Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие систем управления качеством в России.

Поиск

В России менеджмент качества начал свой путь в середине 1950-х годов, когда возникла Саратовская система бездефектного изготовления продукции (БИП) и сдача ее с первого предъявления. Она предусматривала внимание всего коллектива к качеству выпускаемой продукции. В период 1960-1980-е годов начинается активное сближение методов обеспечение качества с методами общего менеджмента. Появляются другие системы качества, такие как Горьковская КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий), Ярославская НОРМ (научная организация труда по увеличению моторесурса), Рыбинская НОТПУ (научная организация труда, производства и управления) и, наконец, комплексная системы управления качеством - КС УКП. В основу системы БИП был положен самоконтроль результатов труда непосредственно исполнителем. Система КАНАРСПИ включала комплекс инженерно-технологических и организационных мероприятий, обеспечивающих выпуск продукции высокого качества и надежности с первых промышленных образцов. В системе НОРМ планирование количественного показателя качества и его реализация осуществлялись на всех стадиях жизненного цикла продукции. Для НОТПУ предусматривалась количественная оценка уровня организации труда, производства и управления в рамках предприятия, отделов, цехов, участков. В то время, как менеджмент качества включал, накапливал и интегрировал в себе все новые элементы производственной системы, общий менеджмент, напротив распадался на ряд отраслевых дисциплин (менеджмент финансов, менеджмент персонала, маркетинг и т.п.). В результате такой дифференциации появилось "управление по целям" (МВО). Идея МВО заключается в структуризации и развертывании "дерева целей", а затем проектировании системы организации и мотивации по достижению этих целей. В то же время формировался новый набор средств, который получил название "менеджмент на основе качества" -МВQ (Mamagement by Quality). В активе менеджмента качества: 24 международных стандарта серии ИСО 9000 (включая ИСО 14000 в области экологического менеджмента); международная система сертификации систем качества; международный реестр сертифицированных аудиторов систем качества; аналогичные системы на многих отраслевых, региональных и национальных уровнях; 70000 предприятий и учреждений, имеющих сертификаты на внутрифирменные системы качества. Система управления качеством базируется на комплексной стандартизации. Государственная стандартизация выступает средством защиты интересов общества и конкретных потребителей и распространяется на все уровни управления. Насыщение внутреннего рынка импортным продуктом обостряет конкурентную борьбу отечественных предприятий с зарубежными поставщиками. Сертификация предприятий или учреждений на соответствие нормам стандарта серии ИСО 9000, вынуждающая внедрять системы качества, способствует увеличению конкурентоспособности российских продуктов. Следовательно, для любого предприятия важно соблюдать установленные стандарты и поддерживать на соответствующем уровне систему качества.

16. Премии в области качества. Учитывая важное значение качества для экономики в целом, в ряде стран выпуск продукции высокого качества стимулируется еще и на государственном уровне. Примером такого стимулирования служит премия Болдриджа в США, учрежденная по инициативе бывшего министра торговли в 1987 году. Эта премия присуждается за достижения в области качества трем категориям предприятий: промышленным, в области услуг и мелкого бизнеса. В Японии в 1951 году была учреждена премия Деминга. эта премия. присуждается не только предприятиям, но и отдельным лицам. Национальные премии по качеству учреждены также в Великобритании Швеции, Франции, Финляндии, Дании, Норвегии и ряде других стран. В 1991 году Европейским Фондом по управлению качеством (EFQM), основанным 14-ю крупнейшими компаниями Европы, была учреждена Европейская премия по качеству, которая присуждается по результатам оценки предприятий по девяти критериям: роль руководства, управление персоналом, политика и стратегия, ресурсы, процессы, удовлетворение персонала, удовлетворение потребителей, воздействие на общество, результаты бизнеса. В 1996 году в России была учреждена ежегодная правительственная премия в области качества. Премия будет присуждаться организациям за достижение «..значительных результатов в области качества продукции или услуг, обеспечение их безопасности а также за внедрение организациями высокоэффективных методов управления качеством». Ежегодно будет присуждаться не более 12 премий.

17. Сущность и цели стандартизации. стандартизация- это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности В определенных областях на пользу и при участии всех заинтересованных' сторон. Объектами стандартизации могут быть продукция, услуги и процессы. Непосредственным результатом стандартизации' является нормативный документ а также эталоны физической величины и др.Нормативный документ - документ содержащий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Нормативные документы по стандартизации, действующие в Российской Федерации, подразделяются на следующие основные категории: государственные стандарты РФ- ГОСТ РФ; отраслевые стандарты- ОСТ; технические условия - ТУ; стандарты предприятий и объединений - СТП; стандарты научно-технических и инженерных обществ - СТО. Стандарт - нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия большинства заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся различных видов деятельности и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области. Стандарты подразделяются на следующие виды:- стандарты основополагающие;- стандарты на продукцию и услуги;- стандарты на процессы;- стандарты на методы контроля, испытаний, измерений, анализа. В стандартах обобщаются результаты достижений науки, техники, и практического опыта. Целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов, услуг. Это достигается путем нормативного регулирования номенклатyры продукции и соответстВия ее функциональному назначению; обеспечения безопасности для жизни и здоровья населения; охраны окружающей среды и др. Стандартизация является не только организационно-технической, но и экономической основой повышення качества продукции. Широкое использование стандартов в народном хозяйстве дает большой экономический эффект.Современная стандартизация базируется на таких принципах, как: системность, повторяемость, вариантность, взаимозаменяемость.

18. Государственная система стандартизации РФ. Действующая в настоящее время Государственная система стандартизации включает пять основополагающих стандартов:- Государственная система стандартизации РФ. Основные положения.; - Государственная система стандартизации РФ. - Государственная система стандартизации РФ. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий; - Государственная система стандартизации РФ. Стандарты предприятий. Общие положения.; - Государственная система стандартизации РФ. Общие требования к построению, изложению и содержанию стандартов.- Основой Государственной системы стандартизации (ГСС) является фонд нормативных документов, представляющих четырехуровневую систему. Первый уровень- законодательные акты государства, законы в области стандартизации и Т.д.Второй уровень - государственные и международные стандарты. Третий уровень - отраслевые стандарты, стандарты научно-технических и инженерных обществ Четвертый уровень - стандарты предприятий и ТУ..В настоящее время широкое распространение получили международные стандарты ИСО серии 9000, ИСО серии 14000. Они отражают концентрированный мировой опьrr управления качеством продукции на предприятии. Современная стандартизация базируется на таких принципах, как: системность, повторяемость, вариантность, взанмозаменяемость. Принцип системности определяет стандарт как элемент системы и обеспечивает создание систем стандартов, взаимосвязанных между собой. Системность предполагает согласованность, непротиворечивость, унификацию и исключение дублирования требований стандартов.Принциn повторяемости означает определение круга объектов, к которым применимы процессы, отношения, обладающие одним общим свойством - повторяемостью во времени или в пространстве. Принциn вариантности означает создание рационального многообразия стандартных' элементов, входящих в стандартизируемый объект. Принциn взаимозаменяемости предусматривает возможность замены одинаковых деталей, сырья и пр.

19. Основные методы стандартизации. К числу основных методов стандартизации относят: унификацию и агрегирование. Под унификацией понимают деятельность по рациональному сокращению числа типов деталей, узлов агрегатов одинакового функционального назначения. Унификация обеспечивает взаимозаменяемость продукции. Агрегирование- метод конструирования и эксплуатации изделий, основанный на взаимозаменяемости их основных узлов и агрегатов. Комплексная стандартизация является одним из важнейших направлений совершенствования современной системы стандартизации и повышения ее роли в формировании качества продукции. Комплексная стандартизация обеспечивает единые требования к качеству продукции. сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, к методам подготовки самого производства, применяемым технологическим процессам, оборудованию и т.Д. Эффективной формой организации деятельности по проведению комплексной стандартизации является разработка и реализация программ комплексной стандартизации. Эти программы предусматривают взаимное согласование стандартов на: готовые изделия, сырье, материалы, оборудование, оснастку и инструменты, методы подготовки и организации производства, методы хранения и транспортировки продукции и др.Опережающая стандартизация. Опережающая стандартизация, позволяет разрабатывать стандарты с ориентацией на будущие достижения науки и техники Важнейшей предпосылкой дальнейшего развития опережающей стандартизации является долгосрочное научное прогнозирование, позволяющее определить основные направления совершенствования изделий и пересмотра соответствующих стандартов. Перспективиая стандартизация. Стандарты с перспективными требованиями разрабатываются в целях создания нормативно-технической базы государственного управления разработкой, освоением и производством продукции, соответствующей высшему уровню качества. Применение перспективных стандартов позволяет обеспечить: наиболее полный учет требований заказчика, использование результатов фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ, открытий, изобретений, прогнозов; снятие с производства устаревших изделий, разработку, освоение и производство новой и модернизированной техники.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 676; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.81.46 (0.011 с.)