Глава XIV. Правовой режим приобретения крупных пакетов акций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава XIV. Правовой режим приобретения крупных пакетов акций



 

Глоссарий

 

Добровольное предложение - публичная оферта, сделанная лицом, которое имеет намерение приобрести более 30% общего количества голосующих акций открытого акционерного общества, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, и содержащая предложение акционерам и иным владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в голосующие акции общества, о приобретении этих ценных бумаг.

Крупный пакет - более 30% общего количества обыкновенных и привилегированных акций открытого акционерного общества, предоставляющих право голоса в соответствии с действующим законодательством РФ.

Обязательное предложение - публичная оферта, сделанная лицом, которое приобрело более 30% общего количества голосующих акций открытого акционерного общества, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, и содержащая предложение акционерам и иным владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в голосующие акции общества, о приобретении этих ценных бумаг.

 

§ 1. Приобретение крупных пакетов акций:

понятие и правовой режим

 

Цели и нормативное регулирование приобретения

крупных пакетов акций

 

Процесс приобретения крупных пакетов акций тесно связан с понятием корпоративного контроля. Установление особого механизма покупки значительных пакетов акций обусловлено тем обстоятельством, что новый владелец фактически устанавливает (или делает попытку установить) корпоративный контроль над акционерным обществом.

 

Особый порядок приобретения акций традиционно применяется в публичных акционерных обществах, акции которых свободно обращаются на рынке ценных бумаг. Разумеется, данное обстоятельство свидетельствует и о большом числе акционеров в данной корпорации. Смена корпоративного контроля потенциально может затронуть интересы довольно большого числа лиц, среди которых и миноритарные акционеры, и члены органов управления акционерного общества.

Особый правовой режим приобретения крупных пакетов акций (публичных поглощений) установлен во избежание негативных последствий смены корпоративного контроля.

Как отмечает Ю.С. Поваров, законодательство о поглощениях имеет своей целью не только защиту крупных акционеров от мелких, но и наоборот, поскольку акционерная практика свидетельствует о том, что миноритарии нередко злоупотребляют своими правами, "шантажируя" крупных акционеров.

 

В российской литературе неоднократно отмечалось, что в мировой практике сложились две основные модели правовых режимов приобретения крупных пакетов акций: американская и европейская (британская). При этом в основе отечественной процедуры публичных поглощений лежит именно британская модель, получившая отражение в Тринадцатой директиве ЕС от 21 апреля 2004 г. 2004/25/ЕС.

 

В российском законодательстве правовой режим приобретения крупных пакетов акций регулируется гл. XI.1 Закона об АО. Вплоть до 1 июля 2006 г. процедура получения контроля над крупными пакетами акций определялась ст. 80 Закона об АО. Однако данная статья имела довольно слабое воздействие на практические отношения, складывающиеся в компаниях, кроме того, многие моменты, предусмотренные в данной статье, по причине неудачности формулировки были довольно сложны для восприятия и в реальной жизни не применялись.

Российское акционерное законодательство было изменено в связи с нормативной регламентацией публичных поглощений на европейском уровне, а также по причине усложнения отношений, возникающих между различными группами акционеров, когда появилась потребность в действенном правовом механизме, который регламентировал бы порядок установления корпоративного контроля над обществом.

С.В. Гомцян рассматривает особенности правового регулирования процедуры приобретения крупных пакетов акций в странах СНГ. По его словам, в последние годы специальные правила приобретения крупных пакетов акций были приняты также в некоторых постсоветских странах. В Республике Казахстан порядок совершения сделок с крупными пакетами акций акционерных обществ определен в ст. 25 Закона Республики Казахстан от 13 мая 2003 г. N 415-11 "Об акционерных обществах". По сути, в указанной статье установлена обязанность лица, которое самостоятельно или совместно со своими аффилированными лицами приобрело на вторичном рынке ценных бумаг 30 и более процентов акций акционерного общества, сделать обязательное предложение о покупке акций остальным акционерам. При этом цена покупки определяется независимыми оценщиками. Следует также отметить обязанность общества не препятствовать продаже акций общества акционерами. Содержание и формулировки ст. 25 Закона Республики Казахстан позволяют сделать вывод о неспособности установленного правового режима приобретения крупных пакетов акций полностью справиться с задачей урегулирования возникающих конфликтов интересов.

 

В Украине специальные правила приобретения крупных пакетов акций включены в Закон "Об акционерных обществах" 2008 г., который вступил в силу с 30 апреля 2009 г.. Статья 64 Закона устанавливает требования раскрытия информации при намерении приобрести "значительный пакет акций" (10 и более процентов простых акций акционерного общества) и содержит запрет на принятие акционерным обществом мер, препятствующих приобретению значительных пакетов акций. Правило обязательного предложения установлено в ст. 65: обязанность сделать предложение владельцам оставшихся простых акций возникает у лица в случае приобретения контрольного пакета акций общества, т.е. 50 и более процентов простых акций. В целом, несмотря на включение специальных правил приобретения крупных пакетов акций в законодательство Украины, можно сделать вывод, что неурегулированными остается множество вопросов и целостный правовой режим публичных поглощений в стране отсутствует.

 

Основные особенности правового механизма

приобретения крупных пакетов акций

 

Основными особенностями порядка приобретения крупных пакетов акций являются следующие:

1) особый порядок приобретения акций распространяется на все открытые акционерные общества;

2) понимание, что контроль над акционерным обществом может быть установлен при помощи не только обыкновенных акций, но и иных ценных бумаг;

3) наличие двух разновидностей предложения о приобретении более 30% акций открытого общества;

4) направление предложений о выкупе акций в адрес акционерного общества;

5) наличие особого механизма оплаты выкупаемых акций;

6) особый порядок голосования в случае приобретения крупного пакета акций;

7) изменение после получения добровольного или обязательного предложения порядка принятия решений органами управления открытого общества;

8) возможность направления в общество конкурирующего предложения;

9) наличие исключений из требования об обязательном направлении предложения о выкупе;

10) особый режим продажи акций в случае приобретения одним лицом более 95% акций общества.

Если прежде ст. 80 Закона об АО действовала только применительно к акционерным обществам, в которых число акционеров - владельцев обыкновенных акций превышало 1000, то теперь численное ограничение количества акционеров снято. Кроме того, в соответствии с ныне действующими положениями акционерного законодательства особый режим приобретения крупных пакетов акций действует только применительно к открытым акционерным обществам (абз. 1 п. 1 ст. 84.1 и абз. 1 п. 1 ст. 84.2 Закона об АО).

В связи с особенностями развития отечественных акционерных обществ распространение порядка публичного поглощения на все открытые акционерные общества, с нашей точки зрения, представляется чрезмерным.

 

Более того, согласно ст. 1 упомянутой Тринадцатой директивы ЕС от 21 апреля 2004 г. N 2004/25/ЕС, ее действие распространяется только на компании, все или часть ценных бумаг которых допускаются к организованным торгам. Хочется надеяться, что с принятием проекта ГК РФ порядок главы XI.1 будет распространяться лишь на публичные акционерные общества.

Очевидно, что особая процедура приобретения крупных пакетов акций должна распространяться именно на публичные акционерные общества, под которыми следует понимать открытые акционерные общества, акции которых размещаются среди неограниченного круга владельцев, и (или) при этом они включены фондовой биржей ценных бумаг в котировальный список (прошли процедуру листинга).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 955; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.159.224 (0.006 с.)