Эскимосские перевороты в сложных условиях 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эскимосские перевороты в сложных условиях



В турбулентном потоке.

Далеко не всегда после порога вас ожидает спокойный плес, где вы можете вставать в свое удовольствие. Часто приходится вставать, например, в цепочке валов после основного слива или в другой турбулентной структуре. Конечно, эта турбулентность сама способствует перевороту каяка в ту или иную сторону. Например, на переднем склоне вала каяк проще перевернуть навстречу струе, а на заднем - от струи.

Но как вам понять, в каком месте потока вы находитесь? И успеете ли вы изготовиться для переворота с нужной стороны? К счастью, этого делать не требуется. Займите исходное положение со своей привычной стороны и ждите, пока каяк качнется в нужном вам направлении. Тогда немедленно вставайте, причем сделать это надо одним быстрым и энергичным движением, пока ситуация не переменилась на противоположную. И сразу же сориентируйтесь: в каком месте порога вы находитесь, куда движетесь и как расположен каяк.

Обратите внимание на вторую функцию ваших упоров. Это не только средство управления каяком, но и звено в цепи обратной связи. Именно благодаря им вы можете воспринимать и анализировать все движения каяка не глазами, не головой, а непосредственно той частью тела, которая должна управлять им. Это позволяет вам реагировать на ситуацию быстро и адекватно.

На байдарке.

Одна из основных слабостей двухместной байдарки состоит именно в том, что на ней крайне сложно выполнить эскимосский переворот (и вообще любой маневр, требующий строго слаженной работы). Возможны три решения этой проблемы:

1. Подождать, пока матрос покинет судно. После этого вы с облегчением встанете. Это ненамного сложнее, чем на каяке, но потом вы легко можете перевернуться через корму из-за набранной при перевороте воды.

2. Матрос прижимается к деке, обхватывает байдарку руками, держит весло вдоль борта. Капитан выполняет переворот. Естественно, эти действия должны быть оговорены заранее.

3. Переворот выполняют оба члена экипажа. Поскольку договариваться перед каждым реальным (не учебным) оверкилем вам будет некогда, должно быть установлено жесткое правило типа: "встаем всегда с той стороны, куда легли" или "всегда справа". Основная же сложность состоит в том, чтобы обеспечить одновременную работу гребцов. Для этого не годится даже прямое управление матросом с помощью ног, возможное на "спортивных" байдарках с малым разнесением: к сожалению, матрос имеет конечное и очень непостоянное время срабатывания. Столь же неэффективна работа на счет "Один... Два... ТРИИИ!", поскольку каждый человек считает со своей собственной скоростью, а под водой время часто течет по-разному для разных людей и в разных конкретных ситуациях. Единственный выход состоит в том, что один гребец (как правило, менее опытный) начинает движение, а второй его тут же ощущает и подхватывает - так же, как при перевороте в турбулентном потоке.

Вблизи крупного судна.

Если вы перевернетесь из-за столкновения с катамараном или рафтом, или окажетесь рядом с ним по какой-то другой причине, вы, вероятнее всего, начнете вставать с противоположной от него стороны. Столь же определенно можно предвидеть, что катамаранщики ухватятся за ближайший к ним борт (тот, который вам надо притопить) и будут тащить его вверх, спасая вашу жизнь. Поэтому, если она вам действительно дорога, вставайте руками от катамарана, как от твердой опоры. А еще лучше - держитесь от него подальше.

ОПОРНЫЕ ГРЕБКИ

Низкая опора. Высокая опора. Советы. Дуговая опора. Параллельная опора. Усложненные упражнения.

Представьте, что вы сидите на земле, и вдруг что-то сильно толкает вас сбоку. Какова будет ваша реакция? Скорее всего, вы машинально обопретесь ладонью о землю с той стороны, куда могли бы упасть. Точно также, если вы сидите в каяке и поток каким-то образом выводит вас из равновесия, вы опираетесь веслом о поверхность воды. Для этого вам нужно тоже выработать аналогичный рефлекс и применять его, не задумываясь.

Низкая опора

Не меняя положения ведущей руки на весле, положите одну лопасть тыльной стороной на поверхность воды напротив кокпита и надавите на нее. Это толкающее движение, немного похожее на обратный гребок. При таком движении весла вода оказывает ему значительное сопротивление, и вы можете использовать эту силу, чтобы восстановить равновесие. Движением поясницы поставьте каяк на ровный киль. После выполнения опоры лопасть оказывается несколько погруженной в воду. Опустите локти, разверните лопасть ребром и выньте ее из воды.

Высокая опора

Низкая опора имеет смысл только при небольшом крене каяка, когда ваш корпус остается в положении, близком к вертикальному. При большом крене вы делаете другое движение. Чтобы освоить его, проделайте следующее упражнение.

  • Поднимите весло горизонтально на высоту плеч. Та лопасть, которой вы собираетесь опереться, должна смотреть рабочей стороной вниз.
  • Наклонитесь вместе с каяком в эту сторону.
  • Весло касается воды.
  • Поставьте каяк на ровный киль, изгибая поясницу и делая короткий энергичный гребок в поперечном направлении.
  • Верните корпус в нормальное положение.
  • Согните руки в запястьях и выньте лопасть из воды ребром.

Основное движение во всем этом приеме — уже знакомый вам "рывок бедрами". Именно с его помощью вы возвращаете в нормальное положение сам каяк. Роль весла состоит в том, чтобы не дать вашему корпусу погрузиться слишком глубоко во время этого движения и затем поднять его на каяк.

Советы

  • Не поднимайте весло выше головы. В противном случае вы легко можете вывихнуть плечо.
  • Держите весло как можно ближе к горизонтали. Чем сильнее оно отклоняется от горизонтали, тем меньшую опору оно вам создает.
  • Не сдавайтесь. Крен на 179° — это еще не оверкиль! Никогда не позволяйте каяку перевернуться прежде, чем вы хотя бы попытаетесь осознанно сделать опору.
  • Потренируйтесь последовательно выполнять опору с одной и с другой стороны.
  • Чаще упражняйтесь в выполнении опоры. Тяжело в учении — легко в приключении.

Дуговая опора

Еще более мощный опорный гребок основан на горизонтальном движении весла. Именно он применяется в наиболее критических ситуациях на бурной воде. В предельном случае он непрерывным образом переходит в эскимосский переворот "винтом".

  • Займите такое же исходное положение, как для дугового гребка от носа. Рабочая рука вытянута вперед, верхняя согнута, ее кисть находится на уровне пояса. Хват весла должен быть почти горизонтален. Однако теперь запрокиньте кисти рук так, чтобы лопасть скользила по поверхности воды под небольшим углом, почти плашмя.
  • Проведите лопасть с небольшой скоростью по дуге. Вы почувствуете, что она все время выходит из воды, и вам нужно прикладывать усилие для того, чтобы погрузить ее снова. Именно так она и работает при опоре.
  • Вернитесь в исходное положение, наклонитесь вместе с каяком на небольшой угол. Повторите опору. В тот момент, когда весло будет проходить мимо кокпита, выполните "рывок бедрами" и вернитесь в нормальное положение.
  • Постепенно увеличивайте угол наклона. Следите, чтобы ваш корпус наклонялся вместе с каяком, а гребок начинался не раньше, чем крен достигнет определенной величины.
  • Обратите внимание на то, как видоизменяется этот гребок по мере увеличения крена. Весло должно двигаться в горизонтальной плоскости — по поверхности воды — при любом крене. Поэтому вращение плеч соответствует требуемому движению все меньше и меньше. Вместо плеч во вращение вовлекается вся верхняя часть корпуса. Она движется по кругу с центром в районе поясницы.
  • При больших углах крена — 60–120° — различия становятся наиболее заметными. В начальном положении вы пригибаетесь к носу каяка и разворачиваете плечи таким образом, чтобы упасть на воду спиной. Из этого положения корпус движется плашмя по поверхности воды, повторяя движение весла. Точнее сказать, теперь уже весло повторяет движение корпуса. Корпус остается развернут грудью вверх во все время движения, а весло — почти горизонтально. Хват весла во все время проходит над грудью. Нижняя рука полностью выпрямлена, а верхняя согнута так, чтобы свободная лопасть двигалась вплотную к верхнему борту. Локоть верхней руки опущен ниже весла (иногда даже прижат к корпусу). Следите за тем, чтобы вы не начали непроизвольно распрямлять верхнюю руку.
Положение корпуса, рук и весла при дуговой и параллельной опоре.
  • Вращение плеч при больших углах крена отсутствует по вполне очевидной причине: если крен настолько велик, что ваш позвоночник расположен горизонтально, то оно приводит к движению весла в вертикальной плоскости, абсолютно бесполезному: весло встает вертикально и "проваливается". Вместо него опора выполняется на все 100% за счет плоского кругового движения корпуса. Чтобы вам было проще понять это движение, попробуйте представить свой корпус и весло как лопасть вертолетного винта.
  • Ни в коем случае не заводите весло себе за спину, за линию плеч. В этом положении руки легко вынимаются из суставов. После пары неудачных экспериментов вы рискуете заработать профессиональную болезнь каякеров — хронический подвывих плеча.
  • Не выполняйте это движение слишком быстро. Оно намного медленнее, чем кажется поначалу. Слишком быстрое движение означает, что лопасть лишь частично погружена в воду и не работает в полную силу; погрузите ее в воду целиком.
  • В средней точке — напротив кокпита — имеется два варианта дальнейших действий. Вы можете акцентировать рывок бедрами и гребок в поперечном направлении, как при высокой опоре; это позволит вам сразу поставить каяк на ровный киль и выпрямить корпус. При такой технике вся предшествующая часть гребка становится скорее связующим элементом, подводящим вас к исходному положению для высокой опоры. Она позволяет вам задержать процесс оверкиля и оттянуть время до того момента, когда вы будете готовы выполнить опору, которая, собственно, и возвращает вас в нормальное положение.
  • Другой вариант техники состоит в том, что ваш корпус с самого начала и до конца опоры движется по кругу (вместе с веслом). Чтобы завершить такое вращение, вы оказываетесь вынуждены совершить непроизвольный "рывок бедрами" в средней точке. Выполнить его вам помогает инерция, набранная вашим корпусом в предыдущей фазе гребка. Продолжая это движение, вы выходите на корму каяка и затем выпрямляете корпус. Более подробно это движение будет рассмотрено чуть позже, когда речь пойдет о перевороте "винтом".

Для правильного выполнения последнего движения гребец должен иметь возможность свободно откинуться назад. В идеальном случае он должен быть в состоянии коснуться деки затылком и лопатками. Для этого, как легко догадаться, необходимы три условия. Первое из них — это хорошая гибкость самого гребца; для этого следует регулярно делать упражнения для растяжки и развития гибкости. Второе состоит в том, чтобы объем спинной части спасжилета был не слишком велик и по возможности рассредоточен по всей спине. Особенно важно не иметь большой надувной подушки в нижней части спины. Наконец, сама конструкция лодки должна допускать такое движение. Именно поэтому у всех современных каяков кокпит сильно вытянут не только вперед, в направлении коленей гребца, но и назад, и его задний край находится далеко от сиденья. С этой же целью дека каяка имеет понижение в районе задней части кокпита. В еще большей степени, чем для опоры, свободное движение гребца к корме лодки необходимо для правильного переворота "винтом" и для перехода на другую сторону при перевороте "рычагом" на полный оборот.

Важное достоинство дуговой опоры состоит в том, что она естественно вписывается в ритм прямой гребли и, в качестве побочного эффекта, обеспечивает поступательное движение каяка. Чтобы успешно применять ее в реальной обстановке, вам надо выработать у себя привычку: при больших углах крена наклоняться вперед и разворачивать плечи. Это достаточно простое и естественное движение — вы просто усиливаете разворот плеч в ходе прямой гребли. Если ваши опасения насчет возможного оверкиля оказались напрасными, вы просто продолжаете грести вперед; если же крен продолжает увеличиваться, вы падаете в воду спиной, возле носа каяка, готовые выполнить опору.

Параллельная опора

Этот вид опоры редко применяется в реальной обстановке. Однако это очень важное учебное упражнение, помогающее вам почувствовать, что такое управление креном каяка.

Если высокая опора очень похожа на прямое притяжение, только выполняемое в вертикальном, а не в горизонтальном направлении, то параллельная опора — аналог параллельного притяжения. Для притяжения весло располагается вертикально и создает усилие, направленное по горизонтали. Для опоры, наоборот, весло должно располагаться как можно ближе к горизонтали. Лопасть движется вперед-назад по поверхности воды, под небольшим углом к ней, и создает вертикальное усилие.

Выделите из дуговой опоры среднюю часть, когда лопасть проходит мимо кокпита. В конце ее измените угол наклона лопасти на противоположный и проведите ее вперед — примерно от заднего края кокпита до переднего. Повторите это движение столько раз, сколько сможете. Одновременно поясницей поддерживайте неизменный крен каяка. Когда наиграетесь, усильте "рывок бедрами" и верните каяк на ровный киль.

Можно подойти к параллельной опоре и с другой стороны. Откиньтесь на корму. Положите лопасть на воду рядом с собой и сделайте несколько движений, чтобы почувствовать опору. Продолжая опираться, постепенно сползите с деки каяка набок и займите положение, перпендикулярное ему. При этом ваш корпус остается повернут грудью вверх. Увеличьте крен каяка. Подержите его в таком положении 1–2 минуты и верните на ровный киль.

Ключевые элементы этого упражнения те же, что и для дуговой опоры. Следите, чтобы лопасть была полностью погружена в воду. Хват весла расположен как можно ближе к горизонтали, верхняя лопасть движется вплотную к борту. Корпус развернут так, что вы лежите на воде спиной; немного скосив глаза, вы должны видеть корму каяка. Нижняя рука выпрямлена, и, в отличие от других видов опоры, именно она в основном приводит в движение весло. Верхняя рука согнута, локоть опущен ниже весла, кисть практически неподвижна и работает в качестве шарнира. Не заводите весло себе за спину!

Для успешного выполнения параллельной опоры вам, возможно, потребуется разработать запястья, особенно на не-ведущей руке. Если вы уверенно держите крен во время одного хода весла, но теряете равновесие в момент смены направления движения на противоположное, то дело именно в них. При хорошо разработанном запястье кисть способна двигаться по полному кругу в плоскости, перпендикулярной предплечью. Включите это вращение в свою утреннюю зарядку.

Усложненные упражнения

Для того, чтобы на спокойной воде уверенно освоить выполнение опорных гребков (особенно высокой и дуговой опоры), после того, как вы в основном научитесь пользоваться ими, попробуйте следующие упражнения.

  • Частично заполните каяк водой, чтобы ввести его в неустойчивое состояние. В таком состоянии попробуйте грести вперед, поворачиваться, выполнять резкие развороты.
  • Разгоните частично заполненный водой каяк, пригнитесь к носу, а затем резко затормозите. Вода в каяке перельется в нос, и каяк встанет на "свечку". Из этого положения он может примерно с равной вероятностью свалиться в любую сторону; удерживайте его на "свечке" декой вверх так долго, как только сможете.
  • Попросите товарища, стоящего на берегу, поднять нос или корму вашего каяка на высоту своего роста, и затем резко толкнуть вас вдоль оси каяка вперед и вниз. Каяк глубоко нырнет и начнет всплывать, как при прыжке с водопада или с берега. В этом положении он достаточно неустойчив. Удерживайте его на ровном киле до тех пор, пока он не придет в нормальное положение. Обратите внимание на то, чтобы в выбранном вами месте была достаточная глубина.
  • Попросите 1–2 товарищей, стоящих на мелководье или плавающих рядом, взять ваш каяк за корму и без предупреждения резко кренить его то в одну, то в другую сторону, стараясь перевернуть. Ваша задача состоит в том, чтобы удержать каяк на ровном киле. Если ваши товарищи достигнут своей цели, пусть они отпустят вас и позволят вам встать, а затем продолжат упражнение. Это упражнение называется "игра в Лосево" — знаменитые лосевские поганки действуют на каяк примерно так же, но, в отличие от ваших товарищей, делают это без перерывов.

ЭСКИМОССКИЙ ПЕРЕВОРОТ "ВИНТОМ"

Механика переворота "винтом". Упражнения и советы. Переворот "одним ударом".

Этот способ эскимосского переворота, как уже говорилось, является не чем иным, как предельным случаем опоры. Он не требует перехвата весла и стыкуется с нормальным режимом гребли более естественно, чем переворот "рычагом". Но это значительно более сложное движение, связанное с вращением в двух плоскостях. Поэтому объяснить его "с нуля" достаточно сложно. Самый надежный вариант изучения этого приема — постепенно разрабатывать глубокую дуговую опору, доводя крен лодки до 180°. Но такой способ требует немало времени.

Помимо объективной сложности этого приема, существуют, как минимум, две основные разновидности техники его выполнения с акцентом на разные составляющие. Наконец, едва ли не каждый инструктор, обучающий вас этому приему, описывает его по-своему и в своей собственной системе отсчета: один — в координатах, связанных с берегом, другой — относительно лодки, третий — относительно плеч гребца. Поэтому не удивляйтесь, если вы услышите от двух инструкторов диаметрально противоположные указания. Вам придется самостоятельно разобраться, связаны ли они с различными описаниями одного и того же движения или с действительно различными вариантами техники.

Механика переворота "винтом"

Основным элементом этого приема, как и всех видов опоры и эскимосского переворота, является так называемый "рывок бедрами", а точнее — изгибание поясницы. Именно этим движением вы переворачиваете саму лодку. Все различия между этими приемами связаны только с тем, что делает в это время другая половина вашего корпуса.

Если переворот "рычагом" основан на реактивном движении, то переворот "винтом" (в наиболее завершенном и последовательном варианте исполнения) связан с инерцией вашего тела и кинематическими ограничениями, налагаемыми его конструкцией. Чтобы объяснить это, не углубляясь в дебри теоретической механики, попробуем медленно выполнить переворот "вверх ногами".

  • Встаньте боком к твердой опоре и представьте, что вокруг вас вода, а воздух — где-то за днищем каяка. Пригнитесь вплотную к носу каяка. Возьмитесь руками за опору.
  • Из этого положения проведите корпус в горизонтальной плоскости, по кругу с центром в районе поясницы. Корпус скользит по поверхности воды плашмя, грудью вниз (при реальном выполнении переворота, соответственно — вверх). Опишите дугу в 90 градусов. 75°, 85°... что, туговато идет?
  • Представьте себе, что получилось бы, если бы вы смогли продолжать это движение дальше. Вы бы вышли на корму каяка, лицом к деке. Естественно, занять такое положение вы не можете.
  • Но мгновенно остановиться в среднем положении вы тоже не можете, поскольку ваш корпус обладает определенной инерцией. Поэтому он продолжает движение, вовлекая в него то, к чему он прикреплен — ваши бедра и каяк. Чтобы последовать за ним, ваши бедра вынуждены в этой точке перевернуться на 180°!
  • После этого вы продолжаете круговое движение корпуса и подходите к корме спиной. В данном упражнении "наоборот" вы окажетесь под кормой каяка, лицом в воде. При реальном перевороте вы выходите на корму каяка, лицом кверху, и отсюда выпрямляете корпус в нормальное положение.
Эскимосский переворот "винтом". Кинематический вариант.

Строго говоря, каяк для этого упражнения не обязателен. Сядьте на пол, выпрямите ноги, наклонитесь вперед. Представьте, как был бы расположен сейчас ваш каяк. Опираясь руками о пол, проверните корпус на 180° в горизонтальной плоскости, не разгибая его. В средней точке этого движения вам придется перевернуть бедра и ноги, и в конце концов вы обнаружите, что лежите на животе, выпрямившись к воображаемой корме.

Упражнения и советы

  • Перевернитесь без весла, пригнитесь к носу. Попросите инструктора взять ваши руки и поставить их в исходное положение. Затем провести их по той траектории, по которой они должны двигаться при "винте". Не переворачивайтесь грудью вниз; вместо этого вам придется перевернуть бедрами каяк, а инструктор вытащит вас на корму.
  • Перевернитесь с веслом. Попросите инструктора выставить ваши руки и весло в правильное положение, под правильным углом и условным знаком (стук по дну и т.п.) сообщить вам об этом. Выведите руки из этого положения и верните их обратно; инструктор проконтролирует, насколько правильно вы это сделали. Повторите упражнение несколько раз, затем позвольте вынуть себя из воды или встаньте сами "рычагом".
  • Перевернитесь и попросите инструктора выставить ваше весло в исходное положение, а затем провести его по требуемой траектории. Ваш корпус при этом упражнении должен следовать за веслом. Запомните это движение — при реальном перевороте корпус, наоборот, совершает его сам и ведет за собой руки и весло.
Исходное положение для переворота "винтом" (вид снизу).
  • Для того, чтобы понять это движение, иногда полезна маска или очки. Но некоторым людям они, наоборот, мешают и создают лишнюю путаницу.
  • Положите рабочую лопасть весла (ту, которой вы собираетесь вставать) у носа каяка, рабочей стороной на воду. Расслабьте руки и перевернитесь, стараясь, чтобы каяк не накрыл собой лопасть. Во время переворота обратите внимание на то, в какое положение приходит весло: параллельно противоположному борту. Запомните это положение рук.
  • Итак, исходное положение для "винта" можно описать следующим образом: корпус прижат вплотную к носу каяка; обе руки находятся у борта, весло параллельно ему; запястья рук согнуты до предела, так что вы касаетесь борта костяшками пальцев.
  • В исходном положении рабочая рука занесена вокруг головы за противоположный борт, ее кисть находится где-то на уровне колена. Из этого положения естественным движением было бы либо вернуть ее на свой борт, либо вывести из плоскости деки, перпендикулярно этой плоскости. (В результате получается движение в вертикальной плоскости, одними руками — основная ошибка начинающих гребцов.) Для того, чтобы запустить корпус и весло в нужную сторону, вам надо начать движение самым противоестественным образом: кисть рабочей руки идет от противоположного колена в плоскости деки еще дальше на "чужую" сторону. Вести ее в таком направлении можно только вместе с движением корпуса — что вам и требуется.
  • Не переворачивайте корпус грудью вниз. Гребок делается на все 100% вращением в пояснице, а не разворотом плеч (сравните с прямым гребком — там все делается строго наоборот).
  • Не нагружайте весло, а просто ведите его по поверхности воды максимально далеко от себя. Нижняя рука полностью выпрямлена, верхняя — внимание! — согнута. Представьте себе, что вы хотите спрятать кисть этой руки под сиденье каяка. Хват весла почти горизонтален.
  • Не толкайте весло руками, опережая корпус. Если вы заведете его себе за спину, вы можете вывихнуть руку; в любом случае, использовать усилие больше того, которое развивает корпус, вы не сможете.
  • Если вы встаете не очень уверенно, попробуйте сместить обе руки в сторону нерабочей лопасти. Более длинное весло ведет себя в данном случае более устойчиво. Возможно, вам полезно будет поупражняться также с длинным канойным веслом.
  • Выработайте у себя привычку при оверкиле сразу же пригибаться к носу каяка. Если вы позволите спасжилету затащить вас под корму, то занять исходное положение для "винта" вам будет сложно.
  • Критически относитесь к объяснениям инструктора (а также ко всему написанному выше и ниже). Во-первых, он может учить вас не тому варианту "винта", которому вас учил предыдущий инструктор. При этом оба из них будут правы — вставать можно либо одним способом, либо другим, либо каким-то промежуточным, но учиться можно только одному. Во-вторых, каждый человек описывает это движение по-своему и со своими собственными акцентами. Ваше тело тоже должно найти для него свое собственное описание. В-третьих, поскольку при перевороте "право" и "лево" меняются местами, вы можете иногда понимать своего инструктора с точностью до наоборот. Следите за тем, чтобы вы говорили с ним на одном языке.
  • В заключение попробуйте усложненные упражнения, как и при перевороте "рычагом": залезание в перевернутый каяк, "вертушка" из 10 оборотов, переворот руками. При правильной технике переворот руками на полный оборот намного легче выполнить "винтом", чем "рычагом".

Переворот "одним ударом"

Выше уже говорилось о двух вариантах дуговой опоры. Один из них основан на использовании инерции корпуса; при увеличении исходного крена до 180° он переходит в переворот "винтом" по только что описанному методу. Другой вариант акцентирует "рывок бедрами" в средней точке за счет короткого, но сильного гребка руками в вертикальной плоскости.

При таком варианте опоры круговое движение корпуса от носа каяка играет вспомогательную роль. Возможен вариант, когда оно превращается просто в связующее движение, а упомянутый гребок выполняет практически всю работу по постановке каяка на ровный киль. Фактически он превращается в высокую опору.

В предельном случае этот способ переворота тоже называется "винтом", хотя представляет собой несколько отличное движение. Роль кругового движения корпуса в этом случае более существенна, чем при опоре. Оно позволяет (за счет вертикального усилия, создаваемого веслом) поднять корпус к поверхности воды и прогнуть его, чтобы получить необходимый размах для "рывка бедрами". Когда корпус гребца разворачивается на 90° к корпусу каяка, следует "рывок бедрами", усиленный движением рук, и каяк ставится на ровный киль. При хорошей технике исполнения вертикальный гребок бывает достаточен и для того, чтобы вернуть корпус в нормальное положение; если он более слабый, то гребец, как и при "чистом" винте, сначала выходит на корму, а затем выпрямляется. Возможно также выходить не на корму, а на нос каяка, но такое возвратно-поступательное движение корпуса более запутанно.

Переворот "винтом". Вариант с подчеркнутым "рывком бедрами".

Такой метод эскимосского переворота выполняется несколько быстрее чистого винта, но он требует большей физической силы. Поэтому он более характерен для гребцов-мужчин и профессиональных спортсменов. Кроме того, ход весла при таком перевороте весьма ограничен, и если его оказывается недостаточно для постановки каяка на ровный киль, попытка переворота заканчивается неудачей. Продолжить "чистый" вариант переворота после этого гребка уже невозможно, потому что инерция корпуса уже погашена, а сам корпус развернут к воде грудью или боком. В результате гребец падает в воду в самом неудобном для "винта" исходном положении — ближе к корме, лицом вниз. Именно поэтому многие каякеры после неудачной попытки переворота "винтом" переходят на "рычаг", для которого такое положение ближе к исходному.

Тем не менее, очень сильный и гибкий гребец вполне может поставить каяк на ровный киль одним лишь вертикальным движением весла, не используя дуговые элементы ни до, ни после него. Фактически это уже предельный случай не дуговой, а высокой опоры. Такая техника иногда называется "переворотом на одном ударе".

ЭЛЕМЕНТЫ КАНОЙНОЙ ТЕХНИКИ

Прямой гребок со своей руки. Работа на перехвате. Отруливание. Обратная гребля.

Каноэ-одиночка — наиболее близкое к каяку судно, и техника управления ими имеет много общих элементов. По сравнению с каяком, каноэ имеет вполне определенные достоинства и недостатки, и выбор между ними — сугубо личное дело каждого гребца. Вместе же они образуют общую техническую базу, на которой основана вся техника управления всеми многоместными судами — по крайней мере, теми из них, которые вообще поддаются управлению. Все, что может сделать гребец на байдарке, каноэ-двойке или катамаране — это строгое подмножество тех приемов, которые существуют для управления каяком или каноэ-одиночкой.

Поэтому, если вы дополните свой арсенал каноистскими приемами, вы станете практически универсальным гребцом, и вам потребуется не более 10 минут адаптации, чтобы эффективно работать (а не сплавляться) на любом туристском судне. Тогда (и только тогда!) вы сможете надстроить над своей индивидуальной техникой групповую технику экипажа. Кроме того, отдельные элементы канойных гребков входят в состав тех приемов, которые вы применяете на каяке. В частности, канойный прямой гребок можно разглядеть и в контрольном гребке, которым обычно завершается зацеп, и в усиленном гребке для прохождения бочек. Наконец, эти элементы — просто полезные упражнения, позволяющие вам лучше понять и почувствовать свое судно.

Вы можете отработать эти элементы непосредственно на вашем каяке; в конце концов, именно на нем вам придется их применять. Если при этих упражнениях вам трудно управиться с веслом, сместите обе руки ближе к рабочей лопасти, таким образом как бы укоротив его. Если в вашем распоряжении имеется каноэ — потренируйтесь и на нем, хотя бы для расширения своего кругозора. Наиболее существенные особенности канойной техники, которые полезно знать каякеру, следующие.

Прямой гребок со своей руки

Исходное положение: плечи развернуты вокруг позвоночника примерно на 45°, корпус наклонен вперед тоже на 45°. Весло входит в воду и движется вдоль борта (для толкающего гребка). Хват весла во все время гребка практически вертикален, кисть верхней руки движется над рабочим бортом. Основное усилие развивается двумя одновременными движениями корпуса:

  • Плечи разворачиваются в нормальное положение.
  • Корпус выкатывается вперед волнообразным движением: сначала бедра, потом поясница, потом грудь. В последнюю очередь выпрямляются плечи.

Оба эти движения начинаются и завершаются одновременно. Руки, как и при гребле на каяке, не столько тянут весло, сколько направляют его. На протяжении большей части гребка они остаются прямыми и начинают сгибаться только в конечной фазе гребка. Гребок заканчивается немного позади центра лодки (не далее заднего края кокпита). Лопасть вынимается из воды ребром.

Чтобы освоить канойную греблю, отработайте сначала движение по прямой и по кругу. После этого переходите к движению по сложной траектории.

Работа на перехвате

Для коррекции курса делается гребок со стороны нерабочей руки. Весло переносится над носом лодки, кисть рабочей руки оказывается за противоположным бортом. В исходном положении корпус также наклонен вперед и развернут вокруг позвоночника в ту же сторону, что и при гребке со своей руки: плечо со стороны рабочей руки выдвинуто вперед, со стороны верхней руки — отведено назад. Этот разворот плеч даже больше, чем при гребке со своей стороны. В ходе гребка весло остается вертикальным, нижняя рука не должна опережать верхнюю. После гребка лопасть либо вынимается из воды вертикально, либо проводится к носу ребром.

Помимо прямого гребка, на перехвате часто выполняются дуговой гребок и зацеп. Иногда приходится выполнять на перехвате и другие гребки.

Отруливание

Это мощный управляющий гребок, применяемый для коррекции курса на каноэ и особенно на катамаране. (Спортсмены-каноисты сейчас по возможности избегают применять его, потому что он тормозит лодку и занимает много времени.) В конце прямого гребка хват весла упирается в борт, как можно ближе к корме, и фиксируется нижней рукой. Лопасть разворачивается вертикально, параллельно борту. После этого верхняя рука ведет рукоятку весла поперек лодки, вращая его вокруг той точки, где оно прижато к борту. Лопасть движется вбок, отбрасывая корму в противоположную сторону. По существу, это движение очень похоже на дуговой гребок от кормы, но усилие передается не на руки гребца, а непосредственно на корпус судна.

Обратная гребля

Обратный гребок со своей руки очень похож на прямой, выполняемый в обратном порядке. Различия между прямым и обратным гребком те же, что и на каяке: в исходном положении корпус сильнее развернут назад; нижняя рука не только направляет весло, но и толкает его вперед. Гребок выполняется тыльной стороной лопасти.

Обратный гребок на перехвате выполняется рабочей стороной лопасти. В этом состоит его основная особенность. Выполнять этот гребок особенно неудобно длинным веслом, поэтому при данном упражнении полезно перехватить весло ближе к рабочей лопасти.

Глава 4
УПРАВЛЕНИЕ КАЯКОМ НА БУРНОЙ ВОДЕ

"Не надо быть в каждой бочке затычкой"
Туристская поговорка

Сплав по бурной воде отличается прежде всего тем, что непосредственно работа гребца не является единственным или главным источником движения лодки. Равная или, что более типично, большая часть энергии для этого движения черпается непосредственно из энергии потока или отдельных струй. Турбулентный поток — не помеха и не посторонняя сила, а равный или даже превосходящий по силам партнер и противник. Задача гребца состоит не в том, чтобы совершить требуемый маневр вопреки ему, а в том, чтобы подставить ему лодку таким образом, чтобы этот поток сам произвел с ней желаемое действие. Иногда, особенно на мощной и сложной воде, это бывает непростой задачей. Но тем большее удовольствие получает гребец, сумевший подчинить эту необузданную силу своей воле.

Выход на струю и вход в улово. Траверс. Сбойки струй. Шиверы. Прижимы. Валы. Бочки. Вход/выход из улова через бочку. Развитая вертикальная турбулентность. Время работать и время отдыхать. Просмотр и прохождение препятствий.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.87.33.97 (0.013 с.)