Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Наше междувременье как мистический ад для тантризмаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Метафизические-философские мировоззрения, коими оперируют тантрики, возникли тогда, когда архаическое - образное, магическое, паралогическое мышление все еще присутствовало, но в то же время уже появилось и стало развиваться мышление современного - логического, критического типа. В это время буддизм победил индуизм именно потому, что пользовался языком критической логики в большей степени, чем более архаический индуизм, во многом разговаривавший на языке мифов, символов и архетипов. Современный способ мышления и древний способ мышления – во многом отличаются друг от друга. Первобытная фаза — это фаза мышления, непосредственно следующая за возникновением языка и характеризующаяся тем, что языковая деятельность еще не стала своим собственным объектом. Переход к фазе современного мышления — это метасистемный переход, состоящий в том, что возникает языковая деятельность, направленная на языковую деятельность. Язык первобытного человека — это язык первого уровня, язык современного человека — язык второго уровня, включающий, в частности, грамматику и логику. Однако переход к современному мышлению не сводится только к метасистемному переходу в языке, если рассматривать язык статически, как некую возможность или способ деятельности. Он включает метасистемный переход в реальной языковой деятельности как общественно значимой норме поведения. При переходе к фазе современного мышления становится общепринятым не только думать что-то о чем-то, но и задавать себе вопросы: а почему я так думаю? Можно ли думать иначе? К каким последствиям приводят те или иные мысли? Коротко говоря, отличие современного мышления от первобытного заключается в том, что оно является мышлением критическим, в то время как первобытное мышление можно назвать докритическим.[1] С одной стороны современное мышление совершеннее архаического своей конструктивной последовательностью. Это технически очень помогает в жизни в самых разных областях – техника, юриспруденция и так далее. С другой стороны, его недостаток в том, что оно дробит на части цельный мир, отчуждает от мира человека и создает «второй слой майи»: если древний человек запутывался в сети из физических явлений, то современный человек склонен запутываться как в сети из физических явлений, так и в сети из ярлыков, понятий, идей, основанных не на самих феноменах, а на других идеях, основанных на умозрительных же абстрактных идеях, не выраженных в форме, цвете и так далее. Посему, современному человеку сложнее: 1) увидеть вещи как они есть (поскольку вещи как бы скрыты вуалью абстрактных понятий об этих вещах - дерево как некое дерево вообще, а не конкретное дерево, с его формой, запахом, цветом - ель, береза, пальма); 2) пережить свое единство со всем миром в целом и с каждой вещью по отдельности, пережить то, что все вокруг живое-одушевленное-одухотворенное. (Картина современного мира во многом неживая - электричество это просто бездушная сила, звезды, солнце - не живые - и т.д.) Это, и далеко не только это, является проблемой современных тантриков. Да, древние тантрики времен Абхинавагупты тоже имели в себе современное мышление, однако оно было размыто наличием в них океана мышления архаического. Отсюда, при существовании в тантризме философских систем, эти системы были строго логическими, критическими, лишь до определенной стадии. Дальше этой стадии шли вещи, логически и эмпирически не доказуемые. Предполагалось принять их на веру, а позже – попытаться прочувствовать в медитативном опыте, не рассудочным путем. Это и отличает древнюю восточную философию от современной западной философии, которая стремится быть рационально последовательной, критически-логической. Сейчас мы по-другому воспринимаем все: взаимосвязь мысли, названия и вещи, феномена и его коррелята, виды взаимосвязи между вещами и явлениями. Мы воспринимаем абстракции, однако конкретные вещи утратили для нас свои яркость, сочность, запахи, они покрыты пеленой мыслей и идей об этих вещах. Мы раздробили мир на части, чтобы добиваться технических целей, при этом, вычленив себя из мира, от чего многие сейчас страдают на сознательном или подсознательном уровнях. В мышлении и жизни мы склонны к быстрым новациям, однако все метаморфозы происходят в очень узких рамках, согласно очень жестким принципам формирования векторов, за пределы которых вырваться трудно хотя бы потому, что часто мы и не осознаем того, что существуют эти рельсы паттернов сознания-мышления, как и выход за их рамки. Мир тантризма – живой мир, где все связано со всем, где имя Бога и Бог – суть одно, где все силы одухотворены-одушевлены. Фактически, рациональная философия играет в тантрийских мирозданиях дополнительную, второстепенную роль – она помогает унять зуд разума до необходимого предела, она помогает разобраться в не самых важных в тантрийском мировоззрении вещах, она иногда полезна при пропаганде тантрийских учений. Главное же – в той области, связь с которой современный человек очень во многом утратил. Пантеоны из сотен божеств – богинь и богов – что это для современного человека? Так ли мы видим мир? Можем ли мы реально поверить в это, ощутить это? Не кажется ли нам, что все это - древние суеверия, и на самом деле это бездушное электричество, энтропия, тяготение, проявления активности неживого солнца и так далее? Нам легче поверить и ощутить, что люди выдумали богов, нежели в то, что это боги выдумали людей. А тантрийский мир говорит именно о том, что эманация мира идет от божеств и что людей, как и других существ, выдумали-породили боги. Нам легче понять и поверить во взаимосвязь прикосновения к пластмассовым квадратикам телефонных кнопок и возможностью разговаривать с человеком на другом континенте, нежели во взаимосвязь манипуляций пальцами рук, языка - и вызовом дождя, или обеспечения обретения какого-либо таланта, путем получения его от какого-либо божества. А джапа – мантра-медитация? Одно дело, когда для тебя, как для древнего человека, имя Бога и сам Бог – нераздельны, другое дело, когда ты, современный человек, знаешь о том, что название – это одно, а вещь – это другое. Слово «стол» и предмет стол – это для нас одно или разное? Более того, понятие «Бог» и сам Бог сейчас для нас - разное. Установи ты единство слова «Бог» с понятием «Бог» - это не приведет нас к реальному переживанию Бога. За этим понятием у современного человека не переживание, прямое откровение живого опыта, а набор абстрактных идей, мыслей. Архаическое мышление позволяло ощущать и реализовать себя Богом посредством контакта с именем Бога, с атрибутами Бога в виде янтр и изображений, ощущения контакта со всеми силами мироздания. Современному человеку трудно поверить в то, что обладание некой деревяшкой-амулетом, бормотание словосочетания или имени, созерцание диаграммы – это средства для выхода на сверхчеловеческий уровень Бога. Более того – само понятие «Бог», с точки зрения рационального ума, недоказуемый феномен, стало быть – сомнительный. Как можно отдать всю жизнь во имя того, что возможно и не существует? Для древнего человека амулет – это, прежде всего предмет силы, а не деревяшка. Для очень многих современных людей, прежде всего это - деревяшка. Многие тантрийские понятия отсутствуют в современном мире. Либо их в нем просто нет, и это, само собой разумеется, как аксиома, либо доказано, что их конкретно нет. Зато в современной картине мироздания масса такого, что гласит громко и неумолимо - строить свою жизнь на древних бездоказательных учениях о богинях, богах, контактах с ними, о душе, реинкарнациях, возможности единства с Богом через некие бездоказательные манипуляции – не стоит ни в коем случае, можно потратить жизнь зря, во имя химер. Учение древних тантриков имело конкретные цели. Во имя этих целей оно оперировало определенными понятиями, апеллировало к определенным воззрениям и возможностям современников. В современном мире не существует таких понятий и возможностей. Современный человек принимает учение тантризма, однако оно рассчитано не на него, а на человека с другим типом мышления и мировосприятия. Под одними и теми же вещами современный мистик и древний мистик понимают разное, цепочки ассоциаций, взаимосвязи – разные, шкала важности феноменов по отношению друг к другу – разная! Возможно ли, при такой ситуации успешно практиковать древнее учение? Да, в нас остается много архаических пережитков, однако не достаточно для того, чтобы пользоваться древними системами в том виде, в котором они есть. Сначала существовали пути к развитию, силе и гармонии, основанные на архаическом мышлении. Затем появились пути, основанные на архаическом мышлении плюс секторе рационального логического мышления. Нынешний период характеризуется тем, что рациональное мышление усилилось в той степени, чтобы подавить архаическое мышление, но не в той степени, чтобы подарить миру новый, современный путь быстрого самообожествления – обретения непревзойденной гармонии и силы. Признаки того, что человечество сможет выполнить эту задачу – существуют. Новейшие исследования в области физики, биохимии, математики – фактически и натурально приближают нас к мировосприятию древних людей неолита и эпохи расцвета индийского тантризма. Мы приходим, постепенно, к ощущению единства себя и мироздания, связи всего со всем, к пониманию трансцендентности, имманентности и их взаимосвязи, к учению о пустоте, сознании, энергии и формах. Приходим иным путем – через современную науку и новую философию, зарождающуюся от осмысления результатов науки. Однако, на сегодняшний день, пока еще не сложилась новая система мышления, новое мировоззрение, в котором были бы практические инструменты быстрого прижизненного самообожествления. Сейчас есть лишь зачатки этого, да фрагменты древних учений, некоторые элементы которых давным-давно не понимают даже гуру-патриархи, которые как-то пытаются быть продолжателями линий передачи учения. Нельзя успешно практиковать то, что понимаешь не полностью, понимаешь не так, как основатели, во что не вполне веришь, что не вполне ощущаешь, что вызывает в тебе не такие реакции, какие должны вызываться, согласно замыслу древних конструкторов тантрийских и прочих мистико-магических систем. В общем, расцвет архаических духовных путей и расцвет архаико-критических духовных путей закончились, а расцвет рациональных духовных путей еще не начался. Мы живем в паскудное, невыгодное время с точки зрения быстрых путей к махасиддхальности, к самообожествлению при жизни. Мы живем в беспутье, в дисгармонии фрагментарности, утрат и недоразвития. Из всего вышеизложенного не вытекает, что современные люди не могут практиковать тантризм и другие мистико-магические системы. Современный человек для успеха его практики должен проделать титаническую самостоятельную работу по адаптации себя в древние системы описания-действия и по адаптации этих древних систем в свою современную жизнь, судьбу. Что нам несет наступающий постмодернизм – подмогу в практике тантризма или очередные препятствия для такой практики – скоро станет ясно. Однако уже сейчас ясно, что многое зависит от самих адептов, от радикальности их устремления к цели, от их талантов. Необходимо также отметить, что одаренный адепт сможет достичь высшей цели даже в самых ужасных условиях, в то время как пашу потерпит поражение даже при самых благоприятных условиях.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.231 (0.007 с.) |