Категория VI: официальный верхний предел. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Категория VI: официальный верхний предел.



Возможность прохождения существенно зависит от уровня воды. Последствия ошибок чрезвычайно серьезны. Может включать любые типы препятствий со сложным заходом и выходом.

Как правило, река разделяется на участки примерно одинаковой сложности. Но часто бывает полезно указывать сложность конкретного порога, если она превосходит сложность окружающего участка. Иногда сложность отдельного порога указывается в виде индекса. Так, II4 означает, что участок в целом — второй категории сложности, но содержит порог или водопад четвертой категории. Следует отметить, что каждая категория — это не точка, а некоторый диапазон, и две реки одной и той же категории совсем не обязательно имеют одинаковую сложность. Для более точной характеристики иногда используется "половина" или "треть" категории: III–, III, III+, IV– и т.д., или двойное обозначение: III–IV. Классификация соответствует тому уровню воды, при котором по данной реке сплавляются чаще всего. Это обстоятельство необходимо всегда иметь в виду, поскольку по высокой воде большинство рек становится сложнее. Однако некоторые реки, наоборот, упрощаются.

Конечно, приведенная классификация весьма противоречива. Но в действительности такая экспертная оценка по грубой шкале из нескольких баллов — единственный способ оценить сложность реки более или менее объективно. Никакие количественные параметры — уклон, расход, скорость течения (средняя? максимальная? какая-то средневзвешенная?), количество камней (среднее? максимальное на 1 км? на 100 м?) — не могут дать полной информации о реке; сложность определяется только всей совокупностью этих параметров, а она, по определению, уникальна для каждой реки. С другой стороны, критерии оценки должны быть достаточно простыми; любая сложная шкала неизбежно будет слишком субъективной. В международной шкале такими критериями являются: наличие препятствий, возможность определить линию движения и последствия ее несоблюдения.

В отечественной практике принята другая классификация препятствий, существенно отличающаяся от международной. Объединяет их только то, что сложность реки определяется методом экспертных оценок — и никаким другим образом, по-видимому, определяться не может — и то, что обе они используют шестибалльную шкалу. По существу, они просто относятся к разным видам деятельности. В международной классификации более четко определены критерии для присвоения реке той или иной категории, применительно к спортивному сплаву. Отечественная же классификация водных путешествий формально основана всего на двух критериях — километраже и продолжительности — и, с формальной точки зрения, никак не отражает техническую сложность препятствий.

Отсутствие в отечественной шкале четко определенных критериев — что именно считать шестеркой, а что единичкой (в смысле технической сложности) — и привело к тому, что сложившаяся система классификации оказалась не только отличной от международной, но и различной в различных регионах, клубах и даже отдельных туристских группах. Кроме того, отсутствие единого толкования понятия "техническая сложность похода" привело к тому, что в одной категории оказываются, например, сплав по бурным рекам и путешествия в труднодоступных районах, не имеющие между собой практически ничего общего.

Необходимо также иметь в виду, что отечественная классификация сплавных рек формировалась, в основном, применительно к катамаранам и в меньшей мере — к почти вышедшим из употребления плотам и к двухместным байдаркам как к самостоятельному классу судов. Оценка сложности именно для каяков не производилась практически нигде — в первую очередь, из-за отсутствия отечественной школы сплава на каяках вообще и, в частности, из-за отсутствия достаточного количества компетентных экспертов. Поэтому нередко существующая классификация неадекватно отражает сложность конкретных рек для каяков.

Соотношение между отечественной и международной классификацией достаточно сложно и неоднозначно; строго говоря, такую переоценку надо выполнять индивидуально для каждой реки. Международная категория I в основном соответствует отечественным 1–2 к.с. (например, Щегринка и многие карельские речки без крупных локальных порогов). Категория II примерно соответствует отечественным 2–3 к.с. (Мста, локальные пороги в Карелии). К категории III могут относиться препятствия от 3 к.с. на горных реках (Песчаная, Теберда, Уба, Урух) до саянских, т.е. относительно простых, "пятерок", включая большие примитивные плотовые реки (Катунь, Каа-Хем, Ока). Категория IV ближе к отечественной 5 к.с. (Чаткал — эталонная "пятерка" — вписывается в нее очень хорошо). Категория V охватывает верхнюю часть отечественной 5 к.с. и большинство рек 6 к.с. К международной VI категории можно отнести только несколько суперсложных рек (Башкаус, Чулышман, Аргут, Муксу, Обихингоу, Сары-Джаз).

Глава 3
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЯКОМ

"...И плаваешь ты, как турист!"
Слаломистское
ругательство

Искусство сплава по бурной воде — это искусство управления. В отличие от гладкой гребли, ходьбы, лазания и других традиционных способов передвижения, каякер перемещается в пространстве не только и не столько за счет собственных физических усилий, сколько за счет энергии потока, и мастерство каякера состоит именно в том, чтобы направить эту энергию в желаемое русло. Из всех остальных видов спорта только один основан на этом же принципе: это горные лыжи, и аналогия между ними намного глубже, чем может показаться на первый взгляд. По существу, и спуск на горных лыжах, и сплав на каяке — это управляемое падение, и методы управления этим падением имеют много общего. Не случайно слово "слалом" применимо к обоим этим дисциплинам.

Глубоко заблуждаются те, кто называет сплав "победой над бурной рекой" и другими воинственными терминами. Если это и можно назвать схваткой, то не в стиле привычного нам кулачного боя, когда сила побеждается превосходящей силой, а в стиле восточных единоборств, когда сила противника обращается против него же. Но стоит ли искать врага там, где его нет? Реке безразлично, что и как по ней плывет — каякер или бревно, вверх головой или вниз. Она обращается со всеми плывущими предметами по вполне определенным законам, и если для вас важно, что произойдет в этой воде именно с вами — не пытайтесь действовать вопреки ей. Это бесполезно и бессмысленно. Если вы понимаете ее законы, вы всегда сможете обратить их на пользу себе.

Но как вам понять эти законы? Когда вы впервые сидите в каяке, вы видите перед собой (точнее, под собой) "черный ящик" с двумя входами — вашим воздействием и воздействием потока — и одним выходом — суммарным движением каяка. Естественно, проще всего разобраться в их взаимосвязи, если сначала максимально упростить задачу. Себя вы исключить не можете, поэтому исключим поток. Итак, прежде всего вам надо научиться управлять каяком на спокойной воде, когда единственным источником энергии для движения служит ваше тело (и весло как его составная часть).

Именно эти приемы составляют основу управления каяком. Позже вы будете пользоваться ими, чтобы подставить ваш каяк воздействию потока желательным для вас образом. Для того, чтобы свободно управлять лодкой на бурной воде, вы должны, в первую очередь, научиться выполнять их эффективно и экономно.

Проверка снаряжения. Положение весла. Аварийное катапультирование. Прямая гребля. Дуговые гребки. Обратная гребля. Смешанные гребки и побочные эффекты. Использование весла в качестве руля. Крен и управление им. Поворот на низкой опоре. Прямое притяжение. Параллельное притяжение. Зацеп. Эскимосский переворот "рычагом". Опорные гребки. Эскимосский переворот "винтом". Элементы канойной техники.

ПРОВЕРКА СНАРЯЖЕНИЯ

Прежде всего, выработайте у себя привычку регулярно проверять состояние вашей лодки и прочего снаряжения. Каяк — это часть вашего тела, и гребец на плохом каяке подобен хромому бегуну или подслеповатому стрелку. Поэтому, прежде чем вы оттолкнетесь от берега, убедитесь, что:

  • Каяк полностью исправен и готов к сплаву. (Особенно это относится к обладателям разборных каяков).
  • Вы сидите в каяке плотно и удобно, а боковины сиденья фиксируют ваши бедра.
  • Пяточные упоры держат ваши ноги в таком положении, которое обеспечивает удобный контакт с коленными/бедренными упорами.
  • Ваша одежда, спасжилет и юбка не стесняют ваших движений.
  • Юбка плотно надета на горловину кокпита.
  • Весло имеет правильный разворот. Обратите внимание на то, имеет ли оно овальный хват с одной или с обеих сторон.
  • Вы правильно держите весло.

ПОЛОЖЕНИЕ ВЕСЛА

Вы уже знаете, что лопасти каячного весла развернуты на 90°. (Правда, идеальная антропометрическая величина несколько меньше.) Это сделано специально — такова кинематика гребли. В зависимости от того, в какую сторону они развернуты, весло называется правым или левым, но разночтения по этому поводу настолько распространены (по крайней мере, среди туристов), что лучше этими терминами не пользоваться.

Овальный хват весла и положение кисти ведущей руки относительно лопасти.

При гребле одна рука остается неподвижной на весле; эта рука называется ведущей. Она должна держать весло так, чтобы при нормальном положении запястья ваше предплечье было перпендикулярно лопасти. Во второй руке весло проворачивается на ±90°, и важно научиться несколько расслаблять пальцы (но не разгибать их) в момент поворота. В противном случае вы быстро получите мозоль у основания большого пальца.

Какая рука у вас ведущая — заранее сказать трудно. Есть небольшая зависимость: у истинных правшей ведущей рукой чаще бывает правая, а у левшей, даже переученных с детства — левая, но эта зависимость далеко не однозначна. Гораздо больше сказывается то, какая рука является ведущей у вашего первого тренера. Попробуйте весла с обоими разворотами, и вы быстро поймете, какое из них более удобно для вас. Принципиальной разницы между правым и левым разворотом нет — оба они являются одинаково правильными. Если у весла имеется овальный хват с одной стороны, то он должен располагаться, конечно, под ведущей рукой.

 

Исходное положение весла.

Расстояние между кистями рук должно быть в 1,5–1,6 раза больше ширины плеч. Другое распространенное правило — весло поднято над головой, руки согнуты под прямым углом в локтях и в плечах. Впрочем, и то, и другое представляют лишь ориентировочную величину, которую можно использовать в качестве первого приближения. Точное положение рук может варьироваться около этих значений в пределах нескольких сантиметров в зависимости от индивидуальных особенностей телосложения гребца и от длины весла.

АВАРИЙНОЕ КАТАПУЛЬТИРОВАНИЕ

Итак, вы сели в каяк. Сможете ли вы теперь из него вылезти? (Конечно, вам хочется надеяться, что делать это придется не слишком часто.) Вы почувствуете себя увереннее, если будете достоверно знать, что умеете пользоваться аварийным выходом из неприятной для вас ситуации. Поэтому первое, что вы должны сделать, впервые оказавшись на воде — это:

  • Вспомнить, как вы садились в каяк на берегу. Мысленно повторить эти действия в обратной последовательности.
  • Перевернуться.
  • Зависнуть под каяком вниз головой, перпендикулярно деке. Это самый важный элемент. Если вы обовьетесь вокруг борта каяка, стараясь побыстрее вынуть голову из непривычной для нее среды, то все остальное может остаться там весьма надолго.
  • Выпустить весло из одной руки. (Как правило, весло остается либо в ведущей руке, либо с той стороны, где оно оказалось в момент переворота.)
  • Освободившейся рукой взяться за срывную петлю юбки и снять ее движением сначала от себя, потом от деки (понятия "вверх-вниз" звучат здесь весьма двусмысленно).
  • Опереться обеими руками о деку позади кокпита, не выпуская при этом весла. В идеальном случае весло должно быть прижато к деке вдоль каяка — это не позволит потоку оторвать его. Расслабить ноги и вынуть их из упоров.
  • Оттолкнуться перпендикулярно деке. Да-да, именно вниз, в глубину! Если у каяка короткий кокпит или у вас длинные ноги, то отталкивайтесь немного в направлении кормы. Не отпускайте весло.
  • Начинать всплывать можно не раньше, чем ваши колени выйдут из кокпита. До этого момента вы не сможете перевернуть ноги внутри каяка.
  • Как только ваша голова окажется на поверхности, схватите каяк поперек ближайшей к нему рукой. Это можно сделать еще до того, как вы откроете глаза.

Ваши дальнейшие действия будут зависеть от конкретной ситуации, но покидать судно вы почти всегда будете именно таким образом. Единственное исключение — это ситуации, когда вы преднамеренно бросаете каяк. В некоторых случаях приходится бросать и весло — но только тогда, когда оно действительно мешает вам вылезти. Оказавшись в воде на спасжилете и с веслом в руках, вы все-таки будете представлять собой самоходное судно; упустив весло, вы поплывете дальше без руля и без ветрил.

Если вы неуверенно чувствуете себя под водой, то задержитесь на третьем этапе. Сосчитайте до трех (а лучше — до десяти), распрямитесь вниз головой, дотроньтесь руками до дна. Если весло сильно мешает вам, сначала отработайте это упражнение без него, а потом повторите полностью.

Повторяйте это упражнение всякий раз, когда впервые садитесь в новый для вас каяк, особенно тесный, с маленьким кокпитом или тугой юбкой. Бывают некоторые каяки, в которые приходится залезать каким-то особым образом; соответственно, и вылезать из них нужно с учетом этих особенностей.

ПРЯМАЯ ГРЕБЛЯ

Некоторые упражнения и советы.

Для того, чтобы заставить ваш каяк двигаться в нужном направлении, вам необходимо прежде всего освоить прямую греблю. Именно ей вы занимаетесь большую часть времени на воде. Именно прямая гребля позволяет вам преодолевать расстояния, обходить опасные места или накапливать запас энергии для их преодоления. Этот внешне неказистый, но крайне важный элемент лежит в основе любого маневра на бурной воде.

Прямой гребок: а — исходное положение, б — движение корпуса и рук во время гребка, в — положение рук и корпуса в момент перехода к следующему гребку. Конечное положение плеч является исходным для следующего гребка.

Со стороны может показаться, что при движении вперед гребец погружает лопасть весла в воду и затем подтягивается к ней. Но совершенно неправильно думать, что это движение выполняется только одними руками. Маленький мускул, сгибающий вашу руку в локте, не способен сообщить вашему каяку и вашему телу заметную скорость. Развить для этого достаточное усилие может только вся мощная мускулатура верхней части корпуса. Для того, чтобы полностью включить ее в работу, обратите внимание на следующие элементы прямого гребка:

Вращение корпуса.

Представьте себе, что ваш позвоночник — это неподвижная вертикальная ось. (Для полноты картины представьте, что на нижнем конце ее находится шарнир, вокруг которого вправо-влево качаются ваши бедра; это поможет вам разобраться с тем, как задается крен каяка.) Ваш корпус, от бедер до плеч, скручивается вокруг этой оси примерно на 45°. В исходном положении ваше рабочее плечо (со стороны которого выполняется гребок) выходит вперед, а противоположное — назад. Захватив веслом воду, вы ведете его назад, разворачивая корпус в противоположную сторону. В конце гребка корпус уже находится в исходном положении для следующего. Следите за тем, чтобы позвоночник не наклонялся и не изгибался ни в какую сторону.

Выпрямление руки.

В тот момент, когда вы погружаете весло в воду, ваша нижняя (рабочая) рука должна быть полностью выпрямлена. Верхняя рука согнута в локте, и ее кисть находится на уровне головы. В ходе гребка верхняя рука распрямляется, и в конце гребка кисть этой руки оказывается напротив вашей груди. Нижняя рука не столько тянет весло на себя, сколько направляет его по нужной траектории. В конце гребка она оказывается согнутой, кисть находится около борта каяка напротив бедра. Из этого положения вы поднимаете руку вверх и начинаете следующий гребок.

Координация движений.

При правильной синхронизации корпус и руки должны одновременно начинать и одновременно заканчивать движение. После этого весло перекладывается на другую сторону. Стремитесь к тому, чтобы ваши движения были слитными, плавно переходящими друг в друга.

Траектория весла.

При движении весла по прямой, параллельно борту, развивается максимальное поступательное усилие и минимальный вращательный момент — именно это и требуется в данном случае. При движении весла по широкой дуге развивается минимальная тяга и максимальный крутящий момент; это будет дуговой гребок, о котором речь пойдет чуть ниже. На практике же почти любой гребок содержит элементы и прямого, и дугового. Если ваш каяк рыскает из стороны в сторону при каждом гребке, начинайте гребок с небольшой дуги от носа, чтобы остановить это вращение. По мере того, как ваша гребля станет более сбалансированной, этот дуговой элемент будет уменьшаться.

Положение хвата весла.

Если смотреть на каякера спереди, то на протяжении почти всего гребка — кроме, может быть, его начальной и конечной фаз — хват весла наклонен под углом 45–60°, а иногда и более.

Использование мышц корпуса типично почти для всех видов тяжелой физической работы, различных видов спорта и боевых искусств. Сплав на каяке не является исключением. Практически все гребки выполняются в основном корпусом, а не руками; руки же играют лишь вспомогательную роль, тонко направляя движение весла. Когда вы будете в следующий раз пилить дрова, обратите внимание на то, как ваши плечи разворачиваются, приводя в движение пилу. Похоже?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.027 с.)