ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава XIV. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПРИОБРЕТЕНИЯ КРУПНЫХ ПАКЕТОВ АКЦИЙ



 

Глоссарий

 

Добровольное предложение - публичная оферта, сделанная лицом, которое имеет намерение приобрести более 30% общего количества голосующих акций открытого акционерного общества, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, и содержащая предложение акционерам и иным владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в голосующие акции общества, о приобретении этих ценных бумаг.

Крупный пакет - более 30% общего количества обыкновенных и привилегированных акций открытого акционерного общества, предоставляющих право голоса в соответствии с действующим законодательством РФ.

Обязательное предложение - публичная оферта, сделанная лицом, которое приобрело более 30% общего количества голосующих акций открытого акционерного общества, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, и содержащая предложение акционерам и иным владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в голосующие акции общества, о приобретении этих ценных бумаг.

 

§ 1. Приобретение крупных пакетов акций:

понятие и правовой режим

 

Цели и нормативное регулирование приобретения

крупных пакетов акций

 

Процесс приобретения крупных пакетов акций тесно связан с понятием корпоративного контроля . Установление особого механизма покупки значительных пакетов акций обусловлено тем обстоятельством, что новый владелец фактически устанавливает (или делает попытку установить) корпоративный контроль над акционерным обществом.

 

Особый порядок приобретения акций традиционно применяется в публичных акционерных обществах, акции которых свободно обращаются на рынке ценных бумаг. Разумеется, данное обстоятельство свидетельствует и о большом числе акционеров в данной корпорации. Смена корпоративного контроля потенциально может затронуть интересы довольно большого числа лиц, среди которых и миноритарные акционеры, и члены органов управления акционерного общества.

Особый правовой режим приобретения крупных пакетов акций (публичных поглощений) установлен во избежание негативных последствий смены корпоративного контроля.

Как отмечает Ю.С. Поваров, законодательство о поглощениях имеет своей целью не только защиту крупных акционеров от мелких, но и наоборот, поскольку акционерная практика свидетельствует о том, что миноритарии нередко злоупотребляют своими правами, "шантажируя" крупных акционеров .

 

В российской литературе неоднократно отмечалось, что в мировой практике сложились две основные модели правовых режимов приобретения крупных пакетов акций: американская и европейская (британская) . При этом в основе отечественной процедуры публичных поглощений лежит именно британская модель, получившая отражение в Тринадцатой директиве ЕС от 21 апреля 2004 г. 2004/25/ЕС .

 

В российском законодательстве правовой режим приобретения крупных пакетов акций регулируется гл. XI.1 Закона об АО. Вплоть до 1 июля 2006 г. процедура получения контроля над крупными пакетами акций определялась ст. 80 Закона об АО. Однако данная статья имела довольно слабое воздействие на практические отношения, складывающиеся в компаниях, кроме того, многие моменты, предусмотренные в данной статье, по причине неудачности формулировки были довольно сложны для восприятия и в реальной жизни не применялись.

Российское акционерное законодательство было изменено в связи с нормативной регламентацией публичных поглощений на европейском уровне, а также по причине усложнения отношений, возникающих между различными группами акционеров, когда появилась потребность в действенном правовом механизме, который регламентировал бы порядок установления корпоративного контроля над обществом.

С.В. Гомцян рассматривает особенности правового регулирования процедуры приобретения крупных пакетов акций в странах СНГ . По его словам, в последние годы специальные правила приобретения крупных пакетов акций были приняты также в некоторых постсоветских странах. В Республике Казахстан порядок совершения сделок с крупными пакетами акций акционерных обществ определен в ст. 25 Закона Республики Казахстан от 13 мая 2003 г. N 415-11 "Об акционерных обществах" . По сути, в указанной статье установлена обязанность лица, которое самостоятельно или совместно со своими аффилированными лицами приобрело на вторичном рынке ценных бумаг 30 и более процентов акций акционерного общества, сделать обязательное предложение о покупке акций остальным акционерам . При этом цена покупки определяется независимыми оценщиками . Следует также отметить обязанность общества не препятствовать продаже акций общества акционерами . Содержание и формулировки ст. 25 Закона Республики Казахстан позволяют сделать вывод о неспособности установленного правового режима приобретения крупных пакетов акций полностью справиться с задачей урегулирования возникающих конфликтов интересов.

 

В Украине специальные правила приобретения крупных пакетов акций включены в Закон "Об акционерных обществах" 2008 г., который вступил в силу с 30 апреля 2009 г. . Статья 64 Закона устанавливает требования раскрытия информации при намерении приобрести "значительный пакет акций" (10 и более процентов простых акций акционерного общества) и содержит запрет на принятие акционерным обществом мер, препятствующих приобретению значительных пакетов акций. Правило обязательного предложения установлено в ст. 65: обязанность сделать предложение владельцам оставшихся простых акций возникает у лица в случае приобретения контрольного пакета акций общества, т.е. 50 и более процентов простых акций. В целом, несмотря на включение специальных правил приобретения крупных пакетов акций в законодательство Украины, можно сделать вывод, что неурегулированными остается множество вопросов и целостный правовой режим публичных поглощений в стране отсутствует.

 

Основные особенности правового механизма

приобретения крупных пакетов акций

 

Основными особенностями порядка приобретения крупных пакетов акций являются следующие:

1) особый порядок приобретения акций распространяется на все открытые акционерные общества;

2) понимание, что контроль над акционерным обществом может быть установлен при помощи не только обыкновенных акций, но и иных ценных бумаг;

3) наличие двух разновидностей предложения о приобретении более 30% акций открытого общества;

4) направление предложений о выкупе акций в адрес акционерного общества;

5) наличие особого механизма оплаты выкупаемых акций;

6) особый порядок голосования в случае приобретения крупного пакета акций;

7) изменение после получения добровольного или обязательного предложения порядка принятия решений органами управления открытого общества;

8) возможность направления в общество конкурирующего предложения;

9) наличие исключений из требования об обязательном направлении предложения о выкупе;

10) особый режим продажи акций в случае приобретения одним лицом более 95% акций общества.

Если прежде ст. 80 Закона об АО действовала только применительно к акционерным обществам, в которых число акционеров - владельцев обыкновенных акций превышало 1000, то теперь численное ограничение количества акционеров снято. Кроме того, в соответствии с ныне действующими положениями акционерного законодательства особый режим приобретения крупных пакетов акций действует только применительно к открытым акционерным обществам (абз. 1 п. 1 ст. 84.1 и абз. 1 п. 1 ст. 84.2 Закона об АО).

В связи с особенностями развития отечественных акционерных обществ распространение порядка публичного поглощения на все открытые акционерные общества, с нашей точки зрения, представляется чрезмерным.

 

Более того, согласно ст. 1 упомянутой Тринадцатой директивы ЕС от 21 апреля 2004 г. N 2004/25/ЕС, ее действие распространяется только на компании, все или часть ценных бумаг которых допускаются к организованным торгам. Хочется надеяться, что с принятием проекта ГК РФ порядок главы XI.1 будет распространяться лишь на публичные акционерные общества.

Очевидно, что особая процедура приобретения крупных пакетов акций должна распространяться именно на публичные акционерные общества , под которыми следует понимать открытые акционерные общества, акции которых размещаются среди неограниченного круга владельцев, и (или) при этом они включены фондовой биржей ценных бумаг в котировальный список (прошли процедуру листинга).

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.51.78 (0.006 с.)