ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прохождение препятствий с полной и неполной обработкой



Если очередное препятствие представляет значительную сложность хотя бы для некоторых участников, то необходимо организовать его разведку по берегу и более или менее полную страховку. Для этого требуется, прежде всего, причалить перед порогом в таком месте, от которого можно пройти по берегу, как минимум, до ключевых мест порога (желательно — до конца) с минимальными усилиями. Желательно причалить как можно ближе к началу порога, чтобы избежать лишнего хождения туда-обратно, сэкономить свое время и силы. С другой стороны, это место должно обеспечивать уверенную чалку даже для наименее опытных участников и хороший заход в порог. Поэтому выбор места для чалки перед порогом сам по себе представляет достаточно ответственную задачу.

Следующее, что должен сделать руководитель — это объявить во всеуслышание предполагаемый режим прохождения препятствия и распорядиться относительно того, какое снаряжение должно быть взято с собой на просмотр. В противном случае возможно потерять значительное время только из-за того, что потом придется возвращаться к лодкам за оставленным спасконцом или видеокамерой. Как правило, если ожидается что-то большее, чем только просмотр и последующее прохождение походным порядком, целесообразно всегда носить с собой спасательное снаряжение, фото- и видеоаппаратуру. Если предполагается подмена участников, то следует сразу отнести в конец порога весла и прочее снаряжение тех, кто отказывается от прохождения.

Если препятствие достаточно простое, то можно ограничиться его просмотром и двигаться дальше всей колонной. Ниже порога группа накапливается в улове и после успешного прохождения замыкающего судна продолжает сплав.

Если сложность препятствия не позволяет полностью рассчитывать на само- и взаимостраховку лидирующей пары, то страховка первых 1–2 пар производится спасконцами с берега. После их успешного прохождения спасконцы снимаются, и остальные участники проходят препятствие со страховкой с воды.

Если сложность препятствия такова, что и эта страховка не может считаться достаточной, то страховка спасконцами сохраняется на все время прохождения. Первые 2–3 опытных участника, пройдя порог, могут оставаться на воде и обеспечивать страховку каяками. По мере того, как последующие участники проходят порог, они сменяют страховщиков со спасконцами.

Наконец, наиболее полный вариант страховки — это страховка всех каяков с берега и с воды. Для этого перед началом прохождения 2–3 лодки относятся в конец порога и ставятся там на страховку. Если наименее подготовленные участники отказываются от прохождения вообще, то вполне естественно использовать для организации страховки именно их каяки. Однако саму страховку должны осуществлять на этих лодках более опытные члены группы. Если же все участники намерены пройти порог, а страховка с воды необходима, то после прохождения первых участников освободившиеся лодки относятся обратно в начало порога. Подобная тактика иногда применяется и катамаранными группами, однако не пользуется популярностью по вполне очевидной причине — обносить катамаран, даже разгруженный, намного труднее, чем каяки.

При прохождении препятствий с обработкой, как и при движении с ходу, возможно прохождение по двое сложившимися парами. Конечно, ресурсы страховки и самостраховки группы в этом случае должны быть достаточными для одновременного оказания помощи двум участникам. Это очень красивая тактика в исполнении двух сильных каякеров и очень эффективный вариант в том случае, когда в паре имеется один слабый участник. Идущий перед ним лидер не только показывает ему правильные действия, но и снимает с него значительную умственную (выбор линии движения) и психологическую нагрузку. Такая тактика работает весьма успешно до тех пор, пока сам лидер имеет достаточный запас мастерства для того, чтобы делать в пороге именно то, что требуется; в противном случае команда "Делай как я" приобретает весьма двусмысленное звучание.

При прохождении или страховке может производиться подмена участников, однако это скорее исключение, чем правило. Конечно, при описанном выше прохождении с полной страховкой с воды целесообразно использовать для страховки именно те лодки, которые уже обнесены ниже порога. Столь же естественно заменить обнос чьей-то лодки прохождением другого участника на этой лодке. При этом один участник избегает и вероятного оверкиля, и психологического дискомфорта, другой получает удовольствие от повторного прохождения, а вся группа в целом — экономит силы и время. Однако при такой подмене новый участник должен иметь достаточный запас мастерства для того, чтобы успешно работать на чужой лодке в относительно сложном (для данного маршрута и группы) препятствии. Следует заранее проверить, насколько подходят разные лодки для каждого участника, насколько совместимы юбки, как следует переставлять упоры и т.п. Независимо от смены лодок, желательно, чтобы каждый участник постоянно работал своим собственным веслом.

Наконец, после прохождения препятствия необходимо проследить за тем, чтобы все использованное при этом снаряжение было собрано и погружено на отведенные ему места.

Причаливание

Этот малозаметный элемент сплава также требует определенного внимания, особенно в многочисленной группе. Конечно, лидер группы должен выбирать место чалки таким образом, чтобы оно было доступным для всех участников, но этим дело не ограничивается. Причалить к берегу в выбранном месте, как правило, бывает наиболее просто для первых участников. По мере того, как наиболее удобные места для чалки оказываются заняты, каждому последующему судну становится все сложнее и сложнее причалить рядом с ними. А именно в это время на чалку заходят наименее опытные участники...

Поэтому и лидер группы, и все остальные участники (по крайней мере, все опытные участники) должны причаливать к берегу таким образом, чтобы не осложнять чалку для остальных судов и чтобы в указанном месте могла поместиться вся группа. При необходимости первые участники должны быстро вылезать на берег и вытаскивать свои лодки из воды, чтобы освободить место для своих товарищей.

Лидер группы может голосом или руками указывать подходящим лодкам место для чалки с таким расчетом, чтобы вся группа поместилась в назначенной точке. Для этого ему иногда удобнее не вылезать сразу на берег, а встать в улово напротив места чалки и оттуда руководить группой.

Наконец, в особо сложных случаях возможно организовать чалку с использованием буферного улова, например, у противоположного берега. Вся группа накапливается в этом улове; отсюда каякеры по одному переходят в требуемое улово, вылезают на берег и освобождают место для следующей лодки. При необходимости они помогают последующим участникам причалить в этом месте.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ПРИ ОБРАБОТКЕ ПОРОГОВ

Система оповещения на пороге. Сигналы при прохождении.

Значительные затраты сил и времени при прохождении порогов оказываются связаны не столько с объективной сложностью порога или с неудобством береговой обстановки, сколько с путаницей и неразберихой в организации прохождения. Постоянное ожидание то одного, то другого участника, бесконечное хождение по берегу из начала в конец порога и обратно — картина, типичная для многих туристских групп. Стоит ли говорить, к чему может привести, например, неправильно понятый или невовремя поданный сигнал о начале прохождения?

Вообще говоря, взаимодействие участников при обработке порогов — это проблема не только каячных групп; они столь же, если не более, актуальны для групп с любым типом судов. Однако этот вопрос рассматривается в туристской литературе настолько мало и предподается в туристских школах настолько поверхностно, что я счел необходимым включить его в эту книгу.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.205.144 (0.005 с.)