Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели качества, их классификации при оценке уровня качества.

Поиск

Для управления качеством продукции и его повышения необходимо оценить уровень качества. Область деятельности, связанная с количественной оценкой качества продукции, называется квалиметрией. Качество продукции может быть выражено через показатели качества. Показатель качества продукции (ПКП) - это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления. Номенклатура ПКП зависит от назначения продукции. У продукции многоцелевого назначения эта номенклатура более многочисленна. ПКП важны при определении уровня качества продукции. Уровень качества продукции - это относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении значений ПКП оцениваемой продукции с базовыми значениями основных показателей, то есть значениями ПКП, принятыми за основу при сравнительной оценке ее качества. За базовые значения могут быть приняты ПКП, указанные в нормативной документации (при контроле качества продукции), а также ПКП лучших отечественных и зарубежных образцов (при определении конкурентоспособности продукции). Под конкурентоспособностью продукции понимают степень превосходства продукции с точки зрения потребителей над другими товарами аналогичного назначения. Показатели качества: по характеризуем св-ам: п.назначения- опр полез эф-кт от использ продуктов по назнач и обл их использ., п.надежности-св-во объекта выполнять установл.функции, сохраняя свои пок-ли в задан пределах в теч треб промеж врем.,к нему относ: безотказн-св-во объкта сохранять свою пригодность к использованию по назначению в теч задан врем с т.зр. надежности объекта(невосстанавливаемые и восстанавливаемые).ремонтопригодность - приспособленность продукта к предупреждению, обнаруж и усранен отказа. Сохраняемость- св-во поддерж свои параметры в теч задан срока. Долговечн- св-во продукта длительно сохранять способн исп-я по назнач до своего пред состояния. Показатели технологичности, эргономические(гигиенич, антропометр, физиолог и психолог),эстетич показ, показ стандарт и унифик.патенто правов показ(патент защиты и патент чистоты)экономич показ-условно-внутр и усл-внеш. И критич показ(опред требов к охр окр среды, по безопасн чел, треб связ с защитой техн объект от повр и с наруш их норм функционир.) По способу выр:в натур един,,в стоимост един. По колич характер св-в:единичн компл интеграл,определ-е, По оц Ур-ня кач-ва:базовые относит,По стадии: прогнозир,проектные, производств, эксплуатац. Свойство продукции - это объективная особенность продукции, которая проявляется при ее создании и эксплуатации (потреблении). Единичный ПКП - это ПКП, характеризующий одно из ее свойств продукции. Комплексный ПКП - это ПКП, характеризующий несколько ее свойств продукции, Определяющий ПКП - это ПКП, по которому принимают решение оценивать качество продукции. Интегральный ПКП - это ПКП, являющийся отношением суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию (потребление).

8. Методы определения показателей качества. в соответствии с ГОСТ ом существует 6 методов определения ПКП. ИЗмIерuтельный метод определения ПКП осуществляется с помощью технических средств измерений.

Регистрационный метод определения ПКП осуществляется на основе наблюдения и подсчета числа определенных событий, предметов или затрат. Расчетный метод определения ПКП осуществляется использованием теоретических и (или) эмпирических зависимостей ПКП от параметров продукции. Органолептический метод определения ПКП базируется на анализе восприятия органов чувств. Экспертный метод определения ПКП строится на основе решения, принимаемого экспертами. Социологический метод определения ПКП предполагает сбор и анализ мнений фактических или возможных потребителей продукции. Методы оценки уровня качества продукции одного вида могут быть: дифференциальным, комплексным, смешанным. Дифференциальный метод оценки уровня качества продукции основан на использовании единичных ПКП. Показатель качества оцениваемой продукции Р! сопоставляется с показателем качества базового образца Комплексный метод оценки качества продукции предусматривает использовании комплексных ПКП; смешанный метод основан на одновременном использовании единичных и комплексных ПКП. Статистический метод оценки качества продукции осуществляется на основе определения значения ПКП с использованием правил математической статистики.

9. Методология оценивания качества. Все метод дел на 2 группы: по способ получ инфы: измерит, основан на инф, получ с использ измерит приборов, регистрац исп-т инфу, получ на основе подсчета или регистр числа опред событий, расчетные исп теоретич и эмпирич зависимости показат кач продук от параметр прод., органолептич базир на анализе воспр органов чувств и методы по источн получ инфы: традиц (инфа формир в проц испытан продук) эксперт метод(на осн мнения эксп) Социолог-й метод(сбор и анализ мнений фактич и возм-х потребит продукции).

10. Методы оценки уровня качества. Технический уровень и его оценка.

Все метод дел на 2 группы: по способ получ инфы: измерит, регистрац, расчетные, органолептич и методы по источн получ инфы: традиц(инфа формир в проц испытан продук) эксперт метод(на осн мнения эксп) Социолог-й метод(сбор и анализ мнений фактич и возм-х потреби продукции). Технический уровень - относительная характеристика технического совершенства продукции - совокупности наиболее существенных свойств, определяющих ее качество и характеризующих научно-технические достижения в развитии данного вида продукции. Оценка технического уровня заключается в установлении соответствия продукции мировому, региональному, национальному уровням или уровню отрасли. Соответствие оцениваемой продукции мировому уровню устанавливается на основании сопоставления значения показателей технического совершенства продукции и базовых образцов. Базовый образец - это образец продукции, представляющей передовые научно-техническое достижения и выделяемый из группы аналогов оцениваемой продукции. Этапы оценки технического уровня включают: 1. Определение номенклатуры показателей, необходимых для оценки. 2. Формирование группы аналогов и установление значений ихпоказателей.3. Выделение базовых образцов из группы аналогов.4. Сопоставление оцениваемого образца с базовым. В результате оценки продукцию относят к одному из 3-х уровней:- превосходит мировой уровень; - соответствует мировому уровню; - уступает мировому уровню. По степени дефектности продукцию делят на годную и дефектную. Годная продукция - Это продукция, удовлетворяющая всем установленным правилам. Дефект (в дальнейшем Д) - это каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям. Дефектное изделие - это изделие, имею шее хотя бы один Д. Явный Д. - это Д., дЛЯ выявления которого в нормативной документации, обязательной для данного вида контроля, предусмотрены соответствующие правила, методы и средства. Скрытый Д. - это Д., для выявления которого в нормативной документации, обязательной для данного вида контроля, не предусмотрены соответствующие правила, методы и средства. Критический Д. - это Д., при наличии которого использование продукции по назначению практически невозможно или недопустимо. Значительный Д. - это Д., который существенно влияет на использование продукции по назначению и (или) на ее долговечность, но не является критическим. Малозначительный Д. - это Д., который существенно не влияет на использование продукции по назначению и на ее долговечность. Устранимый Д. - это Д., устранение которого технически возможно и экономически целесообразно. Неустранимый Д. - это Д., устранение которого технически невозможно или экономически нецелесообразно. Брак - это продукция, передача которой потребителю не допускается из-за наличия Д.Исправимый брак - это брак, все Д. в котором, обусловившие забракование продукции, являются' устранимыми. Неисправимый брак - это брак, в котором хотя бы один из дефектов, обусловивших забракование продукции, является неустранимы..Сорт продукции- это градация продукции определенного вида по одному или нескольким показателям качества, установленная нормативной документацией.

11. Основные этапы развития деятельности по управлению качеством. Эволюция мышления в области качества связывается с выделением 5 фаз или 5 звезд качества (фаза отбраковки, фаза контроля качества, управления качеством, менеджмента качества, качества среды).Эти фазы формировались под давлением противоречий между внутренними и внешними целями производителя. Внешняя цель- обеспечение качества продукции и укрепление положения производителя на рынке. Внутренняя цель - повышение эффективности производства и рост прибыли. Это противоречие решалось по-разному на каждой стадии развития производства, рынка и общества.1 фаза - отбраковки. В 70 годы ХIХ в в оружейном производстве родилась идея стандартного качества. Перед сборкой детали проверялись, а негодные отбраковывались. Механизм управления качеством каждого отдельного взятого изделия дала система Тейлора (1905r). Эта система устанавливала требования к качеству продукции в виде шаблонов (интервалов допуска). Контроль осуществлялся инспекторами, введено деление продукции на качественную и дефектную. Эта система и сейчас является одной из составляющих управления качеством. Основу концепции обеспечения качества в рамках этой фазы можно сформулировать так. Потребитель должен получать только годные изделия, соответствующие стандартам. Основные усилия должны быть направлены на то, чтобы негодные изделия (брак) были бы отсечены от потребителя. Итог 1 этапа характ-ся моделью фегунбаума. треугольник, разден на 5 частей, внутри 17 участков.1уровень: подготовка к проектир-ю,2ур-но: пректирован сист обесп кач-ом.3 ур-но: этап активизации системы 4Этап:этап реализ сист,5.конечный уровень. Итогом модели явл: потреб д получать только годные изд и осн усил д.б напр на итог конр кач-ва.В рамках этой концепции повышение качества всегда сопровождается ростом затрат на его обеспечение. Встает вопрос о сокращении трудозатрат на контроль и повышение эффективности контроля.Фаза контроля качества. Эта фаза начинается с 20-х г ХХв. В 1924г Шухард предложил метод построения контрольных карт, которые послужили началом статистических методов управления качеством. Этот инструмент позволял изъять негодные изделия до их отправки потребителю. Системы качества усложнились, Т.к. в них были включены службы, использующие статистические методы. Стали учитывать, как настроен процесс. Одним из достижений практики контроля стало создание аудиторской службы по качеству.Т.О. Сохраняется главная цель - потребитель должен получать только годные изделия, соответствующие стандартам. Or6раковка сохраняется как один из важнейших методов обеспечения качества. Но основные усилия сосредотачиваются на управлении производственными процессами, на увеличении % выхода годных изделий. Фаза управления качеством. Началом принято считать 1950г. Совершен переход от концепции контроля к концепции управления качеством. Большой вклад внесли работы Деминга, Джурана, ситенг, Ишикавы, Кросби. Итог 3 этапа модель Ситенга,которая предст кругом раздел на сектора. 1Изуч спроса2Формулир целей3Конструир изд4Планир произ проц5произ-во6распредел7обслуж потребит8эксплуат изд.Деминг. 14 пунктов 7 смерт болезн трудн и фальстарты цепная реакция по деммингу. Он сформулировал 14 постулатов, практическая реализация которых в сфере промышленности получила название Всеобщего Управления Качеством. Выявил 7 смертельных болезней, которыми в 80-е годы были «больны» большинство корпораций Америки. (Планирование без учета требований. Акцент на краткосрочные результаты. Чрезмерная текучка административных кадров. Аттестация персонала. Управление только на основе цифр.сверх высок затр низ за возвр браков продук,сверх высок соц затр)трудности и фальстарты:это несвоевр и непослед действия,мешающие внедрению функц сист кач-ом.персонал явл глав рес комп.для повышкач деят сотр необх:повыс квалиф, повыш заинтерес сотр в рез деят. Цепная реак по Демингу:послед дейст опред взаимосв м/д кач-м труда исполнит,эф-ю предприятия и стабильн полож исполнителя на предпр. Цикл РДСА:планирован-разраб целей,проц необх для достиж высок кач.,выполн работ-,конроль рез, коррект действ-исправл кор-х дейст по дальн улучш кач-ва..Джуран разработал принцип «триад качества»: планирование, контрольи улучшение. Модель ДЖпредст восход спираль,сост из 13 этапов. 1.обслед рынка,2 сост проект заданий для изготовл издел3проектно-конст работы4сост ту для произ проц5 разраб технолог пр-ва и подг пр-ва6приобр материалов7изготовл инструмента8произ изделий9тех контр в проц пр-ва10тех контр гот изд.11 испыт рабоч хар-к изд12сбыт13тех обслуж в проц использ.14 идет повторение.Фейгенбаум в 60-е годы разработал принципы всеобщего управления качеством TQC и nараллельного (одновременного) инжиниринга. Утверждал, что качество определяется полным производственным циклом, рассматривал качество в увязке со стоимостью.Кросби предложил программу О дефектов,УК осущ путем разраб и внедр меропр по предупр появл дефектов. выдвинул 14 этапов:1орг упр,2формиров раб групп3измерен Ур кач-ва.4оц затр на кач.5ответ за кач6коррект днйст7планирование прогр 0деф8обучение конролеров9 в день 0 деф10опр цели11усранен причин возн ддеффект.12признание13 советы по кач.14все с начала.Опыт ССР В 50-60гг в странах Европы стали большое внимание уделятьдокументированию систем качества и их регистрации иди сертификации. Опыт ССР.Комплексное управление качеством сформировалось в бывшем СССР всередине 50-х годов и прошло несколько этапов.Первым этапом было создание Саратовской системы бездефектного изготовления продукции (БИП). Идея ее заключалась в том, что при сдаче продукции контролеру ОТК учитывлсяя про цент продукции, сданной с l-го предъявления, и в зависимости от этого устанавливался уровень материального поощрения. В 70-х годах была разработана комплексная система управления качеством продукции (КС УКП), которая учитывала onbrr других предприятий по управлению качеством. В ее основе лежалистандарты предприятия (СТП). Ее достоинством бьulO документальное оформление систем качества и объединение разрозненных элементов управления качеством в единую систему, что дало возможность управления качеством на всех этапах жизненного цикла продукции.Осознание необходимости комплексного подхода и накопленный опыт 'привели к тому, что в 60-х - 70 -х годах в промышленно развитых странах были разработаны стандарты на системы управления качеством. Международной организацией по стандартизации бьmи выпущены в 1987 году стандарты ИСО серии 9000 по управлению и обеспечению качества.Развитие управления качеством не остановилось на комплексном подходе. Постепенно оно переросло в так называемое тотальное управление качеством или всеобщее руководство качеством - TQM.Фаза менеджмеlПа качеств~ стала зарождаться в 60-е годы в направленнн более полного удовлетворення потребlПелей.развитие ТОМВ стандарте ИСО 8402 термин TQM переведен,как «всеобщее руководство качеством» и определен как подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества..Вся работа предприятия, его CТPYIcrYpa, управление и планирование устанавливаются исходя из необходимости обеспечения требуемого качества продукции.Модели TQM, связанные с премиями по качеству (Европейская премия, Деминга и др.) и японским подходом к ТрМ, стали дальнейшим развитием тотального управления качеством.Основными чертами TQM являются:- активное руководство качеством со стороны первых лиц иадминистрации;- организация работ исходя из запросов потребителя;- выбор стратегии и политики в области качества, направленных напостоянное совершенствование и достижение результатов, обеспечивающих стабильную рабо'I)' предприятия;- создание систем качества с учетом рекомендаций МС ИСО 9000, дополненных опытом лучших компаний, с применением критериев национальных и европейских премий по качеству;- непрерывное повышение квалификации персонала и вовлечение его в рабо'I)' по улучшению качества;- обеспечение необходимыми ресурсами с минимальными запасами и их рациональное использование;- информационно-аналитическое обеспечение работ в области качества;- эффективное управление производственными процессами, внедрение гибкого производства, поставка материалов, узлов, деталей «точно в срок»;- внедрение сертификации продукции и систем качества. Если TQC это управление качеством с целью выполнения установленных требований, то TQM - это еще и управление целями и самими требованиями. Фаза качества среды Глобальный подход появился в 1989 году усилилось влияние общества на предприятия, а предприятия стали учитывать интересы общества. Это не замена комплексного и тотального подхода, которые применяются в рамках предприятий. Глобальный подход предназначен для обеспечения доверия к изготовителям, испытательным лабораториям, органам по сертификации, подтверждающим качество продукции не зависимо от того, в какой стране она произведена и сертифицирована. Это привело к созданию стандартов ИСО 14000. Они устанавливают требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции. Необходимость принятия такого решения была обусловлена снятием таможенных барьеров для свободного перемещения товаров внутри Европейского сообщества. В первую очередь имелось в виду обеспечение безопасности и экологической чистоты поставляемой продукции. Была разработана серия европейских стандартов EN 45000, EN 29000. Гарантией служит наличие на предприятии четкой системы работ по качеству (системы качества), отвечающей современным требованиям. Предприятия, получившие сертификат на сиcтему качества, удостоверяющий, что работа по качеству организована в соответствии с рекомендациями стандартов ИСО 9000 (EN 29000), сокращает объем возможных проверок со стороны заказчика, повышая конкурентоспособность своей продукции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.8 (0.015 с.)