ТОП 10:

Вторая редакция стандартов ИСО серии 9000



В рамках Международной организации по стандарти­зации была проведена работа по разработке и внедрению новых стан­дартов обеспечения и управления качеством, которые учитывали особенности обеспечения качества в различных сферах деятельности. В 1994 г. был завершен первый пересмотр стандартов, который ориентировался на достижение следующих целей: обеспечить отражение в стандартах лучшего практического опыта их применения; обеспечить стабильность и согласованность стандартов; содействовать применению стандартов любыми компания­ми, независимо от их размеров, отрасли или продукции. Изменения, внесенные в стандарты на первом этапе пересмо­тра, не противоречили основным подходам и структурам стан­дартов 1987 года. Шесть основополагающих стандартов ИСО (ИСО 9000, ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003, ИСО 9004 и ИСО 8402) стали ядром нового комплекса стандар­тов, получившего общее название «семейство стандартов ИСО 9000». Вместе с тем их обновленные версии и вновь созданные стандарты отражали развитие методов административного управления качеством и накоплен­ный за 7 лет практический опыт в применении стандартов ИСО 9000. В итоге к 1994 г. было раз­работано и внедрено более 30 международных стандартов и руководящих указаний по менеджменту и обеспечению качества, проверкам (аудиту) систем качества, метрологическому обеспечению оборудования и т. д. Рисунок 3.2 представляет структуру семейства стандартов ИСО серии 9000 версии 1994 г.

Рисунок 3.2 – Структура семейства стандартов ИСО серии 9000 версии 1994 г.

Основополагающие стандарты ИСО серии 9000 были подвергнуты определенным изменениям.

Стандарт ИСО 9000 был представлен в виде группы стандартов под общим названием «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества», которая состояла из следующих частей:

- Часть 1. Руководящие указания по выбору и применению;

- Часть 2. Общие руководящие указания по применению стандартов ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003;

- Часть 3. Руководящие положения по применению стандарта ИСО 9001 при разработке, поставке и обслуживании программ­ного обеспечения;

- Часть 4. Руководство по управлению программой надежности.

Стандарт ИСО 9000 версии 1987 г. во второй редакции был преобразован в стандарт ИСО 9000–1 «Общее руководство качеством и стан­дарты по обеспечению качества. Часть 1. Руководящие указания по выбору и применению». Принципиальным в новой редакции стандарта стало то, что методы обеспечения качества, применяемые прежде только к промышленной продукции, стали распространяться на все ви­ды продукции промышленного и экономического секторов. Раз­работчиками стандартов были определены четыре общие категории продукции:

1) оборудование или технические средства (материальная продукция, состоящая из разрозненных частей и имеющая характерную форму);

2) программное обеспечение (продукт интеллектуальной деятельности, выступающий в фор­ме компьютерной программы, концепции, протокола или мето­дики);

3) перерабатываемые материалы (материальная продук­ция, получаемая путем переработки сырья в заданное состо­яние: жидкости, газы, листовые материалы и др.);

4) услуги (медицинские, банковские, транспортные, подготовка персона­ла, техническое обслуживание и др.).

Важным, с методологической точки зрения, стало введе­ние в ИСО 9000-1 концепции процессов, согласно которой вся­кая деятельность в системе качества осуществляется как про­цесс, имеющий вход и выход. При этом в качестве входа исполь­зуются сырье, промежуточная продукция и информация. Под выходом понимается результат процесса. В каждый процесс во­влекаются трудовые или другие ресурсы; каждый процесс име­ет своего «владельца», несущего за него ответственность. Административное управление качеством на предприятии осуществляется через управление процессами.

В дополнение к стандарту ИСО 9000-1 были опубликованы 3 стандарта, имеющие порядковый номер ИСО 9000 и представленные как части 2, 3 и 4. К примеру стандарт ИСО 9000–1 «Общее руководство качеством и стан­дарты по обеспечению качества. Часть 2. Общие руководящие указания по применению стандартов ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003»

Стандарт ИСО 9004 также трансформировался в целую группу стандартов, состоящую из 8 частей и объединенную общим заглавием «Общее руководство качеством и эле­менты системы качества»:

- Часть 1. Руководящие указания;

- Часть 2. Руководящие указания по услугам;

- Часть 3. Руководящие указания по перерабатываемым материалам;

- Часть 4. Руководящие указания по улучшению качества;

- Часть 5. Руководящие указания по программам качества;

- Часть 6. Руководящие указания по обеспечению качества руководства проекта­ми;

- Часть 7. Руководящие указания по управлению конфигурацией;

- Часть 8. Руководящие указания по принципам управления качеством и их применению в системе административного управления.

Стандарт ИСО 9000 версии 1987 г. во второй редакции был преобразован в стандарт ИСО 9004–1 «Общее руководство качеством и эле­менты системы качества. Часть 1. Руководящие указа­ния». Он стал своеобразным «мостом» для перехода от концепции стандартов ИСО к концепции TQM, поскольку содержал более четкие рекомендации по менеджменту качества.

Обновленный стандартИСО 8402–94 «Общее руководство качеством и обеспе­чение качества. Словарь» содержал почти втрое больший состав терминов, что обусло­влено необходимостью распространения терминологии ИСО 8402 не только на продукцию преимущественно машинострое­ния, но и на продукцию других отраслей промышленности и экономики: сферу услуг, перерабатываемых материалов и программного обеспечения.

Основу стандартовобеспечения качества для контрактных ситуаций, как и ранее, составляли обновленные стандарты ИСО 9001, 9002 и 9003.

Работоспособность основных стандартов была обеспечена изданием вспомогательных руководств, которые были предназначены для использования в четко определенных направлениях деятельности в области качества: при планировании и проектировании качества (ИСО 10005 – ИСО 10007), при аудите систем ка­чества (ИСО 10011), их метрологическом обеспечении (ИСО 10012), при разработке руководств по качеству (ИСО 10013), при планировании обучения (ИСО 10015) и др.

Например, стандарт ИСО 10011 состоял из 3 частей, объединенных общим заглавием «Руководящие указания по проверке систем качест­ва». Стандарт ИСО 10011–1 «Руководящие указания по проверке систем качест­ва. Часть 1. Проверка» использовался при организации, плани­ровании, проведении и оформлении проверок систем качества. Он содержал руководящие указания по проверке существу­ющих и внедряемых элементов системы качества, а также по проверке способности системы достичь определенных целей в области качества. Стандарт ИСО 10011–2 «Руководящие указания по проверке систем ка­чества. Часть 2. Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов по проверке систем качества» использовался при отборе персонала и подготовке экспертов-аудиторов для проведения проверок систем качества. Он содержал методические указания по квалификаци­онным критериям для экспертов-аудиторов по проверке систем качества, которые определяли образование, подготовку, опыт, личные качества и способности, требуемые для осуществле­ния проверки. Стандарт ИСО 10011–3 «Руководящие указания по проверке систем каче­ства. Часть 3. Руководство программой проверок» применялся при планировании руководства программой проверки.

Таким образом, структура стандартов ИСО 9000 во второй версии по­казывает расширение возможности использования основных стандартов как для производственных организаций, так и для предприятий обслу­живания, однако стала очевидна и громоздкость всей системы стандартов ИСО серии 9000.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.51.69 (0.007 с.)