Глава 1. Наше междувременье как мистический ад для тантризма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Наше междувременье как мистический ад для тантризма



 

Метафизические-философские мировоззрения, коими оперируют тантрики, возникли тогда, когда архаическое - образное, магическое, паралогическое мышление все еще присутствовало, но в то же время уже появилось и стало развиваться мышление современного - логического, критического типа. В это время буддизм победил индуизм именно потому, что пользовался языком критической логики в большей степени, чем более архаический индуизм, во многом разговаривавший на языке мифов, символов и архетипов.

Современный способ мышления и древний способ мышления – во многом отличаются друг от друга. Первобытная фаза — это фаза мышления, непосредственно следующая за возникновением языка и характеризующаяся тем, что языковая деятельность еще не стала своим собственным объектом. Переход к фазе современного мышления — это метасистемный переход, состоящий в том, что возникает языковая деятельность, направленная на языковую деятельность. Язык первобытного человека — это язык первого уровня, язык современного человека — язык второго уровня, включающий, в частности, грамматику и логику. Однако переход к современному мышлению не сводится только к метасистемному переходу в языке, если рассматривать язык статически, как некую возможность или способ деятельности. Он включает метасистемный переход в реальной языковой деятельности как общественно значимой норме поведения. При переходе к фазе современного мышления становится общепринятым не только думать что-то о чем-то, но и задавать себе вопросы: а почему я так думаю? Можно ли думать иначе? К каким последствиям приводят те или иные мысли? Коротко говоря, отличие современного мышления от первобытного заключается в том, что оно является мышлением критическим, в то время как первобытное мышление можно назвать докритическим.[1]

С одной стороны современное мышление совершеннее архаического своей конструктивной последовательностью. Это технически очень помогает в жизни в самых разных областях – техника, юриспруденция и так далее.

С другой стороны, его недостаток в том, что оно дробит на части цельный мир, отчуждает от мира человека и создает «второй слой майи»: если древний человек запутывался в сети из физических явлений, то современный человек склонен запутываться как в сети из физических явлений, так и в сети из ярлыков, понятий, идей, основанных не на самих феноменах, а на других идеях, основанных на умозрительных же абстрактных идеях, не выраженных в форме, цвете и так далее.

Посему, современному человеку сложнее:

1) увидеть вещи как они есть (поскольку вещи как бы скрыты вуалью абстрактных понятий об этих вещах - дерево как некое дерево вообще, а не конкретное дерево, с его формой, запахом, цветом - ель, береза, пальма);

2) пережить свое единство со всем миром в целом и с каждой вещью по отдельности, пережить то, что все вокруг живое-одушевленное-одухотворенное. (Картина современного мира во многом неживая - электричество это просто бездушная сила, звезды, солнце - не живые - и т.д.)

Это, и далеко не только это, является проблемой современных тантриков. Да, древние тантрики времен Абхинавагупты тоже имели в себе современное мышление, однако оно было размыто наличием в них океана мышления архаического. Отсюда, при существовании в тантризме философских систем, эти системы были строго логическими, критическими, лишь до определенной стадии. Дальше этой стадии шли вещи, логически и эмпирически не доказуемые. Предполагалось принять их на веру, а позже – попытаться прочувствовать в медитативном опыте, не рассудочным путем. Это и отличает древнюю восточную философию от современной западной философии, которая стремится быть рационально последовательной, критически-логической.

Сейчас мы по-другому воспринимаем все: взаимосвязь мысли, названия и вещи, феномена и его коррелята, виды взаимосвязи между вещами и явлениями. Мы воспринимаем абстракции, однако конкретные вещи утратили для нас свои яркость, сочность, запахи, они покрыты пеленой мыслей и идей об этих вещах. Мы раздробили мир на части, чтобы добиваться технических целей, при этом, вычленив себя из мира, от чего многие сейчас страдают на сознательном или подсознательном уровнях. В мышлении и жизни мы склонны к быстрым новациям, однако все метаморфозы происходят в очень узких рамках, согласно очень жестким принципам формирования векторов, за пределы которых вырваться трудно хотя бы потому, что часто мы и не осознаем того, что существуют эти рельсы паттернов сознания-мышления, как и выход за их рамки.

Мир тантризма – живой мир, где все связано со всем, где имя Бога и Бог – суть одно, где все силы одухотворены-одушевлены. Фактически, рациональная философия играет в тантрийских мирозданиях дополнительную, второстепенную роль – она помогает унять зуд разума до необходимого предела, она помогает разобраться в не самых важных в тантрийском мировоззрении вещах, она иногда полезна при пропаганде тантрийских учений. Главное же – в той области, связь с которой современный человек очень во многом утратил.

Пантеоны из сотен божеств – богинь и богов – что это для современного человека? Так ли мы видим мир? Можем ли мы реально поверить в это, ощутить это? Не кажется ли нам, что все это - древние суеверия, и на самом деле это бездушное электричество, энтропия, тяготение, проявления активности неживого солнца и так далее?

Нам легче поверить и ощутить, что люди выдумали богов, нежели в то, что это боги выдумали людей. А тантрийский мир говорит именно о том, что эманация мира идет от божеств и что людей, как и других существ, выдумали-породили боги.

Нам легче понять и поверить во взаимосвязь прикосновения к пластмассовым квадратикам телефонных кнопок и возможностью разговаривать с человеком на другом континенте, нежели во взаимосвязь манипуляций пальцами рук, языка - и вызовом дождя, или обеспечения обретения какого-либо таланта, путем получения его от какого-либо божества.

А джапа – мантра-медитация? Одно дело, когда для тебя, как для древнего человека, имя Бога и сам Бог – нераздельны, другое дело, когда ты, современный человек, знаешь о том, что название – это одно, а вещь – это другое. Слово «стол» и предмет стол – это для нас одно или разное? Более того, понятие «Бог» и сам Бог сейчас для нас - разное. Установи ты единство слова «Бог» с понятием «Бог» - это не приведет нас к реальному переживанию Бога. За этим понятием у современного человека не переживание, прямое откровение живого опыта, а набор абстрактных идей, мыслей.

Архаическое мышление позволяло ощущать и реализовать себя Богом посредством контакта с именем Бога, с атрибутами Бога в виде янтр и изображений, ощущения контакта со всеми силами мироздания. Современному человеку трудно поверить в то, что обладание некой деревяшкой-амулетом, бормотание словосочетания или имени, созерцание диаграммы – это средства для выхода на сверхчеловеческий уровень Бога. Более того – само понятие «Бог», с точки зрения рационального ума, недоказуемый феномен, стало быть – сомнительный. Как можно отдать всю жизнь во имя того, что возможно и не существует?

Для древнего человека амулет – это, прежде всего предмет силы, а не деревяшка. Для очень многих современных людей, прежде всего это - деревяшка.

Многие тантрийские понятия отсутствуют в современном мире. Либо их в нем просто нет, и это, само собой разумеется, как аксиома, либо доказано, что их конкретно нет. Зато в современной картине мироздания масса такого, что гласит громко и неумолимо - строить свою жизнь на древних бездоказательных учениях о богинях, богах, контактах с ними, о душе, реинкарнациях, возможности единства с Богом через некие бездоказательные манипуляции – не стоит ни в коем случае, можно потратить жизнь зря, во имя химер.

Учение древних тантриков имело конкретные цели. Во имя этих целей оно оперировало определенными понятиями, апеллировало к определенным воззрениям и возможностям современников. В современном мире не существует таких понятий и возможностей. Современный человек принимает учение тантризма, однако оно рассчитано не на него, а на человека с другим типом мышления и мировосприятия. Под одними и теми же вещами современный мистик и древний мистик понимают разное, цепочки ассоциаций, взаимосвязи – разные, шкала важности феноменов по отношению друг к другу – разная! Возможно ли, при такой ситуации успешно практиковать древнее учение? Да, в нас остается много архаических пережитков, однако не достаточно для того, чтобы пользоваться древними системами в том виде, в котором они есть.

Сначала существовали пути к развитию, силе и гармонии, основанные на архаическом мышлении. Затем появились пути, основанные на архаическом мышлении плюс секторе рационального логического мышления. Нынешний период характеризуется тем, что рациональное мышление усилилось в той степени, чтобы подавить архаическое мышление, но не в той степени, чтобы подарить миру новый, современный путь быстрого самообожествления – обретения непревзойденной гармонии и силы.

Признаки того, что человечество сможет выполнить эту задачу – существуют. Новейшие исследования в области физики, биохимии, математики – фактически и натурально приближают нас к мировосприятию древних людей неолита и эпохи расцвета индийского тантризма. Мы приходим, постепенно, к ощущению единства себя и мироздания, связи всего со всем, к пониманию трансцендентности, имманентности и их взаимосвязи, к учению о пустоте, сознании, энергии и формах. Приходим иным путем – через современную науку и новую философию, зарождающуюся от осмысления результатов науки. Однако, на сегодняшний день, пока еще не сложилась новая система мышления, новое мировоззрение, в котором были бы практические инструменты быстрого прижизненного самообожествления. Сейчас есть лишь зачатки этого, да фрагменты древних учений, некоторые элементы которых давным-давно не понимают даже гуру-патриархи, которые как-то пытаются быть продолжателями линий передачи учения. Нельзя успешно практиковать то, что понимаешь не полностью, понимаешь не так, как основатели, во что не вполне веришь, что не вполне ощущаешь, что вызывает в тебе не такие реакции, какие должны вызываться, согласно замыслу древних конструкторов тантрийских и прочих мистико-магических систем.

В общем, расцвет архаических духовных путей и расцвет архаико-критических духовных путей закончились, а расцвет рациональных духовных путей еще не начался. Мы живем в паскудное, невыгодное время с точки зрения быстрых путей к махасиддхальности, к самообожествлению при жизни. Мы живем в беспутье, в дисгармонии фрагментарности, утрат и недоразвития. Из всего вышеизложенного не вытекает, что современные люди не могут практиковать тантризм и другие мистико-магические системы. Современный человек для успеха его практики должен проделать титаническую самостоятельную работу по адаптации себя в древние системы описания-действия и по адаптации этих древних систем в свою современную жизнь, судьбу.

Что нам несет наступающий постмодернизм – подмогу в практике тантризма или очередные препятствия для такой практики – скоро станет ясно. Однако уже сейчас ясно, что многое зависит от самих адептов, от радикальности их устремления к цели, от их талантов. Необходимо также отметить, что одаренный адепт сможет достичь высшей цели даже в самых ужасных условиях, в то время как пашу потерпит поражение даже при самых благоприятных условиях.

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.173.221.132 (0.025 с.)