Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правило наименьшего действия.

Поиск

Не старайтесь обойти каждый очередной камень как можно дальше. В большинстве шивер камни расположены в шахматном порядке, и чем дальше вы уйдете от одного камня, тем дальше вам придется возвращаться, чтобы обойти следующий. Вместо того, чтобы шарахаться из стороны в сторону, старайтесь по возможности выдерживать прямолинейный курс с небольшим количеством глобальных поворотов и проходить вплотную к камням то справа, то слева.

Правило опережения.

Подходя к очередному камню, закладывайте такой курс, который приводил бы вас в требуемую точку при обходе следующего. Тогда при подходе ко второму камню вам останется только точно откорректировать положение лодки и затем изменить курс в направлении третьего, и т.д. Еще лучше, если вы сможете контролировать свое движение на 2–3 хода вперед.

Правило глобальных маневров.

Следите за тем, чтобы в путанице ближайших к вам камней не упустить глобальных изменений в структуре препятствия — например, перехода основной струи под противоположный берег — и вовремя изменяйте основную линию своего движения. Как часто мы в сиюминутной суете не замечаем многих очень важных вещей...

Навал на препятствие
Устойчивое положение каяка при навале на камень.

Начинающий каякер — гроза всех камней на реке. Хотя прижать каяк к камню намного труднее, чем, скажем, двухместную байдарку, это весьма нередкий тип оверкиля. Есть два правила действий при навале на камень:

  • Если течение несет вас боком на камень, не смотрите на него, как кролик на удава. Вспомните, что вы плывете на каяке, а не на бревне! Одного, самое большее, двух гребков вперед или назад вам будет достаточно, чтобы сместиться на полкорпуса поперек течения и обойти камень. В самом крайнем случае вы заденете его носом или кормой, но не застрянете на нем.
  • Если вас все-таки прижало бортом к камню, немедленно накрените каяк в сторону камня. Это самое общее правило, верное на большинстве препятствий: крен или дифферент задается на препятствие — на камень, на вал, на бочку. Лучше всего, если вы успеете задать этот крен до столкновения. Наклонитесь в сторону камня, обопритесь на него веслом, локтем или плечом, и столкните или стащите каяк в одну или в другую сторону. Почти всегда столкнуть каяк в одну сторону бывает легче, чем в другую. Обычно это удается сделать без особого труда, если вы вовремя задали крен.

Найдите возможность для того, чтобы потренироваться в расталкивании камней. Выберите для этого мелководный участок с быстрым течением и отдельными надводными камнями. Убедитесь, что выбранный вами камень не подмыт с верхней по течению стороны. Проверьте, что за ним можно твердо стоять на ногах, и попросите товарища постоять там и подстраховать вас. Заполните весь свободный объем каяка хорошо надутыми баллонами.

Полиэтиленовый каяк выдерживает такие упражнения без заметного ущерба. Сломать хорошо сделанный стеклопластиковый каяк, как правило, тоже непросто, а если он все-таки ломается — значит, был сделан халтурно. Туда ему и дорога; радуйтесь, что это случилось не в походе в неделе пути от ближайшего жилья. Если же у вас нет ничего, кроме единственной каркасно-поддувной лодки... Конечно, вы можете ее поберечь, но тогда весьма вероятно, что вам придется осваивать этот прием опять же в походе, где у вас не будет ни ящика запасных труб, ни слесарной мастерской, ни бочки клея.

ПРИЖИМЫ

Скоростной прострел по основной струе. Траверс. Уход в улово. Прижимы с фильтрующей отмелью.

Второй тип препятствий, с которым каждый каякер встречается достаточно скоро — это прижимы. В отличие от валов, бочек и других структур, для образования которых необходима значительная энергия потока, прижимы могут образовываться даже на самых маленьких речках, и в некоторых отношениях именно такие прижимы наиболее опасны. Хотя на повороте реки часто образуется настоящий порог с различными видами вертикальной турбулентности, сам по себе прижим представляет в основном горизонтальное течение, и для его прохождения достаточно описанных выше маневров. Валы, бочки и другие элементы такого порога, конечно, также представляют сложность и интерес для каякера, но их преодоление накладывается на общую тактику прохождения прижима. Основные способы прохождения прижима следующие.

Скоростной прострел по основной струе

Это самый незамысловатый маневр, но он требует высокой точности исполнения. Выходная струя за прижимом в большинстве случаев достаточно узкая, и надо хорошо чувствовать воду, чтобы попасть точно на эту струю и удержаться на ней. При ошибке в одну сторону судно попадает в прижим, в другую — сваливается в улово за выпуклым берегом. Для того, чтобы попасть в нужную точку, нос каяка во все время этого маневра должен быть направлен намного ниже прижима. Желательно заходить в прижим вдоль выпуклого берега (по крайней мере, уйти от него на наружную сторону поворота намного проще, чем обратно), однако при наличии препятствий на входе это не всегда возможно.

Траверс

Носовой или кормовой траверс входной струи перед прижимом от внешнего края к внутреннему позволяет уйти от прижима без значительного смещения вниз по течению. Такой способ удобен в тесных прижимах, когда, например, широкая скальная стенка преграждает реку через 1–1,5 корпуса после крутой мелководной горки, проходимой только у внешнего берега. Однако не начинайте выполнять траверс на самой этой горке: случайный выступающий камень может развернуть лодку самым невыгодным для вас образом. Если на струе имеются валы или небольшие бочки, используйте их для вашего маневра. Траверсировать струю в прижиме можно вплотную к скале или отбойному валу, но только при одном условии: вы должны иметь запас скорости для того, чтобы уверенно уходить от препятствия.

Уход в улово

За внутренним берегом поворота в большинстве случаев образуется улово, и уход в это улово, вероятно, можно считать простейшим способом прохождения. В отличие от скоростного прострела по струе, этот метод не требует балансирования между двумя нежелательными линиями движения. Он выполняется в одну сторону "до упора": зайти в улово как можно быстрее и как можно раньше. Развернувшись в улове, судно осторожно выходит на край струи и сползает ниже прижима.

Это весьма архаичный и малоэффективный прием. В самом деле, если скорость вашей лодки позволяет вам уйти за внутренний край струи, то она тем более достаточна для того, чтобы пройти по этому краю. В таком случае, зачем вам уходить в улово? (Если, конечно, этого не требуется для решения других задач, например, для страховки последующих судов или для разведки участка реки за поворотом.) В основном такой метод прохождения используют слабо подготовленные гребцы и неслаженные экипажи многоместных судов, не уверенные, что смогут точно попасть на выходную струю и удержаться на ней. Они предпочитают заблаговременно свалиться с нее в менее опасную сторону. Большинство же каякеров пользуется этим приемом только тогда, когда начало выходной струи перегорожено очень мощным отбойным валом или каким-либо другим препятствием.

Особенно осторожно следует подходить к этому маневру на реках с большим расходом или в условиях паводка. В этих случаях в уловах образуется мощная вертикальная турбулентность в виде поганок. Для каяка она не менее опасна, чем сам прижим, да и для более крупных судов поганки представляют определенную угрозу: хотя они и не переворачивают катамаран, они легко могут столкнуть его обратно в прижим, носом против течения, бортом к скале и без скорости. Выйти из такого положения бывает достаточно сложно. Кроме того, существует еще один тип прижимов, в которых такой маневр не работает.

Прижимы с фильтрующей отмелью
Сложные прижимы: а — с фильтрующей отмелью, б — с поганками в улове; а — правильное прохождение, б — неправильное.

Если вы, подходя к повороту, видите у внутреннего берега большую галечную отмель, это еще не означает, что за ней вас ждет улово. Нередко бывает, что значительное количество воды фильтруется через отмель и после нее собирается в мощный широкий поток, вливающийся в основную струю выше собственно прижима. Скорость течения в этой области меньше, чем в основной струе, и в нее можно войти почти так же, как в улово. Однако вслед за этим поток выбрасывает не ожидающий такого подвоха экипаж снова под прижим.

Способ прохождения таких прижимов вполне стереотипен. Если вы намереваетесь уйти за отмель, не доводите разворот лодки до 180° до тех пор, пока не убедитесь, что входите действительно в улово. Если же вместо улова вы обнаруживаете поток, выходящий из-под отмели, то остановите вращение прежде, чем лодка повернется к нему другим бортом. Например, если вы проходите прижим на правом повороте, вы все время должны подставлять этому потоку правый борт. Уйдите немного вглубь от сбойки, чтобы убрать корму с основной струи. После этого траверсируйте поток, пока не спуститесь ниже прижима.

Подобным же образом проходится прижим с одной или несколькими очень большими поганками, заполняющими собой все улово. Такая ситуация обычна для крупных рек по нормальному для них уровню воды. Каяк входит на край поганки, подставляя ей все время один и тот же борт, и траверсирует по этому краю мимо прижима.

ВАЛЫ

Прохождение носом. Прохождение лагом. Траверс по валу. Пирамидальные валы. Разворот на валу.

При прохождении валов в игру вступает еще одна сила — сила тяжести. Оказавшись на валу, каяк начинает соскальзывать с него, как с горки. Чтобы взойти на вал, каяк либо должен иметь начальную скорость, либо должен быть подставлен потоку на передней (верхней по течению) стороне вала так, чтобы этот поток поднял его на вал. На обратной (нижней по течению) стороне вала особых эффектов не возникает, поскольку сила тяжести действует в ту же сторону, куда движется каяк и вода.

Прохождение носом
Прохождение вала носом: а — всхождение на пологий вал, б — пробивание крутого вала.

Это самый простой и надежный вариант, но одновременно и самый мокрый. Если вы неуверенно чувствуете себя в валах, поверните лодку носом по течению и разгоните ее. Тогда вал будет переворачивать ее только в наиболее устойчивом направлении — через корму.

Высота вала определяется начальной скоростью потока, и можно было бы предположить, что каяк, имеющий перед входом на вал ту же скорость, сможет подняться на такую же высоту. Однако при входе на вал каяк начинает тормозиться до тех пор, пока его нос не поднимется параллельно склону вала, поэтому он должен иметь некоторый запас скорости. Если вал пологий, то можно в этот момент отклониться назад, чтобы разгрузить нос (это одно из немногих исключений из вышеупомянутого правила). Тогда разворот будет быстрым, потеря скорости — минимальной, и небольшой начальной скорости вам хватит, чтобы взойти даже на очень высокий вал.

Если же передняя сторона вала очень крутая, то вы буквально врежетесь в нее и потеряете при этом почти всю свою скорость. Взойти на такой вал практически невозможно, его надо пробивать насквозь. При входе в него нагнитесь вперед, чтобы течение поднимало не нос каяка, а ваш центр тяжести, и продолжайте грести вперед. Если вал не прямой, а косой, при входе на него задайте крен в ту сторону, куда движется вода вдоль вала, и приготовьтесь сделать опору с противоположной стороны.

Большинство каякеров стараются использовать этот способ прохождения как можно реже, однако во многих случаях он бывает необходим или желателен: на очень крутых валах, на очень больших валах, на узких пирамидальных валах. Если валы беспорядочные, то проходить их иначе не имеет смысла. Движение носом предпочтительно при валах на фоне сильной турбулентности, например, в пульсирующих валах. Наконец, во многих порогах общая тактика прохождения требует держать лодку носом вниз по течению и иметь положительную скорость.

Прохождение лагом

Прохождение валов боком, или, выражаясь по-морскому, лагом, выглядит намного элегантнее. Лодка расположена поперек передней стороны вала и не имеет собственной скорости. Легко видеть, что поток стремится опрокинуть лодку против течения, поэтому гребец должен держать крен в сторону вала. Строго говоря, он не столько кренит лодку, сколько удерживает ее от крена в противоположную сторону, поскольку лодка остается практически горизонтальной; но по отношению к потоку, восходящему на вал, это и есть положительный крен. Благодаря этому крену поток увлекает лодку вверх.

Крен при движении лагом задается исключительно движением бедер. Если задавать его наклоном корпуса, вы, скорее всего, на вершине вала не успеете убрать крен и просто упадете с нее на обратную сторону — головой вниз по течению. Для большей устойчивости обычно делается опора на вал — низкая (тыльной стороной лопасти), высокая (рабочей стороной) или высокая, совмещенная с прямым притяжением. Одновременно гребец может работать вперед или назад, смещаясь таким образом поперек русла.

Движение лагом позволяет проходить валы с наименьшим количеством брызг, созерцать окрестности, внимательно рассматривать последующий участок реки, экономить силы. Это идеальная тактика для крупных рек с умеренным уклоном и широкими пологими валами: каяк движется только поперек реки, выбирая наиболее подходящий маршрут. Но на узких, тесных, крутопадающих реках ее можно применять лишь изредка. Дело не только и не столько в том, что ширина реки может быть недостаточной, а в том, что большинство маневров на такой воде — заходы в улова, прохождение бочек и крутых валов, прыжки с водопадных сливов — требуют иметь запас скорости или, по крайней мере, иметь возможность быстро разогнаться, не тратя времени на разворот. Не следует злоупотреблять этим методом в пульсирующем, сильно турбулентном потоке и на узких пирамидальных валах.

Траверс по валу

Пока лодка находится на передней стороне вала, она стремится соскользнуть с него навстречу течению. Именно такое движение требуется для того, чтобы траверсировать струю. Вместо того, чтобы самому работать против потока, гребец может использовать любой, даже самый небольшой, вал, чтобы облегчить свою задачу.

Очень маленький или очень пологий вал не может полностью удержать лодку, поэтому траверс внешне выглядит похожим на траверс обычной гладкой струи. Каяк движется против течения под острым углом, но с двумя особенностями:

  • Нос каяка находится во впадине перед валом; если вал небольшой, то его гребень должен находиться немного позади кокпита каяка.
  • Верхний по течению борт каяка приподнят.

В таком положении каяк быстро смещается поперек потока. При входе в улово у противоположного берега необходимо сменить крен на противоположный.

Если вал более мощный, на него можно переложить всю работу. В этом случае каякеру не нужно грести вперед, а нужно только управлять углом траверса и креном лодки, как в следующем упражнении:

  • Выберите широкий ровный вал.
  • Встаньте на переднюю сторону вала, имея небольшую скорость против течения.
  • Накрените лодку от струи (поднимите верхний по течению борт).
  • Опустите весло в воду у кормы ребром с верхней по течению стороны и используйте его в качестве руля, чтобы поддерживать постоянный угол траверса. Продолжайте до тех пор, пока каяк не потеряет скорость и не начнет подниматься на вал.
  • Несколькими гребками спуститесь обратно к подножию вала.
  • Верните весло в положение руля и продолжайте траверс.

Работать веслом со стороны поднятого борта кажется неудобным; к этому нужно привыкнуть. На хорошем широком валу можно долго кататься взад-вперед через всю реку:

  • Оттолкнитесь от весла и смените угол траверса на противоположный.
  • В тот момент, когда каяк окажется носом строго против струи, смените крен на противоположный.
  • Перенесите весло на противоположный борт и траверсируйте в другую сторону.
Пирамидальные валы
Боковое скольжение на пирамидальном валу.

Если заходить на пирамидальный вал носом строго по центру, это практически эквивалентно прохождению прямого вала, за одним исключением: пирамидальные валы, как правило, имеют острую верхушку, на которой каяк держится весьма неустойчиво. Если же заходить на большой пирамидальный вал поперек боковой стороны, то при наличии хорошего чувства равновесия можно выполнить эффектное боковое скольжение: при небольшом крене от вершины вала (т.е. отрицательном) лодка соскальзывает вбок к его подножию. Если вы чувствуете себя на этих валах достаточно уверенно, можете грести в это время назад, чтобы задержаться на валу и усилить это смещение.

Пересечение струи через пирамидальный вал: а,в — неправильно, б — правильно.

Прохождение пирамидального вала лагом не имеет особенностей только тогда, когда каяк всходит на него строго серединой. Если же вершина вала оказывается ближе, например, к носу, то нос тормозится, и лодка разворачивается кормой вперед. С другой стороны, при прохождении такого вала гребец, как правило, делает опору-притяжение, которую он также может выполнить ближе к носу или к корме. Если в данном случае гребец намерен сохранить положение лодки, он должен сделать это притяжение ближе к носу, чтобы перебросить нос через вал; если же требуется развернуть лодку, то притяжение делается ближе к корме и усиливает вращение. Однако в высоких пирамидальных валах такое вращение легко может выйти из-под контроля гребца.

Примером может служить пересечение струи между двумя уловами. Может оказаться, что в единственном удобном для этого месте на струе будет стоять высокий пирамидальный вал. Если зайти на него так, чтобы сиденье гребца прошло строго через вершину вала, лодка сохранит свое поступательное движение и скатится с вала требуемым образом, даже если гребец потеряет ориентировку в пене на вершине вала. Если вершина окажется ближе к корме, лодка повернется вниз по течению и войдет в желаемое улово намного ниже, чем было намечено (если, конечно, струя не обрывается в водопадный слив между этими двумя точками). Если же вершина вала окажется у носа, лодка затормозится, развернется носом против течения и скатится кормой вперед обратно к исходному берегу.

Разворот на валу

Если при подходе к валу лодка не строго перпендикулярна ему, то вал стремится развернуть ее параллельно гребню. Это вращение можно использовать для придания лодке требуемого курса. При входе носа лодки на переднюю сторону вала в гребок включается небольшой дуговой элемент, а вал довершает поворот. После такого поворота лодка сохраняет большую часть своей начальной скорости и продолжает движение в новом направлении. Из этого же положения можно продолжить вращение вторым дуговым гребком и развернуть лодку против течения.

Другое удобное место для разворота — собственно гребень прямого или косого вала, поскольку в этот момент лодка погружена в воду лишь серединой. Разворот выполняется двумя дуговыми гребками. Пусть, например, лодка всходит на вал носом. Первый гребок делается от кормы; он не только вращает лодку, но и тормозит ее на гребне, предоставляя больше времени для разворота. Весло при этом гребке находится на передней стороне вала. Второй гребок выполняется от носа, весло работает на обратной стороне вала.

На больших и широких валах можно выполнять и более сложные маневры, сочетающие развороты, носовой и кормовой траверс вала. Общая черта всех таких маневров — широкие прямые и дуговые гребки, направленные всегда против течения.

БОЧКИ

Прохождение носом. Прохождение лагом и траверс. Сложные бочки и котлы. Выход из бочки на ровном киле. Эскимосский переворот и выход из бочки вверх килем. Глубокие бочки.

При прохождении бочки на каяк действует его собственный вес и встречное течение. И то, и другое препятствуют дальнейшему движению лодки вниз по течению. В некоторых случаях именно это и требуется; если же каякер намерен пройти бочку, он использует для этого донное течение под бочкой и инерцию своего судна.

Прохождение носом
Прохождение бочки носом: а — правильно, б — неправильно.

Как и при прохождении валов, это самый простой способ. Для большинства бочек, за исключением самых маленьких, это единственная возможность пройти бочку насквозь.

Бочку можно рассматривать как предельный случай вала. Соответственно, и прохождение бочки больше всего похоже на прохождение крутого остроконечного вала. Оверкиль также происходит одинаково в обоих случаях.

  • Перед входом в бочку разгоните каяк до максимальной скорости. Однако не начинайте разгоняться слишком рано; вы только зря потратите силы. Как правило, для разгона каяку достаточно дистанции в 3–4 корпуса.
  • При входе в бочку наклонитесь вперед, чтобы нагрузить нос каяка. Для успешного прохождения большой бочки необходимо вогнать в нее лодку по самый центр тяжести и поддерживать дифферент на нос до конца прохождения. Тогда донная струя будет толкать лодку вперед, восходящее течение будет поднимать ее, как на лифте, к вершине бочки, а сила тяжести — сталкивать с бочки вниз по течению. Если же вы позволите бочке поднять только нос каяка, лодка немедленно начнет тормозиться встречным течением и соскальзывать обратно под слив, предоставляя дополнительное время для того, чтобы эти процессы развивались дальше. В конечном счете лодка либо сваливается поперек течения и переворачивается через борт, либо совершает эффектный кувырок через корму.
  • Продолжайте грести вперед изо всех сил до тех пор, пока не выйдете из бочки. Чтобы использовать при гребле мышцы корпуса, не прижимайтесь к носу лодки всей грудью. Правильное исходное положение для гребка — плечи развернуты, как при обычном гребке, и вплотную к деке находятся только рабочая рука и бок. Грудина и верхнее плечо подняты над декой. Если вы уверены, что бочка проходится на одном гребке (это определяется путем экспериментов с меньшими бочками на данной реке), вы можете сделать канойный прямой гребок, не только вращая плечи, но и распрямляя корпус. Если же бочка выглядит слишком внушительно, не распрямляйте позвоночник и продолжайте грести у носа. Глубоко погружайте весло в воду, чтобы зацепиться если не за донную струю, то хотя бы за область с меньшим количеством воздуха и меньшей встречной составляющей течения.
  • Удерживайте лодку перпендикулярно бочке. Если лодка начинает разворачиваться в ту или иную сторону, усильте гребок с этой стороны и сделайте его частично дуговым.

Для небольших бочек, которые можно "накрыть" носом лодки, можно использовать и другую тактику. На краю слива гребец откидывается назад, приподнимает нос лодки и перепрыгивает через основную часть бочки. Этот способ весьма эффективен также при прохождении бочек после крутопадающих сливов. По существу, это вариант прыжка с водопадного слива, который будет рассмотрен в следующей главе.

Прохождение лагом и траверс Оба эти маневра похожи на аналогичные движения в валах, однако они уверенно работают только в очень небольших поверхностных бочках. При движении лагом каяк проваливается между сливом и собственно бочкой, и обе эти струи стремятся перевернуть его на свою сторону. Поскольку и плотность пены в бочке, и ее скорость меньше, чем плотность и скорость воды в сливе, оверкиль происходит всегда против струи. Поэтому если вы хотите устойчиво угнездиться в бочке (точнее, во впадине непосредственно перед ней), следует накренить каяк в сторону бочки и опереться веслом на обратную сторону бочки. (Если вы не можете до нее дотянуться — вы выбрали неподходящее место для игр.) Однако для того, чтобы взойти на бочку лагом, необходимо энергично подтянуться к выходящей из-под нее струе и одновременно сменить крен на противоположный, чтобы втаскивать каяк на бочку плашмя, а не ребром. Изогните корпус, чтобы перенести его вес на нижний по течению борт; тогда, как и при прохождении носом, восходящее течение в бочке будет поднимать всю лодку, а не переворачивать ее. Однако не забудьте вовремя выпрямиться, как только вы пройдете через вершину бочки. Не вывешивайтесь слишком далеко и не ставьте весло вертикально; в таком положении вы не сможете ни убрать крен, ни опереться, и немедленно перевернетесь вниз по течению, как только выйдете из бочки. Остановки в небольших бочках — полезный прием, который можно использовать на сплаве для поддержания дистанции до предыдущего и последующего судов, внимательного просмотра последующего участка. Начните с прохождения самых маленьких бочек и постепенно обкатывайте все более крупные до тех пор, пока можете уверенно выходить из них. При траверсе бочки самое сложное — поддерживать небольшой угол траверса, поскольку и слив, и бочка согласованно стремятся развернуть лодку лагом. Тем не менее, носовой траверс по небольшой бочке — удобный способ для пересечения струи или смещения поперек русла. Сложные бочки и котлы При входе в косую бочку и в других случаях, когда имеется боковой снос в одну сторону вдоль бочки, сделайте крен в эту сторону и приготовьтесь опереться со стороны набегающего потока. Лучше всего, если вы будете удерживать лодку почти полностью за счет крена; весло пригодится вам для других дел. Если же вы хотите избежать бокового смещения, перед входом в бочку разверните лодку строго навстречу движению воды в бочке и в этом положении пробивайтесь через нее. При входе в котел особенно важно нагрузить нос каяка, чтобы он ушел глубоко под пену. Там вы можете найти нужную вам струю, подставить ей днище каяка и с ее помощью выйти из котла в нужном вам направлении. Однако на маловодной речке важно не переусердствовать и не утопить нос каяка слишком глубоко; в противном случае он может достать до дна и заклинить в камнях. Выход из бочки на ровном киле
Удержание равновесия в бочке.

Попытка пройти бочку напролом не всегда бывает успешной. Тем не менее, если у вас не получается с первого раза, не торопитесь снимать юбку. При активном участии гребца каяк может совершать в бочке вполне целенаправленные движения; в этом и состоит основная часть упражнений родео на бурной воде. Конечно, туристу необязательно владеть всеми этими приемами, но он должен знать, по крайней мере, те из них, которые позволяют сохранять равновесие и выходить из бочек достойным образом.

Выберите для упражнений небольшую прямую поверхностную бочку на глубоком, чистом от камней участке реки. Желательно иметь каяк большого объема с круглыми бортами. Попросите товарищей подстраховать вас.

  • Зайдите выше бочки, разверните лодку поперек течения и войдите в бочку лагом.
  • Накрените каяк в сторону бочки и сделайте высокую опору (рабочей стороной лопасти). Каяк останавливается во впадине перед бочкой, вода со слива уходит под дно каяка.
  • Попробуйте уменьшить нагрузку на весло и перенести большую часть своего веса на сиденье каяка.
  • Плашмя проведите лопасть по поверхности воды немного назад.
  • Переверните лопасть и проведите ее вперед в положении низкой опоры — тыльной стороной вниз, локти подняты выше весла.
  • Верните весло в положение высокой опоры и проведите его назад.
  • Полностью освободите весло от нагрузки и перенесите весь свой вес на сиденье.

В таком положении вы можете задержаться на достаточно долгое время, чтобы отдохнуть и оглядеться по сторонам. Старайтесь нагружать весло как можно меньше, чтобы не расходовать свои силы напрасно. Обратите внимание на то, чтобы не поднимать весло выше уровня головы; высоко поднятое весло легко может уйти назад, и в этом положении весьма вероятен вывих плеча.

Итак, полдела уже сделано: вы сумели не перевернуться тотчас же, как только попали в бочку. Теперь подумайте, как вы будете выбираться отсюда.

  • Сохраняя опору на весло, проведите весло к носу лодки.
  • Разверните кисти рук так, чтобы получить смешанный прямой гребок-опору.
  • После нескольких гребков вы достигнете конца бочки и выйдите из нее на чистую струю.
  • Совершенно аналогично выполняется выход из бочки с противоположной стороны; на этот раз вам нужно грести назад. Если бочка косая, то одно из этих направлений, конечно же, более предпочтительно.
Выход на кормовой "свечке".

Следующий по сложности и эффективности способ выхода — это кормовая "свечка". Как правило, подобные бочки бывают ограничены с обоих сторон более пологими языками, взобраться на которые удается не всегда. В таком случае, попробуйте использовать их, чтобы глубоко утопить лодку в донной струе:

  • Подойдите к краю бочки таким же образом, как в предыдущем случае.
  • Вытолкните нос каяка как можно дальше на пологий язык.
  • Когда течение начнет сносить нос каяка, используйте это вращение, чтобы погрузить корму глубоко под слив. Чтобы усилить вращение, используйте дуговые гребки, но не переусердствуйте, иначе вы покатитесь по бочке в противоположную сторону.
  • Поставьте каяк перпендикулярно бочке и позвольте струе, падающей со слива, протолкнуть его через бочку.

Для успешного выхода из бочки необходимо погрузить лодку в донную струю, как минимум, наполовину. Это удается не всегда; в таких случаях лодка совершает оверкиль через корму и остается в бочке. Дальнейшие действия гребца описаны в следующем параграфе.

Наконец, наиболее сложный вариант — это движение "враскачку". Им можно пользоваться в тех случаях, когда ширина бочки не превосходит одного корпуса лодки.

  • Подойдите к краю бочки и поднимитесь, насколько возможно, на ограничивающий ее язык.
  • Позвольте лодке соскользнуть обратно в бочку и используйте ее инерцию для того, чтобы взойти на язык с другой стороны бочки.
  • Раскачивайте лодку между этими языками до тех пор, пока не накопите достаточную энергию, чтобы выйти из бочки.
Эскимосский переворот и выход из бочки вверх килем

При перевороте в бочке эскимосский переворот выполняется строго определенным образом: только "винтом" и только со стороны бочки. Это может быть не лучший вариант для конкретного гребца, но его задача облегчается тем, что движение воды в бочке способствует перевороту. Если бочка настолько мощная, что удерживает перевернутый каяк, то, как правило, достаточно просто поймать нужной лопастью нужную струю и позволить ей поднять каяк; проблемы возникают в связи с тем, чтобы вовремя остановить вращение и не уйти на второй оборот.

Возможность выполнения переворота в значительной мере определяется тем, насколько успешно вы заняли исходное положение в момент оверкиля. Сделать это, оказавшись под водой, значительно труднее.

  • При оверкиле в сторону бочки нагните корпус и проведите весло к носу, разверните плечи так, чтобы упасть на бочку спиной.
  • При оверкиле в сторону слива перенесите весло на верхнюю по течению сторону, расположите его параллельно борту, пригнитесь к носу. Особенно важно утопить в первую очередь рабочую лопасть — ту, которая обычно находится со стороны бочки; теперь она оказывается у носа каяка.

После выполнения эскимосского переворота каяк часто остается в бочке и прежняя ситуация восстанавливается полностью. Поэтому первое, что вы должны сделать — это восстановить ориентировку. Если вы вместо этого начнете машинально грести вперед, вы можете собственными руками загнать лодку в самую нехорошую часть бочки, откуда вы, возможно, только что пытались уйти подальше.

Другой вариант действий гребца — выход из бочки в подводном положении. Часто это бывает значительно легче, поскольку тело гребца и весло оказываются в донной струе. Однако необходимо некоторое время для того, чтобы она вытащила лодку из бочки.

  • Пригнитесь к носу каяка. Если вы переворачиваетесь преднамеренно, сделайте глубокий вдох, перестаньте опираться на весло и перевернитесь в сторону бочки (это спокойнее и безопаснее). В процессе переворота расположите весло вдоль борта.
  • Крепко держитесь в упорах и держите весло.
  • По шуму воды и характеру вибрации лодки определите, находитесь ли вы по-прежнему в бочке или выходите из нее.
  • Если глубина достаточная, попробуйте раскрыться, развернуть корпус спиной к потоку и выпрямить руки с веслом. Последнее следует делать медленно и осторожно, чтобы резкий рывок при входе весла в донную струю не вывихнул вам плечо. Из этих же соображений следует разворачиваться к потоку спиной — тогда рывок и последующая тяга весла будут направлены относительно вашего корпуса вперед, а не назад.
  • Выйдя из бочки, сделайте эскимосский переворот и сориентируйтесь.

Следует отметить, что такой преднамеренный переворот, как и непроизвольный оверкиль, свидетельствует о потере контроля над лодкой, хотя в данном случае эта потеря лишь частичная. Я не встречал еще ни одного каякера, который, заходя в порог, заранее намеревался бы перевернуться в нем и плыть какое-то время под водой; там темно, холодно, страшно, и дышать хочется. Поэтому если каякер действительно полностью контролирует ситуацию, он не только не переворачивается, но и не позволяет реке поставить себя в такое положение, выход из которого возможен только с помощью оверкиля. Проводя аналогию с шахматами, можно сказать, что если обычный оверкиль — это шах в один ход, то преднамеренный оверкиль для выхода из бочки или с какой-либо другой целью — тот же шах, но в качестве второго хода двухходовки.

Наконец, если вы убедились, что бочка не отпускает вас и в перевернутом состоянии, вам остается только одно: катапультироваться. Оверкиль в жесткой бочке — одна из немногих ситуаций, когда бывает целесообразно бросить каяк. Если вы не можете зацепиться за донную струю в достаточной степени, сидя в каяке и полностью раскрывшись, то маловероятно, чтобы она могла вынести вас, когда вы держитесь за перевернутый каяк. Поэтому снимите юбку и оттолкнитесь от каяка как можно сильнее, чтобы глубже нырнуть в донную струю. Однако старайтесь не выпускать из рук весло; оно может сильно пригодиться вам для дальнейшего сплава. К тому же ваши товарищи едва ли обрадуются, если им придется ловить три предмета вместо двух.

Глубокие бочки

Никогда не пытайтесь играть с глубокими бочками. Всегда проходите их носом, держа каяк перпендикулярно бочке, и гребите вперед изо всех сил.

Даже если область обратного течения за бочкой очень невелика и бочка выглядит вполне безопасно, это не что иное, как глубокая щель, заполненная пеной. Если каяк провалится в нее, у вас не будет никаких шансов вытащить его наверх, против его веса и против обоих струй, отвесно падающих на деку. Оверкиль в такой ситуации не занимает много времени, а эскимосский переворот только возвращает вас на прежнее место. Единственное, что остается делать в такой ситуации — покинуть лодку и спасаться вплавь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.165.235 (0.016 с.)