Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Некоторые упражнения и советы

Поиск
  • В начале обучения не старайтесь работать изо всех сил. Прежде всего вам надо научиться грести не сильно, а сбалансировано, чтобы лодка не рыскала из стороны в сторону. Гребите так, чтобы вы могли контролировать курс; если вы начнете работать сильнее, вы будете зря тратить силы на то, чтобы крутить каяк туда-обратно, каждый раз проскакивая мимо нужного положения.
  • Не старайтесь протянуть весло далеко к корме, даже если вам кажется, что это поможет вам удержать правильный курс. Гребок должен заканчиваться на уровне заднего края кокпита, далее он совершенно неэффективен.
  • Чтобы лучше понять, как должен работать корпус, представьте себе, что вы открываете на себя плотно закрытую дверь, уперевшись одной рукой (верхней) в косяк, а другой взявшись за ручку.
Неправильное выведение весла из воды. (Ср. с предыдущим рисунком.)
  • На протяжении всего гребка верхняя рука разгибается, а нижняя сгибается в локтевом и плечевом суставах, но не в запястьях. Особенно важно обратить на это внимание в заключительной фазе гребка, при выведении лопасти из воды. Предплечье нижней (рабочей) руки должно быть в этот момент горизонтальным, локоть опущен, а запястье — оставаться прямым. Тогда лопасть, двигаясь вертикально вверх, безо всяких усилий выходит из воды ребром и легко движется дальше в исходное положение для следующего гребка. Одна из самых распространенных ошибок начинающих гребцов состоит в том, что кисть подворачивается вниз и весло выходит из воды плашмя, рабочей стороной вверх. Со стороны это очень похоже на движения курицы, разгребающей лапой навоз. Такое движение притапливает борт каяка и заканчивается тупиковым положением руки, из которого невозможно сразу начать следующий гребок.
  • Не выворачивайте локоть верхней руки наружу и вверх.
  • Попробуйте преувеличить вращение корпуса. Быстро распрямите руки и выполняйте основную часть гребка исключительно корпусом. Это не очень удобно, но поможет вам быстро освоить требуемое движение.
  • Если вы уверенно удерживаете каяк на курсе, попробуйте разогнаться до максимальной скорости. Вы должны чувствовать нагрузку, прикладываемую вашими ступнями к пяточным упорам. Именно таким образом вы передаете усилие, развиваемое верхней частью вашего корпуса, на корпус каяка. Если вы не ощущаете этой нагрузки, значит, вы не столько толкаете каяк вперед, сколько просто провожаете веслом встречный поток.
  • Шея должна быть расслаблена, но голова не должна вращаться вместе с корпусом. Смотрите все время вперед. Характерный признак напряженной шеи — резкие движения плеч вверх-вниз.
  • Та часть хвата весла, которая находится напротив вашей груди, должна двигаться от вас на протяжении всего цикла.

ДУГОВЫЕ ГРЕБКИ

Упражнения. Поворот в движении.

Дуговой гребок вперед - это, по существу, модификация обычного прямого гребка. Его можно включить в прямую греблю, не нарушая ритма. Основной элемент гребка - вращение корпуса - остается практически неизменным; единственное отличие может состоять в том, что вращение происходит на больший угол. Можно считать, что вы сначала поворачиваете в нужную сторону верхнюю часть корпуса и закрепляете ее в этом положении веслом, а потом доворачиваете в эту сторону бедра вместе с лодкой. Нижняя рука направляет весло от носа каяка в сторону, а затем - по широкой дуге, в центре которой находится гребец. На протяжении всего гребка она остается вытянутой; когда весло приблизится к корме каяка, согните локоть и выньте лопасть из воды. Верхняя рука движется намного ниже, чем при прямом гребке, так что положение хвата весла близко к горизонтальному.

Во время гребка вы должны чувствовать, что:

  • Ваши ступни и колени вращают каяк в нужном направлении.
  • Полностью погруженная лопасть создает ощутимое усилие.
  • При круговом движении весла, в отличие от прямолинейного, создается большой вращательный момент.
  • Рабочая рука неподвижна в плечевом суставе, так что вращение создается исключительно корпусом. Верхняя рука направляет весло и передает на него усилие, создаваемое плечами.

Выполняйте это упражнение слитно и следите за тем, чтобы каяк не кренился набок. Начните с медленных и плавных движений - бурлящие струи вокруг весла совершенно не нужны. У лодки есть некоторая оптимальная скорость вращения.

Обратный дуговой гребок основан на тех же самых механических принципах, что и прямой. Движения гребца очень близки к тому, что получается, если выполнять обычный дуговой гребок сзади наперед. Весло при этом работает тыльной стороной лопасти. Обратите внимание на то, чтобы в исходном положении весло было полностью погружено в воду, а корпус максимально повернут в его сторону. В заключительной фазе гребка (у носа) можно немного наклонить корпус вперед; в этом положении ваши мышцы смогут развить большее усилие.

Чистый дуговой гребок встречается столь же редко, сколь и чистый прямой гребок. На бурной воде обычно выполняется нечто среднее, более близкое к одному из них и содержащее элементы другого (а также опоры, притяжения и многих других движений). Часто выполняется не полный дуговой гребок на все 180°, а только часть его. В любом случае, прямой гребок всегда сообщает лодке некоторое вращение, а дуговой - некоторое поступательное движение в качестве побочного эффекта.

Выполняя поворот, смотрите в ту сторону, куда вы движетесь. Это общее правило для всех маневров и на спокойной воде, и на бурной, когда суммарное движение каяка складывается из его движения относительно потока и движения самого потока. Для этого нужно научиться сохранять положение головы неизменным и не зависящим от движения корпуса.

Упражнения

  • На стоячей воде встаньте боком, например, к нависающему над водой дереву или низкому мостику. Разверните плечи в сторону этой опоры и возьмитесь за нее руками. Теперь раскрутите бедра (каяк повернется в сторону дерева) и скрутите корпус в противоположную сторону (каяк встанет к нему другим бортом). Несколько раз поверните каяк вправо и влево. При поворотах с помощью весла (причем не только при дуговом гребке) корпус выполняет аналогичное движение.
  • Немного освоив дуговые гребки от носа и от кормы по отдельности, попробуйте придать лодке постоянное вращение на месте, чередуя их: дуговой гребок от носа - разворот корпуса в противоположную сторону - дуговой гребок от кормы с противоположного борта - разворот корпуса - дуговой гребок от носа. Сделайте по несколько оборотов в одну и в другую сторону.
Поворот в движении
Дуговой гребок в движении: 1 - смещение носа каяка, 2 - сочетание вращения и поступательного движения, 3 - максимальное вращение.

Представьте себе, как вы выглядите сверху во время дугового гребка. Хват весла, рука и плечо образуют радиус круга, в центре которого находится ваш позвоночник. Траекторию весла можно условно разделить на три участка, каждый из которых вносит свой вклад во вращение каяка:

  1. От носа лодки вбок.
  2. Параллельно лодке.
  3. К корме.

Попробуйте теперь выполнить этот же гребок, когда лодка движется с умеренной скоростью. Вы быстро переходите от первой фазы дугового гребка ко второй, поскольку набегающая вода увлекает весло назад. К началу второй фазы лодка успевает затормозиться, и теперь у вас остается достаточно времени, чтобы выполнить третью фазу гребка. Таким образом, три фазы гребка стали существенно отличаться друг от друга, и вы можете использовать это при сплаве. Если вам необходимо сильно изменить курс, сосредоточьте основные усилия именно на третьей фазе. Но если вам нужно сохранить поступательную скорость каяка, сделайте акцент на второй фазе. Если же вам нужно просто немного отклонить нос каяка, подчеркните первую фазу гребка.

ОБРАТНАЯ ГРЕБЛЯ

Как уже говорилось, четкой границы между прямым и дуговым гребком нет — они непрерывно переходят друг в друга. Точно так же обратный дуговой гребок переходит в обратный поступательный. Можно даже сказать, что обратный гребок больше похож не на прямой, выполняемый в обратном порядке, а на дуговой, потому что сохраняет некоторые его особенности.

  • В исходном положении корпус развернут в сторону рабочей лопасти намного сильнее, чем в конце прямого гребка, чтобы можно было начать гребок вблизи кормы. Основная часть гребка выполняется возле задней половины каяка. После того, как корпус возвращается в нормальное положение, а весло проходит мимо кокпита, силовая фаза гребка заканчивается; дальнейшее вращение корпуса происходит без больших усилий и используется для того, чтобы привести весло в исходное положение для следующего гребка.
  • Весло работает тыльной стороной, как и при обратном дуговом гребке. Положение ведущей руки на хвате весла остается неизменным.
  • Нижняя рука не только направляет весло, но и самостоятельно толкает его вперед (помимо того усилия, которое прикладывают плечи).
  • Верхняя рука заходит дальше на рабочую сторону, и при взгляде спереди хват весла близок к вертикали.
Положение весла при прямом (а), обратном (б) и дуговом (в) гребках.

Обратный гребок, как и прямой, обычно содержит небольшую составляющую дугового. Чем более широкую дугу описывает лопасть и чем ниже опускается хват весла, тем больше эта составляющая.

Ваш взгляд, как всегда, должен быть направлен в ту сторону, куда вы движетесь — в данном случае, назад. Можно поворачивать голову вправо-влево на каждом гребке, но это малоэффективно, поскольку значительная часть времени будет уходить на то, чтобы каждый раз заново сориентироваться. Это целесообразно делать только тогда, когда вам жизненно необходимо следить за тем, что происходит сразу со всех сторон от вас — но лучше в такие ситуации не попадать. Обычно при движении назад гребец смотрит все время через одно плечо. Желательно делать это со стороны более слабой руки, чтобы корпус поворачивался в эту сторону на несколько больший угол. Тогда ваша гребля становится более сбалансированной.

Обратная гребля используется для двух основных целей: чтобы заставить лодку равномерно двигаться (относительно воды) кормой вперед и чтобы быстро затормозить ее. В первом случае гребки должны быть более длинными и равномерными, во втором — короткими, отрывистыми, чтобы вращение лодки было минимальным. Замедляясь, лодка все-таки продолжает двигаться вперед, поэтому и смотреть в этом случае надо вперед — на препятствие. Ни в том, ни в другом случае обратная гребля не имеет ничего общего с морским словом "табанить", который неопытные туристы охотно заимствуют из гребли на распашных шлюпках. Этот термин означает "опустить весла в воду и использовать их как пассивный тормоз", поскольку приложить значительное усилие в противоположном направлении гребцы не могут, да и ситуация менее динамичная, чем на бурной воде. Каякер же должен интенсивно грести в противоположном направлении.

При освоении обратной гребли особенно важно в первую очередь научиться удерживать каяк на правильном курсе при небольшой скорости, и только после этого начинать работать в полную силу. Это упражнение очень наглядно показывает, что сплав на каяке — предмет не столько физической силы, сколько тонкого, если не сказать — изощренного, управления. Ваша сила будет только мешать вам, если вы не сумеете правильно распорядиться ею.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.69.64 (0.007 с.)