Улучшение деятельности в области качества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Улучшение деятельности в области качества



Постоянное улучшение – это повторяющаяся деятельность по увеличению способности выполнить требования

На предприятии должен осуществляться систематический и планомерный поиск улучшения всех своих процессов. При осуществлении различных видов деятельности необходимо обращать внимание на их результативность и эффективность, следует проводить анализ выявленных отклонений. Выявление причин отклонений может привести к изменениям в продукции, процессах и даже пересмотру системы менеджмента качества.

Для организации работ по улучшению деятельности необходимо прежде всего определить возможные источники информации, наладить сбор информации и определить необходимые действия.

Информацию и данные, полученные изо всех подразделений предприятия, следует обобщить и проанализировать для оценивания всей работы предприятия. Результаты анализа могут использоваться, чтобы установить: тенденции; удовлетворенность и неудовлетворенность потребителей; эффективность и результативность организации; экономические аспекты качества, финансовые показатели и характеристики, связанные с рынком и т. п.

В основе работ по улучшению деятельности предприятия лежат систематически осуществляемые корректирующие и предупреждающие действия.

Предупреждающее действие – это действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации

Корректирующее действие – это действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации

Как следует из представленных определений, корректирующее действие предпринимается для предотвращения повторного возникновения нежелательного события, тогда как предупреждающее действие – для предотвращения возникновения нежелательного события.

Цель корректирующих и предупреждающих действий заклю­чается в постоянном поддержании всех элементов системы ка­чества в соответствии с установленными требованиями, а также в улучшении качества на всех этапах жизненного цикла продук­ции.

Основанием для разработки корректирующего или предупре­ждающего действия является существующее или потенциаль­ное несоответствие, т. е. невыполнение установленных тре­бований. Каждое несоответствие представляет собой пробле­му качества. Несоответствие может быть классифицировано по таким основным признакам:

- содержание (организационное, техническое, экономическое и т.д.),

- степень значимости (значительное или незначительное),

- форма проявления (существующее или потенциальное),

- частота встречаемости (разовое или повторяющееся),

- иерархический уро­вень, принятие решения об его устранении (на уроне исполнителя, бригады, участка, цеха, службы, предприятия),

- степень сложности его устранения (простое или сложное),

- объект аудита ка­чества (продукция, процесс, система качества).

Классификация помогает определить спе­цифику каждого несоответствия и разработать адекватно этой специфике корректирующие и предупреждающие действия.

Разработка корректирующего или предупреждающего дей­ствия начинается с выявления несоответствия. Значимость выявленного несоответствия определяют с пози­ции его фактического или возможного влияния на такие аспек­ты, как издержки переработки сырья и изготовления, затраты на качество, эксплуатационные характеристики, надежность и безопасность продукции, удовлетворение требований потреби­телей. Для того, чтобы облегчить оценку значимости несоот­ветствия, разрабатываются классификаторы (каталоги) значи­тельных несоответствий в системе качества продукции и техно­логических процессах.

Исследование причин несоответствия, и особенно — потенци­ального, представляет собой тщательный, основанный на опыт­ных данных или на выдвижении новых идей анализ явлений, со­бытий, обстоятельств, непосредственно обусловливающих воз­никновение несоответствия. Чем значимее несоответствие, тем серьезнее проблема качества и тем сложнее ее исследование.

Исследование проблемы качества проводится путем сбора необходимой информации (данных аудита качества, протоколов контроля и испытаний, мнения работников, имеющих отношение к рассматриваемой проблеме и др.) и ее тщательного анализа. При анализе могут использоваться самые разнообразные мето­ды, включая статистические.

Одним из наиболее эффективных методов анализа потенциальных несоответствий является метод анализа отказов и их последствий. За рубежом он получил на­звание FMEA (Failure Mode and Effects Analysis). Метод FMEA разработан в 60-х годах американским Национальным управле­нием по аэронавтике и исследованиям космического простран­ства (NASA). Метод применяется для того, чтобы выявить при разработке или производстве продукции возможность появле­ния дефекта (отказа) и принять действенные меры по его пре­дупреждению. Метод FMEA предусматривает изучение харак­тера потенциального дефекта, а также количественную оценку риска появления этого дефекта.

Для устранения установленных исследованием причин не­соответствия разрабатываются конкретные варианты. Выбор наилучшего из них осуществляется различными методами: рас­четными, методом «мозгового штурма», коллективного генери­рования идей, методом творческой дискуссии и т. д. Основным критерием выбора наилучшего варианта является его способность предотвратить или свести к минимуму случаи повторного возникновения причин несоответствия (при коррек­тирующем действии) или свести к минимуму вероятность воз­никновения несоответствия (при предупреждающем действии). Реализация корректирующего (предупреждающего) действия предусматривает практическое осуществление выбранного ва­рианта. Независимо от характера разработки корректирующе­го (предупреждающего) действия, его реализация проводится на основе плана, устанавливающего конкретные мероприятия, сроки и исполнителей. Любое корректирующее и предупрежда­ющее действие должно соответствовать масштабу проблемы и быть соразмерно с реальным риском его последствия.

Оценка эффективности корректирующего или предупрежда­ющего действия проводится на основе анализа степени устра­нения причин несоответствия и учета затрат на его разработ­ку и реализацию. При положительной оценке, свидетельству­ющей о том, что результат корректирующего (предупреждаю­щего) действия имеет постоянный характер, найденное решение закрепляется, в действующую документацию вносятся измене­ния или разрабатывается новая документация. Отрицательная оценка эффективности корректирующего (предупреждающего) действия вызывает необходимость пересмотра принятого реше­ния.

В дополнение к действиям по улучшению на предприятии необходимо определить и внедрить ме­тодологию улучшения, которую можно было бы применять ко всем процессам и видам деятельности. Такая стандартная методо­логия улучшения процесса может стать средством улучшения внут­ренней эффективности и результативности, а также улучшения удов­летворенности потребителей и других заинтересованных сторон.

Заключение

Повышение уровня качества, удовлетворяющего требова­ниям потребителей, и обеспечение этого уровня – основная задача предприятий в области качества. Постоянное ужесточение требований потребителей к качеству продукции и услуг предопределяет развитие методов управления качеством, создание и использование на предприятиях систем менеджмента качества. Внедрение эффективной системы менеджмента качества, направленной на удовлетворение требований потребителей к качеству продук­ции, предполагает получение следующих результатов:

- улучшение качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг;

- совершенствование производственного процесса;

- формирование сознательного отношения работающих к во­просам улучшения качества;

- обеспечение более широкого спроса на выпускаемую про­дукцию и предоставляемые услуги на рынке.

Повышение уровня качества с помощью системы менеджмента на различных этапах жизненного цикла продукции обычно приводит к сокращению эксплуа­тационных расходов. Это подтверждается результатами прак­тической деятельности многих предприятий в различных секторах экономики. Современная промышленность по­шла по пути значительного увеличения расходов на качество в результате сокращения эксплуатационных расходов, убыт­ков от основной деятельности, расходов на обслуживание в процессе эксплуатации изделий, уменьшения количества ис­ков об ответственности за низкое качество продукции. Существенная доля «расходов на качество» приходится на коррекцию или устранение допущенных ошибок. Системы обеспечения качества, внедренные во многих фир­мах, позволяют существенно сократить расходы на качество продукции и количество внутренних отказов, вызванных браком.

Таким образом, обеспечение качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг становится основным средством повышения конкурентоспособности предприятий в условиях обострения ситуации на рынке, наиболее эффективным способом выживания и дальнейшего развития отечественных предприятий в современных условиях. Создание и совершенствование систем менеджмента качества является основным механизмом повышения эффективности предприятий и организаций.

 

Библиографический список

1. ГОСТ Р ИСО 9000–2001. Системы менеджмента качества. Основные принципы и термины.
2. ГОСТ Р ИСО 9001–2001. Системы менеджмента качества. Требования.
3. ГОСТ Р ИСО 9004–2001. Системы менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению деятельности.
4. Управление качеством продукции. Справочник. – М.: Издательство стандартов, 1985. – 464 с.
5. Гличев А. В. Основы управления качеством продукции. – 2‑е изд., перераб. и доп. – М: РИА «Стандарты и качество», 2001. – 424 с. – («Дом качества», вып. 4(13)).
6. Фейгенбаум А. Контроль качества продукции: Сокр. пер. с англ. / Авт. предисл. и научн. ред. А. В. Гличев. – М.: Экономика, 1986. – 471 с.
7. Исикава К. Японские методы управления качеством: Сокр. пер. с англ. – М.: Экономика, 1988. – 215 с.
8. Свиткин М. З., Мацута В. Д., Рахлин К. М. Обеспечение качества продукции на основе семейства международных стандартов ИСО 9000. – СПб.: Изд-во С.­–Петербургского ун-та, 1997. – 380 с.
9. Свиткин М. З., Мацута В. Д., Рахлин К. М. Менежмент качества продукции на основе международных стандартов ИСО серии 9000. – СПб, Конфлакс, 1996. - 436 с.
10. ИСО 8402–1994. Системы обеспечения качества. Словарь
11. Гличев А. В. Основы управления качеством продукции. – М.: Изд-во АМИ, 1998. – 356 с.
12. Сиро С. Практическое руководство по управлению качеством / Пер. с 4-го японского издания С. И. Мышкиной; Под ред. В. И. Гостева. – М.: Машиностроение, 1980. – 215 с., ил.
13. Лапидус В. А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях / Гос. ун-т управления; Нац. фонд подготовки кадров. – М.: ОАО «Типография «Новости»», 2000. – 432 с.
14. Свиткин М. З. Процессный подход при внедрении систем менеджмента качества // Стандарты и качество. – 2002. – № 3.
15. Горленко О. А., Мирошников В. В., Захаров А. В. Бизнес-про­цесс-ориентированная система менеджмента качества // Справочник. Инженерный журнал. – 2001. – № 8. – С. 37-41.
16. Горленко О. А., Мирошников В. В., Ефимова Г. В. Процесс-функ­циональная модель системы менеджмента качества // Справочник. Инженерный журнал. – 2001. – № 7. – С. 37-40.
17. Репин В. В., Елиферов В. Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процесов. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2004. – 408 с., ил. – (Серия «Практический менеджмент»).
18. Попов А. В. Теория и организация американского менеджмента. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 152 с.
19. Пестриков С. В. Эволюция концепции управления организацией в экономике // Справочник. Инженерный журнал. – 2004. – № 4. – С. 33-38.
20. Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования / Пер. с англ. С. В. Ариничева / Науч. ред. Ю. П. Адлер. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2003. – 272 с., илл. – (Серия «Практический менеджмент»).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.213.214 (0.008 с.)