - СПб.: СПбГУЭФ, 2003. Кроме того, в ряде учебных пособий появились отдельные разделы и главы, посвященные вопросам сравнительного менеджмента. См., например: Пивоваров С. Э., Тарасевич Л. С, Майэель А. И. Указ. соч.; Управление развитием организации: модульная программа для менеджеров. Модуль «Организация и управление внешнеэкономической деятельностью. — М.: ИНФРА-М, 1999; Управление современной компанией / Под ред. Б. Мильнера и Ф. Ли-иса. - М.: ИНФРА-М, 2001.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.253.168 (0.01 с.) |