Менеджмент качества и его составляющие.
Похожие статьи вашей тематики
Менеджмент качества - это скоординированная деятельность по руоководству и управлению организацией применительно к качеству.
Элементы МК:
1) разработка политики и целей в области качества;
2) планирование качества;
3) управление качеством;
4) обеспечение качества;
5) улучшение качества.
1. руководители организаций должны официально объявить ее основные цели и задачи в области качества, т.е. сформулировать политику в области качества, являющейся неотъемлемым элементом общей политики фирмы. политика в области качества реализуется посредством обеспечения качества, управления качеством, совершенствования качеством.
2. направлено на установление целей в области качества и определяет необходимые операционые процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества. частью планирования качества может быть разработка планов по качеству. в целом планирование качества предполагает определение конкретных показателей качества по всем направлениям деятельности фирмы.
3. направлено на выполнение требований к качеству и представляет собой методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для удовлетворения требований к качеству и ориентированы на устранение недостатков на всех стадиях петли качества.
4. планируемая и систематически осуществляемая деятельность в рамках системы качества, необхожимая для создания уверенности в должном качестве объекта (продукции, процесса, системы).
5. направлено на увеличение способности выполнить требование к качеству. объектом управления при улучшении качества может быть любой элемент произвоственной системы на какждой стадии ЖЦТ.
Концепция всеобщего менеджмента качества (TQM)
В 1970–1980 годы начался переход от тотального управления качеством к тотальному менеджменту качества (TQM).
Если TQC – это управление качеством с целью выполнения установленных требований, то TQM – еще и управление целями и самими требованиями. В TQM включается также и обеспечение качества, которое трактуется как система мер, вызывающая у потребителя уверенность в качестве продукции.
TQM — это философия организации, основанная на стремлении к качеству и практике управления, которая приводит к всеобщему качеству.
Система TQM является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставку точно в срок. Основная идеология TQM базируется на принципе – улучшению нет предела. Применительно к качеству действует целевая установка стремление к 0 дефектов, к 0 непроизводительных затрат, к поставкам – точно в срок. При этом осознается, что достичь этих пределов невозможно, но к этому надо постоянно стремиться и не останавливаться на достигнутых результатам. Эта идеология имеет специальный термин – "постоянное улучшение качества" (quality improvement).
В системе TQM используются адекватные целям методы управления качеством. Одной из ключевых особенностей системы является использование коллективных форм и методов поиска, анализа и решения проблем, постоянное участие в улучшении качества всего коллектива.
TQM — это философия организации, основанная на стремлении к качеству и практике управления, которая приводит к всеобщему качеству.
Концепция Всеобщего менеджмента качества
Total
Потребители; общ-во; раб-ки;подразделение и процессы
Quality
Кач-во руководства,процессов,продукции,услуг,орг-ции
management
стратегии,пол-ка кач-ва; цели в обл.кач-ва; комплексное решение зада; настойчивость и целеустремленность
Восемь принципов менеджмента качества образуют основу для стандартов на системы менеджмента качества, входящих в семейство ИСО 9000:
1. Ориентация на потребителя. В условиях рыночной экономики успешность бизнеса всецело определяется правильностью понимания потребностей рынка, поэтому любая организация должна выполнять запросы потребителей и стремиться превзойти их ожидания.
2. Лидирующая роль руководства. Руководители организации должны создать в организации такой микроклимат, при котором сотрудники будут максимально вовлечены в процесс достижения поставленных целей.
3. Вовлеченность работников. Весь персонал — от высшего руководства до рядового сотрудника — должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Персонал рассматривается как главный ресурс организации, которая должна создать все условия для максимального использования его творческого потенциала.
4. Процессный подход. Для достижения наилучшего результата соответствующие ресурсы и деятельность, в которую они вовлечены, нужно рассматривать как процесс.
5. Системный подход к менеджменту. Эффективность деятельности организации: можно повысить за счет создания и управления системой взаимосвязанных процессов. Это означает, что организация должна стремиться к объединению процессов создания продукции или услуг с процессами, позволяющими отследить соответствие продукции или услуга потребностям заказчика.
6. Постоянное совершенствование. Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель. Цели и за дачи фирмы основываются на результатах оценки степени удовлетворенности заказчика (полученной в ходе обратной связи) и на показателях деятельности самой организации.
7. Принятие решений, основанное на фактах. Эффективные решения основываются только на достоверных данных. Источниками таких данных могут быть, например, результаты внутренних проверок системы качества, рекламации и претензии потребителей и т. д.
8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Каждая организация тесно связана со своими поставщиками, поэтому целесообразно налаживать с ними взаимовыгодные отношения в целях дальнейшего расширения возможностей деятельности организации.
Преимущества внедрения концепции TQM
Грамотное использование методологии TQM позволяет организации получить следующие преимущества:
- повышение качества и конкурентоспособности продукции;
- рост степени удовлетворенности потребителей продукцией (услугами) организации;
- увеличение прибыли;
- улучшение имиджа и репутации организации;
- обеспечение финансовой устойчивости организации;
- обеспечение рационального использования всех видов ресурсов;
- повышение качества управленческих решений;
- увеличение производительности труда;
- внедрение новейших достижений НТП.
Методы управления качеством
Методы УК – это способы и приемы осуществления управленческой деятельности и воздействия на управленческие объекты для достижения поставленных целей в области качества.
Выделяют следующие методы УК:
• организационно-распорядительные;
• экономические;
• инженерно-технологические;
• социально-психологические;
• экспертные.
Организационно-распорядительные методы УК подразумевают приказы, директивы, предписания, обязательные для исполнения, направленные на обеспечение необходимого уровня качества.
Эти методы подразделяются на методы
• регламентирования (общеорганизационного, функционального, должностного, структурного);
• нормирования (на базе норм времени, численности и т.д.);
• стандартизации (на основе стандартов различного уровня и статуса);
• инструктирования (ознакомления, объяснения и т.д.);
• распорядительных воздействий (на основе приказов, распоряжений, постановлений, контроля исполнения и т.п.).
Экономические методы подразумевают создание экономических условий, побуждающих работников систематически повышать и обеспечивать необходимый уровень качества.
Включают:
• финансирование деятельности в области УК;
• экономическое стимулирование производства;
• хоз. расчет в подразделениях системы УК;
• образование фондов экономического стимулирования качества;
• бизнес-планирование, создание новых и модернизированных видов продукции и услуг;
• ценообразование на продукцию и услуги с учетом их уровня качества;
• разработка требований финансового обеспечения, подготовки и сертификации СМК организации;
• использование экономических мер воздействия на поставщиков в зависимости от количества поставляемых ими продукции или услуг;
• применение СОТ с учетом качества труда на каждом рабочем месте.
Инженерно-технологические методы УК разделяются на взаимосвязанные между собой способы УК технологических процессов и контроля качества выпускаемой продукции, а также на способы их совокупного использования.
По использованию средств автоматизации и механизации инженерно-технологические методы УК делят на:
• автоматические;
• автоматизированные;
• механизированные;
• ручные.
Используются следующие статистические методы в качестве взаимосвязанного комплекса методов отслеживания качества:
• статистическое регулирование;
• статистический приемочный контроль;
• статистический анализ;
• статистическая оценка качества.
Широко используются графические методы, особенно методы контрольных карт, которые в зависимости от вида контроля различают по:
• количественному признаку (в т.ч. и альтернативному), когда используется численное значение показателей качества всей группы единиц продукции;
• качественному признаку, когда всю группу единиц продукции делят на несколько подгрупп и решение о контролируемой партии принимают в зависимости от соотношений качества различных подгрупп.
Социально-психологические методы УК основаны на использовании группы факторов, влияющих на управление социально-психологическими процессами, протекающими в трудовых коллективах, для достижения целей в области качества.
Включают:
• формы морального стимулирования качества результатов труда;
• способы повышения самодисциплины, инициативы и творческой активности членов коллектива;
• приемы улучшения психологического климата в коллективе;
• способы учета психологических особенностей членов трудовых коллективов при обеспечении качества;
• приемы формирования мотивов трудовой деятельности членов коллектива, направленных на достижение требуемого качества;
• приемы вовлечения членов трудового коллектива в управление качества;
• способы сохранения и развития традиций п/п-я по обеспечению качества.
Экспертные методы УК предполагает использование мнений экспертов. Сущность экспертных методов заключается в усреднении различными способами мнений (суждений) специалистов-экспертов по рассматриваемым вопросам. При этом значение параметра в общем виде определяется как функция среднеарифметической оценки мнений экспертов.
К разновидностям экспертных методов можно отнести:
· органолептический метод, который основан на использовании чувств (вкуса, слуха, зрения, обоняния, тактильности) эксперта. Этот метод применяется при измерении значений показателей качества, например, продукции пищевой промышленности.
· социологический метод, который базируется на опросе, сборе и анализе мнений респондентов (например, фактических или потенциальных потребителей). Такой опрос и сбор мнений производится обычно в письменной форме с помощью анкет или устно (на конференциях, аукционах, выставках, в учебных заведениях и т.п.). При использовании этого метода также следует применять научно обоснованные способы опроса, математические принципы сбора и обработки информации.
|