Менеджмент качества и его составляющие. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Менеджмент качества и его составляющие.



Менеджмент качества - это скоординированная деятельность по руоководству и управлению организацией применительно к качеству.

Элементы МК:

1) разработка политики и целей в области качества;

2) планирование качества;

3) управление качеством;

4) обеспечение качества;

5) улучшение качества.

1. руководители организаций должны официально объявить ее основные цели и задачи в области качества, т.е. сформулировать политику в области качества, являющейся неотъемлемым элементом общей политики фирмы. политика в области качества реализуется посредством обеспечения качества, управления качеством, совершенствования качеством.

2. направлено на установление целей в области качества и определяет необходимые операционые процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества. частью планирования качества может быть разработка планов по качеству. в целом планирование качества предполагает определение конкретных показателей качества по всем направлениям деятельности фирмы.

3. направлено на выполнение требований к качеству и представляет собой методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для удовлетворения требований к качеству и ориентированы на устранение недостатков на всех стадиях петли качества.

4. планируемая и систематически осуществляемая деятельность в рамках системы качества, необхожимая для создания уверенности в должном качестве объекта (продукции, процесса, системы).

5. направлено на увеличение способности выполнить требование к качеству. объектом управления при улучшении качества может быть любой элемент произвоственной системы на какждой стадии ЖЦТ.

Концепция всеобщего менеджмента качества (TQM)

В 1970–1980 годы начался переход от тотального управления качеством к тотальному менеджменту качества (TQM).

Если TQC – это управление качеством с целью выполнения установленных требований, то TQM – еще и управление целями и самими требованиями. В TQM включается также и обеспечение качества, которое трактуется как система мер, вызывающая у потребителя уверенность в качестве продукции.

TQM — это философия организации, основанная на стремлении к качеству и практике управления, которая приводит к всеобщему качеству.

Система TQM является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставку точно в срок. Основная идеология TQM базируется на принципе – улучшению нет предела. Применительно к качеству действует целевая установка стремление к 0 дефектов, к 0 непроизводительных затрат, к поставкам – точно в срок. При этом осознается, что достичь этих пределов невозможно, но к этому надо постоянно стремиться и не останавливаться на достигнутых результатам. Эта идеология имеет специальный термин – "постоянное улучшение качества" (quality improvement).

В системе TQM используются адекватные целям методы управления качеством. Одной из ключевых особенностей системы является использование коллективных форм и методов поиска, анализа и решения проблем, постоянное участие в улучшении качества всего коллектива.

TQM — это философия организации, основанная на стремлении к качеству и практике управления, которая приводит к всеобщему качеству.

Концепция Всеобщего менеджмента качества

Total

Потребители; общ-во; раб-ки;подразделение и процессы

Quality

Кач-во руководства,процессов,продукции,услуг,орг-ции

management

стратегии,пол-ка кач-ва; цели в обл.кач-ва; комплексное решение зада; настойчивость и целеустремленность

Восемь принципов менеджмента качества образуют основу для стандартов на системы менеджмента качества, входящих в семейство ИСО 9000:

1. Ориентация на потребителя. В условиях рыночной экономики успешность бизнеса всецело определяет­ся правильностью понимания потребностей рынка, поэтому любая организация должна выполнять за­просы потребителей и стремиться превзойти их ожидания.

2. Лидирующая роль руководства. Руководители орга­низации должны создать в организации такой мик­роклимат, при котором сотрудники будут макси­мально вовлечены в процесс достижения поставлен­ных целей.

3. Вовлеченность работников. Весь персонал — от выс­шего руководства до рядового сотрудника — должен быть вовлечен в деятельность по управлению каче­ством. Персонал рассматривается как главный ресурс организации, которая должна создать все усло­вия для максимального использования его творчес­кого потенциала.

4. Процессный подход. Для достижения наилучшего ре­зультата соответствующие ресурсы и деятельность, в которую они вовлечены, нужно рассматривать как процесс.

5. Системный подход к менеджменту. Эффективность деятельности организации: можно повысить за счет создания и управления системой взаимосвязанных процессов. Это означает, что организация должна стремиться к объединению процессов создания про­дукции или услуг с процессами, позволяющими от­следить соответствие продукции или услуга потреб­ностям заказчика.

6. Постоянное совершенствование. Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель. Цели и за­
дачи фирмы основываются на результатах оценки степени удовлетворенности заказчика (полученной в ходе обратной связи) и на показателях деятельно­сти самой организации.

7. Принятие решений, основанное на фактах. Эффек­тивные решения основываются только на достовер­ных данных. Источниками таких данных могут быть, например, результаты внутренних проверок системы качества, рекламации и претензии потреби­телей и т. д.

8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Каж­дая организация тесно связана со своими поставщи­ками, поэтому целесообразно налаживать с ними взаимовыгодные отношения в целях дальнейшего расширения возможностей деятельности организа­ции.

Преимущества внедрения концепции TQM

Грамот­ное использование методологии TQM позволяет организации получить следующие преимущества:

- повышение качества и конкурентоспособности про­дукции;

- рост степени удовлетворенности потребителей про­дукцией (услугами) организации;

- увеличение прибыли;

- улучшение имиджа и репутации организации;

- обеспечение финансовой устойчивости организации;

- обеспечение рационального использования всех ви­дов ресурсов;

- повышение качества управленческих решений;

- увеличение производительности труда;

- внедрение новейших достижений НТП.

Методы управления качеством

Методы УК – это способы и приемы осуществления управленческой деятельности и воздействия на управленческие объекты для достижения поставленных целей в области качества.

Выделяют следующие методы УК:

• организационно-распорядительные;

• экономические;

• инженерно-технологические;

• социально-психологические;

• экспертные.

Организационно-распорядительные методы УК подразумевают приказы, директивы, предписания, обязательные для исполнения, направленные на обеспечение необходимого уровня качества.

Эти методы подразделяются на методы

• регламентирования (общеорганизационного, функционального, должностного, структурного);

• нормирования (на базе норм времени, численности и т.д.);

• стандартизации (на основе стандартов различного уровня и статуса);

• инструктирования (ознакомления, объяснения и т.д.);

• распорядительных воздействий (на основе приказов, распоряжений, постановлений, контроля исполнения и т.п.).

Экономические методы подразумевают создание экономических условий, побуждающих работников систематически повышать и обеспечивать необходимый уровень качества.

Включают:

• финансирование деятельности в области УК;

• экономическое стимулирование производства;

• хоз. расчет в подразделениях системы УК;

• образование фондов экономического стимулирования качества;

• бизнес-планирование, создание новых и модернизированных видов продукции и услуг;

• ценообразование на продукцию и услуги с учетом их уровня качества;

• разработка требований финансового обеспечения, подготовки и сертификации СМК организации;

• использование экономических мер воздействия на поставщиков в зависимости от количества поставляемых ими продукции или услуг;

• применение СОТ с учетом качества труда на каждом рабочем месте.

Инженерно-технологические методы УК разделяются на взаимосвязанные между собой способы УК технологических процессов и контроля качества выпускаемой продукции, а также на способы их совокупного использования.

По использованию средств автоматизации и механизации инженерно-технологические методы УК делят на:

• автоматические;

• автоматизированные;

• механизированные;

• ручные.

Используются следующие статистические методы в качестве взаимосвязанного комплекса методов отслеживания качества:

• статистическое регулирование;

• статистический приемочный контроль;

• статистический анализ;

• статистическая оценка качества.

Широко используются графические методы, особенно методы контрольных карт, которые в зависимости от вида контроля различают по:

• количественному признаку (в т.ч. и альтернативному), когда используется численное значение показателей качества всей группы единиц продукции;

• качественному признаку, когда всю группу единиц продукции делят на несколько подгрупп и решение о контролируемой партии принимают в зависимости от соотношений качества различных подгрупп.

Социально-психологические методы УК основаны на использовании группы факторов, влияющих на управление социально-психологическими процессами, протекающими в трудовых коллективах, для достижения целей в области качества.

Включают:

• формы морального стимулирования качества результатов труда;

• способы повышения самодисциплины, инициативы и творческой активности членов коллектива;

• приемы улучшения психологического климата в коллективе;

• способы учета психологических особенностей членов трудовых коллективов при обеспечении качества;

• приемы формирования мотивов трудовой деятельности членов коллектива, направленных на достижение требуемого качества;

• приемы вовлечения членов трудового коллектива в управление качества;

• способы сохранения и развития традиций п/п-я по обеспечению качества.

Экспертные методы УК предпола­гает использование мнений экспертов. Сущность экспертных методов заключает­ся в усреднении различными способами мнений (суждений) специа­листов-экспертов по рассматриваемым вопросам. При этом значение параметра в общем виде определяется как функция среднеарифметической оценки мнений экспертов.

К разновидностям экспертных методов можно отнести:

· органолептический метод, который основан на использовании чувств (вку­са, слуха, зрения, обоняния, тактильности) эксперта. Этот метод применяется при измерении значений показателей качества, напри­мер, продукции пищевой промышленности.

· социологический метод, который базируется на опросе, сборе и анализе мнений респондентов (например, фактических или потенциальных потребителей). Такой опрос и сбор мнений производится обычно в письменной форме с помощью анкет или устно (на конференциях, аукционах, выставках, в учебных заведениях и т.п.). При использова­нии этого метода также следует применять научно обоснованные способы опроса, математические принципы сбора и обработки ин­формации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1538; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.151.106 (0.018 с.)