Улучшение деятельности в области качества



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Улучшение деятельности в области качества



Постоянное улучшение – это повторяющаяся деятельность по увеличению способности выполнить требования

На предприятии должен осуществляться систематический и планомерный поиск улучшения всех своих процессов. При осуществлении различных видов деятельности необходимо обращать внимание на их результативность и эффективность, следует проводить анализ выявленных отклонений. Выявление причин отклонений может привести к изменениям в продукции, процессах и даже пересмотру системы менеджмента качества.

Для организации работ по улучшению деятельности необходимо прежде всего определить возможные источники информации, наладить сбор информации и определить необходимые действия.

Информацию и данные, полученные изо всех подразделений предприятия, следует обобщить и проанализировать для оценивания всей работы предприятия. Результаты анализа могут использоваться, чтобы установить: тенденции; удовлетворенность и неудовлетворенность потребителей; эффективность и результативность организации; экономические аспекты качества, финансовые показатели и характеристики, связанные с рынком и т. п.

В основе работ по улучшению деятельности предприятия лежат систематически осуществляемые корректирующие и предупреждающие действия.

Предупреждающее действие –это действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации

Корректирующее действие –это действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации

Как следует из представленных определений, корректирующее действие предпринимается для предотвращения повторного возникновения нежелательного события, тогда как предупреждающее действие – для предотвращения возникновения нежелательного события.

Цель корректирующих и предупреждающих действий заклю­чается в постоянном поддержании всех элементов системы ка­чества в соответствии с установленными требованиями, а также в улучшении качества на всех этапах жизненного цикла продук­ции.

Основанием для разработки корректирующего или предупре­ждающего действия является существующее или потенциаль­ное несоответствие, т. е. невыполнение установленных тре­бований. Каждое несоответствие представляет собой пробле­му качества. Несоответствие может быть классифицировано по таким основным признакам:

- содержание (организационное, техническое, экономическое и т.д.),

- степень значимости (значительное или незначительное),

- форма проявления (существующее или потенциальное),

- частота встречаемости (разовое или повторяющееся),

- иерархический уро­вень, принятие решения об его устранении (на уроне исполнителя, бригады, участка, цеха, службы, предприятия),

- степень сложности его устранения (простое или сложное),

- объект аудита ка­чества (продукция, процесс, система качества).

Классификация помогает определить спе­цифику каждого несоответствия и разработать адекватно этой специфике корректирующие и предупреждающие действия.

Разработка корректирующего или предупреждающего дей­ствия начинается с выявления несоответствия. Значимость выявленного несоответствия определяют с пози­ции его фактического или возможного влияния на такие аспек­ты, как издержки переработки сырья и изготовления, затраты на качество, эксплуатационные характеристики, надежность и безопасность продукции, удовлетворение требований потреби­телей. Для того, чтобы облегчить оценку значимости несоот­ветствия, разрабатываются классификаторы (каталоги) значи­тельных несоответствий в системе качества продукции и техно­логических процессах.

Исследование причин несоответствия, и особенно — потенци­ального, представляет собой тщательный, основанный на опыт­ных данных или на выдвижении новых идей анализ явлений, со­бытий, обстоятельств, непосредственно обусловливающих воз­никновение несоответствия. Чем значимее несоответствие, тем серьезнее проблема качества и тем сложнее ее исследование.

Исследование проблемы качества проводится путем сбора необходимой информации (данных аудита качества, протоколов контроля и испытаний, мнения работников, имеющих отношение к рассматриваемой проблеме и др.) и ее тщательного анализа. При анализе могут использоваться самые разнообразные мето­ды, включая статистические.

Одним из наиболее эффективных методов анализа потенциальных несоответствий является метод анализа отказов и их последствий. За рубежом он получил на­звание FMEA (Failure Mode and Effects Analysis). Метод FMEA разработан в 60-х годах американским Национальным управле­нием по аэронавтике и исследованиям космического простран­ства (NASA). Метод применяется для того, чтобы выявить при разработке или производстве продукции возможность появле­ния дефекта (отказа) и принять действенные меры по его пре­дупреждению. Метод FMEA предусматривает изучение харак­тера потенциального дефекта, а также количественную оценку риска появления этого дефекта.

Для устранения установленных исследованием причин не­соответствия разрабатываются конкретные варианты. Выбор наилучшего из них осуществляется различными методами: рас­четными, методом «мозгового штурма», коллективного генери­рования идей, методом творческой дискуссии и т. д. Основным критерием выбора наилучшего варианта является его способность предотвратить или свести к минимуму случаи повторного возникновения причин несоответствия (при коррек­тирующем действии) или свести к минимуму вероятность воз­никновения несоответствия (при предупреждающем действии). Реализация корректирующего (предупреждающего) действия предусматривает практическое осуществление выбранного ва­рианта. Независимо от характера разработки корректирующе­го (предупреждающего) действия, его реализация проводится на основе плана, устанавливающего конкретные мероприятия, сроки и исполнителей. Любое корректирующее и предупрежда­ющее действие должно соответствовать масштабу проблемы и быть соразмерно с реальным риском его последствия.

Оценка эффективности корректирующего или предупрежда­ющего действия проводится на основе анализа степени устра­нения причин несоответствия и учета затрат на его разработ­ку и реализацию. При положительной оценке, свидетельству­ющей о том, что результат корректирующего (предупреждаю­щего) действия имеет постоянный характер, найденное решение закрепляется, в действующую документацию вносятся измене­ния или разрабатывается новая документация. Отрицательная оценка эффективности корректирующего (предупреждающего) действия вызывает необходимость пересмотра принятого реше­ния.

В дополнение к действиям по улучшению на предприятии необходимо определить и внедрить ме­тодологию улучшения, которую можно было бы применять ко всем процессам и видам деятельности. Такая стандартная методо­логия улучшения процесса может стать средством улучшения внут­ренней эффективности и результативности, а также улучшения удов­летворенности потребителей и других заинтересованных сторон.

Заключение

Повышение уровня качества, удовлетворяющего требова­ниям потребителей, и обеспечение этого уровня – основная задача предприятий в области качества. Постоянное ужесточение требований потребителей к качеству продукции и услуг предопределяет развитие методов управления качеством, создание и использование на предприятиях систем менеджмента качества. Внедрение эффективной системы менеджмента качества, направленной на удовлетворение требований потребителей к качеству продук­ции, предполагает получение следующих результатов:

- улучшение качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг;

- совершенствование производственного процесса;

- формирование сознательного отношения работающих к во­просам улучшения качества;

- обеспечение более широкого спроса на выпускаемую про­дукцию и предоставляемые услуги на рынке.

Повышение уровня качества с помощью системы менеджмента на различных этапах жизненного цикла продукции обычно приводит к сокращению эксплуа­тационных расходов. Это подтверждается результатами прак­тической деятельности многих предприятий в различных секторах экономики. Современная промышленность по­шла по пути значительного увеличения расходов на качество в результате сокращения эксплуатационных расходов, убыт­ков от основной деятельности, расходов на обслуживание в процессе эксплуатации изделий, уменьшения количества ис­ков об ответственности за низкое качество продукции. Существенная доля «расходов на качество» приходится на коррекцию или устранение допущенных ошибок. Системы обеспечения качества, внедренные во многих фир­мах, позволяют существенно сократить расходы на качество продукции и количество внутренних отказов, вызванных браком.

Таким образом, обеспечение качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг становится основным средством повышения конкурентоспособности предприятий в условиях обострения ситуации на рынке, наиболее эффективным способом выживания и дальнейшего развития отечественных предприятий в современных условиях. Создание и совершенствование систем менеджмента качества является основным механизмом повышения эффективности предприятий и организаций.

 

Библиографический список

1. ГОСТ Р ИСО 9000–2001. Системы менеджмента качества. Основные принципы и термины.
2. ГОСТ Р ИСО 9001–2001. Системы менеджмента качества. Требования.
3. ГОСТ Р ИСО 9004–2001. Системы менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению деятельности.
4. Управление качеством продукции. Справочник. – М.: Издательство стандартов, 1985. – 464 с.
5. Гличев А. В. Основы управления качеством продукции. – 2‑е изд., перераб. и доп. – М: РИА «Стандарты и качество», 2001. – 424 с. – («Дом качества», вып. 4(13)).
6. Фейгенбаум А. Контроль качества продукции: Сокр. пер. с англ. / Авт. предисл. и научн. ред. А. В. Гличев. – М.: Экономика, 1986. – 471 с.
7. Исикава К. Японские методы управления качеством: Сокр. пер. с англ. – М.: Экономика, 1988. – 215 с.
8. Свиткин М. З., Мацута В. Д., Рахлин К. М. Обеспечение качества продукции на основе семейства международных стандартов ИСО 9000. – СПб.: Изд-во С.­–Петербургского ун-та, 1997. – 380 с.
9. Свиткин М. З., Мацута В. Д., Рахлин К. М. Менежмент качества продукции на основе международных стандартов ИСО серии 9000. – СПб, Конфлакс, 1996. - 436 с.
10. ИСО 8402–1994. Системы обеспечения качества. Словарь
11. Гличев А. В. Основы управления качеством продукции. – М.: Изд-во АМИ, 1998. – 356 с.
12. Сиро С. Практическое руководство по управлению качеством / Пер. с 4-го японского издания С. И. Мышкиной; Под ред. В. И. Гостева. – М.: Машиностроение, 1980. – 215 с., ил.
13. Лапидус В. А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях / Гос. ун-т управления; Нац. фонд подготовки кадров. – М.: ОАО «Типография «Новости»», 2000. – 432 с.
14. Свиткин М. З. Процессный подход при внедрении систем менеджмента качества // Стандарты и качество. – 2002. – № 3.
15. Горленко О. А., Мирошников В. В., Захаров А. В. Бизнес-про­цесс-ориентированная система менеджмента качества // Справочник. Инженерный журнал. – 2001. – № 8. – С. 37-41.
16. Горленко О. А., Мирошников В. В., Ефимова Г. В. Процесс-функ­циональная модель системы менеджмента качества // Справочник. Инженерный журнал. – 2001. – № 7. – С. 37-40.
17. Репин В. В., Елиферов В. Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процесов. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2004. – 408 с., ил. – (Серия «Практический менеджмент»).
18. Попов А. В. Теория и организация американского менеджмента. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 152 с.
19. Пестриков С. В. Эволюция концепции управления организацией в экономике // Справочник. Инженерный журнал. – 2004. – № 4. – С. 33-38.
20. Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования / Пер. с англ. С. В. Ариничева / Науч. ред. Ю. П. Адлер. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2003. – 272 с., илл. – (Серия «Практический менеджмент»).

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.58.199 (0.011 с.)