Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В случае систематического осуществления монополистической деятельности хозяйственным обществом, занимающим доминирующее положение.

Поиск

Согласно ч. 1 ст. 38 Закона о защите конкуренции в рассматриваемой ситуации антимонопольный орган вправе обратиться в суд с иском о принудительном разделении нарушающего закон хозяйственного общества или выделении из его состава одной или нескольких организаций. При этом в отношении финансовой организации, поднадзорной Центральному банку РФ, антимонопольный орган вправе подать иск только по предварительному согласованию с Центральным банком РФ.

Следует отметить, что решение суда о реорганизации хозяйственного общества принимается в целях развития конкуренции, если выполняются в совокупности следующие условия:

- существует возможность обособления структурных подразделений коммерческой организации;

- отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений коммерческой организации (в частности, 30 и менее процентов общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этой коммерческой организации);

- существует возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации.

Необходимо особо подчеркнуть, что правила осуществления реорганизации едины как для принудительного, так и для добровольного случая. Однако в том случае, если акционеры (участники) хозяйственного общества, уполномоченный ими орган не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд вправе назначить внешнего управляющего хозяйственным обществом и поручить ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами компании (абз. 2 п. 2 ст. 57 ГК РФ).

 

Формирование имущества реорганизуемого общества

 

При изменении формы ведения бизнеса следует учитывать, что формирование имущества компаний, создаваемых в результате реорганизации, осуществляется только за счет имущества реорганизуемых обществ. Это правило установлено для акционерных обществ (п. 3 ст. 15 Закона об АО). Однако есть все основания полагать, что указанные правила могут быть распространены и на общества с ограниченной ответственностью. Ведь достаточно сложно предположить, что в реорганизации компании принимают участие третьи лица, которые вносят в уставный капитал создаваемого общества какие-либо активы. Точно так же нельзя представить и передачу участниками реорганизуемого общества своего имущества в уставный капитал новой компании. Нет необходимости объяснять, что, если допустить подобные действия, они могут серьезно ограничить права миноритарных участников хозяйственных обществ.

При проведении реорганизации особую роль приобретает достоверность сведений, содержащихся в бухгалтерских балансах компаний. В связи с этим крайне важно сопоставить фактическое наличие имущества с данными бухгалтерского учета, проверить полноту отражения в учете обязательств. Всего этого можно достичь только по результатам инвентаризации имущества хозяйственных обществ и их денежных обязательств, поэтому действующее законодательство предусматривает обязательное проведение инвентаризации в случае реорганизации. Это требование закреплено п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

 

Особые правила реорганизации

 

Законодательством предусмотрены особые условия реорганизации, если в отношении открытого акционерного общества используется специальное право на участие соответственно Российской Федерации и ее субъектов в управлении компании ("золотая акция"). Дело в том, что представители Российской Федерации, а также ее субъектов, назначенные в совет директоров организации, могут наложить вето на принимаемое решение о реорганизации общества (п. 3 ст. 38 Закона о приватизации).

Следует отметить, что для хозяйственных обществ, осуществляющих отдельные виды деятельности (например, банковскую, страховую, инвестиционную), федеральными законами также могут быть предусмотрены особые правила реорганизации (п. п. 3 и 4 ст. 1 Закона об АО, п. 2 ст. 1 Закона об ООО). В частности, Центральный банк РФ имеет право запретить реорганизацию кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению несостоятельности (банкротства). Наряду с этим ст. 23.5 Закона о банках и банковской деятельности устанавливает особенности реорганизации кредитной организации в форме слияния, присоединения и преобразования.

 

Представляет интерес вопрос о смешанной реорганизации. На протяжении длительного времени отечественные исследователи отмечали, что в зарубежных правовых системах допускается проведение так называемых смешанных форм реорганизации, тогда как в России это невозможно. Однако ситуация изменилась с принятием поправок в Закон об АО Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 146-ФЗ. В настоящее время акционерное законодательство предусматривает возможность разделения или выделения общества, осуществляемых одновременно со слиянием или с присоединением (ст. 19.1 Закона об АО). В то же время законодательство об обществах с ограниченной ответственностью хранит молчание по вопросу о возможности осуществления смешанной реорганизации.

 

Однако проектом ГК РФ предлагается в качестве общего правила для всех юридических лиц в ч. 1 ст. 57 ГК РФ закрепить норму, согласно которой допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм.

Применение института смешанной реорганизации, предусмотренного ст. 19.1 Закона об АО, привело к возникновению ряда проблем в правоприменительной практике. Например, как выйти из ситуации, когда выделенное из состава реорганизуемого общество по определенным причинам не смогло присоединиться к другому обществу. В связи с этим показательна следующая история. ОАО "ТГК-11 Холдинг" было создано на основании решения внеочередного общего собрания акционеров ОАО РАО "ЕЭС России" 26 октября 2007 г. Создание ОАО "ТГК-11 Холдинг" осуществлялось в результате реорганизации ОАО РАО "ЕЭС России" в форме выделения, осуществляемого с одновременным присоединением. В соответствии с целевой моделью реорганизации ОАО РАО "ЕЭС России" общество должно было присоединиться к ОАО "ТГК-11". Присоединение общества к ОАО "ТГК-11" согласно целевой модели реорганизации должно было состояться в момент создания общества - 1 июля 2008 г. Однако 21 марта 2008 г. в рамках дела N А40-13531/2008-138-89 Арбитражным судом г. Москвы было принято к производству исковое заявление ООО "Нефть-Актив", направленное на признание недействительным решения о реорганизации ОАО "ТГК-11" в форме присоединения к нему ОАО "ТГК-11 Холдинг", а также договора о присоединении и передаточного акта.

В рамках судебного процесса было удовлетворено ходатайство истца о принятии обеспечительных мер. В частности, было запрещено Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ N 46 по г. Москве вносить в Единый государственный реестр юридических лиц запись о прекращении деятельности ОАО "ТГК-11 Холдинг". В связи с этим общество было выделено из состава ОАО РАО "ЕЭС России", однако на основании судебного акта по иску ООО "Нефть-Актив" оно не было присоединено к ОАО "ТГК-11".

 

На практике возникают и иные вопросы, связанные с осуществлением реорганизации.

Остается дискуссионным вопрос о возможности участия в реорганизации юридических лиц различных организационно-правовых форм, например, присоединение общества с ограниченной ответственностью к акционерному обществу. Многие авторы, ссылаясь на тот факт, что подобное действие не запрещено ни Гражданским кодексом РФ, ни специальными законами, регулирующими эту сферу, склоняются к мнению о допустимости подобной реорганизации. До недавнего времени эта точка зрения находила отражение и в подзаконных нормативных актах, напрямую допускавших такую возможность. Иные исследователи выступали против подобного мнения. Высший Арбитражный Суд РФ принял сторону последних, результатом чего стала следующая позиция: "Положения Закона об акционерных обществах, определяющие порядок их реорганизации путем слияния, присоединения, разделения или выделения (статьи 16 - 19), не предусматривают возможность проведения реорганизации этих обществ посредством объединения с юридическими лицами иных организационно-правовых форм (в том числе с обществами с ограниченной ответственностью) либо разделения их (выделения) на акционерное общество и юридическое лицо другой организационно-правовой формы".

 

Кроме того, проект ГК РФ предлагает допустить реорганизацию с участием двух юридических лиц, в том числе относящихся к различным организационно-правовым формам. Правда, при условии, что Гражданский кодекс или закон разрешает преобразование юридического лица одной из таких форм в юридическое лицо другой из таких форм. Также проект ГК РФ вводит запрет на преобразование коммерческих организаций в некоммерческие и наоборот.

 

Защита прав кредиторов реорганизуемых хозяйственных обществ

 

Особое внимание в действующем законодательстве уделяется положению кредиторов реорганизуемых хозяйственных обществ.

С одной стороны, реорганизация может значительно ухудшить положение кредиторов обществ, участвующих в реорганизации. Например, при выделении, когда в новое юридическое лицо выводятся высоколиквидные активы, а все основные обязательства остаются на балансе реорганизуемого общества. Маловероятно, что такой должник сможет погасить хотя бы часть своих долгов. С другой стороны, чрезмерная забота законодателя о кредиторах осложняет осуществление процесса реорганизации для корпораций.

В 2008 - 2009 гг. в законодательство РФ были внесены изменения в сфере регулирования обязанностей реорганизуемых обществ перед кредиторами (ст. 60 ГК РФ, п. 6 ст. 15 Закона об АО, п. 5 ст. 51 Закона об ООО).

До внесения соответствующих изменений в указанных нормах содержалось положение о том, что не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации (а при слиянии или присоединении - с даты принятия решения об этом последним из обществ, участвующих в этом процессе) хозяйственное общество обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов. В этот же срок реорганизуемая компания должна была опубликовать в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении.

На основании этого кредиторы общества в течение 30 дней с даты направления им уведомлений или в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о принятом решении были вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.

При таком регулировании корпорации, имеющие огромное число кредиторов, например, операторы сотовой связи, согласно законодательству были обязаны соблюдать сложную и дорогостоящую процедуру.

В настоящее время процедура уведомления изменена. В течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации общество обязано в письменной форме сообщить в регистрирующие органы (ФНС) о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. На основании данного уведомления в Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.

 

Впоследствии реорганизуемое лицо должно дважды с периодичностью один раз в месяц помещать в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации.

Кредиторы открытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью обладают разным объемом прав. Применительно к АО, если реорганизация осуществляется в форме слияния, присоединения или преобразования, кредиторы вправе в судебном порядке потребовать досрочного исполнения обязательства или прекращения обязательства и возмещения убытков, в случае если не предоставлено достаточное обеспечение исполнения соответствующих обязательств. В случае с ООО кредиторы вправе направить свои требования должнику при любой ситуации, однако сначала они могут потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником и лишь потом при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков.

 

Важно также заметить, что проектом ГК РФ предлагаются альтернативные варианты взаимодействия реорганизуемого юридического лица со своими кредиторами. Прежде всего в силу ч. 2 ст. 60 проекта ГК РФ требования о досрочном исполнении обязательства или прекращении обязательства и возмещении убытков не смогут предъявляться теми кредиторами, которые будут иметь на момент начала реорганизации достаточное обеспечение, в частности залог. Далее проект ГК РФ предлагает закрепить возможность предоставления реорганизуемым юридическим лицом обеспечения исполнения своих обязательств или возмещения убытков. В части 4 ст. 60 проекта ГК РФ предлагается установить требования к такому обеспечению: это должна быть независимая безотзывная гарантия кредитной организацией, кредитоспособность которой не вызывает обоснованных сомнений, со сроком действия, не менее чем на три месяца превышающим срок исполнения обеспечиваемого обязательства, и с условием платежа по предъявлении кредитором требований к гаранту с приложением доказательств неисполнения обязательства реорганизуемого (реорганизованного) юридического лица. В то же время кредитор может и не принимать обеспечение, а воспользоваться своим правом требовать досрочного исполнения обязательства или прекращении обязательства и возмещения убытков.

 

Передаточный акт и разделительный баланс

 

В зависимости от вида реорганизации права и обязанности реорганизуемых лиц переходят к новым обществам на основании следующих документов:

а) при слиянии, присоединении и преобразовании компаний их права и обязанности переходят к вновь возникшему обществу на основании передаточного акта (пп. 1 п. 2 ст. 58 ГК РФ);

 

б) в случае разделения или выделения хозяйственного общества к вновь созданным юридическим лицам права и обязанности переходят в соответствии с разделительным балансом (п. 3 ст. 58 ГК РФ).

Указанные документы играют особую роль в процедуре реорганизации. Именно они устанавливают, какое имущество и какие долги переходят к конкретным хозяйственным обществам. Учитывая высокую важность этих документов, они утверждаются акционерами (участниками) хозяйственных обществ и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих организаций (п. 2 ст. 59 ГК РФ, пп. "д" п. 1 ст. 14 Закона о регистрации юридических лиц).

Действующее акционерное законодательство предусматривает ряд требований к содержанию передаточного акта и разделительного баланса.

Передаточный акт, разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого общества в отношении всех его кредиторов и должников, включая оспариваемые обязательства, и порядок определения правопреемства в связи с изменениями вида, состава, стоимости имущества реорганизуемого общества, а также в связи с возникновением, изменением и прекращением прав и обязанностей реорганизуемого общества, которые могут произойти после даты, на которую составлены передаточный акт, разделительный баланс (абз. 4 п. 6 ст. 15 Закона об АО).

Общие рекомендации по вопросу отражения правопреемства в бухгалтерском учете, в частности, содержатся в Приказе Минфина России от 20 мая 2003 г. N 44н "Об утверждении Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций". На основании этого нормативного акта можно определить содержание передаточного акта и разделительного баланса:

 

- бухгалтерская отчетность, в соответствии с которой определяется состав имущества и обязательств реорганизуемой организации, а также их оценка на последнюю отчетную дату перед датой оформления передачи имущества и обязательств в установленном законодательством порядке;

- акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой организации, проведенной в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами перед составлением передаточного акта или разделительного баланса, подтверждающих их достоверность (наличие, состояние и оценка имущества и обязательств);

- первичные учетные документы по материальным ценностям (акты (накладные) приемки-передачи основных средств, материально-производственных запасов и др.), перечни (описи) иного имущества, подлежащего приемке-передаче при реорганизации организаций;

- расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженностей с информацией о письменном уведомлении в установленные сроки кредиторов и дебиторов реорганизуемых организаций о переходе с момента государственной регистрации организации имущества и обязательств по соответствующим договорам и контрактам к правопреемнику, расчетов с соответствующими бюджетами, государственными внебюджетными фондами.

В российской практике иногда используется так называемая непропорциональная реорганизация, т.е. когда при разделении или выделении хозяйственных обществ активы и пассивы реорганизуемого общества распределяются по создаваемым обществам неравномерно, что нередко приводило к нарушению прав кредиторов реорганизуемого юридического лица, выводу активов и т.п. Именно в связи с этим проектом ГК РФ предлагается норма ч. 5 ст. 60, согласно которой, если передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству юридического лица, а также в случае, когда из передаточного акта или иных обстоятельств следует, что при реорганизации недобросовестно распределены активы и обязательства реорганизуемых юридических лиц, что привело к существенному нарушению интересов кредиторов, вновь созданные юридические лица несут солидарную ответственность по такому обязательству.

 

Защита прав акционеров реорганизуемых обществ

 

Зачастую в результате проведенной реорганизации рыночная стоимость акций может существенно понизиться. В связи с этим в законодательстве предусмотрено положение о том, что владельцы голосующих акций реорганизуемых компаний, если они голосовали против принятия решения о его реорганизации либо не принимали участия в голосовании, вправе требовать от общества выкупа всех или части принадлежащих им акций (п. 1 ст. 75 Закона об АО). Этот принцип позволяет защитить права главным образом миноритарных акционеров, если они считают, что в результате реорганизации их имущественным интересам будет нанесен вред.

 

Цена выкупа акций устанавливается советом директоров компании, которая не может быть ниже рыночной стоимости, определяемой независимым оценщиком. При этом оценщик не вправе учитывать изменения рыночной стоимости, произошедшие из-за принятия решения о реорганизации (п. 3 ст. 75 Закона об АО).

Применительно к процессу выделения хозяйственных обществ законодатель устанавливает дополнительные права для акционеров. Если решение о выделении предусматривает конвертацию акций реорганизуемого общества в акции создаваемой компании или распределение акций среди акционеров прежнего общества, любой акционер этого общества, голосовавший против или не принимавший участия в голосовании по вопросу о реорганизации общества, должен получить акции каждого общества, создаваемого в результате выделения. При этом акции должны предоставлять те же права, что и акции, принадлежащие ему в реорганизуемой компании, пропорционально числу принадлежащих ему акций этого общества (п. 3.3 ст. 19 Закона об АО).

В отношении процедуры реорганизации путем разделения предусмотрено, что акционер разделяемого общества, голосовавший против или не принимавший участия в голосовании по вопросу о реорганизации общества, должен получить акции каждого общества, создаваемого в результате разделения. Данные ценные бумаги должны предоставлять те же права, что и принадлежащие ему акции реорганизуемого общества, пропорционально числу принадлежащих ему акций этого общества (п. 3.3 ст. 18 Закона об АО).

 

Интересно заметить, что в ст. 10 Третьей директивы ЕС от 9 октября 1978 г. N 78/855/ЕЭС "О слиянии акционерных обществ" и ст. 8 Шестой директивы ЕС от 17 декабря 1982 г. N 82/891/ЕЭС "О разделении акционерных обществ" закрепляется обязанность суда или административного органа (в зависимости от национального законодательства члена ЕС) применительно к каждому из реорганизуемых обществ назначать одного или нескольких независимых экспертов или одобрить такое назначение. Данные эксперты производят анализ проекта слияния и составляют письменное заключение, предназначенное акционерам. Указанные директивы распространяются лишь на акционерные общества. Российское законодательство, к сожалению, пока не содержит подобных императивных норм.

 

Проблемы лицензирования при реорганизации

 

При реорганизации хозяйственных обществ необходимо уделять внимание вопросу лицензирования реорганизуемых хозяйственных обществ. Как известно, лицензия представляет собой разрешение на осуществление определенного вида деятельности при обязательном соблюдении соответствующих требований и условий. Лицензия выдается определенному юридическому лицу, поэтому она теряет юридическую силу и считается аннулированной с момента прекращения деятельности общества в результате реорганизации. Данное правило не распространяется на преобразование хозяйственных обществ или слияние при наличии на дату государственной регистрации правопреемника у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности (пп. 3 п. 13 ст. 20 Закона о лицензировании).

Согласно ст. 18 Закона о лицензировании, правопреемник преобразованной компании (вновь образованное общество) в целях закрепления за собой специального права должен не позднее чем через 15 рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ подать заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы.

 

Процедура осуществления реорганизации

 

Как уже отмечалось выше, реорганизация может осуществляться в различных формах.

 

I. Слияние и присоединение

 

Слияние и присоединение как виды реорганизации схожи по сущности и механизму осуществления, вот почему рациональнее рассмотреть эти способы реорганизации совместно.

По своей сути слияние компаний представляет собой создание нового общества с передачей ему прав и обязанностей двух или нескольких компаний, деятельность которых прекращается.

В данном случае имеет место своеобразное равноправие юридических лиц, поскольку оба хозяйственных общества прекращают свою деятельность.

Под присоединением понимается прекращение одной или нескольких компаний с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу.

Присоединяемые компании фактически утрачивают свою самостоятельность, добровольно вливаясь в другую компанию.

Процедура осуществления реорганизации наиболее полно разработана для акционерных обществ. Вследствие этого при рассмотрении процедуры реорганизации сначала предполагается излагать порядок, предусмотренный для акционерных обществ, а потом определенные особенности, установленные для обществ с ограниченной ответственностью.

 

Этапы реорганизации акционерных обществ

в форме слияния и присоединения

 

Выделяется несколько этапов реорганизации акционерных обществ в форме слияния и присоединения:

1) заключение договора о слиянии (присоединении);

2) заседания советов директоров компаний, участвующих в реорганизации;

3) проведение общих собраний акционеров реорганизуемых обществ;

4) осуществление государственных регистрационных процедур.

 

Заключение договора о слиянии (присоединении)

 

Подписанию этого документа обычно предшествует долгая и кропотливая работа компаний по согласованию плана реорганизации. Только после тщательной проработки всех деталей указанной процедуры руководители подписывают соответствующий договор.

Особое внимание на этой стадии реорганизации компании следует уделять содержанию договора о слиянии (присоединении). Закон об АО довольно подробно регламентирует содержание этого документа. Так, договор о слиянии должен включать условия:

1) наименование, сведения о месте нахождения каждого общества, участвующего в слиянии, а также наименование, сведения о месте нахождения общества, создаваемого путем реорганизации в форме слияния;

2) порядок и условия слияния;

3) порядок конвертации акций каждого общества, участвующего в слиянии, в акции создаваемого общества и соотношение (коэффициент) конвертации акций таких обществ;

4) указание о количестве членов совета директоров создаваемого общества, избираемых каждым обществом, участвующим в слиянии, если уставом создаваемого общества в соответствии с Законом об АО не предусматривается осуществление функций совета директоров создаваемого общества общим собранием акционеров этого общества;

5) список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре создаваемого общества;

6) список членов коллегиального исполнительного органа создаваемого общества, если уставом создаваемого общества предусмотрено наличие коллегиального исполнительного органа и его образование отнесено к компетенции общего собрания акционеров;

7) указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа создаваемого общества;

8) наименование, сведения о месте нахождения реестродержателя (регистратора) создаваемого общества, если в соответствии с федеральным законом ведение реестра акционеров создаваемого общества должно осуществляться регистратором.

Необходимо особо отметить, что договор о слиянии (присоединении) нельзя рассматривать как обязательный для обществ документ до момента его утверждения общими собраниями акционеров всех обществ, намеревающихся объединиться.

 

Заседания советов директоров обществ,

участвующих в реорганизации

 

При проведении слияния каждый совет директоров объединяющихся обществ должен принять следующие решения:

а) созвать внеочередное общее собрание акционеров;

б) утвердить повестку дня собрания, включив в нее вопросы:

- о реорганизации в форме слияния;

- об избрании членов совета директоров общества, создаваемого в результате слияния (п. 2 ст. 16 Закона об АО).

В случае присоединения советы директоров хозяйственных обществ принимают несколько иные решения:

а) созвать внеочередное общее собрание акционеров;

б) утвердить повестку дня собрания, включив в нее вопрос о реорганизации в форме присоединения (п. 2 ст. 17 Закона об АО).

Совет директоров общества, к которому осуществляется присоединение, выносит для решения общим собранием акционеров такого общества также иные вопросы, если это предусмотрено договором о присоединении. Кроме того, совет директоров присоединяемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос об утверждении передаточного акта.

 

Проведение общих собраний акционеров реорганизуемых обществ

 

Например, общее собрание акционеров каждого общества, участвующего в слиянии, принимает решение по вопросу о реорганизации каждого такого общества в форме слияния, которое включает в себя:

- утверждение договора о слиянии и передаточного акта общества, участвующего в слиянии;

- утверждение устава общества, создаваемого путем реорганизации в форме слияния;

- принятие решения по вопросу об избрании членов совета директоров.

В случае с присоединением общие собрания акционеров компаний, участвующих в реорганизации, принимают различные решения.

Общество, к которому осуществляется присоединение: решение по вопросу о реорганизации в форме присоединения, включающее в себя утверждение договора о присоединении, а также решения по иным вопросам (в том числе решение о внесении изменений и дополнений в устав такого общества), если это предусмотрено договором о присоединении.

Присоединяемое общество: решение по вопросу о реорганизации в форме присоединения, включающее в себя утверждение договора о присоединении, передаточного акта.

В случае если акционеры положительно проголосовали по всем предложенным вопросам, можно переходить к завершающим этапам реорганизации.

 

Осуществление государственных регистрационных процедур

 

На данном этапе реорганизации требуется:

- при слиянии - обратиться в регистрирующий орган для государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица;

- в случае присоединения - подать заявление в регистрирующий орган об исключении из государственного реестра присоединяемых обществ.

Таким образом, слияние считается завершенным с момента государственной регистрации вновь возникшего общества, а присоединение - с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц (п. п. 2 и 5 ст. 16 Закона о регистрации юридических лиц).

Важную роль в процессе реорганизации играет вопрос эмиссии ценных бумаг, прежде всего акций. Необходимо отметить, что особенности эмиссии ценных бумаг при реорганизации юридических лиц регулируются стандартами эмиссии.

А.В. Габов, изучая особенности эмиссии акций в процессе реорганизации, делает вывод о том, что для описания всех способов размещения ценных бумаг в процессе реорганизации можно вполне обойтись только двумя способами: конвертацией и приобретением. Конвертацией следует признавать такой способ размещения, который означает предоставление владельцу ценной бумаги реорганизуемого общества ценных бумаг создаваемых компаний. Приобретение же предполагает ситуацию, когда акционер или само реорганизуемое общество получает в собственность ценные бумаги вновь созданных компаний без потери права собственности на ценные бумаги реорганизуемого общества.

Кроме того, автор предлагает рассматривать конвертацию как юридический состав, который включает в себя действия нескольких субъектов (в том числе владельца, поскольку он либо одобряет указанные действия, одобряя саму реорганизацию (или воздерживаясь) на собрании акционеров, либо в соответствии с законом имеет полную возможность предъявить свои акции к выкупу, т.е. перестать быть участником корпоративных отношений).

 

Особенности процедуры слияния и присоединения

в обществах с ограниченной ответственностью

 

Процесс слияния и присоединения, происходящий в обществах с ограниченной ответственностью, по своей сути аналогичен процедуре, предусмотренной для акционерных обществ. Однако здесь можно наблюдать и различия:

1) процесс реорганизации обществ с ограниченной ответственностью регламентирован не так подробно, как процедура реорганизации акционерных обществ;

2) в случае реорганизации не предусмотрена возможность выкупа обществом с ограниченной ответственностью долей, принадлежащих участникам общества;

3) действующее законодательство не предусматривает необходимость государственной регистрации долей образованного в результате реорганизации общества, как это предусмотрено для выпуска акций.

Осуществление процесса слияния и присоединения хозяйственных обществ в некоторых случаях подпадает под антимонопольный контроль.

 

II. Разделение и выделение

 

Под разделением хозяйственного общества признается прекращение общества с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым обществам.

То есть на базе одного общества создается несколько новых компаний.

Выделение же представляет собой создание одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемой компании без прекращения последней.

В данном случае несмотря на создание новой компании старое общество не прекращает свою деятельность.

 

Процедура разделения (выделения) акционерных обществ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.58 (0.014 с.)