Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Момент инерции и размещение грузаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Именно момент инерции груза, а не его вес, создает основные проблемы в управлении каяком. Следует напомнить, что эта величина определяет инерционность судна при вращении и равна произведению массы груза на квадрат расстояния до него от оси вращения, в данном случае — от центра каяка. Поскольку груз размещается достаточно далеко от центра, то его момент инерции оказывается весьма велик, и по сравнению с моментом инерции гребца на пустом каяке (когда практически вся масса сосредоточена в центре) он составляет уже не 15%, а намного более значительную величину. Поэтому правильная схема загрузки каяка должна быть такой, чтобы основная масса груза находилась как можно ближе к центру лодки. В этом отношении снова наиболее предпочтительными оказываются жесткие каяки. В них можно разместить груз непосредственно позади кокпита по всей ширине лодки, а корму и нос (за пяточными упорами) заполнить емкостями непотопляемости. На каркасно-поддувных лодках часть объема по бортам занята баллонами, поэтому груз неизбежно приходится перемещать дальше в корму и в нос каяка. Момент инерции при этом быстро растет. Для сравнения: пустой рюкзак весом в 1 кг, помещенный в самый нос каяка на расстоянии 2 м от оси вращения, динамически эквивалентен 16 кг, помещенным на расстоянии 50 см от оси — практически всему вашему грузу! Груз должен быть распределен в лодке в соответствии с его плотностью. Среди всего снаряжения, которое приходится перевозить каякеру, можно выделить три основные группы:
С другой стороны, конечно, груз должен быть размещен в соответствии с тем, когда и в какой последовательности он вам может понадобиться. Безусловно, спасательное снаряжение, аптечка, ремнабор и кино-фото-видеоаппаратура должны быть у вас всегда под рукой. Желательно не убирать слишком далеко комплект сухой одежды и обуви, чтобы по прибытии на стоянку можно было быстро переодеться. В дождливую погоду палатка или тент от нее снимается в последнюю очередь и помещается в каяк поверх остального груза, а на новом месте ставится прежде всего. Спальный мешок, коврик, теплые вещи и рюкзак, наоборот, можно упаковать наиболее далеко. Особенно тщательно следует продумывать упаковку и распределение груза на каркасно-поддувном каяке. В этом случае необходимо отработать схему загрузки до начала похода, найти постоянное место для каждого предмета и изготовить соответствующий комплект гермоупаковок. Отдельная проблема — перевозка запасного весла. Если кормовые шпангоуты — крестовидные, то обе лопасти удобно помещаются под декой, хватом к корме. Если же эти шпангоуты фигурные, что совершенно необходимо для каяков с полными обводами, то их необходимо заранее модифицировать: опустить верхнюю ветвь и установить высокую кницу для мидельвейса.
Ни в коем случае не следует размещать какой бы то ни было груз между ногами гребца. Помимо того, что он помешает вам вовремя покинуть лодку, помимо того, что вы наверняка утопите его при оверкиле (а от этого не могут зарекаться даже самые опытные каякеры), вы, скорее всего, рано или поздно просто забудете его на очередной остановке. Однако можно разместить небольшой груз, например, тент от палатки, под передним краем сиденья и впереди него. Такой груз совершенно не мешает, если он находится под ногами гребца. Больше всего проблем доставляют, как правило, негабаритные грузы. Если каяк не имеет заднего пиллерса, то в него можно, вообще говоря, погрузить не только очень большие котлы, но даже гитару. Если же все каяки в группе оборудованы пиллерсами, то максимальный размер котелков становится естественным ограничителем численности группы. (Конечно, можно — и очень желательно — по возможности изготовить или подобрать котелки такой формы, которая соответствовала бы просвету между задним краем сиденья, краем кокпита и пиллерсом.) Но я категорически не советую отдавать котлы на сопровождающий катамаран, даже если таковой имеется. Как показывает практика, при оверкиле катамарана кухня уплывает всегда. Центровка лодки Груз, помещенный в корму каяка, нарушает его центровку: лодка приобретает небольшой, но вполне заметный дифферент на корму. Как следствие, при этом нарушается вся ее динамика, что тоже осложняет работу гребца. Для того, чтобы уменьшить этот эффект, также следует размещать тяжелые грузы как можно ближе к центру лодки. Помещать тяжелый компактный груз в нос лодки в качестве противовеса крайне нежелательно, поскольку это значительно увеличивает момент инерции. Для того, чтобы восстановить правильную центровку, иногда приходится передвигать сиденье каяка вперед на 10–20 мм, если это допускается его конструкцией. Это достаточно небольшое смещение, но оно может потребовать повторной подгонки всех упоров. Желательно подобрать положение сиденья до начала похода или, самое позднее, на первом же переходе, и отметить это положение для пустого и для груженого каяка. Если конструкция лодки не допускает такой легкой регулировки, то установите сиденье в положение, соответствующее нулевому дифференту при грузе в 6–7 кг. Тогда на пустом каяке центровка будет нарушена в одну сторону, на груженом — в другую, но в среднем эти отклонения будут минимальными. Упаковка груза Для упаковки груза в каяке чаще всего используются две основные схемы: один большой мешок или много маленьких. Хотя, конечно, возможны любые промежуточные варианты. Выбор между ними определяется пристрастиями конкретного каякера и особенностями перевозимого им груза. Главное достоинство одной большой гермоупаковки (или двух, если объем кормы разделен пиллерсом) в том, что она позволяет максимально полно использовать объем багажника. Пустая упаковка вставляется в каяк, затем в нее укладывается груз, и упаковка завязывается. Это несколько быстрее, чем завязывать много маленьких мешочков; с другой стороны, вы потратите больше времени, чтобы поднести каждую вещь к каяку по отдельности. При такой схеме вы можете быть относительно спокойны за свой груз в случае оверкиля: большая упаковка редко способна выпадать из каяка. Вы также избавляетесь от необходимости развязывать много упаковок в поисках нужной вещи (если не помните во всех подробностях, где у вас что лежит), но поиски ее в большом мешке сами по себе могут оказаться непростым делом. Через несколько дней сплава в вашем багажнике образуется замысловатый конгломерат из сухарных крошек, манной каши, зубной пасты, носков и резинового клея. В определенных пределах этого можно избежать, если упаковать часть груза в раздельные капроновые мешочки, но это требует лишнего времени; часть вещей в любом случае должна грузиться россыпью, чтобы заполнить весь доступный объем. Еще один недостаток большой упаковки в том, что если вы повредите или небрежно завяжете ее, то мокрым будет весь груз. И, наконец, куда вы положите спасконец, кинофотоаппаратуру или грязные, закопченые котелки? Мелкие упаковки используют объем багажника менее эффективно, но они позволяют упорядочить ваш груз. Другое достоинство этой схемы в том, что она не требует подносить каяк вплотную к палатке для его загрузки-разгрузки. Это весьма существенно, когда место чалки находится далеко от лагеря. Она требует определенных умственных усилий для того, чтобы рационально разместить груз и запомнить, куда вы упаковали ту или иную вещь, но зато вы можете не распаковывать те гермомешки, которые не понадобятся вам на данной стоянке. Наконец, она хорошо сочетается с теми предметами снаряжения, которые должны быть упакованы отдельно. Но груз, упакованный "мелкой россыпью", необходимо закрепить в каяке, чтобы он не мог выпасть при оверкиле, отливании или переноске лодки. Наиболее надежный способ для этого — зашнуровать просвет между задним краем сиденья и краем кокпита (или шпангоут на каркасно-поддувном каяке). Перед загрузкой снаряжения из емкостей непотопляемости выпускается часть воздуха; на жестком каяке их можно немного протолкнуть в корму. После этого багажник заполняется грузом. Прежде всего необходимо соблюдать указанный выше порядок распределения груза вдоль лодки; в пределах одного поперечного сечения лодки более тяжелые предметы помещаются снизу, более легкие — сверху. На каркасно-поддувных лодках необходимо дополнительно следить за тем, чтобы твердые грузы не лежали непосредственно на днище каяка; такие вещи, как подошва ботинка, фотоаппарат или пачка сахара, легко могут стать причиной пробоины в оболочке лодки и в гермоупаковке. После того, как весь груз размещен и закреплен в багажнике, емкости непотопляемости поддуваются до нормального давления и заполняют весь свободный объем.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.23.138 (0.01 с.) |