Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Будайль выступает в качестве посредника между посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и курайшитами

Поиск

После того как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, остановился в этом месте, туда явился Будайль бин Варка аль-Хуза’и[872] в сопровождении нескольких людей из своего племени хуза‘а, которые были советниками посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, из числа жителей Тихамы и пользовались его полным доверием. (Будайль) сказал: “Поистине, я покинул людей из племени ка‘б бин луаййи, которые остановились у неиссякаемых вод аль-Худайбийи вместе со своими дойными верблюдицами[873], и они будут сражаться с тобой и (постараются) помешать тебе достичь Каабы”. (На это) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, мы пришли (сюда) не для того, чтобы сражаться с кем-либо, а для того, чтобы совершить умру. Война истощила курайшитов и нанесла им ущерб, и если они захотят, я заключу с ними перемирие, (во время которого) они не должны будут вмешиваться в мои дела с (другими) людьми[874]. Если они пожелают, то могут принять ислам, как это делают (другие) люди, (а если они не пожелают этого, то по меньшей мере) смогут собраться с силами. Если же они откажутся (от перемирия), то клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, я непременно стану сражаться с ними ради своего дела, пока не погибну, но (я уверен, что) Аллах обязательно осуществит (то, что Ему угодно)!”

Будайль сказал: “Я передам им твои слова”, после чего уехал; прибыв же к курайшитам, он сказал (им): “Мы приехали к вам от этого человека[875], слова которого мы слышали, и если вы хотите, то мы передадим их вам”. Неразумные (из числа курайшитов) сказали: “Мы не нуждаемся в том, чтобы ты передавал нам что-нибудь от него”, мудрые же из них сказали (так): “Говори, что ты слышал от него”. (Будайль) сказал: “Я слышал, как он сказал то-то и то-то”. После этого курайшиты направили к мусульманам Микраза бин Хафса, увидев которого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Это вероломный человек”, когда же тот пришел и поговорил с ним, он сказал ему то же, что говорил Будайлю и его товарищам, после чего Микраз вернулся к курайшитам и рассказал им об этой встрече.

Посланцы курайшитов

После этого один человек из племени бану кинана по имени аль-Хуляйс бин ‘Алькама сказал: “Позвольте и мне встретиться с ним”. Они сказали: “Ты (можешь) встретиться с ним”, а когда (этот человек) приблизился к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижникам, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Это – такой-то, и он происходит из племени, (люди которого) почитают верблюдов,[876] так пригоните же к нему (верблюдов)”. И к нему пригнали (верблюдов)[877], сам же он был встречен людьми, произносящими тальбийу[878], и, увидев это, он воскликнул: “Преславен Аллах! Этим людям не следует мешать посетить Каабу!” А когда он вернулся к своим товарищам, то сказал: “Я видел верблюдов, шеи которых повязаны разноцветными веревками[879], а на спинах сделаны надрезы, и я думаю, что не следует мешать им посетить Каабу” после чего у него с курайшитами произошел разговор, рассердивший его.

‘Урва бин Мас‘уд ас-Сакафи сказал: “Знайте, что этот человек делает вам разумное предложение, примите же его и позвольте мне встретиться с ним”. Они сказали: “Ты (можешь) встретиться с ним”, и тогда он отправился к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и стал говорить с ним, пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему примерно то же, что он говорил Будайлю. (Выслушав его), ‘Урва сказал: “О Мухаммад, а что ты будешь говорить, если совсем уничтожишь своих соплеменников? Приходилось ли тебе слышать, чтобы кто-нибудь из арабов до тебя поголовно уничтожал своих родственников? Если же дело обернется по-другому, (ты останешься в одиночестве), ибо, клянусь Аллахом, я что-то не вижу (здесь) благородных людей, зато вижу разный сброд, который разбежится и покинет тебя (в случае твоего поражения)”. (Услышав это,) Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, грубо обругал его[880] и сказал: “Неужели (ты и в самом деле считаешь, что) мы разбежимся и покинем его?!” (Урва) спросил: “Кто это?” (Ему) сказали: “Абу Бакр”. (‘Урва) сказал: “Поистине, клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, если бы ты не оказал мне благодеяние, за которое я не отплатил, (сейчас) я бы ответил тебе (тем же)!” – после чего продолжил разговор с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и каждый раз, как (‘Урва) говорил что-нибудь, он (пытался) дотронуться до его бороды. Что же касается аль-Мугиры бин Шу‘бы, в руке которого был меч, а на голове – шлем, то он стоял рядом с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и каждый раз, как ‘Урва протягивал свою руку к бороде посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он ударял его по руке ножнами и говорил: “Убери свою руку от бороды посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!” (В конце концов) ‘Урва поднял голову и спросил: “Кто это?” (Ему) сказали: “Аль-Мугира бин Шу‘ба”. (Тогда) ‘Урва воскликнул: “О вероломный! Разве не стараюсь я (до сих пор уладить последствия) твоего вероломства?!” А дело было в том, что еще до того, как аль-Мугира принял ислам, он убил людей, которые были его спутниками, и забрал их имущество, после чего явился (в Медину) и принял ислам[881], а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал (ему): “Что касается (твоего) ислама, то я принимаю (его), что же касается имущества, то я не имею к нему никакого отношения[882]”. А аль-Мугира был сыном брата ‘Урвы.

После этого ‘Урва начал наблюдать за тем, как сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, вели себя в его присутствии, а вернувшись к своим товарищам, сказал: “О люди, клянусь Аллахом, мне приходилось бывать у царей и я приезжал к императору, хосрою и негусу[883], но, клянусь Аллахом, не видел я ни одного царя, которого его приближенные почитали бы так же, как сподвижники Мухаммада почитают Мухаммада! Клянусь Аллахом, если он сплевывает и (капли его) слюны попадают на ладонь кого-либо из людей, (этот человек) обязательно растирает их по своему лицу и коже; когда он повелевает им что-нибудь, они спешат выполнить (любое) его веление; когда он совершает омовение, они готовы сражаться друг с другом за воду, которую он использовал для омовения[884], а когда он начинает говорить, они понижают свои голоса в его присутствии, и, (кроме того,) они (даже) не смотрят на него пристально из почтения к нему! (Этот человек) сделал вам разумное предложение, так примите же его!”

“И Он – Тот, кто удержал их руки от вас…” [885]

Когда безрассудные молодые курайшиты, рвавшиеся в бой, увидели, что их предводители склоняются к миру, они задумали помешать этому, решив проникнуть ночью в лагерь мусульман и сделать что-нибудь такое, что привело бы к войне, после чего они действительно попытались осуществить свое решение. Ночью семьдесят или восемьдесят человек вышли из лагеря курайшитов, спустились с горы ат-Тан‘им и попытались проникнуть в лагерь мусульман, однако Мухаммаду бин Масламе, да будет доволен им Аллах, который отвечал за охрану, удалось задержать всех их. Стремившийся к заключению перемирия посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отпустил их, ничего им не сделав, а Аллах Всевышний ниспослал аят, в котором говорится: “И Он – Тот, Кто удержал их руки от вас и ваши руки от них в долине Мекки [886] после того, как Он привел вас к победе над ними” (“Победа”, 24).

 

Усман бин ‘Аффан, да будет доволен им Аллах,отправляется к курайшитам

После этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, решил направить к курайшитам своего посланца, который подтвердил бы им, какую позицию он занимает и какова цель его похода. Он призвал к себе Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, чтобы послать к курайшитам его, но Умар уклонился от этого, сказав: “О посланник Аллаха нет у меня в Мекке никого из бану ка‘б, кто постоял бы за меня, если мне нанесут обиду. Лучше пошли Усмана бин ‘Аффана, у которого там имеются родственники, и он передаст им, что ты хочешь”. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, призвал к себе Усмана и направил к курайшитам его, сказав: “Передай им, что мы пришли не для того, чтобы сражаться, а только для того, чтобы совершить умру, и призови их к исламу”. И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел ему повстречаться в Мекке с верующими мужчинами и женщинами, порадовать их вестью о близкой победе и сообщить им о том, что Всемогущий и Великий Аллах приведет Свою религию в Мекке к победе, и тогда никому из верующих больше не придется скрываться.

Усман, да будет доволен им Аллах, двинулся в путь, а когда добрался до курайшитов, находившихся в Бальдахе, они спросили: “Куда ты направляешься?” Усман сказал: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, послал меня с тем-то и тем-то”. Они сказали: “Мы слышали об этом, ступай же и выполняй то, ради чего ты приехал”, а после этого к нему подошел Аббан бин Са‘ид бин аль-Ас, который приветствовал его, пообещал Усману свою защиту, посадил его в седло позади себя и доставил в Мекку, где он передал послание пророка, да благословит его Аллах и приветствует, предводителям курайшитов. Когда Усман, да будет доволен им Аллах, выполнил то, что ему было поручено, курайшиты предложили ему совершить обход Каабы, однако он отверг это предложение, сказав, что отказывается совершать обход, пока это не сделает посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Слух о гибели Усмана, да будет доволен им Аллах, и клятва, угодная Аллаху (бай‘ат ар-ридван)

После этого курайшиты на некоторое время задержали Усмана, да будет доволен им Аллах, у себя. Возможно, они хотели обсудить между собой создавшееся положение и прийти к окончательному решению, а потом дать ответ на послание, которое он привез им. Это продолжалось довольно долго, и через некоторое время среди мусульман разнесся слух, что Усман, да будет доволен им Аллах, убит. Когда эти слухи дошли и до посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал: “Мы не двинемся с места, пока не сразимся с этими людьми!” – а потом призвал своих сподвижников дать ему клятву, и они стали клясться ему в том, что не побегут, а часть людей поклялась в том, что будет стоять насмерть. Первым эту клятву принес Абу Синан аль-Асади, да будет доволен им Аллах, а Салама бин аль-Аква’, да будет доволен им Аллах, поклялся сражаться насмерть трижды: вместе с первыми принесшими клятву, с теми, кто давал ее между первыми и последними, и с теми, кто давал ее в конце. Что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он пожал свою собственную левую руку и сказал: “Это за Усмана” а после того, как клятву дали все, явился и сам Усман бин ‘Аффан, да будет доволен им Аллах, также давший клятву, от которой не отказался никто за исключением одного человека из числа лицемеров по имени Джадд бин Кайс.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, принимал эту клятву сидя под деревом, и при этом Умар, да будет доволен им Аллах, держал его за руку, а Ма‘киль бин Йасар, да будет доволен им Аллах, придерживал ветку этого дерева, поднимая ее, чтобы она не касалась пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Это была та самая угодная Аллаху клятва, о которой Аллах Всевышний ниспослал аят, где сказано: “Аллах остался доволен верующими, когда они присягнули тебе под деревом” (“Победа”, 18).

Заключение перемирия и пункты заключенного соглашения

Курайшиты, понимавшие, что положение становится критическим, поспешили направить для заключения перемирия Сухайля бин Амра, строго наказав ему следующее: “Перемирие можно заключать лишь при том условии, что в этом году он уедет от нас, чтобы арабы никогда не говорили, что он вошел в Мекку благодаря своей силе!” Когда Сухайль бин Амр подошел к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал: “Теперь ваше дело облегчилось[887], ибо если курайшиты направили сюда этого человека, значит, они хотят мира”. И после того как Сухайль пришел туда, они долго разговаривали, в конечном итоге договорившись о том, что соглашение должно включать в себя следующие пункты.

1. В этом году посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, возвращается обратно и не входит в Мекку, а на следующий год мусульмане могут войти в Мекку и оставаться в городе в течение трех дней, имея при себе только мечи в ножнах, а курайшиты не станут никоим образом препятствовать им.

2. Военные действия между сторонами прекращаются на десять лет, в течение которых людям гарантируется безопасность, и они не будут нападать друг на друга.

3. Любой из тех, кто пожелает заключить союз с Мухаммадом, может сделать это, и любой, кто пожелает заключить союз с курайшитами, может сделать это, а то племя, которое присоединится к любой из сторон, будет считаться ее составной частью, и любое враждебное действие против этих племен будет рассматриваться как враждебное действие против соответствующей стороны.

4. Того из курайшитов, кто придет к Мухаммаду без разрешения своего покровителя, иначе говоря, сбежит от них, он вернет им, а того из находящихся вместе с Мухаммадом, кто придет к курайшитам, сбежав от него, ему возвращать не будут.

После этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подозвал к себе Али, да будет доволен им Аллах, чтобы он записывал, и продиктовал следующее: “С именем Аллаха Милостивого, Милосердного” /Би-сми-Лляхи-р-Рахмани-р-Рахим/. Услышав это, Сухайль сказал: “Что касается “ар-Рахмана”[888], то, клянусь Аллахом, я не знаю, что это такое! Пиши: “С именем Твоим, о Аллах” /Би-сми-кя, Аллахумма/”, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел Али, да будет доволен им Аллах, написать так, а потом (продиктовал): “Вот на (каких условиях) заключает мир Мухаммад, посланник Аллаха … ” Тут Сухайль сказал: «Клянемся Аллахом, если бы мы знали точно, что ты – посланник Аллаха, то не стали бы ни мешать тебе достичь Каабы, ни сражаться с тобой! Пиши же: “Мухаммад бин Абдуллах”». На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Клянусь Аллахом, поистине, я – посланник Аллаха, даже если вы и не верите мне!” – велев Али, да будет доволен им Аллах, написать “Мухаммад бин Абдуллах”, а слова “посланник Аллаха” стереть, однако Али, да будет доволен им Аллах, отказался стирать эти слова, и тогда их собственноручно стер сам пророк, да благословит его Аллах и приветствует. После этого соглашение дописали до конца, а когда перемирие было заключено, договор с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, заключило и племя хуза‘а, ставшее союзником хашимитов еще при жизни Абд аль-Мутталиба, на что мы уже указывали в начале книги, а теперь заключившее союз с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в качестве подтверждения их старого союза. Что же касается племени бану бакр, то оно заключило союз с курайшитами.

Выдача Абу Джандаля

И пока это соглашение записывали, со стороны нижней части Мекки неожиданно появился закованный в кандалы Абу Джандаль Ибн Сухайль[889], да будет доволен им Аллах, который присоединился к мусульманам. Увидев его, Сухайль сказал: “И прежде всего я требую от тебя возвращения этого (человека)!” Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Но мы еще не заключили соглашение!” На это Сухайль сказал: “Тогда я вообще ни о чем не буду разговаривать с тобой!” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, попросил: “Отдай мне (только) его”, но Сухайль сказал: “Я тебе его не отдам!” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “И все же сделай (то, о чем я прошу)!” – но Сухайль сказал: “Не сделаю!” – а потом Сухайль ударил Абу Джандаля, да будет доволен им Аллах, по лицу, схватил за воротник и потянул за собой, чтобы вернуть его к многобожникам. Тут к мусульманам обратился сам Абу Джандаль, да будет доволен им Аллах, который закричал изо всех сил: “О мусульмане, неужели же меня[890] вернут многобожникам, которые будут отвращать меня от моей религии?!” – а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “О Абу Джандаль, терпи и надейся на награду Аллаха, и Аллах приведет тебя и тех слабых, которые находятся вместе с тобой, к облегчению и укажет вам выход. Поистине, мы заключили с этими людьми перемирие и дали им слово, как и они дали нам его, и мы не нарушим своего слова!”

Что же касается Умара бин аль-Хаттаба, то он подбежал к Абу Джандалю, да будет доволен Аллах им обоими, сказал: “Терпи, о Абу Джандаль! Поистине, это всего лишь многобожники, и жизнь любого из них не дороже жизни собаки”, и придвинул к нему свой меч. А потом Умар, да будет доволен им Аллах, говорил: “Я думал, что он схватит меч и ударит им отца, но этот человек пожалел своего отца, и то, чему суждено было свершиться, свершилось”.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.21.70 (0.016 с.)