Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Крупные суда менее управляемыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Каяк представляет собой управляемый объект: силы, прикладываемые гребцом, сопоставимы по величине с внешними воздействиями (весом, архимедовой силой, давлением потока и силами инерции). Именно благодаря этому он может двигаться по очень сложной траектории. Для всех крупных судов управляющие воздействия на порядок меньше, чем внешние силы; это пример так называемых слабоуправляемых объектов. В теории оптимального управления известно, что такие объекты могут двигаться лишь по траекториям, близким к траектории неуправляемого движения. В большинстве случаев этого достаточно для успешного прохождения порога сверху донизу. Но многие сложные и противоестественные для нормального сплава маневры, которые требуется выполнять при страховке, катамаран совершить не способен. Страховка не всегда проще, чем прохождение При прохождении порога экипаж должен управлять движением судна относительно неподвижных берегов и без учета времени, может выбирать для себя простейшую линию движения и обсуждать свои действия заранее. При страховке же требуется совершать сложные маневры одновременно относительно русла реки, относительно движущегося объекта, синхронизировать свое движение с движением страхуемого, и принимать решения в быстро меняющейся и плохо прогнозируемой ситуации. Хотя страховка организуется, как правило, на более простом участке, в целом это может оказаться очень сложной задачей. А техническая подготовка экипажей многоместных судов оказывается в смешанных группах, как уже отмечалось, ниже, чем каякеров. "Чайник" — всегда "чайник" Слабая подготовка катамаранщиков, как правило, не ограничивается одним умением (или неумением) управлять лодкой. Она может проявиться в любом вопросе самым нежелательным для вас образом, и к вопросам страховки это относится в полной мере. Постоянно повторяющиеся ошибки при страховке спасконцом, помехи, создаваемые катамараном при причаливании и отчаливании, неразбериха при организации прохождения, непонимание ваших действий при штатном и особенно при нештатном варианте прохождения — лишь часть тех проблем, которых вам никогда не создал бы опытный каякер. Поэтому если вы не уверены, что сможете безопасно завершить прохождение без помощи катамаранов и других крупных судов — обнесите этот порог и не искушайте судьбу. Полагаясь на них в качестве страховки, вы создаете только иллюзию безопасности; в действительности же вы подвергаете себя еще большему риску. СТРАХОВКА КРУПНЫХ СУДОВ В рекламном проспекте любой фирмы, организующей коммерческий рафтинг в Гранд-Каньоне, на Замбези, в Непале или где-нибудь еще в цивилизованном мире, вы неизменно найдете слова: "Наши опытные каякеры гарантируют вам 100%-ную безопасность." В свете всего вышесказанного такая постановка вопроса едва ли может показаться удивительной. В самом деле, поскольку каяк — более сильное и маневренное судно, то именно он должен страховать менее опытных товарищей, если уж они идут в одной группе. Вылавливание людей, весел и прочих отдельно плывущих предметов не содержит существенных особенностей по сравнению с аналогичными действиями при страховке каяков. Здесь следует отметить только то, что гребцы с крупных судов, как правило, ведут себя в воде более пассивно и слабо представляют, что и как им следует делать, особенно при страховке каяком. Поэтому им особенно необходимы четкие и внятные команды: "Держись за ручку на корме!", "Греби ногами!!!" и т.п. Кроме того, существует вполне определенная закономерность: чем крупнее судно, тем большее число отдельных предметов приходится вылавливать после его оверкиля. Самая сложная задача — вылавливание самого катамарана или плота. Это вполне реально, хотя смею вас уверить, что в одиночку ловить, скажем, перевернутую груженую четверку в I каньоне Чаткала — пренеприятнейшее занятие. Ни буксировать, ни толкать такой груз каяк не в состоянии, поэтому основной и практически единственный метод страховки состоит в том, чтобы столкнуть аварийное судно со струи одним или двумя ударами. Предварительный разгон позволяет накопить необходимый для такого удара запас энергии. После этого работа страхующих несколько упрощается. При страховке крупного судна, прежде всего, не подходите к нему вплотную ни сверху по течению, ни снизу. Если один из вас вдруг затормозится в какой-нибудь локальной турбулентности, вы рискуете мгновенно оказаться под катамараном. Сделать что-то, находясь рядом с ним, вы все равно не сможете. Поэтому держитесь от него на расстоянии 2–3 корпусов, чтобы оставаться в безопасности и иметь пространство для разгона. Выберите улово, в которое вы будете его толкать, зайдите сбоку, со стороны струи, разгонитесь и ударьте либо в центр аварийной лодки, либо ближе к ее нижнему по течению концу. Первый вариант хорошо работает только при небольшой массе страхуемого судна, когда вашего удара достаточно, чтобы сразу столкнуть его со струи. Второй вариант имеет смысл применять только к судам удлиненной формы (например, катамаранам), расположенным вдоль течения. При таком ударе вы вталкиваете в улово только его нос, а остальную часть работы довершает разность скоростей в улове и на струе. Чтобы аварийное судно не развернулось на самой сбойке и не ушло дальше вниз по течению, желательно, чтобы второй каяк чуть позже ударил его в районе кормы или просто придержал корму. Это затормозит вращение судна, и оно, продолжая движение по инерции, пойдет по более широкой дуге вглубь улова. ХАРАКТЕРНЫЕ ТРАВМЫ Растяжения. Вывих плеча. Вправление вывиха плеча. Растяжения Растяжения мышц и связок конечностей — частые травмы у каякеров. Им в равной степени подвержены как руки, страдающие при чрезмерно интенсивной гребле, так и ноги, которые травмируются при ходьбе и беге по неудобному берегу во время обработки порогов и особенно во время спасработ. При чрезмерных нагрузках возможны и более серьезные последствия — например, тендовагинит (воспаление сухожилий). Меры профилактики таких травм достаточно очевидны.
Меры первой помощи при растяжениях достаточно известны: покой, холод, компресс и приподнятое положение. Прежде всего, прекратите дальнейший сплав или ходьбу по берегу, чтобы избежать усугубления травмы. Если наблюдаются признаки внутреннего кровоизлияния (быстро увеличивающийся отек, иногда — пульсирующая боль), поместите травмированное место в холодную воду или оберните его мокрым полотенцем до тех пор, пока острая боль не спадет. При отсутствии таких симптомов в холодную погоду этого делать, наоборот, не следует. Плотно (но не туго) оберните место травмы эластичным бинтом, чтобы обеспечить постоянное давление. Поднимите поврежденную конечность на 30–50 см и положите ее на какую-нибудь подставку (камень, бревно, каяк), чтобы уменьшить отек. Вывих плеча Это наиболее частая травма у каякеров. Обычно она происходит одним из двух способов: либо рука заходит за голову — вверх и назад, либо рука идет в плоскости плеч далеко вверх и вокруг головы. Первое часто случается при неправильном выполнении зацепа, притяжения, дуговой или параллельной опоры, эскимосского переворота "винтом". Вторая ситуация типична для неожиданного переворота в тот момент, когда гребец опирается на бочку; при таком перевороте удар весла о дно, о донную струю или о невспененный восходящий поток в основании бочки создает очень большую нагрузку на сустав. Поэтому основное средство профилактики вывихов плеча — это правильная техника выполнения всех приемов, исключающая подобные положения рук. Такие гребки просто неэффективны, поскольку в этих положениях ваши руки не способны развить значительные усилия. На это уже обращалось внимание при описании отдельных гребков, однако полезно будет собрать все эти правила вместе.
Вправление вывиха плеча В туристской литературе для всех тяжелых травм дается, как правило, только одна рекомендация — иммобилизация и транспортировка в медицинское учреждение. Это, безусловно, оправдано в общем случае, поскольку неспециалист, вероятнее всего, будет не в состоянии даже поставить правильный диагноз, и, тем более, не может знать способы вправления всех возможных вывихов и уметь применять их на практике. Некомпетентная медицинская помощь может только усугубить травму. Однако вывих плеча представляет особый случай. Во-первых, он происходит среди каякеров намного чаще всех остальных тяжелых травм, и знание того, как действовать в такой ситуации, особенно необходимо. Во-вторых, он происходит, как правило, типичным образом, в типичных ситуациях, поэтому можно достаточно определенно поставить диагноз и рекомендовать щадящие методы вправления вывиха, при которых дальнейшее осложнение травмы маловероятно. В-третьих, немедленное вправление вывиха ускоряет заживление травмы, уменьшает вероятность серьезных осложнений в долгосрочной перспективе и упрощает транспортировку пострадавшего. Поэтому в зарубежной литературе, где вопросам безопасности придается первостепенное значение, рекомендуется по возможности вправлять этот вывих на месте, особенно при невозможности быстрой транспортировки пострадавшего в медицинское учреждение. В любом случае, вопрос о том, стоит ли предпринимать такую попытку, предстоит решать самому потерпевшему. Фактор времени. Если вы решили вправлять вывих на месте, это надлежит сделать немедленно. Сделать это относительно просто в течение первых нескольких минут; затем начинается мышечный спазм, который постепенно усиливается, и вправить вывих будет тем сложнее, чем больше времени прошло с момента травмы. Для человека с хорошо развитой мускулатурой вправить вывих без применения специальных мер возможно в течение, самое большее, 2 часов; для менее мускулистого пациента в вашем распоряжении имеется иногда до 4–6 часов. Если вы предполагаете, что произошел вывих плеча, то немедленно дайте пострадавшему самое сильное обезболивающее, которое имеется в вашей аптечке (седалгин, спазган, баралгин), и 5 мг валиума под язык (так он воздействует быстрее). Валиум расслабляет мышцы и тем самым облегчает вправление вывиха. Желательно использовать более сильные релаксанты внутримышечно или даже внутривенно, если вы умеете делать такие инъекции. Можно выпить 1 ампулу седуксена или принять таблетку пипольфена или тазепама. Можно также сделать местную анестезию 1–2%-ным раствором новокаина, введя его в общей сложности 50–60 мл вокруг места травмы, но предварительно следует убедиться, что у пострадавшего нет аллергической реакции на новокаин. Осторожно освободите пострадавшего от спасжилета и одежды. Осмотрите место травмы, проверьте, может ли пострадавший шевелить пальцами и кистью. Измерьте и запишите пульс на запястье. Диагноз, как правило, достаточно очевиден. Пациент чувствует, что плечо у него находится не на месте, не может пошевелить рукой, локоть вывернут наружу, конфигурация плеча изменена. Только у людей с хорошо развитой мускулатурой или с большим количеством жира это изменение может быть не столь очевидно; в этом случае необходимо осторожно прощупать область травмы. Головка плечевой кости находится вне чашки сустава и практически при всех вывихах, происходящих у каякеров, смещена вперед или вперед-вниз. Осложнения случаются достаточно редко, однако обратите внимание на следующее:
Основной принцип вправления вывихов состоит в том, чтобы тянуть вывихнутую конечность очень медленно и непрерывно. Это позволяет преодолеть мышечный спазм. После того, как вы вытянете головку плечевой кости на край суставной чашки, она "вщелкнется" на место. Если же вы будете тянуть слишком сильно или слишком резко, то спазм усилится еще более и вправить вывих будет намного сложнее. Из всех способов вправления переднего вывиха плеча, которые применяются в медицине, для неспециалистов можно рекомендовать следующие два. Эти методы наиболее безопасны.
Глава 7
Исторически обстоятельства сложились так, что основой нашего водного туризма всегда были многоместные суда: байдарки, плоты, катамараны. Это было вызвано вполне определенными экономическими, социальными и психологическими причинами, которые сами по себе могли бы составить предмет отдельной книги. Именно с этими судами ассоциируется сейчас водный поход для большинства туристов и простых обывателей. Из-за такого подавляющего господства многоместных судов каяки оказались в самом невыгодном положении. Вся организация и проведение похода — от формулировки критериев для выбора маршрута до пятиминутной остановки на сплаве — строилась почти исключительно с точки зрения катамаранщиков. Каякеры оказывались инородным включением в такой группе и были вынуждены действовать в далеко не оптимальном для себя режиме. Порочный круг замкнулся: ходить на каяках становилось еще сложнее, поэтому они становились еще более редкими. Сплав на каяках, как и на любом другом судне, отличается своими специфическими проблемами и своим специфическим подходом к решению многих вопросов. В этой главе я постараюсь описать особенности проведения походов, связанные с использованием именно каяков как основного типа судов. Комплектование группы. Выбор и планирование маршрута. Транспортировка каяков. Перевозка снаряжения. Движение группы на маршруте. Организация взаимодействия при обработке порогов. Обучение каякеров. КОМПЛЕКТОВАНИЕ ГРУППЫ Численность группы. Говоря о "каячной группе" или "каячном походе", я отнюдь не подразумеваю, что все участники похода должны сплавляться исключительно на каяках. Во-первых, равноправными участниками такой группы могут быть каноисты-одиночки, чей подход к решению большинства вопросов совпадает с подходом каякеров. То же самое относится и к двухместным байдаркам и каноэ в той степени, в какой они рассматриваются как логическое развитие и продолжение К–1 и С–1, а не как самостоятельный, изолированный от каяков класс судов. Во-вторых, в походе могут принимать участие, вообще говоря, любые суда, причем суммарная численность их экипажей может, при определенном согласии между всеми участниками, даже превосходить число каякеров. Понятие "каячная группа" означает только то, что эти суда играют в группе вспомогательную, второстепенную роль. (Естественно, это должно быть оговорено заранее в самом начале подготовки к походу.) Все стратегические и тактические вопросы организации и проведения похода должны решаться с точки зрения каякеров и в интересах каякеров. Действия остальных судов должны быть подчинены этим интересам или, по крайней мере, не противоречить им. В частности, при проведении походов в малонаселенных и малопосещаемых туристами районах крайне желательно иметь в группе 1–2 катамарана на случай непредвиденных обстоятельств. (Никто не может считать себя абсолютно застрахованным от тяжелой травмы или от утраты судна.) Однако экипажи этих катамаранов должны иметь подготовку если не столь же высокую, как каякеры, то, по крайней мере, выше, чем принято для катамаранщиков на данной реке, поскольку им придется действовать в заведомо невыгодном для себя режиме. С другой стороны, сами каякеры должны относиться к таким катамаранам не только как к обслуживающему персоналу, но и как к относительно слабым участникам, нуждающимся в опеке более сильных товарищей. Только в том случае, если экипаж катамарана составлен из таких же каякеров, которые сверх этого еще и сработались в единое целое, его можно использовать для страховки и решения других сложных задач. Как уже отмечалось ранее, подобрать экипаж катамарана с соответствующим опытом весьма затруднительно. Поэтому казалось бы вполне логичным чередование экипажей на судах, чтобы каждый участник имел возможность пройти большую часть маршрута на каяке, но при этом отработал бы и свою часть катамаранной повинности, сменяясь, например, через каждый час или через каждый ходовой день. Увы, такое красивое решение оказывается совершенно не жизнеспособным. Для того, чтобы максимально реализовать свои возможности и потребности на данной реке, необходимо "вкататься" в реку, привыкнуть к ней с первых же дней похода. Сделать это при постоянном чередовании судов невозможно. Столь же невозможно работать в полную силу на обобществленном каяке, оборудованном, подогнанном и загруженном в расчете на некоего среднего гребца; любой каякер прекрасно знает, как важно сплавляться именно на своей лодке. Поэтому практическая реализация этой схемы, как правило, заканчивается тем, что гребцы, изначально оказавшиеся на катамаране, так и остаются его основным экипажем на весь поход, лишь изредка сменяясь на самых простых участках. Обычно это бывают наименее подготовленные участники, и в результате такого прохождения их техническое отставание сохраняется и усугубляется. Не пытайтесь обмануть себя и своих товарищей; если вы не можете найти подходящий экипаж на катамаран, выберите другой маршрут — либо более простой, либо в более населенном районе — на котором вы могли бы обойтись без этого вспомогательного судна. Численность группы Как правило, каякеры путешествуют менее многочисленными группами, что дает всем остальным туристам повод лишний раз упрекнуть их в индивидуализме. На самом же деле это лишь подчеркивает огромные возможности этого маленького судна, управляемого искусным гребцом. Привычная для нас численность водной группы 8–12 человек связана, прежде всего, с использованием крупных судов. Два катамарана-четверки — это уже 8 человек, и ниже этого предела группа фактически неработоспособна. (Отрадное исключение составляют двухместные катамараны, получившие распространение в последнее десятилетие, но и их возможности весьма ограничены.) Для каячной же группы минимально допустимое число участников объективно ниже. Группа из 4–6 опытных каякеров способна пройти маршрут любой сложности, примером чему можно считать прохождение Голубого Нила и Дудх-Коси группой под рук. Майка Джонса или, из отечественной практики, весьма полное прохождение Чулышмана группой в составе О.Головкина и Н.Плеханова в 1994 г. Дальнейшее увеличение группы практически не увеличивает ее возможностей и целесообразно лишь для решения задач, не относящихся непосредственно к сплаву — таких, как съемка хорошего постановочного фильма или оборона от нападений местных жителей. Хотя группа из 10–12 каякеров вполне работоспособна и сплав в такой группе способен доставить большое удовольствие участникам, управлять многочисленной группой — весьма тяжелая работа, и здравомыслящий руководитель едва ли станет увеличивать ее численность без серьезных причин для этого. Отметим попутно, что согласно действующим Правилам проведения туристских спортивных походов, численность группы должна быть не менее 6 человек, что мало соответствует реальным потребностям. ВЫБОР И ПЛАНИРОВАНИЕ МАРШРУТА Анализ информации о реке. Радиальные выходы. Первопрохождения. Распорядок дня. Планирование дневного перехода. Прохождение с базовыми лагерями. Сплав в режиме ралли. Первое отличие каячного маршрута от всех остальных — это преобладающая роль сплава. Если уж вы желаете получить удовольствие именно от сплава по бурной воде, то нужны ли вам многокилометровые пешие подходы? Скорее, вы выберете маршрут, в котором пешая часть является лишь вынужденным и вспомогательным элементом, и постараетесь сократить ее до минимума. С другой стороны, если пешая часть представляет для вас самостоятельную ценность и занимает существенную часть похода, то подумайте еще раз: действительно ли для вас так важен сам сплав, и именно на каяке? Не пытайтесь вместить в один поход и то, и другое — в этом случае ущербными неизбежно окажутся оба. Сделайте разумный выбор в соответствии со своими интересами и откажитесь от того, что представляется для вас менее ценным. Вторая существенная особенность — такое построение маршрута, которое позволяет максимально использовать все возможности для организации промежуточных забросок продуктов и других расходуемых материалов. Дело не только и не столько в том, чтобы облегчить вес рюкзаков на пеших подходах, сколько в том, чтобы по возможности облегчить вес лодки на сплаве. Эта проблема актуальна, по существу, для любого типа судов, но для каяков она стоит особенно остро, поскольку лишний вес приходится компенсировать не объемом лодки, а частью мастерства гребца. Относительно выбора конкретного типа реки и конкретного типа препятствий дать какие-либо общие рекомендации практически невозможно. На вкус да на цвет товарищей нет, и только вы сами можете решить, какая вода нравится лично вам. Принципиально для каяков доступны все реки и все препятствия, от крутопадающих горных ручьев с расходом воды порядка нескольких кубометров в секунду до мощных рек с расходом в сотни кубометров. Вопреки распространенному заблуждению, большой расход воды сам по себе не представляет для каяка особой сложности. Дело в том, что в процессе сплава каяк взаимодействует, как правило, лишь с ближайшей к нему частью потока, не превосходящей 50–60 м3/с, поэтому вся остальная вода не имеет к нему непосредственного отношения и служит лишь украшением заднего плана. Исключение составляют только мощные турбулентные структуры, распространяющиеся на все русло; кроме того, при прочих равных условиях реки с большим расходом объективно опаснее. Анализ информации о реке Основные проблемы в выборе маршрута связаны с тем, что большинство описаний рек составлены плотовыми и катамаранными группами, чьи представления о сложности, содержательности и опасности сплава сильно отличаются от каякерских. Поэтому следует по возможности пользоваться описаниями, составленным каякерами; по существу, только их и можно считать достоверными для данного типа судов. При использовании других материалов необходимо учитывать различия в психологии, технике и подготовке гребцов на разных типах судов и в технических возможностях самих судов.
Конечно, это далеко не полный перечень тех различий, с которыми вы можете столкнуться при чтении описаний. Поэтому разумно было бы относиться к этим описаниям лишь как к самой общей информации о реке. Чтобы выбрать для себя достойный маршрут, вы должны полагаться на критическое отношение ко всему написанному, здравый смысл и рекомендации тех, кто может взглянуть на данный маршрут с вашей или близкой к вашей точки зрения. Если в отчете встречаются числовые характеристики препятствий (особенно вертикальные размеры — такие, как высота валов или сливов), то необходимо умножить их на поправочный коэффициент, зависящий от впечатлительности автора и назначения отчета. Только тогда они будут более или менее соответствовать действительности. Как показывает практика, для большинства отчетов этот коэффициент составляет примерно 0,7. Для отчетов же, написанных для Чемпионата СССР по Рассказам о Водном Туризме (или аналогичных чемпионатов России, Москвы и т.д.), следует применять коэффициент не выше 0,5. На мой взгляд, наиболее содержательная и достоверная часть туристского отчета — это фотографии. Внимательно анализируя их, сопоставляя с описаниями, выбирая возможную линию движения, места причаливания и точки страховки, можно составить достаточно правдоподобное представление о реке. Радиальные выходы Хотя, как уже говорилось, в каячном походе сплав, по определению, играет доминирующую роль, это не обязательно относится ко всему путешествию в целом. Радиальные выходы продолжительностью от 1 дня до 1 недели — весьма рациональный способ провести свои отпуск более разнообразным и сбалансированным образом. В любом популярном туристском районе можно найти достаточное количество коротких пеших маршрутов, заслуживающих вашего внимания. Они могут как начинаться в середине вашего водного маршрута, так и быть связаны с ним местными переездами. Радиальный выход, выделенный в самостоятельный элемент путешествия — это гораздо более эффективный способ полнее познакомиться с районом, чем длинная пешая часть. Вы можете выбрать для этого выхода наиболее интересное место данного района, а не тот маршрут, который навязывается вам выбранной водной частью. И вы сможете увидеть в режиме легкой пешей прогулки намного больше, чем увидели бы из-под тяжелого рюкзака! Первопрохождения Стремление пройти там, где еще не ступала ни нога человека, ни ботинок туриста — одна из основных причин, влекущих нас из дому. Оно передалось нам, вероятно, еще от нашего самого далекого предка, мечтавшего в один прекрасный день найти новый лес с упитанными, совершенно непугаными мамонтами. Увы, сейчас, в конце очередного тысячелетия человеческой истории, это желание стало трудноосуществимым. По крайней мере, при том размахе, который имел туризм в нашей стране в течение нескольких десятилетий, было бы крайней наивностью надеяться, что вы сможете найти абсолютно неизвестный маршрут. Все маршруты, которые когда-либо могли прийти кому-либо в голову, уже были кем-то замечены, опробованы и оценены. Если они действительно имели те или иные достоинства, то они стали известными и популярными среди туристов; если же нет — о них просто забыли. Поэтому если вы всерьез думаете о прохождении нового маршрута, предварительно ответьте на два вопроса:
В числе наиболее частых причин, из-за которых данный маршрут мог быть проигнорирован туристами, можно назвать отсутствие технического интереса, чрезмерную сложность, физическую непроходимость, недостаточную протяженность, административные ограничения, неудобные подъезды, плохой климат. Первые три из них имеют смысл применительно к конкретному классу судов и конкретному уровню техники сплава. Поэтому если все дело именно в них, то не исключено, что для каяков такой маршрут мог бы оказаться вполне приемлемым. Если маршрут слишком короткий, то разумно связать вместе 2–3 речки в этом районе; для каяков это сделать в некоторых отношениях проще, чем для других судов. Административные ограничения и обстановка с транспортом изредка меняются, но такие изменения и открывшиеся в связи с ними новые (т.е. хорошо забытые старые) маршруты быстро становятся известны в туристских кругах. Поэтому на них едва ли следует рассчитывать как на существенный источник новых маршрутов. Распорядок дня Сплав на каяке — весьма напряженное занятие, и только немногие фанатики имеют достаточно сил и желания, чтобы заниматься им с рассвета до заката. Как правило, после полудня интенсивного сплава большинство участников начинают ощущать некоторую усталость, и дальнейший сплав уже не доставляет им должного удовольствия. Хотя продолжать сплав в таком состоянии возможно и в определенных случаях даже необходимо, основной смысл этого сплава ок
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.49.59 (0.015 с.) |