ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕСЛА В КАЧЕСТВЕ РУЛЯ



Этот прием полезен для тонкого управления движущейся лодкой, поскольку он наименее сказывается на поступательной скорости каяка.

  • Начните движение по прямой.
  • Поверните корпус в одну сторону и погрузите лопасть весла в воду рядом с кормой каяка.
  • Следите за тем, чтобы лопасть была полностью погружена и вертикальна, как руль у обычного судна.
  • Несильно отведите лопасть от кормы вбок. Лодка поворачивается в ту же сторону.

Теперь запомните положение, в котором вы закончили последнее движение, разгоните лодку еще раз и вернитесь в это положение.

  • Из этого положения приведите лопасть обратно к корме.
  • Лодка поворачивается на несколько градусов в противоположном направлении. Обратите внимание на то, что таким притяжением вы можете повернуть лодку только на небольшой угол.

Потренируйтесь выполнять этот гребок с обеих сторон, чередуя управление с мощными гребками вперед. На практике этот прием используется для тонкого управления лодкой, когда она движется по валу под действием собственного веса. Для поворотов на большие углы используются дуговые гребки.

КРЕН И УПРАВЛЕНИЕ ИМ

До тех пор, пока вы вращаете неподвижный каяк на спокойной воде, вы чувствуете себя достаточно уверенно. Но как только вы начинаете делать повороты в движении, вы обнаруживаете, что каяк ведет себя неустойчиво и норовит опрокинуться. Более того, если вы будете достаточно внимательны, то заметите, что он всегда начинает переворачиваться на внешнюю сторону поворота (хотя ваша излишне бурная реакция вполне может окончиться оверкилем и внутрь поворота). Чтобы ваш маневр не вернул вас в начало данной главы, вы должны управлять креном каяка, причем желательно - до того, как он начнет крениться самостоятельно. На практике это означает, что контролировать крен необходимо всегда.

Общее правило задания крена следующее: "дном к струе". Иначе говоря, вы должны всегда наклонять каяк таким образом, чтобы вода, движущаяся поперек каяка, встречала нижнюю часть борта и дно, а не весь борт и деку. Чем больше скорость этого потока относительно каяка, тем больший крен необходим. Применительно к повороту в движении это правило означает, что каяк должен иметь крен внутрь поворота. Именно такое положение является устойчивым, и такой крен называется положительным.

Иногда можно увидеть, как опытные гребцы, особенно профессиональные слаломисты, задают крен наружу поворота; такой крен называется обратным. По существу, они преднамеренно вводят лодку в неустойчивое положение, поскольку именно неустойчивые системы более чувствительны к управлению. Обратный крен - очень мощный, но обоюдоострый инструмент для управления лодкой, и не стоит браться за освоение этой техники прежде, чем вы научитесь делать эскимосский переворот.

Задание крена играет в технике сплава такую же роль, как закантовывание - в горных лыжах. Большинство технических приемов просто неосуществимы без эффективного управления креном. Инструмент этого управления - упоры и другое оборудование кокпита. Фиксация нижней части вашего тела в каяке столь же важна, как и фиксация ноги в горнолыжном ботинке.

Задание крена: а - изгибанием поясницы (закантовка), б - вывешиванием корпуса (наклон).

Очень часто под понятием "крен" смешивают два совершенно разных движения. Во-первых, вы можете закантовать каяк, если поднимете один его борт бедром и коленом. Естественно, с другой стороны ваша ягодица вдавливается в сиденье. Если говорить точнее, это движение состоит в изгибании поясницы вправо или влево; верхняя часть корпуса при этом остается вертикальной.

  • Сядьте на пол, вытяните ноги вперед, как будто вы сидите в каяке.
  • Приподнимите одну ягодицу от пола.

Это и есть закантовка! Конечно, вам будет несколько сложнее сделать то же самое, когда у вас на бедре будет висеть, по крайней мере, половина веса каяка. Поэтому тренируйте мышцы брюшного пресса и нижней части корпуса, а для упражнений старайтесь выбирать более легкий каяк.

При наклоне верхняя часть вашего корпуса вывешивается вбок, оставаясь перпендикулярной каяку. Этот способ очень медлителен, и вы легко можете перевернуться либо потому, что не успели вовремя задать крен, либо потому, что не успели его вовремя убрать. Поэтому основной крен на каяке почти всегда задается изгибанием поясницы. Наклон добавляется к этому крену только в двух случаях:

Динамически устойчивое положение каяка в общем случае: a - угол закантовки, b - угол наклона.
  • Если вам нужно скомпенсировать силы инерции, например, когда вы выполняете крутой поворот на большой скорости. При небольшой тренировке вы быстро привыкнете держать корпус в устойчивом положении - на динамической вертикали, то есть вдоль равнодействующей силы тяжести и центробежной силы. Так наклоняется, например, велосипедист, проходя поворот.
  • Если ваша лодка настолько тяжела и громоздка, что вы не в состоянии накренить ее одним только движением поясницы и вынуждены использовать для этого вес своего тела. Например, вы сидите на тяжело груженой байдарке-двойке с неудобными упорами и неопытным, но хорошо упитанным напарником (-цей). Избави вас бог от такого сплава!

ПОВОРОТ НА НИЗКОЙ ОПОРЕ

Поворот на низкой опоре предназначен для того, чтобы заставить лодку двигаться по широкой, длинной дуге, не теряя поступательной скорости. В отличие от дугового гребка и управления кормой, этот гребок относится к так называемым вторичным, то есть он не начинает вращение, а только подхватывает существующее.

  • Начните движение по прямой.
  • Закрутите лодку дуговым гребком от носа с внешней стороны поворота.
  • Опустите лопасть весла обратной стороной на поверхность воды, на уровне ваших плеч и далеко в стороне от лодки.
  • Движением бедер поднимите противоположный борт лодки.
  • Не тормозите каяк по мере того, как он разворачивается. В результате он движется по дуге.

Роль весла при этом гребке состоит в том, чтобы дать вам дополнительную опору, когда вы крените лодку, поэтому оно должно лежать на воде почти горизонтально. Передний край лопасти должен быть приподнят всего на несколько градусов, чтобы она работала наподобие крыла самолета. Крен необходим для того, чтобы запустить каяк по пологой дуге. Кроме того, крен внутрь поворота необходим при поворотах в движении.

Основное применение поворота на низкой опоре — для захода в улова и выхода из них. Этот способ достаточно прост, но имеет ряд недостатков. Применять его можно в основном для захода в крупные улова без резких перепадов скорости (и тем более без турбулентности) на границе, или на мелководье, где глубина недостаточна для выполнения зацепа. В остальных случаях бывает предпочтительно или необходимо использовать зацеп. Но прежде чем приступить к рассмотрению этого достаточно сложного гребка, разберемся с более простыми приемами — боковыми притяжениями.

ПРЯМОЕ ПРИТЯЖЕНИЕ

Упражнения и советы

Простейший способ заставить лодку сместиться вбок — это прямое притяжение. Вы просто погружаете весло в воду рядом с лодкой и подтягиваетесь к нему.

  • Сядьте прямо, немного разверните корпус в ту сторону, куда вы намерены сместиться.
  • Вынесите кисть верхней руки над этим бортом, чуть выше головы. Весло должно свешиваться из этой руки вертикально вниз.
  • Нижней рукой отведите весло вбок от каяка, напротив кокпита. Погрузите его в воду, лопасть параллельна борту.
  • Подтяните каяк к веслу. Это и есть боковое смещение.
  • Когда лопасть окажется возле борта каяка, поверните весло вокруг его оси на 90° и выньте из воды. Если вам необходимо продолжить движение вбок, просто повторите это притяжение.
  • Полезно также поупражняться возвращать весло в исходное положение холостой проводкой, не вынимая его из воды. Возможно, это будет несколько дольше, чем проносить его по воздуху, но такое многократное притяжение позволит вам лучше контролировать движение лодки.

Одноразовое притяжение легко включается в ритм прямой гребли и используется для быстрого параллельного смещения лодки примерно на ее ширину без потери скорости. Этот прием эффективен на слаломной лодке, но на тяжелом сплавном каяке, особенно груженом, он работает хуже. В последнем случае сочетание двух поворотов часто оказываются более эффективным.

Упражнения и советы

  • Верхняя рука остается над головой до завершения гребка.
  • Верхняя рука должна быть чуть выше головы, а нижняя лопасть — погружена по шейку. Если весло слишком длинно для вас, то именно в таком положении вы обнаружите это наиболее явно: вам приходится либо вытягивать верхнюю руку высоко вверх, либо глубоко топить рабочую лопасть.
  • Верхняя рука не должна загораживать вам обзор. Вы смотрите из-под нее.
  • Вода должна уходить под дно каяка, а не накатываться на деку. Для этого вам необходимо немного поднять борт с той стороны, куда вы движетесь — особенно если вы выполняете это притяжение очень энергично.
  • Если каяк вместо параллельного перемещения начинает вращаться, выполняйте притяжение ближе к носу или к корме, соответственно.
  • Если вы выполняете серию последовательных притяжений, включите в работу и верхнюю руку. Это усилит гребок.
  • Смотрите в ту сторону, куда вы движетесь, и следите, чтобы рядом с вами была достаточная глубина. Выскочив на мелководье, вы можете перевернуться самым обидным образом.

ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПРИТЯЖЕНИЕ

При параллельном притяжении корпус развернут в сторону борта сильнее, положение верхней руки такое же, как и при прямом притяжении. Весло перемещается вдоль борта вперед и назад за счет вращения плеч и перемещения нижней руки. Лопасть весла открыта на небольшой угол навстречу движению и за счет этого создает силу, направленную вбок. Самым сложным моментом для начинающих, как правило, бывает изменение этого угла на противоположный в крайних точках, особенно со стороны не-ведущей руки; для свободного выполнения этого движения требуется хорошо разработать запястья.

Параллельное притяжение несколько слабее, чем прямое, но оно более равномерное и контролируемое и может выполняться неограниченно долго. Как и при прямом притяжении, тот борт, в сторону которого происходит смещение, должен быть приподнят. Акцент на притяжении впереди или позади середины лодки позволяет контролировать ее вращение.

При сплаве параллельное притяжение применяется относительно редко. Однако это очень важное подготовительное упражнение, поскольку оно входит в качестве составного элемента в зацеп и в ряд других важных приемов.

ЗАЦЕП

Упражнения. Использование зацепа при входе/выходе из улова.

Положение рук и корпуса при зацепе.

Зацеп — один из наиболее мощных и многофункциональных управляющих гребков. Он может затормозить лодку или разогнать ее. С его помощью можно заложить длинную пологую дугу без заметной потери скорости или, наоборот, раскрутить лодку на месте и выстрелить ее в новом направлении. Диапазон возможных применений зацепа весьма широк, но основные технические элементы этого гребка одни и те же во всех случаях.

Строго говоря, под термином "зацеп" понимают две разные вещи. В узком смысле слова, это гребок, непосредственно контролирующий вращение лодки. Как и поворот на низкой опоре, это вторичный управляющий гребок. В более широком смысле, зацеп — это связка из нескольких гребков, составляющих законченный маневр. В различных ситуациях некоторые элементы этой связки могут акцентироваться или, наоборот, опускаться, но основная последовательность выглядит следующим образом:

  • Начните движение по прямой.
  • Закрутите лодку с помощью дугового гребка от носа.
  • Разверните корпус в сторону поворота.
  • Перенесите руку, завершившую дуговой гребок, на внутреннюю сторону поворота. Кисть руки должна находиться над бортом, чуть выше вашей головы. Весло свешивается из этой руки вертикально вниз.
  • Нижней рукой погрузите весло в воду рядом с каяком, на уровне заднего края кокпита. В исходном положении лопасть параллельна борту.
  • Из этого положения лопасть весла движется вперед параллельно борту. Начальная фаза движения — холостая, она необходима только для того, чтобы плавно и управляемо ввести лодку в поворот. После того, как лопасть пройдет мимо середины лодки, она начинает раскрываться навстречу потоку и тянуть лодку вбок, точно так же, как при параллельном притяжении. Но поскольку это притяжение происходит ближе к носу, оно приводит не столько к параллельному смещению, сколько к вращению лодки. По мере того, как лодка разворачивается, ваши плечи возвращаются в нормальное положение.
Движение весла при зацепе: 1 — дуговой гребок, 2 — разгон лопасти, 3 — параллельное притяжение, 4 — прямое притяжение носа, 5 — контрольный гребок, 3' — "туристский" вариант зацепа.
  • По мере того, как лопасть продвигается к носу и тормозится, вы все сильнее раскрываете ее навстречу потоку и, в отличие от обычного параллельного притяжения, отпускаете ее от борта в сторону. Чтобы продлить это движение и получить хорошее исходное положение для последующей фазы зацепа, в конце его полезно наклониться вперед.
  • Верхняя рука может помогать нижней. В зависимости от требуемого маневра, она может двигаться и вместе с нижней, и в противоположную сторону, и в поперечном направлении, усиливая давление на лопасть.
  • Когда это движение заканчивается, нижняя рука и весло оказываются вытянуты вперед в направлении 30–45° от носа лодки. Из этого положения вы выполняете прямое притяжение около носа, продолжая таким образом вращать лодку. Эти три фазы — разгон, параллельное притяжение и прямое притяжение носа — и образуют собственно зацеп в узком смысле слова.
  • Когда весло, наконец, подходит к носу каяка, ваша нижняя рука и плечи оказываются готовы для прямого гребка. Вам остается только вернуть верхнюю руку на ее обычную сторону, чтобы окончательно занять исходное положение, и выполнить прямой гребок. Если ваш корпус наклонен вперед, то сейчас вы его распрямляете, усиливая гребок. Этот гребок, называемый контрольным, необходим практически во всех маневрах, которые приходится выполнять туристу. Он выполняет две функции: проталкивает лодку вперед и останавливает дальнейшее вращение.
  • Продолжите движение по прямой в новом направлении.

Постарайтесь сохранить поступательное движение лодки таким образом, чтобы после выполнения зацепа вы переходили к прямой гребле. Обратите внимание на четкий переход из заключительного положения дугового гребка к исходному положению для зацепа. Попробуйте представить себе, что весло закреплено на твердой опоре и, используя мышцы брюшного пресса, раскрутите каяк вокруг этой опоры. Обратите внимание также на следующие особенности этого гребка:

  • Если смотреть спереди, то видно, что весло полностью перенесено на внутреннюю (для данного поворота) сторону лодки.
  • В середине движения кисти обоих рук запрокинуты назад для того, чтобы "открыть" лопасть навстречу потоку.
  • Лопасть полностью погружена в воду.

При выполнении зацепа помните, что:

  • Поворот всегда начинается дуговым гребком с противоположной стороны.
  • Необходимое для поворота усилие создается раскручиванием верхней части корпуса обратно в нормальное положение. Это усилие через пяточные и коленные упоры передается на корпус каяка. Ваши ноги должны чувствовать эту нагрузку.
  • Самая распространенная ошибка — выполнение зацепа одним только движением рук, при том, что плечи развернуты вперед и неподвижны. Такой рисунок можно увидеть в некоторых старых книжках. Еще более грубая ошибка — попытка усилить гребок, заведя верхнюю руку далеко за голову. В этом положении вы, наоборот, не сможете развить значительных усилий. Кроме того, при недостаточном развороте корпуса невозможно разогнуть кисти рук в достаточной степени, чтобы получить правильное положение лопасти в воде — а именно оно является основой всего гребка.
  • Рабочая лопасть должна быть полностью погружена в воду; полупогруженная лопасть не создает достаточного усилия для выполнения поворота.
  • Устойчивое положение лодки — с креном внутрь поворота.

Акцентируя те или иные составляющие зацепа, вы можете регулировать угол поворота, скорость вращения и поступательную скорость лодки. В некоторых случаях, например, когда на слаломной трассе требуется выполнить оборот на 360° вокруг вешки ворот, в конце этой связки выполняется не контрольный прямой гребок, а, наоборот, дуговой гребок с внешней стороны, довершающий поворот. Притяжение носа может использоваться как самостоятельный элемент управления лодкой.

Среди туристов широко распространена более примитивная техника выполнения собственно зацепа: весло погружается в воду напротив кокпита, далеко от борта, и отсюда движется к носу по широкой дуге. Такое движение практически эквивалентно дуговому гребку от середины лодки к носу. Первая его половина малоэффективна для поворота. Она не столько вращает лодку, сколько тормозит ее. Основное вращение происходит в конце гребка, когда он переходит в притяжение носа. Описанная выше техника более эффективна: она позволяет удвоить вращение, используя сначала параллельное притяжение, а потом — прямое притяжение носа. Одновременно исключается фаза торможения, что позволяет выполнять поворот с минимальной потерей скорости.

Упражнения

Зацеп — достаточно сложный гребок, поэтому сначала отработайте все его компоненты в отдельности, затем — попарно каждые два последовательных элемента, и затем — всю связку в целом. Иметь для этого значительную начальную скорость не обязательно; 2–3 прямых гребков вполне достаточно, чтобы почувствовать эффект. Но сам зацеп необходимо всегда выполнять в полную силу — иначе он будет неэффективен.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.01 с.)