Страховка при заклинивании лодки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Страховка при заклинивании лодки



Последний шанс для гребца. Действия страхующих при заклинивании лодки.

Наиболее частые варианты заклинивания лодки — на одиночном препятствии (камне, опоре моста), в узости и в водопадном сливе (к последнему случаю можно отнести также заклинивание при неудачной попытке тюленьего старта, но оно менее опасно). Сюда же можно включить попадание под завал или в карман. Помимо правильной оценки гребцом своих возможностей и опасности реки, вероятность заклинивания и тяжесть его последствий можно уменьшить за счет следующих факторов:

  • Полные обводы носа и кормы. При прыжке такой нос погружается в воду менее глубоко, быстрее начинает всплывать и имеет больше шансов соскользнуть с камней при касании дна.
  • Округлые обводы всей лодки. Такая форма оказывает меньшее сопротивление набегающему потоку в самом невыгодном положении.
  • Жесткое днище и борта. При посадке на камень это увеличивает вероятность соскальзывания, в то время как мягкий, податливый корпус лодки прогибается, и лодка прочно фиксируется на камне.
  • Заполнение всего свободного объема лодки емкостями непотопляемости. Чем меньше осадка залитой водой лодки, тем меньшее давление оказывает на нее поток.
  • Безопасная форма кокпита, позволяющая гребцу быстро покинуть судно.
Последний шанс для гребца Действия гребца при угрозе заклинивания можно свести к двум правилам:
  • Избегать заклинивания любыми способами, даже ценой оверкиля.
  • Немедленно покинуть лодку, если она начинает складываться пополам.
Если лодка движется бортом на одиночный камень, то гребец может попытаться сделать этот навал управляемым, задав крен в сторону камня и оперевшись на него веслом, локтем или плечом. После этого он может, не отпуская крен, столкнуть лодку в одну или в другую сторону. Если такой путь не сулит успеха (например, при навале на опору моста на сильной струе), гребец должен использовать все отпущенное ему время, до последней секунды, чтобы увести лодку от препятствия. Даже когда лодка уже переворачивается на отбойном валу или на самом камне, он может продолжать тащить ее вперед или назад, не пытаясь удержать ее на ровном киле. Сопротивление, оказываемое его телом набегающему потоку, помогает ему сдернуть лодку с камня. Миновав камень, гребец совершает эскимосский переворот. Если лодка подходит боком к узости и гребец не успевает провести нос лодки мимо препятствия, он может попытаться сместиться в другую сторону и войти в узость кормой. Если же лодка уже коснулась двух камней носом и кормой, то целесообразно либо сразу же сильно накренить лодку от струи, либо перевернуться наиболее естественным образом — навстречу потоку — и провернуться дальше, чтобы оказаться ниже лодки по течению. Это надо сделать быстро, пока лодка на начала складываться пополам. После этого следует немедленно покинуть лодку. В таком положении это удается сделать достаточно легко, поскольку поток помогает гребцу, а не мешает ему. Если нос лодки упирается в дно при прыжке с водопада или тюленьем старте и лодка застревает почти вертикально, то можно попытаться свалиться из этого положения набок и затем выполнить эскимосский переворот. Но сделать это удается не всегда, приводнение при таком падении не всегда безопасно, а последующий участок порога может быть весьма сложен и опасен при таком неудачном начале сплава. Поэтому если гребец в состоянии оставаться в таком положении и свободно дышать, для него может быть более целесообразно подождать помощи с берега. Действия страхующих при заклинивании лодки
Вытаскивание лодки боковой оттяжкой.
Вытаскивание лодки с помощью вертикальной и горизонтальной веревок.

Если гребец оказывается не в состоянии самостоятельно вывести лодку из этого положения, то первое, что необходимо выяснить — это способен ли он покинуть лодку и способен ли он дышать. Если нет, то постарайтесь быстро добраться до него и поднять его голову над водой. Если это невозможно — попробуйте сдвинуть всю лодку.

Вторая задача спасателей — стабилизировать ситуацию. Постарайтесь обеспечить такое положение лодки и гребца, которое не ухудшалось бы само по себе за то время, пока вы организуете более существенную помощь: чтобы гребец мог оставаться в таком положении достаточное время, каяк не переворачивался, не тонул и не складывался далее. При заклинивании лодки в сливе можно подвести веревку, натянутую поперек реки, подмышки гребцу, чтобы обеспечить ему опору. Но делать это нужно очень осторожно, чтобы вместо подмышек не захлестнуть его за шею.

Третий этап спасработ — освободить гребца. Это весьма нелегкая задача даже в том случае, когда он дышит и находится в полном сознании. В сложных случаях для этого приходится вскрывать деку перед кокпитом.

Наконец, остается вытащить саму лодку. При заклинивании на камнях чаще всего вы можете вытаскивать ее только поперек течения. После того, как вы прикрепили веревку к носовой или кормовой рукоятке каяка, вы можете тянуть его любым из известных методов: с помощью товарищей, полиспаста, боковой оттяжки. В последнем случае веревку следует изначально закрепить немного выше по течению.

Если вблизи заклиненной лодки имеется дерево или скала, то целесообразно организовать вытаскивание с помощью вертикальной веревки. Она позволяет поднять часть лодки над водой и освободить ее от действия потока. Если вы при этом можете закрепить веревку за любой конец лодки, то сделайте выбор так, чтобы давление потока на оставшуюся часть лодки помогало вам снять ее с камней. При заклинивании на одном камне, как правило, лучше поднимать дальний от рабочего берега конец лодки, при заклинивании на двух камнях — ближний. При заклинивании в сливе необходимо использовать две веревки: вертикальную и горизонтальную. Обе они крепятся за кормовую рукоятку. Вертикальная веревка позволяет поднять лодку из слива и освободить большую ее часть от давления потока. После этого лодка с помощью горизонтальной веревки подводится к берегу.

СТРАХОВКА КРУПНЫМИ СУДАМИ

Катамаран не сильнее каяка. Крупные суда менее управляемы. Страховка не всегда проще, чем прохождение. "Чайник" — всегда "чайник".

В отечественной туристской практике принято считать, что крупные суда более безопасны, имеют большие технические возможности и поэтому должны страховать каякеров. Это весьма распространенное и очень опасное заблуждение, как минимум, в силу следующих причин.

Катамаран не сильнее каяка

Издавна принято считать, что крупные суда способны проходить более сложные препятствия, а на одних и тех же препятствиях имеют больший "запас прочности". Это было бы верно, если бы, как минимум, гребцы на всех судах имели бы одинаковую подготовку. Например, если все они — члены одного низового коллектива физкультуры, которые всю жизнь путешествуют вместе и тренируются по одной и той же программе. Но в реальной жизни, как известно, все обстоит иначе: туристские группы формируются не по принципу равной подготовки, а по принципу равных возможностей применительно к выбранному судну. На одной и той же реке гребцы катамаранов, как правило, имеют настолько же более слабую техническую подготовку, насколько большую фору предоставляет им это судно. (Для определенности будем говорить о самом развитом и самом популярном из крупных судов — катамаране, хотя к плотам и другим крупным судам это относится в еще большей степени.) Те же гребцы, кто по уровню своей подготовки равен каякерам, но предпочитает ходить на катамаране, наверняка выберут себе более сложный маршрут. Поэтому в первом приближении экипажи каяков и катамаранов имеют на одном и том же маршруте примерно равные возможности.

Если же учесть более тонкие эффекты, то результат оказывается однозначно не в пользу катамаранов. Прежде всего, это неслаженная работа гребцов. Четыре гребца и экипаж — это далеко не одно и то же. Для того, чтобы экипаж мог сработаться в единое целое, необходимо иметь определенный уровень технической подготовки каждого гребца (как уже отмечалось, достичь его можно только с помощью тренировок на одноместных судах) и определенное время (которого, как правило, нет из-за непостоянства состава экипажа). Причем чем больше численность экипажа, тем больше вероятность того, что в нем окажется один неопытный гребец, или того, что один человек из слаженной команды не сможет участвовать в походе.

Далее, сплав на катамаранах и других крупных судах провоцирует опасную гонку за максимальным уровнем сложности. Механизм этой гонки был описан выше. Поэтому катамаранщики, как правило, выбирают маршрут на пределе своих возможностей (которые они и оценить-то правильно не могут, но в силу известных слабостей человеческой натуры склонны скорее завышать, чем наоборот), и еще немного сверх этого предела. Каяк же быстро показывает возможности каждого гребца и приучает к тому, чтобы всегда оставлять некоторый запас мастерства на случай непредвиденных осложнений. Поэтому каяк в смешанной группе оказывается сильнее, чем идущие рядом с ним катамараны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.009 с.)