Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Духовное совершенство и достойные нравственные качестваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отличался несравненным красноречием, ему были свойственны плавность и ясность речи, в чем никто не мог с ним сравниться, ибо ему была дарована способность изъясняться краткими, но емкими по смыслу фразами. Он знал различные диалекты, и с каждым племенем говорил на его диалекте, а красноречие бедуинов он соединял с ясностью и блеском языка оседлых жителей Аравии, не говоря уже о том, что ему помогал Сам Аллах, ниспосылавший пророку, да благословит его Аллах и приветствует, откровения свыше. И Аллах воспитал в нем такие качества как кротость, способность прощать, когда это было возможно[1325], и долготерпение. Любой кроткий человек неизбежно допускал какие-то ошибки и промахи, что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то многочисленные обиды только делали его еще более терпеливым, а выходки невежд лишь увеличивали степень его кротости. Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: “Когда бы ни предоставлялась посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, возможность выбора одного из двух дел, он неизменно выбирал более легкое из них, если только не являлось оно греховным, а если было в нем что-то греховное, то он держался от него дальше любого из людей. И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не мстил за себя лично, и только если совершалось что-нибудь запрещенное Аллахом, он мстил за Аллаха”.[1326] И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, всегда гневался последним, а проявлял благожелательность первым. Он отличался несравненной щедростью и великодушием, делая подарки людям подобно тому, кто не боится обеднеть. Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был щедрейшим из людей, а наибольшую щедрость проявлял он в рамадане, когда с ним встречался Джибрил, мир ему. Во время рамадана он встречался с ним каждую ночь, обучая его Корану, и, поистине, (в эти дни) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, был более щедр на все благое, чем вольный ветер[1327]”.[1328] А Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «О чем бы его ни просили, он никогда не говорил: “Нет”.»[1329] Нельзя не отметить отвагу и неустрашимость посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не раз остававшегося на месте в таких трудных обстоятельствах, когда многие герои бежали, тогда как он шел вперед и не отступал ни на шаг, и не было таких храбрецов, которые не бежали с поля боя хотя бы один раз, если не считать пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Сообщается, что Али, да будет доволен им Аллах, сказал: “Когда разгорался бой, а глаза бойцов краснели, мы всегда прятались за посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ибо никто не находился так близко от врага, как он”[1330]. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: “Однажды ночью жители Медины, напуганные каким-то звуком, бросились в ту сторону, откуда он раздался, что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он встретил их, уже возвращаясь оттуда, так как он опередил всех и поскакал туда без седла верхом на коне Абу Тальхи с мечом на шее, и он говорил: “Не бойтесь, не бойтесь!”[1331] Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был самим стыдливым из людей и чаще всех опускал глаза. Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: “Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отличался большей стыдливостью, чем девушка, сидящая за своей занавеской[1332], а если ему что-то не нравилось, то мы узнавали об этом по выражению его лица”.[1333] Он никогда не смотрел пристально в лицо человеку, но опускал глаза, и больше смотрел на землю, чем на небо. Он не выискивал недостатки людей и не говорил с людьми о том, что ему в них не нравилось из стыдливости и великодушия. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не называл по имени человека, о котором он узнавал то, что ему не нравилось, но говорил: “Как могут люди поступать так-то и так-то?” И к нему больше всего подходят слова известного поэта аль-Фараздака, который сказал: Он опускает глаза из стыдливости, другие же потупляют взоры из почтения к нему, и говорит он лишь тогда, когда улыбается. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был самым справедливым, добродетельным, правдивым в речах и достойным доверия человеком, что признавали даже его враги. Еще до начала выполнения им его пророческой миссии его прозвали “Аль-Амин” (верный; честный), и уже во времена джахилиййи люди обращались к нему на суд. Ат-Тирмизи приводит хадис, в котором со слов Али, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Абу Джахль сказал пророку, да благословит его Аллах и приветствует: “Поистине, мы не считаем тебя лжецом, но мы не верим тому, что ты принес с собой”, – и о них Аллах Всевышний сказал: “ … и, поистине, не твои слова они считают ложью, но это несправедливые отрицают знамения Аллаха” [1334].[1335] И сообщается, что Ираклий спросил Абу Суфйана: “Приходилось ли вам обвинять его во лжи до того, как он заявил об этом?”[1336], – и он сказал: “Нет”.[1337] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отличался величайшим смирением и был более далек от высокомерия, чем любой другой человек. Он запрещал вставать при своем появлении подобно тому, как люди встают перед царями, навещал обездоленных, беседовал с бедными и отвечал на приглашение раба, а когда находился в обществе своих сподвижников, то сидел среди них подобно любому другому. Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: “Он всегда сам чинил свою обувь, зашивал свою одежду и собственноручно делал домашнюю работу подобно любому из вас. Он был таким же человеком, как и другие, очищал свою одежду, доил своих овец и обслуживал себя сам”.[1338] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, наилучшим образом выполнял условия заключенных им договоров и поддерживал связи с родственниками, отличался наибольшим состраданием и милосердием по отношению к людям и был самым приятным в общении и воспитанным человеком. Он отличался крайней простотой и был наиболее далек ото всех дурных проявллений: он не совершал и не говорил ничего непристойного, не проклинал людей, не кричал на рынках, не воздавал злом за зло, а прощал и миловал, никому не позволял идти позади себя и не стремился возвыситься даже над своими рабами и рабынями в том, что касалось еды и одежды. Он служил тем, кто служил ему, никогда не выражал своим слугам неудовольствия и не порицал их за то, что они сделали или, наоборот, не сделали чего-либо. Он любил бедных и поддерживал общение с ними, провожал их в последний путь и не гнушался бедными из-за их бедности. Сообщается, что однажды, находясь в пути, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел зарезать овцу. Один человек сказал: “Я зарежу ее” – другой сказал: “Я сниму с нее шкуру”, – третий сказал: “Я приготовлю ее”, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, же сказал: “А я соберу веток (для огня)”. Люди сказали: “Мы сделаем это за тебя”, – но пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Я знаю, что вы готовы сделать за меня это, но я не хочу выделяться, ибо Аллаху ненавистно, когда Его раб выделяется среди своих товарищей!” – после чего встал и набрал веток для костра.[1339] Предоставим Хинд бин Абу Халя, да будет доволен им Аллах, возможность описать нам посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Сообщается, что Хинд сказал: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, постоянно пребывал в печали и размышлениях, он не отдыхал (подолгу), не говорил без необходимости и помногу “молчал”. Он говорил краткими, но исполненными смысла фразами, не говоря ничего лишнего и ничего не упуская. Он был мягок с людьми, не относился к ним строго и никого не унижал. Он возвеличивал любую милость Аллаха, даже если она была незначительной, и ничего не порицал, в том числе не порицая, но и не хваля ту еду, которую ел. Ничто не могло успокоить его гнев, если дело касалось защиты истины, но он никогда не поддавался гневу ради себя самого, проявляя великодушие. Указывая на что-либо, он указывал всей ладонью, а в знак удивления переворачивал ладонь тыльной стороной вниз. Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, гневался, он отворачивался, а когда радовался, потуплял взор. В основном он не смеялся, а только улыбался, и тогда были видны его зубы, подобные белым градинам. Он говорил только о том, что имело к нему отношение, приводил к согласию своих сподвижников, а не разделял их, оказывал почет тем, кто пользовался уважением среди своих соплеменников, и назначал таких людей вождями их соплеменников. И он остерегался посторонних людей, но не таил зла против кого бы то ни было. Он посещал своих сподвижников и спрашивал людей о том, как они живут, одобряя хорошее и порицая дурное. Он придерживался умеренности во всем и не отступал от этого правила. Он никогда не проявлял беспечности, опасаясь, что тогда и другие будут позволять себе подобное или проявлять нерадивость, и действовал должным образом в любой ситуации. Он не допускал упущений в том, что касалось истины, и не оклонялся от нее. Сидевшие в непосредственной близости от него были достойнейшими людьми. Лучшими для него были те, кто проявлял больше благожелательности по отношению к людям, а выше других он ставил тех, кто оказывал им больше помощи и поддержки. Садясь или вставая с места, он всегда поминал Аллаха. Он не выбирал для себя какого-то особого места, а когда приходил куда-нибудь садился там где было свободное место, повелевая людям поступать также. При встречах с людьми он уделял внимание каждому, чтобы никто не думал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, оказывает больше уважения другому. Он терпеливо выслушивал того, кто обращался к нему со своими нуждами, дожидаясь пока человек сам не закончит говорить, а тем, кто просил его о чем-либо он не отказывал, если же выполнить просьбу было невозможно, отвечал веждивым отказом. Он придерживался простоты и благонравия в отношениях со всеми людьми, которые относились к нему как к отцу, тогда как он одинаково относился ко всем людям, делая между ними различия только по степени благочестия. В его присутствии люди проявляли кротость, стыдивость, терпение и преданность. Никто не повышал голоса, не совершал ничего запретного и непристойного, напротив, все старались проявлять благочестие, оказывать уважение старым, проявлять жалость по отношению к малым, поддерживать нуждающихся и помогать чужеземцам. Он постоянно радовал людей благими вестями, был легок в общении, не был грубым, не кричал, не говорил ничего непристойного, не порицал и не восхвалял других, старался не замечать то, что ему не нравилось, чтобы от этого не отказывались другие[1340]. Он никогда не делал ничего напоказ, не предавался многословию и не занимался тем, что его не касалось, что же касается людей, то он никого не порицал, никого не позорил и не выискивал недостатки других. Он говорил только о том, за что надеялся получить награду Аллаха, и когда он говорил, его собеседники опускали головы и не шевелились, будто на головах у них сидели птицы. Другие начинали говорить только после того, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, умолкал, не перебивая друг друга, но слушая своего собеседника до тех пор, пока он не заканчивал говорить. Они говорили о том, с чего начинал первый, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, смеялся над тем, над чем смеялись другие, удивлялся тому, чему удивлялись они, терпеливо сносил проявления грубости со стороны чужеземцев и говорил: “Если увидите испытывающего нужду, который просит о помощи, помогите ему, и не следует ожидать благодарности ни от кого, кроме Вознаграждающего”[1341]. Сообщается, что Хариджа бин Зайд, да будет доволен им Аллах, сказал: “В любом собрании, где бы ни находился пророк, да благословит его Аллах и приветствует, к нему относились с наибольшим уважением, а сам он не протягивал ноги и руки по сторонам. Он подолгу хранил молчание, не говорил без необходимости, отворачивался от тех, кто говорил неподобающим образом[1342], не смеялся, а улыбался, четко произносил слова, не говоря ничего лишнего и ничего не упуская, и в его присутствии его сподвижники также только улыбались, а не смеялись, проявляя к нему уважение и следуя его примеру”[1343]. Одним словом, пророку, да благословит его Аллах и приветствует, были присущи несравненные качества совершенства, его Господь прекрасно воспитал его и, восхваляя пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Он даже сказал: “ … и, поистине, ты – (человек) великого нрава”[1344].[1345] Благодаря всем этим качествам души людей склонялись к нему, а сердца любили его. И благодаря этим качествам сердца людей старались следовать за ним, в результате чего эти сердца смягчились, и люди стали присоединяться к религии ислама толпами. Все то, что было упомянуто нами выше, является лишь кратким обзором проявлений совершенства пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его великих нравственных качеств, если же говорить об истинной сути его достоинств, то они непостижимы, ибо кто же способен познать до конца величайшего из всех людей, достигшего вершин совершенства и озарившегося светом своего Господа настолько, что нравом его стал Коран? О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты – Достойный похвалы, Славный! /Аллахумма, салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кя-ма салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун, Маджид!/ О Аллах, пошли благословения[1346] Мухаммаду и семейству Мухаммада, как послал Ты Ибрахиму и семейству Ибрахима, поистине, Ты – Достойный похвалы, Славный!” /Аллахумма, барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кя-ма баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун, Маджид!/
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.112.208 (0.008 с.) |