История развития отечественных систем управления качеством 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История развития отечественных систем управления качеством



В СССР велись фундаментальные исследования в области качества, о чем свидетельствует, в частности, ГОСТ 1.–68 «Государственная система стандартизации. Основные положения», в котором было установлено определение принципов стандартизации: «Стандартизация – установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации (использования) и требований безопасности». С 1967 г. в СССР был утвержден «Государственный знак качества», который проставлялся на товарах народного потребления и производственно-технического назначения, качество которых признавалось высоким. Ставился такой знак непосредственно на товаре или на упаковке, а также в товаросопроводительной документации, на ярлыках и этикетках (независимо от «товарного знака»). Право использования Государственного знака качества предоставлялось предприятиям министерствами (ведомствами) сроком на 2–3 года на основании результатов государственной аттестации качества выпускаемой этими предприятиями промышленной продукции.

В 1970 г. вышли постановление Правительства «О повышении роли стандартов в улучшении качества выпускаемой продукции» и Указ «О преобразовании Комитета стандартов, мер и измерительных приборов». Практическое значение имел изданный в 1985 г. справочник «Управление качеством продукции». Эффективные системы управления качеством создавались и использовались в военно-промышленном комплексе, в архитектуре и строительстве, в сфере производства товаров народного потребления.

В обеспечении конкурентоспособности уже в 80-е годы XX в. требования к качеству стали определяющими. Более 80% покупателей, приобретая продукцию на мировом рынке, теперь предпочитают цене качество (и эта проблема известна еще с античных времен). Опыт показывает: объективно необходимо, чтобы расходы на обеспечение качества составляли не менее 15–25% совокупных производственных затрат. В ряде европейских стран действуют законы, по которым одни товары вообще не допускаются на рынок без сертификата качества, подтверждающего соответствие требованиям стандартов международной организации по стандартизации – ИСО, другие, не сертифицированные товары должны продаваться вдвое дешевле.

Исследования и разработки в области качества велись в нашей стране и в прошлые десятилетия, однако самые эффективные системы управления качеством создавались и использовались преимущественно в военно-промышленном комплексе (ВПК). ВПК включал в свое время большинство основных отраслей промышленности. В отраслях ВПК производилась и продукция гражданского назначения, но, как правило, на отсталой технической базе и зачастую путем переработки отходов военного производства. Например, знаменитые тульские самовары изготовляли из отходов производства латунных артиллерийских гильз.

Основные достижения в области управления качеством в ВПК представляли собой методы технологического обеспечения качества на стадии исследований и разработок по созданию новой продукции, статистическое регулирование качества с использованием контрольных карт, в том числе автоматизированное, а также специализированные государственные и отраслевые стандарты. К этим достижениям можно отнести:

– комплексные системы управления качеством продукции (КСУКП);

– комплексные системы управления качеством работ предприятий и отдельных подразделений;

– формы и методы работы с поставщиками.

Впервые эти разработки были реализованы на практике в Японии и США, а также в СССР (отраслях ВПК).

Организационно-методическая стандартизация была направлена на упорядочение производственной или управленческой деятельности в разных областях, а внедрение организационно-методических стандартов не только повышало эффективность деятельности в определенной области, но и способствовало повышению качества результатов деятельности, например качества выполнения проектов.

Дальнейшее развитие стандартизации в области качества было связано с повышением роли стандартов в обеспечении методов оценки качества продукции. Методические документы Госстандарта СССР предусматривали оценку качества промышленной продукции по следующим группам показателей: техническим; эксплуатационным; надежности; технологичности; эстетическим; эргономическим; уровню стандартизации и унификации.

По отдельным отраслям, например по строительству, не были стандартизированы номенклатуры и методы оценки показателей ни по одной из этих групп. Отсутствие единства методов оценки качества продукций затрудняло (или делало, невозможным) проведение таких важнейших мероприятий по управлению качеством, как государственная аттестация продукции.

В таблице 1.1 приведена сравнительная характеристика некоторых систем управления качеством. Помимо перечисленных в таблице систем, создавалась система управления предприятием и объединением (ГОСТ 24525). Вопросы управления качеством в этих экономических системах занимали от одной пятой до одной пятнадцатой доли (по числу целевых подсистем управления). Разумеется, Госстандарт в одиночку уже не мог руководить упомянутыми системами в целом, а другие ведомства (Госплан, ГКНТ, Госкомтруд и др.) не видели в этом необходимости.

При переходе к рыночным условиям исчезли директивные методы управления, появилась конкуренция товаропроизводителей, которые напрямую ощутили требования мирового сообщества к качеству продукции. Большой заслугой Госстандарта в переходный период к рынку явилась работа по гармонизации отечественных стандартов на системы качества с международными, в которых нашел отражение и отечественный опыт по УКП.

Отечественный опыт комплексного управления качеством является хорошим фундаментом освоения стандартов ИСО 9000, представляющих собой более высокий уровень развития науки управления качеством. Основные отличия систем управления качеством (по ИСО 9000) от КСУКП следующие:

- ориентация на удовлетворение требований потребителя;

- возложение ответственности за качество продукции на конкретных исполнителей;

- проверка потребителем производства поставщика;

- выбор поставщика комплектующих изделий и материалов;

- сквозной контроль качества продукции, начиная от материалов и заканчивая утилизацией продукции;

- маркетинг;

- организация учета и анализа затрат на качество;

- прослеживаемость материалов и комплектующих изделий по всему циклу производства;

- решение вопросов утилизации продукции после эксплуатации.

 


Таблица 1.1 – Сравнительная таблица некоторых отечественных систем управления качеством

 

Название системы Дата и место создания Основная суть системы Критерий управления Объект управления Область Достоинства Недостатки
1. БИП 1955 г. Саратов Строгое выполнение технологических операций Единичный: соответствие качества результата труда требованиям НТД. Обобщенный: процент сдачи продукции с первого предъявления Качество труда индивидуального исполнителя. Качество труда коллектива через качество труда отдельных исполнителей Производство Повышение персональной ответственности. Эффективная мотивация рабочих. Создание предпосылок для повышения качества продукции Ограниченность сферы действия(основное производство). Альтернативный характер оценки, не учитывающий «весомость» дефектов
2. СБТ 1961 г. Львов Высокий уровень выполнения операций всеми работниками Единичный: соответствие качества результата труда установленным требованиям. Обобщенный: коэффициент качества труда Качество индивидуального исполнителя. Качество труда коллектива через качество труда отдельных исполнителей Любая стадия жизненного цикла продукции Эффективная система поощрения и санкции Ограниченность сферы действия(основное производство)
3. КАНАРСПИ 1958 г. Горький Высокий уровень конструкции и технологической подготовки производства Соответствие качества первых промышленных изделий установленным требованиям Качество изделия и качество труда коллектива Проектирование технологическая подготовка производства, производство Повышение качества подготовки производства. Охват более широкой (по сравнению с предыдущими системами) сферы производства. Сокращение сроков доводки новых изделий. Повышение надежности изделия. Снижение трудоемкости работ Отсутствие должной ориентации на потребителя
4. НОРМ 1964 г. Ярославль Повышение технического уровня и качества изделий Соответствие достигнутого уровня моторесурса запланированному при ступенчатом планировании Качество изделия и качество труда коллектива Весь жизненный цикл продукции Увеличение ресурса изделий (ярославских двигателей) Отсутствие должной ориентации на потребителя
5. КСУКП 1975 г. Львов Управление качеством на базе стандартизации Соответствие качества продукции высшим достижениям науки и техники Качество изделия и качество труда коллектива Весь жизненный цикл продукции Создание конкурентоспособной продукции с улучшенными качественными характеристиками Несистемный, формальный подход к системе. Экономическая незаинтересованность предприятий
6. КСУКП и ЭИР КСПЭП 1980 г. Днепропетровск, Краснодар Согласование качественных характеристик продукции с затратами ресурсов. Увязка задач повышения качества продукции с задачами повышения эффективности производства в целом Соотношение качественных и количественных характеристик Промышленная продукция Весь жизненный цикл продукции. Предприятие и его продукция Увязка качественных характеристик с затратами ресурсов. Увязка задач повышения качества продукции с задачами повышения эффективности производства в целом Экономическая незаинтересованность предприятий

Примечание:

БИП – бездефектное изготовление продукции;

СБТ – система бездефектного труда;

КАНАРСПИ – качество, надежность, ресурс с первых изделий;

НОРМ – научная организация работ по повышению моторесурса двигателей;

КСУКП – комплексная система управления качеством продукции;

КСУКП и ЭИР – комплексная система управления качеством продукции и эффективным использованием ресурсов;

КСПЭП – комплексная система повышения эффективности производства


 

1.2.6 "Звёзды" качества

 

Для того чтобы система качества, включающая управление процессами, реально работала, нужно:

а) использовать средства мотивации для персонала;

б) обучать персонал;

в) выстроить правильные отношения с потребителями;

г) научиться так управлять поставщиками, чтобы вовремя получать от них необходимую продукцию заранее установленного качества.

Поэтому развитие философии качества удобно рассматривать также при помощи «звезды» качества (рисунок 1.6).

В основании «звезды» качества находится та или иная система управления качеством, соответствующая определенной концепции. Пять элементов «звезды» качества соответствуют различным областям, в которых происходили основные изменения в ходе развития систем качества: изменения в системе мотивации, в системе обучения персонала, во взаимоотношениях с поставщиками, с потребителями, а также в документировании системы качества.

Хорошо известно, что в нашей стране организационные структуры управления, как правило, имеют иерархический характер. Однако иерархические организационные структуры с вертикальной системой отношений «начальник – подчиненный (исполнитель)» плохо соответствуют целям повышения качества. Не случайно некоторые специалисты называют такие системы кладбищем, ибо прямоугольники, изображающие элементы структуры, очень напоминают надгробные плиты.

Рисунок 1.6 – Принцип построения "звезды" качества

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.251.72 (0.022 с.)