Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Деятельность субъектов страхового дела (страховые организации, общества взаимного страхования, страховые брокеры и актуарии), за исключением страховых актуариев, подлежит лицензированию.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
При этом Закон об организации страхового дела определяет также понятие "страховщик", которое является более узким в сравнении с понятием "субъект страхового дела". Страховщиком может являться только юридическое лицо, осуществляющее страховую деятельность на основании лицензии, т.е. страховые организации и общества взаимного страхования. Поскольку общества взаимного страхования осуществляют страхование имущества и иных имущественных интересов исключительно своих членов, то они могут являться некоммерческими организациями. Что касается страховых организаций, то они, являясь профессиональными предпринимателями, создаются в любой организационно-правовой форме коммерческой организации. Таким образом, "специальными корпорациями" в сфере страховой деятельности, на которые распространяется особый правовой режим корпоративного законодательства, являются страховые организации, созданные в организационно-правовых формах акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью. Представляют интерес статистические данные, свидетельствующие о том, что практически в 100% случаев страховые компании создаются как хозяйственные общества. При этом наиболее востребованной в страховой сфере является организационно-правовая форма общества с ограниченной ответственностью. На страховом рынке на сегодняшний день функционирует около 600 страховых организаций, причем подавляющее большинство, более 60%, зарегистрировано в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью. Представляется, что такое положение дел продиктовано широким распространением холдинговых компаний на данном рынке, когда головное общество является акционерным, а дочерние - обществами с ограниченной ответственностью.
Широкое распространение получили также холдинги с одновременным участием в них кредитных и страховых организаций. Однако как банкам прямо запрещено заниматься страховой деятельностью, так и страховые организации могут быть созданы только специально для осуществления страховой деятельности. Так, ранее в Законе об организации страхового дела был прямо установлен запрет на осуществление страховыми организациями банковской, производственной и торгово-посреднической деятельности. В регулировании создания, ликвидации страховых организаций и их правового положения нормы Закона об организации страхового дела имеют приоритет в сравнении с Законами об АО и об ООО.
Особенности создания и прекращения страховых организаций
Учреждение страховой организации
Создание страховых компаний в целом осуществляется в общем порядке. Однако, как было отмечено, для того чтобы осуществлять страховую деятельность, такие компании должны получить лицензию на осуществление страховой деятельности. Этим продиктованы особые требования, предъявляемые к корпорациям, планирующим осуществлять страхование. Согласно требованиям главы X.1 Закона о Банке России, введенной Федеральным законом о мегарегуляторе, Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) в сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами. К таким некредитным финансовым организациям относятся, помимо акционерных инвестиционных фондов, также субъекты страхового дела. Федеральной службой страхового надзора (Росстрахнадзор), находящейся в ведении Министерства финансов РФ. Поскольку лицензируется не в целом страховая деятельность компании, а каждый вид страхования, то требования, предъявляемые к страховым компаниям, в том числе в отношении уставного капитала, различаются в зависимости от того, какой вид или виды страхования планируются страховой организацией к осуществлению. Требования к лицензированию субъектов страхового дела установлены в ст. 32 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора (Банк России) определенные документы, которые отличаются в зависимости от субъекта страхового дела и вида страхования, которое он планирует осуществлять. Максимальное количество документов представляет соискатель, предполагающий осуществлять соответствующие виды коммерческого страхования. Помимо учредительных документов, будущая страховая организация представляет в орган страхового надзора положение о формировании страховых резервов и экономическое обоснование осуществления видов страхования. Представляемое экономическое обоснование осуществления видов страхования состоит в том числе из бизнес-плана по страхованию и перестрахованию на год. Кроме того, к числу необходимых документов относятся, например, правила страхования по видам страхования, предусмотренным Законом об организации страхового дела, с приложением образцов используемых документов, а также расчеты страховых тарифов.
Существует позиция, согласно которой требование представления данных документов противоречит ст. ст. 943, 954 ГК РФ, по смыслу которых страховщик может осуществлять страховую деятельность, вообще не составляя и не используя правила страхования и страховые тарифы.
Вместе с тем представляется, что нормы Закона об организации страхового дела и ГК РФ в принципе не должны входить в противоречие, поскольку регулируют принципиально различные отношения. Гражданский кодекс РФ регулирует договорные отношения в сфере страхования, а Закон об организации страхового дела - отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, отношения по осуществлению государственного надзора за их деятельностью, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела. Страховая компания обязана соблюдать требования к минимальному размеру уставного капитала. Минимальный размер уставного капитала страховщика определяется на основе базового размера его уставного капитала, равного 120 млн. руб. При этом страховщики должны обладать полностью оплаченным уставным капиталом, размер которого должен быть не ниже установленного Законом РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" минимального размера уставного капитала (ст. 25). Таким образом, к моменту получения лицензии страховая компания должна полностью оплатить свой уставный капитал. Подобно кредитным организациям, внесение в уставный капитал заемных средств и находящегося в залоге имущества не допускается.
Ликвидация страховой организации
Основанием для прекращения страховой деятельности страховой компании является решение суда, а также решение органа страхового надзора об отзыве лицензии, в том числе принимаемое по заявлению субъекта страхового дела. Добровольная ликвидация осуществляется на основании заявления в письменной форме об отказе от осуществления предусмотренной лицензией деятельности. Принудительная ликвидация осуществляется по инициативе Банка России на основании решения об отзыве лицензии. Такое решение принимается в рамках осуществления страхового надзора за допущенные страховой компанией нарушения страхового законодательства. Законом об организации страхового дела предусматривается целый ряд специфических действий, которые страховая компания обязана осуществить после отзыва у нее лицензии. Данные требования продиктованы в основном необходимостью надлежащего обеспечения интересов страхователей. В частности, до истечения шести месяцев после вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела обязан: - исполнить обязательства, возникающие из договоров страхования (перестрахования), в том числе произвести страховые выплаты по наступившим страховым случаям; - осуществить передачу обязательств, принятых по договорам страхования (страховой портфель), и (или) расторжение договоров страхования, договоров перестрахования, договоров по оказанию услуг страхового брокера. Обязательства по договорам страхования, по которым отношения сторон не урегулированы, по истечении трех месяцев со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии подлежат передаче другому страховщику. Передача страхового портфеля осуществляется с согласия органа страхового надзора. При этом орган страхового надзора может такого согласия не дать, если по итогам проверки платежеспособности страховщика, принимающего страховой портфель, установлено, что указанный страховщик не располагает достаточными собственными средствами, т.е. не соответствует требованиям платежеспособности с учетом вновь принятых обязательств. Ликвидация страховых компаний в случае их несостоятельности (банкротства) осуществляется в соответствии с нормами законодательства о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц. При этом Закон о банкротстве определяет особенности банкротства финансовых компаний, к которым он относит и страховые организации. Законом предусмотрены также основания применения мер по предупреждению банкротства, а также перечень мероприятий в рамках мер по предупреждению банкротства. Законом определены процедуры передачи страхового портфеля страховой организации в рамках реализации мер по предупреждению банкротства страховой организации или в ходе процедур банкротства. Таким образом, в законодательстве о банкротстве сделана попытка совершенствования мер как по предупреждению банкротства страховых компаний, так и направленных на защиту интересов клиентов страховых компаний.
Имущественная основа деятельности страховых организаций
Имущественная основа страховой компании, как и других финансовых корпораций, приобретает особое значение в силу отмеченных выше характеристик осуществляемой ими деятельности, связанной с высокими рисками. Поэтому законом предъявляются повышенные требования к собственным средствам (в том числе уставному капиталу), различным резервам, создаваемым в финансовых компаниях.
Уставный капитал страховой организации
В отношении страховых компаний Закон об организации страхового дела прямо устанавливает, что собственные средства, экономически обоснованные страховые тарифы и страховые резервы являются гарантиями обеспечения финансовой устойчивости страховщика. Как было отмечено, минимальный размер уставного капитала страховщика определяется на основе базового размера его уставного капитала, равного 120 млн. руб. В зависимости от видов страхования, которые осуществляет страховая компания, размер минимального размера уставного капитала может быть повышен. Так, в два раза выше базового должен быть размер уставного капитала для тех страховых организаций, которые планируют осуществлять страхование жизни, в четыре раза - для тех, кто планирует осуществлять перестрахование, а также страхование в сочетании с перестрахованием. Определенные ограничения установлены в отношении иностранного капитала страховых компаний с иностранным участием. Законом об организации страхового дела установлена квота присутствия иностранного капитала на российском рынке страховых услуг. В случае если размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций превышает 25%, орган страхового надзора прекращает выдачу лицензий на осуществление страховой деятельности страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%. Страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%, не могут осуществлять в Российской Федерации определенные виды страхования. Это страхование жизни, обязательное страхование, обязательное государственное страхование, имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций. Такие ограничения продиктованы различными факторами, в том числе связанными с необходимостью поддержки национальных страховых компаний, а также эффективного выполнения определенных социально и экономически значимых задач. Таким образом, страховая организация обязана получить предварительное разрешение органа страхового надзора на увеличение размера своего уставного капитала за счет средств иностранных инвесторов, а также на продажу иностранным инвесторам своих акций (долей в уставном капитале), а российские акционеры (участники) - на отчуждение принадлежащих им акций (долей в уставном капитале) страховой организации в пользу иностранных инвесторов и (или) их дочерних обществ. Следует также отметить, что в связи со вступлением России в ВТО протекционистская позиция России в отношении рынка страховых услуг была несколько скорректирована. В течение четырех лет после вступления России в ВТО будет допущено иностранное присутствие на рынок страхования, связанный с различными видами перевозок. Коммерческое присутствие допускается только в форме юридического лица Российской Федерации. Через девять лет после даты присоединения России к ВТО будет разрешено коммерческое присутствие в форме филиала иностранного страховщика в сфере страхования жизни и страхования иного, чем страхование жизни, а также перестрахования при условии выполнения требований по лицензированию, обеспечению финансовой устойчивости и требований по гарантийному депозиту.
Страховые резервы
Для обеспечения исполнения обязательств по страхованию, перестрахованию страховщики в порядке, установленном нормативным правовым актом органа страхового регулирования, формируют страховые резервы. Средства страховых резервов используются исключительно для осуществления страховых выплат. При этом страховые организации вправе инвестировать и иным образом размещать средства страховых резервов на условиях диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности в порядке, установленном нормативным правовым актом органа страхового регулирования (ст. 26 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации").
Особенности правового регулирования корпоративного управления в страховых организациях
Структура и компетенция органов управления страховых компаний являются традиционными для соответствующих организационно-правовых форм. Вместе с тем Законом об организации страхового дела устанавливаются дополнительные требования к руководству страховых компаний.
Квалификационные требования к должностным лицам страховой организации
Руководители страховой компании обязаны иметь высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное соответствующим документом, признаваемым в Российской Федерации, а также стаж работы в сфере страхового дела и (или) финансов не менее двух лет. Исходя из норм Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (ст. ст. 32, 32.1) указанным требованиям должны соответствовать директор, председатель правления, а также руководитель ревизионной комиссии. Главный бухгалтер страховой компании должен иметь высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное документом о высшем экономическом или финансовом образовании, признаваемым в Российской Федерации, а также стаж работы по специальности не менее двух лет в страховой, перестраховочной организации и (или) брокерской организации, зарегистрированных на территории РФ. Руководителями и главным бухгалтером страховой компании не могут являться: - лица, которые осуществляли функции директора финансовых организаций в момент совершения этими организациями нарушений, за которые у них были аннулированы (отозваны) лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, или нарушений, за которые было приостановлено действие указанных лицензий и указанные лицензии были аннулированы (отозваны) вследствие неустранения этих нарушений, если со дня такого аннулирования (отзыва) прошло менее трех лет; - лица, в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации. При этом руководители и главный бухгалтер страховой компании должны постоянно проживать на территории РФ и не иметь неснятой или непогашенной судимости. Подводя итог рассмотрению особенностей правового положения корпораций в банковской, страховой и инвестиционной сферах, можно выделить ряд общих требований, предъявляемых к ним законодательством, которые вытекают из специфики их высокорискованной финансовой деятельности и направлены на минимизацию этих рисков и, как следствие, - защиту интересов их клиентов - юридических и физических лиц. Следует заметить, что данные требования носят публично-правовой характер и зачастую сами являются инструментами государственного регулирования соответствующих видов предпринимательской деятельности, регламентируя при этом особенности отношений, возникающих в сферах создания, прекращения и правового положения кредитных организаций, страховых и инвестиционных компаний, т.е. корпоративных отношений с участием указанных субъектов. Таким образом, при планировании создания корпорации в одной из рассматриваемых сфер предпринимательской деятельности необходимо учитывать, что к ним предъявляются данные повышенные требования. По мнению М.Г. Ионцева, характерными чертами специального правового регулирования корпораций в данных трех сферах являются: установление закрытого перечня видов деятельности; определение минимального размера уставного капитала и соотношение его денежной и неденежной частей и, наконец, установление особой компетенции специальных органов осуществлять государственную регистрацию и надзор за деятельностью соответствующих юридических лиц.
По нашему мнению, рассмотренных выше особых требований гораздо больше и они могут быть сгруппированы следующим образом: - особая процедура регистрации и ликвидации данных корпораций и (или) лицензирование их деятельности; - запрет на совмещение с определенными или всеми иными видами предпринимательской деятельности; - требования к фирменному наименованию данных корпораций, к содержанию учредительных документов; - необходимость разработки и утверждения особых документов (например, бизнес-плана, правил страхования, инвестиционной декларации); - повышенные требования к минимальному размеру уставного капитала, его составу и порядку его оплаты; - особые требования, предъявляемые к положению учредителей, как правовому, так и финансовому; - квалификационные и иные требования к должностным лицам корпораций; - особенности эмиссии и (или) приобретения акций (долей) корпораций.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.53 (0.008 с.) |