Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Комбинированные подходы к построению и функционированию систем менеджмента качестваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Проведенный в пп. 1.2 – 1.3 анализ показывает, что и структурно-функциональный подход и процессный подходы, являясь базовыми подходов к построению систем качества промышленных предприятий, обладают как очевидными достоинствами, так и не явными недостатками. Это не позволяет рекомендовать любой из них в качестве единственно возможного подхода для построения эффективной системы качества предприятия. Это положение инициировало ряд активных работ по созданию комбинированных подходов, использующих в большей или меньшей степени как структурно-функциональные, так и процессные элементы, стремясь реализовать их основные преимущества. К таким подходам можно отнести сегментированное управление процессами предприятия. Концепция сегментированного управления процессами предприятия предложена В. В. Репиным и В. Г. Елиферовым [ 17 ]. Авторы исходили из того, что в понимании «чистого» процессного подхода процесс определяется как целенаправленную последовательность операций (работ, процедур), приводящую к заданному конечному результату – выходу, удовлетворяющему внешнего потребителя. Для наглядной иллюстрации понятия горизонтального межфункционального бизнес–процесса может быть использована следующая схема (рисунок 1.12).
Рисунок 1.12 – Реальный бизнес–процесс на предприятии В. В. Репин и В. Г. Елиферов исходят из того, что противопоставление традиционной функциональной организационной структуры предприятия, его системы менеджмента качества, и процессного подхода к управлению является некорректным. Процессы есть в любой, в т. ч. и в иерархически построенной организации. Подавляющее большинство современных предприятий и организаций устроено по традиционной схеме, подразумевающему наличие нескольких (от 3 до 12) уровней управления – от генерального директора (президента) до рабочего. Подразделения предприятия часто сгруппированы по функциональному признаку, т. е. по видам деятельности, например: отдел сбыта, финансовый отдел, бухгалтерия и т. д. Внутри каждого такого подразделения существует функциональная иерархия от начальника верхнего уровня – к исполнителю. Очевидно, что внутри подразделений существуют потоки информации, направленные сверху вниз и снизу вверх (рисунок 1.13). Примерами таких потоков могут служить: - плановая информация о деятельности подразделения, доводимая начальником подразделения до подчиненных; - контроль (согласование, визирование) подготовленных на нижнем уровне документов последовательно по всем уровням иерархии в рамках подразделения; - передача оперативной и периодической отчетности по выполненной работе исполнителями снизу вверх, формирование сводных отчетов и передача руководителям в соответствии с функциональной иерархией.
Рисунок 1.13 –Горизонтальные процессы и вертикальные потоки информации. Вертикальные потоки информации, представляющие собой простую последовательность шагов по передаче документа с одного рабочего места на другое сверху вниз по функциональной иерархии, называть процессами было бы некорректно, т. к. эти потоки являются только частью деятельности, выполняемой в подразделениях, и входят в состав деятельности по управлению процессами. Горизонтальные процессы рассматриваются в виде потоков работ, выполняемых в подразделениях, и их выходами пользуются потребители предприятия. Однако реальная картина деятельности такова, что не существует горизонтальных процессов, пересекающихся с вертикальными потоками информации. Такое представление является абстрактным и бесполезным на практике. Это иллюстрирует рисунок 1.14, из которого видно, что поток работ на предприятии имеет очень сложную структуру. Большая часть работы, приносящей результат и ценность для потребителя, выполняется на нижнем уровне – уровне исполнителей. Однако в работе задействованы не только исполнители, но и руководители, т. к. для выполнения работ требуется выделение ресурсов, и поток работ циркулирует вверх-вниз в рамках каждого функционального подразделения: согласование, утверждение документов, принятие решений и т. д.
Рисунок 1.14 – Процессы в иерархической функциональной структуре Рисунок 1.14 наглядно демонстрирует еще одно существенное заблуждение в отношении представления процессного подхода как набора идеально прямых горизонтальных процессов. На промышленном предприятии процесс «плоским» быть не может, траектория потока работ является сложной и запутанной, общее время выполнения работы увеличивается, а эффективность при этом существенно снижается. Для эффективного управления бизнес-процессом на предприятии В. В. Репин и В. Г. Елиферов предлагают, используя привязку процессов к существующей организационной структуре, сегментировать процессы внутри компании. Для этого, прежде всего, предлагается рассмотреть функциональную структуру предприятия, в каждом крупном функциональном подразделении провести анализ деятельности и выделить несколько процессов (не более 7±2). Процесс в сегментированной модели начинается/заканчивается тогда, когда ответственность за документ или ресурс передается от одного руководителя другому, при этом важно, чтобы деятельность, преобразующая входы в выходы, находилась под управлением одного руководителя, т. е. был определен один владелец процесса. Владелец процесса – это должностное лицо (руководитель), имеющее в своем распоряжении ресурсы (персонал, оборудование, программные и аппаратные средства, информацию), управляющее процессом и отвечающее за результативность и эффективность процесса. При выполнении сегментирования руководители структурных подразделений (владельцы ресурсов) фактически становятся владельцами процессов. Рисунок 1.15 схематично иллюстрирует полученную в результате такого сегментирования сеть процессов предприятия.
Рисунок 1.15 – Сеть сегментированных процессов предприятия Привязав процессы к функциональным подразделениям, можно добиться однозначного определения: 1) границ процессов (по входам/выходам, выполняемым функциям подразделений); 2) взаимодействия процессов в рамках сети (системы) процессов предприятия; 3) владельцев процессов, отвечающих за результативность и эффективность каждого процесса. Сегментирование приводит к упорядочиванию деятельности предприятия по принципу «поставщик–клиент». Это принцип означает, что у каждого процесса внутри предприятия есть процессы–поставщики и процессы–клиенты. Основная задача процесса состоит в том, чтобы удовлетворить требования процесса–клиента, при этом обеспечивая достижение целей предприятия в целом. Для управления отдельными сегментированными процессами и сетью процессов используется цикл PDCA. На этапе планирования (часть Plan) владелец процесса распределяет ресурсы так, чтобы обеспечить выполнение плановых показателей процесса и выполнение корректирующих и предупреждающих действий, необходимых для обеспечения достижения плановых показателей результативности и эффективности процесса, показателей продукта и показателей удовлетворенности клиентов. При выполнении процесса возникают различные отклонения (часть Do), причины которых анализирует владелец процесса и его сотрудники (часть Check). Владелец процесса выявляет причины отклонений и разрабатывает корректирующие мероприятия, применение которых должно эти причины устранить (часть Act). Важно, что владелец процесса не только планирует новые мероприятия, но и проверяет результативность мероприятий, выполненных ранее. Для выполнения анализа процесса владелец может использовать различные методики статистического анализа. Владелец процесса отчитывается перед вышестоящим руководителем о ходе и результатах процесса, о причинах отклонений, разработанных и выполненных корректирующих мероприятиях. По мнению авторов концепции, в отличие от «сквозных» бизнес–процессов, которые в условиях функционального управления сами по себе не решают повышения эффективности и качества, сегментированное управление процессами позволяет: 1) использовать преимущества специализации при разделении функции планирования / контроля и выполнения между менеджерами и рабочими; 2) учесть реальное разделение бизнес–процесса на стадии производства и отдельные операции; 3) реализовать стандартизацию операций и специализацию по функциональным подразделениям. В целом, как отмечают В. В. Репин и В. Г. Елиферов, основой внедрения сегментированного управления процессами является четкое определение бизнес-процесса, сети процессов организации, методов управления процессами, перестройка организационной структуры на основе анализа цепочек создания ценности. Создается система показателей для управления процессами, которая ориентирована на: 1) цели учредителей; 2) рыночные цели компании; 3) удовлетворенность клиента. Разрабатываются и внедряются механизмы обратных связей, механизм мониторинга удовлетворенности внутреннего и внешнего клиента. Запускается и поддерживается цикл PDCA. Обеспечивается организация деятельности по принципу «поставщик-клиент» (как внутри, так и вне предприятия), ориентация на потребителей (выявление и исполнение потребностей) и достижение целей заинтересованных сторон.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.75.217 (0.01 с.) |