Глава XII. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ КОРПОРАЦИЙ В ОТДЕЛЬНЫХ СФЕРАХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава XII. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ КОРПОРАЦИЙ В ОТДЕЛЬНЫХ СФЕРАХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



 

Глоссарий

 

Акционерный инвестиционный фонд - открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и в предусмотренные федеральным законом объекты и фирменное наименование которого содержит слова "акционерный инвестиционный фонд" или "инвестиционный фонд".

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции по привлечению, размещению средств физических и юридических лиц, а также по ведению их банковских счетов.

Инвестиционный фонд - находящийся в собственности акционерного общества либо в общей долевой собственности физических и юридических лиц имущественный комплекс, пользование и распоряжение которым осуществляются управляющей компанией исключительно в интересах акционеров этого акционерного общества или учредителей доверительного управления.

Кредитная организация - хозяйственное общество, имеющее право на основании специального разрешения (лицензии) Банка России осуществлять банковскую деятельность.

Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, допустимые сочетания которых устанавливаются законом и Банком России.

Страховщик - юридическое лицо, которое на основании специального разрешения (лицензии) имеет право осуществлять страховую деятельность.

Страховая организация - коммерческая организация, имеющая на основании специального разрешения (лицензии) право осуществлять страховую деятельность.

 

Причины особого правового регулирования корпораций

в банковской, инвестиционной и страховой сферах

 

Правовое положение корпораций, действующих в банковской, инвестиционной и страховой сферах предпринимательской деятельности, обладает определенной спецификой. Согласно ст. 1 Закона об АО и ст. 1 Закона об ООО особенности создания, реорганизации, ликвидации, правового положения акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью в указанных сферах определяются отдельными федеральными законами. При этом для указанных направлений предпринимательской деятельности характерно существование не одного, а нескольких федеральных законов, устанавливающих особые правила создания, реорганизации, ликвидации и правового положения данных хозяйственных обществ.

Возникает вопрос: почему законодатель среди всех видов предпринимательской деятельности объединил для специального регулирования корпорации, функционирующие именно в данных сферах?

В частности, О.А. Макарова выделяет "специальные корпорации", правовое положение которых определено специальными законами. По ее мнению, к таким корпорациям относятся "акционерные общества, которые оказывают финансовые услуги в широком смысле, то есть привлекают денежные средства граждан и юридических лиц. Поэтому их деятельность сопряжена с большими рисками, и потому законодатель предъявляет к их деятельности повышенные требования" .

 

Вместе с тем специальное регулирование распространяется не только на акционерные, но и иные хозяйственные общества. Поэтому такое ограничительное понимание автором "специальных корпораций" не соответствует в данном случае требованиям законодательства.

По нашему мнению, понятие специальных корпораций необходимо расширить за счет включения в него не только акционерных, но и всех хозяйственных обществ, осуществляющих деятельность в рассматриваемых сферах, постольку поскольку предъявление к ним особых требований обусловлено не видом хозяйственного общества, а связано именно со спецификой деятельности таких корпораций:

- все они связаны с аккумулированием значительных ликвидных ресурсов, привлекаемых не только от профессиональных предпринимателей, но и от обычных граждан-потребителей;

- они функционируют на финансовом рынке, предоставляя соответствующие финансовые услуги, предметом которых являются активы, обладающие свойствами высокой мобильности ;

 

- их деятельность является высокорискованной, и поэтому такие корпорации в большей степени подвержены опасности потери устойчивости.

Указанные свойства предопределяют наличие особенностей в правовом регулировании их деятельности, проявляющихся в установлении со стороны государства по отношению к ним особых требований:

- к созданию, прекращению и правовому положению кредитных организаций, страховых и инвестиционных компаний;

- к осуществляемой ими банковской, страховой и инвестиционной деятельности.

Представляется, что предметом исследования настоящей главы являются правовые нормы, в первую очередь регламентирующие особенности отношений, возникающих в рамках первой группы . Что касается норм, устанавливающих соответствующие требования к предпринимательской деятельности данных субъектов, то они не относятся к предмету корпоративного права и рассматриваются здесь лишь постольку, поскольку это способствует изучению правового регулирования корпораций в соответствующих сферах.

 

§ 1. Особенности правового положения корпораций

в сфере банковской деятельности

 

Правовое положение корпораций в сфере банковской деятельности.

 

Общие положения о корпорациях в сфере

банковской деятельности

 

Банковская деятельность в Российской Федерации осуществляется строго ограниченным кругом субъектов, являющихся элементами банковской системы.

Банковская деятельность представляет собой исключительный вид деятельности, состоящий в осуществлении кредитными организациями и Банком России банковских операций.

На верхнем уровне банковской системы находится единственный субъект - Банк России, на нижнем - кредитные организации .

 

Среди указанных субъектов профессиональными предпринимателями (коммерческими организациями) являются только кредитные организации, которые осуществляют банковскую деятельность в целях извлечения прибыли. Что касается Банка России, то он осуществляет банковскую деятельность в первую очередь в целях защиты и обеспечения устойчивости рубля, развития и укрепления банковской системы России, а также обеспечения стабильности и развития национальной платежной системы. Он не предоставляет банковские услуги на соответствующем рынке любым субъектам, а осуществляет его регулирование, в том числе при помощи банковской деятельности, т.е. совершения банковских операций.

Кредитные организации на основании специального разрешения (лицензии) Банка России предоставляют банковские услуги всем юридическим и физическим лицам, чем в идеале обеспечивают перераспределение денежных потоков в те отрасли экономики, которые нуждаются в них более всего.

Необходимо заметить, что кроме собственно банковской, а также деятельности в рамках совершения сделок, прямо предусмотренных Законом о банках и банковской деятельности (ст. 5), кредитные организации осуществляют и иные виды разрешенной им предпринимательской деятельности, в частности, профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Однако есть направления деятельности, которыми кредитным организациям Закон о банках и банковской деятельности прямо запрещает заниматься. Это страхование, торговля и производство.

Закон о банках и банковской деятельности устанавливает, что кредитная организация образуется на основе любой формы собственности, но только как хозяйственное общество (ст. 1 Закона о банках и банковской деятельности).

Таким образом, кредитная организация - это хозяйственное общество, имеющее исключительное право на основании специального разрешения (лицензии) Банка России осуществлять банковскую деятельность.

Кредитные организации бывают двух видов: банки и небанковские кредитные организации. При этом в российской банковской системе традиционно больше банков, чем небанковских кредитных организаций. Если банков в России зарегистрировано около 1100 (действующих - около 1000), то небанковских кредитных организаций - всего около 50 .

 

По российскому законодательству банк представляет собой универсальную кредитную организацию. Это означает, что только банк имеет право в совокупности осуществлять банковские операции по привлечению, размещению средств физических и юридических лиц, а также по ведению их банковских счетов. Однако в некоторых случаях создание такой универсальной финансовой организации, как банк, может быть нецелесообразно в силу финансовых (в том числе связанных с невозможностью поддержания необходимого уровня минимального размера собственных средств), организационных и даже кадровых причин, связанных в том числе с дополнительной надзорной нагрузкой на банки, деятельность которых является высокорискованной . В таких случаях может быть создана небанковская кредитная организация, которая, в отличие от банка, имеет право осуществлять только отдельные банковские операции, допустимые сочетания которых определяются Банком России. При этом ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем наименовании слова "банк", "кредитная организация" или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций (ст. 7 Закона о банках и банковской деятельности).

 

Как было отмечено выше, в регулировании деятельности кредитных организаций нормы Закона о банках и банковской деятельности имеют приоритет по сравнению с законодательством об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью. Регулирование правового положения корпораций, осуществляющих банковскую деятельность (иными словами - кредитных организаций) осуществляется в первую очередь Законом о банках и банковской деятельности. Однако данный Федеральный закон не единственный регулирующий особенности их создания, реорганизации, ликвидации и правового положения. Необходимо также назвать Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России, Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"), а также Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Положения указанных Федеральных законов развиваются в многочисленных нормативных актах Банка России, принимаемых по отнесенным к его компетенции вопросам регулирования корпоративных и смежных с ними отношений, возникающих в кредитных организациях.

 

Следует заметить также особенность правового регулирования кредитных организаций, состоящую в том, что в ряде случаев на банки вообще не распространяются отдельные источники корпоративного права .

 

Особенности создания и прекращения кредитных организаций

 

Порядок создания кредитных организаций обладает существенными особенностями в сравнении с другими хозяйственными обществами и характеризуется предъявлением различных дополнительных требований как при учреждении банков, так и при их реорганизации.

 

Учреждение кредитной организации

 

Помимо общих требований Закона о регистрации юридических лиц, Законом о банках и банковской деятельности и нормативными актами Банка России закреплен целый ряд дополнительных требований в части учреждения юридического лица в качестве будущей кредитной организации.

Спецификой обладает процедура государственной регистрации кредитных организаций. Хотя сама регистрация осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Федеральная налоговая служба) в общем порядке, установленном Законом о регистрации юридических лиц, однако для ее осуществления необходимо, чтобы Банк России принял соответствующее решение о государственной регистрации кредитной организации. Полномочия по выдаче кредитным организациям и отзыву лицензий на осуществление банковских операций закреплены за Банком России. Данные вопросы регулируются в настоящее время Инструкцией Банка России от 2 апреля 2010 г. N 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" (далее - Инструкция N 135-И), а также Положением Банка России от 9 июня 2005 г. N 271-П "О рассмотрении документов, представляемых в территориальное учреждение Банка России для принятия решения о государственной регистрации кредитной организации, выдаче лицензий на осуществление банковских операций и ведении баз данных по кредитным организациям и их подразделениям" .

 

Целый ряд требований закреплен Законом о банках и банковской деятельности и Инструкцией 135-И к учредителям кредитной организации, которыми могут быть юридические и (или) физические лица, участие которых в кредитной организации не запрещено федеральными законами. При этом учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его государственной регистрации. Учредители - юридические лица должны соответствовать определенным требованиям, в частности, иметь устойчивое финансовое положение, достаточно собственных средств для внесения в уставный капитал кредитной организации, осуществлять деятельность в течение не менее трех лет и выполнять обязательства перед бюджетами в течение этого времени. В отдельных нормативных актах Банка России устанавливаются требования к финансовому положению учредителей кредитных организаций:

- к юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями (Положение Банка России от 19 июня 2009 г. N 337-П "О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц - учредителей (участников) кредитной организации" );

 

- к банкам (указание Банка России от 30 апреля 2008 г. N 2005-У "Об оценке экономического положения банков" ) и небанковским кредитным организациям (указание Банка России от 31 марта 2000 г. N 766-У "О критериях определения финансового состояния кредитных организаций" );

 

- к физическим лицам (положение Банка России от 19 июня 2009 г. N 338-П "О порядке и критериях оценки финансового положения физических лиц - учредителей (участников) кредитной организации" ).

 

Достаточно спорным вопросом является не только применение к учредителям кредитных организаций особых требований, связанных с их финансовым положением, но и проблема установления законодательного запрета на выход из состава участников кредитной организации в течение первых трех лет ее существования.

Как отметил Верховный Суд РФ, нормы гражданского законодательства, в том числе ст. 94 ГК РФ, не распространяются на правоотношения, возникающие при регистрации кредитных организаций и лицензировании банковской деятельности, и не подлежат применению в силу ст. 2 ГК РФ. Поскольку согласно Законам об АО и об ООО специальное законодательство в отношении правового положения банков имеет приоритет, необходимо руководствоваться ч. 18 ст. 11 Закона о банках и банковской деятельности, которая устанавливает, что учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации .

 

Как отметил в своем Постановлении ФАС Московского округа от 4 апреля 2002 г. N КА-А40/1767-02 , законодателем проявлено особое внимание к финансовой стабильности и благополучию учредителя, определены требования и к источникам денежных средств, которые могут быть использованы в качестве взноса в уставный капитал. Определены также особые правила проверки соответствия учредителей кредитной организации предъявляемым законом требованиям. Законом установлено право Банка России отказать в даче согласия при определенных условиях на совершение сделки купли-продажи доли кредитной организации, финансовое положение которой является неудовлетворительным.

 

Таким образом, ограничения учредителя в вопросах распоряжения его имуществом в виде доли в уставном капитале кредитной организации служат целям обеспечения финансовых гарантий ее кредиторам, и этим же целям служат предусмотренный ст. 11 Закона о банках и банковской деятельности комплекс мер по оценке финансового состояния каждого учредителя и обеспечения стабилизации вновь созданного банка не только через запрет на изменение размера его активов путем изъятия выбывающим участником-учредителем доли до истечения трех лет работы банка, но и запрет на замену этих лиц на какие-либо иные путем уменьшения доли учредителя банка в первые три года работы.

Представляется, что в отношении кредитных организаций, являющихся акционерными обществами, вопрос об ограничении распоряжения учредителями своими долями возникать не должен, поскольку ГК РФ (ст. 96) говорит о регулировании специальным законодательством не только их создания, реорганизации, ликвидации и правового положения, но и особенностей прав и обязанностей акционеров.

Необходимо отметить дополнительные требования, предъявляемые как к содержанию учредительных документов банка, так и к составу документов, предъявляемых учредителями для принятия решения о государственной регистрации будущей кредитной организации.

Требования к уставу кредитной организации установлены ст. 10 Закона о банках и банковской деятельности, а также в Инструкции N 135-И. Устав любого банка, помимо сведений, которые предусмотрены Законами об АО и об ООО, должен также содержать:

- перечень осуществляемых кредитной организацией банковских операций и сделок, определенный в соответствии со ст. 5 Закона о банках и банковской деятельности;

- сведения не только о системе органов управления кредитной организации, в том числе ее исполнительных органов, но и органов внутреннего контроля кредитной организации, о порядке их образования и их полномочиях;

- положения, определяющие порядок реорганизации и ликвидации кредитной организации.

Помимо учредительных документов, в Банк России представляются также специфические документы, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями - физическими лицами в уставный капитал кредитной организации, а также бизнес-план . Последний является документом на ближайшие два календарных года, содержащим предполагаемую программу действий кредитной организации, включая ожидаемые результаты деятельности. Бизнес-план позволяет Банку России оценить способность кредитной организации обеспечить финансовую стабильность, т.е. не только выполнять требования в рамках банковского регулирования, но и организовать адекватную систему управления собственными рисками. Кроме того, бизнес-план позволяет проанализировать способность банка стать прибыльной коммерческой организацией.

 

Учредители представляют в Банк России также анкеты кандидатов на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации и филиалов. Необходимость направления данных документов связана с особыми квалификационными требованиями, предъявляемыми к руководству кредитных организаций.

В отношении кредитных организаций законодателем значительно повышены требования к минимальному размеру их уставного капитала, который составляет для действующих банков 180 млн. руб. (300 млн. руб. для вновь создаваемых), для небанковских кредитных организаций в зависимости от их вида - 90 и 18 млн. руб.

При представлении соответствующих документов Банк России согласно ст. 15 Закона о банках и банковской деятельности принимает в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления всех необходимых документов, решение о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом. Затем, после внесения уполномоченным регистрирующим органом в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи, Банк России уведомляет учредителей кредитной организации об этом с требованием произвести оплату объявленного уставного капитала кредитной организации. В отличие от других хозяйственных обществ учредители кредитной организации обязаны полностью оплатить уставный капитал в течение одного месяца с момента государственной регистрации кредитной организации (ст. 15 Закона о банках и банковской деятельности). Только после предъявления Банку России документов, подтверждающих оплату 100% объявленного уставного капитала кредитной организации, Банк России выдает лицензию на осуществление банковских операций. Неоплата или неполная оплата уставного капитала в установленный срок является основанием для обращения Банка России в суд с требованием о ликвидации кредитной организации.

Порядок реорганизации и ликвидации кредитных организаций также обладает определенными особенностями.

 

Реорганизация кредитной организации

 

Реорганизация кредитных организаций осуществляется в традиционных формах: слияние, присоединение, выделение, разделение и преобразование. Изменение статуса банка на небанковскую кредитную организацию и обратно формой реорганизации не является . При этом, учитывая существующую в последние годы в российской банковской системе тенденцию по укрупнению банков, чаще кредитные организации реорганизовываются в формах слияния и присоединения , в том числе присоединяясь к банкам с иностранным участием.

 

При осуществлении реорганизации кредитных организаций, так же как и при их учреждении, существенную роль играет Банк России. Государственная регистрация кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, осуществляется также в течение шести месяцев со дня представления в Банк России всех оформленных в установленном порядке документов, в том числе подтверждающих выполнение требований антимонопольного законодательства. При реорганизации кредитных организаций, в результате которой создается новая кредитная организация (новые кредитные организации), Банк России рассматривает вопрос о выдаче ей (им) новых лицензий на осуществление банковских операций. При этом Банком России принимаются во внимание лицензии, на основании которых действовали реорганизованные кредитные организации.

Банк России оценивает финансовое положение реорганизуемой кредитной организации. Если в результате проведения реорганизации возникнут основания для применения мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", Банк России имеет право запретить реорганизацию кредитной организации.

Следует заметить, что реорганизация кредитной организации может быть не только добровольной, но и принудительной. В последнем случае реорганизация представляет собой меру воздействия или меру по предупреждению банкротства, осуществляемую в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Как отмечает А.Я. Курбатов, "в этих случаях реорганизация проводится в форме слияния и присоединения, то есть в формах, направленных на объединение (укрупнение) кредитных организаций" .

 

Таким образом, в зависимости от финансового положения кредитной организации ее реорганизация может свидетельствовать либо об укреплении ее положения, либо, наоборот, о наличии угрозы устойчивости этой кредитной организации и, соответственно, интересам ее кредиторов и вкладчиков.

 

Ликвидация кредитной организации

 

Ликвидация кредитных организаций может быть добровольной и принудительной.

Добровольная ликвидация осуществляется по инициативе учредителей кредитной организации на основании принятого общим собранием решения. Учредители (участники) кредитной организации, принявшие решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс кредитной организации по согласованию с Банком России .

 

Принудительная ликвидация осуществляется по инициативе Банка России. Основанием для начала процедуры ликвидации кредитной организации является отзыв у нее лицензии на осуществление банковских операций. Закон о банках и банковской деятельности устанавливает исчерпывающий перечень случаев (ст. 20), когда Банк России может или обязан отозвать у кредитной организации лицензию. Сам по себе отзыв лицензии является мерой воздействия, применяемой Банком России на основании ст. 74 Закона о Банке России.

Решение Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций вступает в силу со дня принятия соответствующего акта Банка России и может быть обжаловано в течение 30 дней со дня публикации сообщения об отзыве лицензии на осуществление банковских операций в издании "Вестник Банка России".

Вопросы отзыва лицензии Банком России становились предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. В частности, интерес представляют вопросы, связанные с правом Банка России отзывать у банков лицензии без обращения в суд, а также проблемы соотношения отзыва лицензии и ликвидации кредитных организаций. Так, Конституционный Суд РФ в свое время обратил внимание на то, что отзыв лицензии на осуществление банковских операций - это решение Банка России, принимаемое в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством. Он не влечет прекращения деятельности кредитной организации как юридического лица, а означает лишь запрет совершать какие-либо банковские операции и представляет собой исключительную меру воздействия, которая применяется к кредитной организации, допускающей нарушения требований федеральных законов, регламентирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России.

Однако в силу особенностей правового положения кредитных организаций отзыв лицензии является начальным этапом процедуры банкротства или ликвидации банка. Что касается внесудебного порядка отзыва лицензии у кредитных организаций, то, по мнению Конституционного Суда РФ, исходя из особого конституционно-правового статуса Банка России, законодатель вправе урегулировать вопросы лицензирования кредитных организаций специальными законами, каковыми в настоящее время являются Законы о банках и банковской деятельности и о Банке России .

 

В течение 15 дней со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций Банк России обязан обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации. Если ко дню отзыва лицензии у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", или наличие этих признаков установлено назначенной Банком России временной администрацией по управлению кредитной организацией, то Банк России обращается в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом).

Арбитражный суд в течение одного месяца принимает решение о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора кредитной организации, если не будет установлено наличие признаков несостоятельности (банкротства) кредитной организации на день отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций.

Ликвидация кредитных организаций в случае их несостоятельности (банкротства) осуществляется в соответствии с нормами специального Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

 

Имущественная основа деятельности кредитных организаций

 

Уставный капитал кредитной организации

 

Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов.

Как было отмечено, минимальный размер уставного капитала кредитных организаций значительно выше в сравнении с другими хозяйственными обществами. На сегодняшний день он установлен на уровне 180 млн. руб. для действующих банков (300 млн. руб. для вновь регистрируемых банков) и 90 млн. руб. для расчетных небанковских кредитных организаций, а также 18 млн. руб. для депозитно-кредитных и платежных небанковских кредитных организаций (ст. ст. 11, 11.2 Закона о банках и банковской деятельности).

Следует заметить, что требования к минимальному размеру и формированию уставного капитала кредитных организаций неоднократно пересматривались. Вместе с отказом от привязки минимального размера уставного капитала и собственных средств к иностранной валюте были также скорректированы требования по доведению данного минимального размера до определенного уровня. Ранее банк, зафиксировавший на 1 января 2007 г. определенный размер собственных средств (капитала) на уровне ниже минимально установленного, должен был поддерживать этот уровень в дальнейшем, не допуская его снижения. Теперь банк должен не только поддерживать размер собственных средств (капитала), достигнутый на 1 января 2007 г., но и планомерно увеличивать его, чтобы к 1 января 2012 г. довести его до общего уровня минимального размера собственных средств (капитала) - 180 млн. руб., а к 1 января 2015 г. - до 300 млн. руб.

Представляется, что мера по увеличению и фиксации уставного капитала в масштабах всей банковской системы позволит в конечном счете очистить рынок от кредитных организаций, которые не только не имеют достаточной капитализации, но и в ряде случаев не могут обеспечить гарантийную функцию своего уставного капитала.

Законом (ст. 11 Закона о банках и банковской деятельности, ст. 62 Закона о Банке России) предъявляются также требования к составу уставного капитала кредитной организации. Банк России устанавливает предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации. В течение достаточно длительного времени этот предельный размер составляет 20% уставного капитала. Банком России также ограничивается перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала. Это принадлежащее учредителю кредитной организации на праве собственности и подлежащее обязательной денежной оценке:

- здание (помещение), завершенное строительством (в том числе включающее встроенные или пристроенные объекты), в котором может располагаться кредитная организация;

- имущество в виде банкоматов и терминалов, функционирующих в автоматическом режиме и предназначенных для приема денежной наличности от клиентов и ее хранения.

Следует отметить также предусмотренный законом запрет на использование привлеченных денежных средств для формирования уставного капитала кредитной организации. Оплата уставного капитала кредитной организации при увеличении ее уставного капитала путем зачета требований к кредитной организации также не допускается.

В целях соблюдения требований законодательства, предъявляемых к финансовому положению учредителей кредитной организации, которое позволяло бы вносить собственные, а не привлеченные средства в уставный капитал банка, Законом о банках и банковской деятельности устанавливаются особые требования к приобретению более 1% акций (долей) кредитной организации.

Приобретение и (или) получение в доверительное управление в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, свыше 1% акций (долей) кредитной организации требует уведомления Банка России, более 20% - предварительного согласия Банка России.

Причем данный порядок действует как на момент создания кредитной организации, так и в процессе ее деятельности. Законом и нормативными актами Банка России установлены случаи, когда Банк России имеет право или обязан отказать в даче согласия на приобретение более 20% акций (долей) кредитной организации .

 

Акции кредитной организации

 

В связи со специфическим правовым положением кредитных организаций определенными особенностями обладает и процедура эмиссии акций банков, созданных в форме акционерных обществ. Одной из законодательно установленных функций Банка России является регистрация эмиссии ценных бумаг кредитных организаций. Помимо соответствующих федеральных законов, данные вопросы регулируются Инструкцией Банка России от 10 марта 2006 г. N 128-И "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации" .

 

Существенной спецификой обладает эмиссия акций банка при его учреждении. Вместе со всеми документами, представляемыми учредителями в Банк России для принятия решения о регистрации банка, направляются также документы, необходимые для регистрации первого выпуска акций банка.

Таким образом, государственная регистрация банка при его учреждении сопровождается регистрацией выпуска его акций, которую также осуществляет Банк России.

В связи с принятием Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" (далее - Федеральный закон о мегарегуляторе) на Банк России были возложены полномочия по регулированию фактически всех сегментов финансового рынка. Поэтому и для иных акционерных обществ регистрирующим органом является Банк России. Учредители иных акционерных обществ представляют в Банк России документы на регистрацию выпуска акций в течение одного месяца с даты государственной регистрации акционерного общества (п. 1 ст. 19 и п. 1 ст. 25 Закона о рынке ценных бумаг).

В рамках преодоления последствий мирового финансового кризиса в целях повышения капитализации банков был принят Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 181-ФЗ "Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков" . Согласно данному Федеральному закону государство получило возможность путем обмена облигаций федерального займа на привилегированные акции банков осуществлять меры по повышению капитализации последних. До 31 декабря 2014 г. банки могут заключить договоры мены с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который должен быть определен Правительством РФ. С даты завершения размещения привилегированных акций дополнительно к правам акционера - владельца привилегированных акций Российская Федерация получит право назначать своего представителя в совет директоров кредитной организации, право вето в отношении отдельных решений банка, а также с 1 января 2020 г. - право отчуждать привилегированные акции. При этом после 1 января 2020 г. привилегированные акции могут быть приобретены у Российской Федерации, но в порядке приватизации.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.136.29 (0.031 с.)