![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сафи ар-Рахман аль-Мубаракфури,Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Бенарес, Индия, Года хиджры – 6/11/1976 г.н.э.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шихаб ад-дин Ахмад бин Мухаммад аль-Асади аль-Макки, (ум. в 1066 г.х.) “Ихбар аль-кирам би-ахбар аль-масджид аль-харам”. 2. Мухаммад бин Исмаил аль-Бухари, (ум. в 256 г.х.) “Аль-адаб аль-муфрад”. 3. Хайр ад-дин аз-Заркали, “Аль-а‘лям”. 4. Исмаил бин Кясир ад-Димашки, “Аль-бидайа ва-н-нихайа”. 5. Ахмад бин Хаджар аль-‘Аскалани, (773–852 гг. х.) “Булюг аль-марам мин адиллят аль-ахкям”. 6. Сеййид Сулейман ан-Надави, (ум. в 1373 г.х.), “Тарих ард аль-Куран”. 7. Шах Акбар-хан ан-Наджибабади, “Тарих аль-ислам”. 8. Ибн Джарир ат-Табари, “Тарих аль-умам ва-ль-мулюк”. 9. Абу-ль-Фарадж Абд ар-Рахман бин аль-Джаузи, “Тарих Умар бин аль-Хаттаб”. 10. Абу-ль-‘Али Абд ар-Рахман аль-Мубаракфури (ум. 1353 г.х..1935 г.н.э.), “Тухфат аль-ахвази”. 11. Исмаил бин Касир ад-Димашки, “Тафсир”. 12. Абу-ль-А‘ля аль-Маудуди, “Тафхим аль-Куран”. 13. Абу-ль-Фарадж Абд ар-Рахман бин аль-Джаузи, (ум. в 597 г.х.) “Тальких фухум ахль аль-асар”. 14. Абу Иса Мухаммад бин Иса бин Сура ат-Тирмизи (209–279 гг.х.), “Джами‘”. 15. Абу-ль-А‘ля аль-Маудуди, “Аль-джихад фи-ль-ислам”. 16. Мухибб ад-дин Абу Джафар Ахмад бин Абдуллах ат-Табари (ум. в 673 г.х.), “Хулясат ас-сийар”. 17. Мухаммад Сулейман Сальман аль-Мансурфури (ум. в 1930 г.н.э.), “Рахматун ли-ль- алямин”. 18. Доктор Хамидулла, “Расуль акрам ки сийаси зандаки”. 19. Абу-ль-Касим Абд ар-Рахман бин Абдуллах ас-Сухайли (508–581 гг.х.), “Ар-рауд аль- анаф”. 20. Шамс ад-дин Абу Абдуллах Мухаммад бин Бакр бин Аййуб, известный также как Ибн аль-Каййим (691–751 гг.х.), “Зад аль-ма‘ад”. 21. Библия, Книга бытия. 22. Абу Абдуллах Мухаммад бин Йазид бин Маджа аль-Казвини (209–273 гг.х.), “Сунан”. 23. Абу Дауд Сулейман бин аль-Аш‘ас ас-Сиджистани (202–275), “Сунан”. 24. Абу Абд ар-Рахман Ахмад бин Шу‘айб ан-Наса‘и (215–303), “Сунан”. 25. Ибн Бурхан ад-дин, “Ас-сират аль-халябийа”. 26. Абу Мухаммад Абд аль-Малик бин Хишам бин Аййуб аль-Химйари (ум. в 213 или 218 г.х.), “Ас-сират ан-набавиййа”. 27. Абу Мухаммад Абдуллах Джамаль ад-дин бин Йусуф, известный также как Ибн Хишам аль-Ансари (708–761 гг.х.), “Шарх шузуз аз-захаб”. 28. Абу Закарийа Мухййи-д-дин Йахйа бин Шараф ан-Навави (ум. в 676 г.х.), “Шарх Сахих Муслим”. 29. Аз-Заркани, “Шарх аль-мавахиб аль-лядуннийа”.
30. Кади ‘Ийад, “Аш-шифа би-та`риф хукук аль-мустафа”. 31. Мухаммад бин Исмаил аль-Бухари (ум. в 256 г.х.), “Сахих”. 32. Муслим бин аль-Хаджжадж аль-Кушайри, “Сахих”. 33. Библия, Книга пророка Аввакума. 34. Мухаммад Ахмад Башамиль, “Сульх аль-Худайбийа”. 35. Мухаммад б. Са‘д, “Ат-табакат аль-кубра”. 36. Абу-т-Таййиб Шамс аль-Хакк аль-Азимабади, “‘Аун аль-ма‘буд шарх Аби Дауд”. 37. Мухаммад Ахмад Башамиль, “Газват Ухуд”. 38. Мухаммад Ахмад Башамиль, “Газват Бадр аль-кубра”. 39. Мухаммад Ахмад Башамиль, “Газват Хайбар”. 40. Мухаммад Ахмад Башамиль, “Газват бани курайза”. 41. Ахмад бин Али бин Хаджар аль-‘Аскалани (773–852 гг.х.), “Фатх аль-Бари”. 42. Мухаммад аль-Газали, “Фикх ас-сира”. 43. Священный Коран. 44. Фуад Хамза, “Кальб джазират аль-араб”. 45. Абу-ль-Хасан Али аль-Хусни ан-Надави, “Маза хасира-ль-алям би-нхитат аль- муслимина?” 46. Шейх Мухаммад аль-Хадири”, “Мухадарат тарих аль-умам аль-исламийа”. 47. Шейх Абдуллах бин Мухаммад ан-Наджди, “Мухтасар сират ар-расуль”. 48. Ан-Насафи, “Мадарик ат-танзиль”. 49. Шейх Абу-ль-Хасан Убайдуллах ар-Рахмани аль-Мубаракфури, “Миркат аль- мафатих”. 50. Абу-ль-Хасан Али аль-Мас‘уди, “Мурудж аз-захаб”. 51. Абу Абдуллах Мухаммад аль-Хаким ан-Найсабури, “Аль-мустадрак”. 52. Имам Ахмад бин Мухаммад бин Ханбаль аш-Шайбани (ум. в 264 г.х.), “Муснад”. 53. Абу Мухаммад Абдуллах бин Абдуллах ад-Дарими (181–255), “Муснад”. 54. Вали ад-дин Мухаммад бин Абдуллах ат-Табризи, “Мишкат аль-масабих”. 55. Йакут аль-Хамави, “Му‘джам аль-бульдан”. 56. Аль-Касталлани, “Аль-мавахиб аль-лядуниййа”. 57. Имам Малик бин Анас аль-Асбахи (ум. в 169 г.х.), “Муватта”. 58. Али бин Ахмад ас-Сухраварди, “Вафа аль-вафа”.
[1] Шам – старое название территорий, на которых ныне расположены такие государства как Сирия, Иордания, Ливан и Палестина. [2] Около трёх миллионов квадратных километров. [3] Имеются в виду Византия и Иран. [4] Марибская плотина находилась в Йемене. [5] Хиджаз – горные цепи, которые тянутся вдоль аравийского побережья Красного моря. [6] Харам – священная территория вокруг святилища, где все живые существа и растения являлись неприкоосновенными. [7] Тихама – узкая приморская полоса на аравийском побережье Красного моря.
[8] Гассаниды – арабские князья, являвшиеся вассалами Византии. Их резиденция находилась в Джабии, расположенной в 80 километрах к югу от Дамаска. Гассаниды и их подданные исповедовали христианство. [9] Ляхмиды – арабские князья, являвшиеся вассалами сасанидских правителей Ирана. Подобно Гасанидам они также исповедовали христианство. [10] Хира – город на берегу Евфрата на юге Ирака, где находилась резиденция Ляхмидов. [11] Бахрейн – район, расположенный на побережье Персидского залива. [12] Название прибрежного района, расположенного на юге Аравийского полуострова. [13] Неджд – обширное центральное плоскогорье Аравии. [14] Более подробно об этих племенах и их миграциях см.: “Лекции аль-Хадири по истории исламских народов, 1/11–13”, а также “Сердце Аравии”, с. 231–235. Среди исторических источников наблюдаются значительные расхождения по вопросам определения времени и причин вышеупомянутых миграций. Ознакомившись с разными точками зрения, мы изложили те из них, которые представляются нам наиболее обоснованными. [15] Абу-ль-А‘ля аль-Маудуди, “Тафхим аль-Куран”, 1/553 – 556. [16] Там же, 1/108. [17] Прежде всегда считалось, что Хаджар была невольницей, однако известный писатель и крупный учёный кади Мухаммад Сулейман аль-Мансурфури установил, что она бы ла свободной женщиной и являлась дочерью фараона. См.: “Рахматун ли-ль-‘алямин”, 2/36–37. [18] См.: “Сахих” аль-Бухари, “Книга пророков”, 1/474–475. [19] Вади – сухое русло, долина, каньон. [20] См.: “Сахих” аль-Бухари, “Книга пророков”, 1/475. [21] Иначе говоря, Ибрахим уложил Исмаила, мир им обоим, на землю лицом вниз, чтобы совершить жертвоприношение. [22] См.: “Сахих” аль-Бухари, “Книга пророков”, 1/475–476. [23] “Сердце Аравии”, с. 230. [24] Иначе говоря, Ибрахим велел Исмаилу, мир им обоим, не расставаться с этой его женой. [25] См.: “Сердце Аравии”, с. 230. [26] См.: “Тарих ард -аль-Куран”, 2/78–86. [27] См.: “Тарих” ат-Табари, 2/191–194; “Аль-А`лям”, 6/5. [28] “Лекции аль-Хадири по истории исламских народов”, 1/14–15. [29] Этот хадис Муслим приводит со слов Ваиля бин аль-Аска‘, “Глава о достоинстве происхождения пророка, да благословит его Аллах и приветствует ”, 2/245. Этот хадис приводит также ат-Тирмизи. [30] Этот хадис приводит ат-Тирмизи, “Глава о том, что было сказано относительно достоинства пророка, да благословит его Аллах и приветствует, 2/102. [31] Харра – лавовое поле. [32] “Лекции аль-Хадири по истории исламских народов”, 1/15–16. [33] См.: “Саба”, 16 [34] То есть да будут прокляты! [35] О походе на Мекку войска Абрахи, в составе которого были боевые слоны, упоминается в 105-й суре Корана “Слон”. [36] Имеется в виду истребление воинов Абрахи, на которых Аллах наслал птиц, закидавших их кусками обожжённой глины. [37] Хосрой – титул царей Ирана. [38] Подробнее об этом см. “Тафхим аль-Куран”, 4/195–198, а также “Тарих ард аль-Куран”, т. 1, с. 133 и далее. Что касается определения дат, то в этом отношении между различными историческими источниками имеются большие расхождения. Некоторые авторы характеризовали приводимые в этих источниках упоминания о деталях словами Корана: “Поистине, это не что иное, как сказания древних”. (“Скот”, 25) [39] Маздак – основатель одной из зароастрийской сект, возникшей на рубеже V–VI вв. Маздакиты стремились к уничтожению социальноого неравенства и в качестве эффективного средства сословных перегородок провозгласили общность жён.
[40] “Лекции аль-Хадири по истории исламских народов”, 1/29–32. [41] Думат аль-Джандаль находится на севере пустыни Нефуд на границах Шама и Аравии. [42] Йармук – вади к западу от Тивериадского озера, где произошло сражение мусульман с византийцами, в котором мусульмане одержали крупную победу. [43] “Лекции аль-Хадири по истории исламских народов”, 1/34; “Ард аль-Куран”, 2/80–82. [44] “Кальб джазират аль-араб”, с. 230–237. [45] См.: Библия, Книга бытия, Глава 25, 17. [46] См.: “Кальб джазират аль-араб”, с. 230–237; Ибн Хишам, 1/111–113. Из всех детей Исмаила, мир ему, Ибн Хишам упоминает только о правлении Набита. [47] См.: “Кальб джазират аль-араб”, с. 230. [48] “Рахматун ли-ль-‘алямин”, 2/48. [49] См.: “Кальб джазират аль-араб”, с. 231. [50] Не путать со старшим Мудадом аль-Джурхуми, о котором упоминалось ранее в рассказе об Исмаиле, мир ему. [51] Аль-Мас‘уди пишет: “В то время персы дарили Каабе много богатств и драгоценностей. Так, Сасан бин Бабек принёс в дар две золотых газели, драгоценности, мечи и много золота, и всё это ‘Амр схоронил в источнике Замзам”. См.: “Мурудж аз-захаб”, 1/205. [52] Аль-Хаджун – гора в Мекке. [53] См.: Ибн Хишам, 1/114–115. [54] Имеется в виду, что, когда боевые действия захватывали и какой-нибудь священный месяц, например, мухаррам, в течении которого сражаться было нельзя, священным объявлялся следующий месяц, сафар, а военные действия в мухарраме не прекращались. [55] Ибн Хишам, 1/44; 119–120; 122. [56] См.: Йакут, “Му‘джам аль-бульдан”, статья “Мекка”. [57] Имеется виду, что среди них не было хранителей ключей от Каабы. [58] “Лекции аль-Хадири по истории исламских народов”, 1/35; Ибн Хишам, 1/117. [59] Ибн Хишам, 1/117–118. [60] Там же. [61] Там же, 1/188. [62] “Рахматун ли-ль- ‘алямин”, 2/55. [63] Ибн Хишам, 1/123 – 124. “Шаддах” означает “разбивающий”. [64] “Кальб джазирату-ль-араб”, с. 232. [65] Ибн Хишам, 1/124–125. [66] Ибн Хишам, 1/125; “Лекции аль-Хадири по истории исламских народов”, 1/36; “Ахбар аль-кирам”, с.152. [67] “Лекции аль-Хадири по истории исламских народов”, 1/36. [68] Ибн Хишам, 1/130. [69] Ибн Хишам, 1/129–132, 137, 142, 178–179. [70] “Тарих ард аль-Куран”, 2/104–106. [71] Хороший поэт был предметом гордости любого племени. [72] См.: “Сахих” аль-Бухари, 1/222. [73] Джахилийа – невежество. Имеется в виду доисламская эпоха. [74] “Шурака’” – так они называли тех божеств, которым поклонялись наряду с Аллахом. [75] Имеются в виду их утверждения, что это является частью поклонения Аллаху. [76] Ибн Хишам, 1/89–90. [77] См.: “Сахих” аль-Бухари, 1/499. [78] Там же. [79] Иначе говоря, компенсацией за убийство, ранение или нанесение увечья.
[80] “Лекции аль-Хадири по истории исламских народов”, 1/56; Ибн Хишам, 1/152–153. [81] См.: “Сахих” Муслима с комментариями ан-Навави, “Книга веры”, «Глава, в которой разъясняется, что не верует тот, кто говорит: “Нам был послан дождь благодаря появлению (такой-то) планеты”, 1/59.» [82] Если сова садилась на чей-либо дом, считалось, что скоро там кто-то умрёт. [83] См.: “Сахих” аль-Бухари, 2/851–852 и примечания к нему шейха Ахмада Али ас-Сахаранфури. [84] От “ахмас” – истовый в вере. [85] То есть покидайте долину аль-Муздалифа утром в день праздника. Здесь обращение к курайшитам и представителям некоторых других племён, живших вокруг Мекки, которые оставались в аль-Муздалифе и не отправлялись к Арафату. [86] Ибн Хишам, 1/199; “Сахих” аль-Бухари, 1/226. [87] Ибн Хишам, 1/202. [88] Ибн Хишам, 1/202; “Сахих” аль-Бухари, 1/226. [89] То есть где бы вы ни совершали молитву, являйтесь на неё в чистых и, по возможности, красивых одеждах, должным образом прикрывающих тело. [90] Ибн Хишам, 1/202–203. [91] “Кальб джазират аль-араб”, с. 151. [92] “Вафа-аль-вафа”, с. 116. [93] “Тафхим аль-Куран”, 6/297–298; Ибн Хишам, 1/, 20–22, 27, 31, 35, 36. [94] “Тафхим аль-Куран”, 6/297. [95] Ибн Хишам, 1/31–34. [96] Сабии или же, как их ещё называют, сабеи – одна из категорий обладателей Писания, которые пользовались покровительством мусульман. Упоминания о них есть в Коране (2:62; 5:69; 22:17), однако неизвестно, кто именно имеется в виду в Коране под сабиями. [97] “Тарих ард аль-Куран”, 2/193 – 208. [98] См.: “Сунан” Абу Дауда, “Книга брака”, “Глава о видах брака, заключавшихся людьми, жившими в эпоху джахилийи”. [99] См. Коран,“Женщины”, 22–23. [100] Имеется в виду, что мужчина мог разводиться со своей женой и возвращать её обратно столько раз, сколько хотел. [101] См.: “Сунан” Абу Дауда, “Книга брака”, “Глава об отмене возобновления брака после трёх разводов.” Толкователи Корана указывают, что именно это стало причиной ниспослания аята, в котором говорится: “Развод (даётся только) дважды* … ” (“Корова”, 229)* Речь идёт о таком разводе, после которого жена может вернуться к мужу. [102] См.: “Сунан” Абу Дауда, “Глава о том, что ребёнок принадлежит тому, на чьей постели он родился”. [103] См.: Коран, “Скот”, 151; “Пчёлы”, 58–59; “Ночное путешествие”, 31; “Скручивание”, 8. [104] Нетрудно заметить, что это слово созвучно арабскому слову “карм” (щедрость). [105] Муаллака – одно из семи признанных наилучшими поэтических произведений доисламской эпохи. [106] Майсир – род азартной игры или же лотереи, широко распространённой в доисламской Аравии. [107] Ибн Хишам, 1/1–2; “Тальких фухум ахль аль-асар”, 5–6; “Рахматун ли-ль-‘алямин”, 2/ 11–14; 52. [108] После тщательного исследования Мухаммад Суляйман аль-Мансурфури объединил эту часть генеалогии с тем, что передают аль-Кальби и Ибн Са‘д. См.: “Рахматун ли-ль-‘алямин”, 2/14–17, где есть значительные расхождения с историческими источниками. [109] Ибн Хишам, 1/2–4; “Тальких фухум ахль аль-асар”, с. 6; Ат-Табари, “Хилясат ас-сийар”, с. 6; “Рахматун ли-ль-‘алямин”, 2/18. В этих источниках некоторые из вышеупомянутых имён пишутся по-разному, а в некоторых других вообще не упоминаются.
[110] Сарид – мясной бульон, в который крошат куски хлеба. [111] Слово “хашим” (разбивающий) является причастием действительного залога от глагола “хашама” – ломать; разбивать. [112] Зимний караван уходил в Йемен, а летний – в Шам. [113] “Шайба” – седой волосок. Ибн Хишам, 1/137; “Рахматун ли-ль-’алямин”, 1/26; 2/24. [114] Йасриб – доисламское название Медины. [115] Ибн Хишам, 1/107. [116] Ибн Хишам, 1/137–138. [117] Аль-Хиджр – огороженное невысокой полукруглой стенкой открытое пространство, примыкающее к Каабе и являющееся её частью. [118] Ибн Хишам, 1/142–147. [119] Ибн Хишам, 1/43 – 56; “Тафхим аль-Куран”, 6/462–469. [120] Иначе говоря, люди, покорившиеся (асляма) воле Аллаха. До возникновения ислама такими людьми являлись христиане, а до возникновения христианства – иудеи. [121] “Тальких фухум ахль аль-асар”, с. 8–9; “Рахматун ли-ль- ‘алямин”, 6/56, 66. [122] Иначе говоря, вира (дийа), которую взимали с виновных за убийство или нанесение ранений и увечий. [123] То есть Амину, дочь Вахба. [124] Ибн Хишам, 1/156–158; Мухаммад аль-Газали, “Фикх ас-сира”, с. 58; “Рахматун ли-ль- ‘алямин”, 2/91. [125] “Табакат” Ибн Са`да, 1/62. [126] Кунья – почётное прозвище, например, Умм Фадль (мать Фадля), ‘Абу-ль-Хасан (отец аль-Хасана) и так далее. [127] “Тальких фухум ахль аль-асар”, с. 4; “Сахих Муслима”, 2/96. [128] “Лекции аль-Хадири по истории исламских народов, 1/62”; “Рахматун ли-ль- ‘алямин”, 1/38–39. Расхождения в определении дня апреля являются следствием расхождений в христианских календарях. [129] Ибн Са‘д, “Табакат”, 1/63. [130] “Краткое жизнеописание посланника, да благословит его Аллах и приветствует ”, с. 12. [131] Ибн Хишам, 1/159–160; “Лекции аль-Хадири по истории исламских народов, 1/62”. По некоторым сообщениям, он родился уже обрезанным. См.: “Тальких фухум ахль аль-асар”, с. 4. Ибн аль-Кайим сказал: “Надёжного хадиса относительно этого нет”. См.: “Зад аль-Ма‘ад”, 1/18. [132] “Тальких фухум ахль аль-асар”, с. 4; [133] “Зад аль-Ма‘ад”, 1/19. [134] Ибн Хишам, 1/162–164. [135] Так пишут все авторы жизнеописаний пророка, да благословит его Аллах и приветствует, хотя по контексту в жизнописании Ибн Исхака должно указываться, что ему исполнилось три года. См.: Ибн Исхак, 1/164–165. [136] Имеется в виду кормилица Халима. [137] “Сахих” Муслима, “Глава о ночном путешествии”, 1/92. [138] “Тальких фухум ахль аль-асар”, с. 7; Ибн Хишам, 1/168. [139] Ибн Хишам, 1/168; “Тальких фухум ахль аль-асар”, с. 7; “Лекции аль-Хадири по истории исламских народов, 1/62”; Мухаммад аль-Газали, “Фикх ас-сира”, с. 50. [140] Ибн Хишам, 1/168. [141] “Тальких фухум ахль аль-асар”, с. 7; Ибн Хишам, 1/169. [142] Об этом сообщает Ибн аль-Джаузи в “Тальких фухум ахль аль-асар”, с. 7. [143] Акаба – город в южной части Иордании. [144] Шейх Абдуллах ан-Наджди, “Краткое жизнеописание посланника, да благословит его Аллах и приветствует”, с. 16; Ибн Хишам, 1/180–183. В сборнике хадисов ат-Тирмизи и некоторых других источниках сообщается, что он отправил с ним Биляла, но это явная ошибка, так как в то время Биляла, очевидно, ещё и на свете не было, а если он уже и родился, то его не было ни с Абу Талибом, ни с Абу Бакром. См.: “Зад аль-Ма‘ад”, 1/17. [145] Ибн Хишам, 1/184–187; “Кальб джазират аль-араб”, с. 260; “Лекции аль-Хадири по истории исламских народов, 1/63”. [146] Ибн Хишам, 1/113, 135; Шейх Абдуллах ан-Наджди, “Краткое жизнеописание посланника,”, с. 30–31. [147] “Краткое жизнеописание”, с. 30–31. [148] Ибн Хишам, 1/166. [149] Мухаммад аль-Газали, “Фикх ас-сира”, с. 52. [150] Ибн Хишам, 1/187–188. [151] Ибн Хишам, 1/189–190; Мухаммад аль-Газали, “Фикх ас-сира”, с. 59; “Тальких фухум ахль аль-асар”, с. 7. [152] Ибн Хишам, 1/190–191; Мухаммад аль-Газали, “Фикх ас-сира”, с. 60; “Фатх аль-Бари”, 7/507. Между вышеупомянутыми источниками имеются некоторые расхождения, в силу чего мы выбирали то, что представляется нам наиболее предпочтительным. [153] Около шести метров. [154] Другими словами, деньги, заработанные честным путем. [155] Аль-Амин (верный; честный; надёжный) – прозвище посланника Аллаха, благословит его Аллах и приветствует. [156] Название аль-Хатым носит полукруглая стенка, которая отделяет аль-Хиджр от того места, на котором совершается обход Каабы. [157] Матаф – место, предназначенное для обхода (таваф) Каабы. [158] Подробнее о перестройке Каабы см.: Ибн Хишам, 1/192–197; Мухаммад аль-Газали, “Фикх ас-сира”, с. 58; “Сахих” аль-Бухари, “Глава о достоинстве Каабы и её перестройке”, 1/215; “Лекции аль-Хадири по истории исламских народов”, 1/64. [159] Аль-Лат, аль-‘Узза, а также Манат – доисламские женские божества. [160] Указанием на это служит то, что он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал монаху Бахире. См.: Ибн Хишам, 1/128. [161] Относительно степени достоверности этого хадиса существуют разные мнения. Аль-Хаким и аз-Захаби считали его достоверным, а Ибн Касир в “Аль-бидайа ва-н-нихайа” (2/287) называет его слабым. [162] Название одежды в виде куска ткани, который обматывается вокруг бёдер. [163] “Сахих” аль-Бухари, “Глава о достоинстве Каабы и её перестройке“, 1/540. [164] См. тот же источник с комментариями аль-Касталляни. [165] “Сахих” аль-Бухари, 1/3. [166] Савик – проваренный ячмень или пшено, к которым добавлялись вода и масло. Савик использовался арабами в качестве походной еды быстрого приготовления. [167] “Рахматун ли-ль- ‘алямин”, 1/47; Ибн Хишам, 1/235–236. [168] Ибн Хаджар пишет: “Аль-Байхаки сообщает, что эти видения продолжались в течение шести месяцев, из чего следует, что начало пророчества, выразившегося в видениях, приходится на месяц его рождения раби аль-авваль после достижения им возраста сорока лет, что же касается откровений, получаемых наяву, то они начались в рамадане”. (“Фатх аль-Бари”, 1/27) [169] Данные историков относительно того месяца, когда Аллах почтил его пророчеством и ниспослал первое откровение, в значительной степени расходятся между собой. Большая часть их считает, что это произошло в месяце раби аль-авваль, тогда как другие полагают, что это было в рамадане. Есть и такие, которые утверждают, что месяцем ниспослания первого откровения являлся месяц раджаб. На наш взгляд, наиболее предпочтительным представляется второе мнение, согласно которому это произошло в рамадане, так как Аллах Всевышний сказал: “Месяц рамадан (является месяцем), в который был ниспослан Коран” (“Корова”, 185). И Аллах Всевышний также сказал: “Поистине, Мы ниспослали его в ночь предопределения”. (“Предопределение”, 1) Известно, что ночь предопределения является одной из ночей рамадана, и именно о ней идёт речь в том аяте, где говорится: “Поистине, Мы ниспослали его в благословенную ночь, ведь Мы (всегда желали) предостеречь … ” (“Дым”, 3) Кроме того, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, оставался в уединении в пещере Хира в рамадане, и именно туда, как известно, спустился к нему Джибрил. [170] То есть истинного. [171] Имеются в виду такие сновидения, в истинности которых не оставалось никаких сомнений. [172] То есть для уединения в пещере. [173] Первое откровение включало в себя пять аятов из суры “Сгусток” и заканчивалось словами: “…научил человека тому, чего он не знал” (“Сгусток”, 5). [174] Ко времени возникновения ислама иудейские поселения имелись во многих оазисах Аравийского полуострова. Сообщение о том, что Варака знал древнееврейскую письменность и пользовался ею, свидетельствует о его постоянных контактах с иудеями. [175] Здесь Хадиджа, да будет доволен ей Аллах, называет пророка, да благословит его Аллах и приветствует, племянником Вараки только для того, чтобы указать на почтенный возраст последнего. В действительности же в родстве они не состояли. [176] То есть до того дня, когда тебя станут изгонять. [177] «Сахих» аль-Бухари,1/3. Аль-Бухари приводит этот хадис с небольшими изменениями также в «Книге толкования Корана» и в «Книге толкования снов». [178] То есть если они придут к такому выводу после того, как я расскажу им о полученном откровении. [179] Ат-Табари, 2/207. [180] Ибн Хишам, 1/237–238. [181] Краткое изложение сообщения Ибн Хишама, 1/238. [182] “Фатх аль-Бари”, 1/27; 12/360. [183] “Сахих” аль-Бухари, “Книга толкования снов Корана”, “Глава об истинных видениях, с которых началось ниспослание откровений посланнику Аллаха, “, 2/1034. [184] Имеется в виду прекращение ниспослания откровений на несколько дней. [185] “Фатх аль-Бари”, 1/27. [186] “Сахих” аль-Бухари, “Книга толкования Корана”, 2/733. [187] Имеется в виду, что они сидели рядом друг с другом, скрестив ноги. [188] См. “Зад аль-Ма‘ад”, 1/18. [189] То есть желая получить большее от людей. [190] Имеются в виду те люди, которые опередили других, приняв ислам раньше прочих. [191] См. “Покаяние”, 100. [192] Он попал в плен и был обращён в рабство. Хадиджа, да будет доволен ею Аллах, рабом которой он являлся, подарила его посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а потом за ним приехали его отец и дядя, чтобы увезти его к cоплеменникам и родственникам, однако он предпочёл им посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который усыновил его в соответствии с обычаями арабов, в силу чего его и называли Зайд бин Мухаммад до тех пор, пока усыновление не было отменено в соответствии с одним из аятов Корана. [193] “Рахматун ли-ль-‘алямин”, 1/50. [194] О том, почему он получил такое прозвище, см.: “Сахих” аль-Бухари, “Глава о достоинствах Абу Убайды бин аль-Джарраха”, 1/530. [195] Ибн Хишам, 1/245–256. [196] См. Ибн Хишам, 1/262. [197] Шейх Абдуллах ан-Наджди, “Краткое жизнеописание посланника, да благословит его Аллах и приветствует”, с. 88. [198] Ибн Хишам, 1/247. [199] “Фикх ас-сира”, с. 76. [200] Аль-Айка – название селения или название рощи, деревьям которой поклонялись люди народа пророка Шу‘айба, мир ему. В Коране это название упомнается в трёх местах. См.: “Аль-Хиджр”, 78; “Поэты”, 176; “Сад”, 13. [201] Ибн аль-Асир, “Фикх ас-сира”, с. 77–78. [202] “Йа сабаха-ху!” – восклицание, которое используется как предупреждение о грозящей опасности. [203] “Поэты”, 214. [204] Имеется в виду вся сура “Пальмовые волокна”. [205] “Сахих” аль-Бухари, 2/702; 734. Другая версия этого хадиса приводится также в “Сахихе” Муслима, 1/114. [206] “Поэты”, 214. [207] “Сахих” Муслима, 1/114; “Сахих” аль-Бухари, 1/358, 2/702; “Мишкат аль-масабих”, 2/460. [208] Ибн Хишам, 1/265. [209] Кахин – человек, предсказывавший будущее в состоянии транса. [210] Отвечая на вопросы своих клиентов, прорицатели говорили рифмованной прозой (садж‘). [211] То есть что он одержим джинном, который вселился в него. [212] В доисламской Аравии колдуны завязывали узлы на верёвках и дули на них, произнося заклинания. [213] Ибн Хишам, 1/271. [214] Здесь речь идёт о тех словах о пророке, да благословит его Аллах и приветствует, которые приготовил для людей аль-Валид бин аль-Мугира. [215] То есть этот Коран представляет собой колдовские речи, передаваемые Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, с чужих слов. [216] Ибн Хишам, 1/271. [217] В этих местах в период хаджжа проводились торговые ярмарки. [218] Хадис, в котором рассказывается о том, что делал Абу Ляхаб, приводит ат-Тирмизи, передавший его со слов Йазида бин Румана, а также Тарика бин Абдуллаха аль-Мухариби. Этот хадис в своём “Муснаде” приводит также имам Ахмад (3/492; 4/341). [219] То есть чтение Корана. [220] То есть верующих. [221] Имеются в виду неверные. [222] То есть пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. [223] Ибн Хишам, 1/299–300; 358; “Тафхим аль-Куран”, 4/8–9; Шейх Абдуллах ан-Наджди, “Краткое жизнеописание посланника, да благословит его Аллах и приветствует ”, с. 117–118. [224] “Тафхим аль-Куран”, 6/501–502. [225] Ибн Хишам, 1/362. [226] “Рахматун ли-ль-‘алямин”, 1/59–60. [227] Хадис, в котором сообщается об этом, приводит ат-Тирмизи. [228] “Тафхим аль-Куран”, 6/522. [229] “Тафхим аль-Куран”, 6/490. [230] “Джами‘” ат-Тирмизи. [231] См.: “Пальмовые волокна”, 4. [232] Так курайшиты называли пророка, да благословит его Аллах и приветствует, имя которого на самом деле переводится как “хранимый”. [233] Ибн Хишам, 1/335–336. [234] Имеется в виду Кааба. [235] Имеется в виду отец Омеййадского халифа Марвана бин аль-Хакама. [236] Ибн Хишам, 1/416. [237] В тексте – “саля” (оболочка или же рубашка плода). [238] Имеется в виду ‘Укба бин Абу Му‘айт. [239] Дочь пророка, да благословит его Аллах и приветствует. [240] То есть в Мекке. [241] “Сахих” аль-Бухари, “Книга омовения”, глава “О том, что если на спину молящегося положат нечто нечистое или падаль, его молитва от этого не станет недействительной“, 1/37. [242] Ибн Хишам, 1/356–357. [243] В данном случае речь идёт о том, кто злословит о людях, не стесняясь их присутствия. [244] Имеется в виду человеку, заявляющий о своей принадлежности к тем людям, к которым на самом деле он отношения не имеет. [245] Имеется в виду, что Абу Джахль не поверил в истинность Корана. [246] “Сахих” Муслима. [247] Ибн Хишам, 1/330. [248] “Рахматун ли-ль- ‘алямин”, 1/57. [249] “Рахматун ли-ль- ‘алямин”, 1/58; “Тальких фухум ахль аль-асар”, с. 60. [250] То есть Аллах – Один. [251] Одна окия соответствует примерно 37,5 грамма. [252] “Рахматун ли-ль- ‘алямин”, 1/57; “Тальких фухум ахль аль-асар”, с. 61; Ибн Хишам, 1/317–318. [253] То есть такого человека, которого заставят заявить о своём неверии. [254] Ибн Хишам, 1/319–320; Мухаммад аль-Газали, “Фикх ас-сира”, с. 82. Часть этого сообщения приводит аль-Ауфи, передавая его со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими. См.: Шейх Абдуллах ан-Наджди, “Краткое жизнеописание посланника, да благословит его Аллах и приветствует ”, с. 92. [255] “Рахматун ли-ль- ‘алямин”, 1/57; “Мин и‘джаз ат-танзиль”, с. 53. [256] “Рахматун ли-ль- ‘алямин”, 1/57; “Тальких фухум ахль аль-асар”, с. 60. [257] “Рахматун ли-ль- ‘алямин”, 1/57; Ибн Хишам, 1/319. [258] Ибн Хишам, 1/318–319. [259] “Рахматун ли-ль- ‘алямин”, 1/58. [260] Ибн Хишам, 1/263. [261] Имеются в виду неверные, притеснявшие верующих юношей. [262] Буквально – “двурогий”, однако поскольку слово “карн” означает не только “рог”, но имеет и другие значения, то это словосочетание можно перевести и по-другому. “Зу-ль-Карнайн” часто ошибочно отождествлялся с Александром Македонским; высказывались также и другие предположения относительно личности этого человека. Здесь имеется в виду рассказ, который приводится в суре «Пещера», 83 – 97. [263] Шейх Абдуллах ан-Наджди, “Краткое жизнеописание посланника, да благословит его Аллах и приветствует”, с. 92–93; “Зад аль-Ма‘ад”, 1/24; “Рахматун ли-ль- ‘алямин”, 1/61. [264] “Рахматун ли-ль- ‘алямин”, 1/61; “Зад аль-Ма‘ад”, 1/24. [265] Аль-Бухари приводит сообщение об этом земном поклоне в сокращённом виде, передавая его со слов Ибн Мас‘уда и Ибн ‘‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими. См.: “Глава о земном поклоне во время чтения суры “Звезда””; “Глава о земном поклоне мусульман и многобожников”, 1/146. См. также: “Глава о том, что пришлось претерпеть пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижникам от многобожников в Мекке”, 1/543. [266] “Тафхим аль-Куран”, 5/188. Исследователи данного хадиса склоняются именно к этому толкованию. [267] “Тафхим аль-Куран”, 5/188; “Зад аль-Ма‘ад”, 1/24; 2/44; Ибн Хишам, 1/364. [268] “Зад аль-Ма‘ад”, 1/24; “Рахматун ли-ль- ‘алямин”, 1/61. [269] “Рахматун ли-ль- ‘алямин”, 1/61. [270] В начале этой суры речь идёт о рождении Йахйи (Иоанна) и Исы, мир им обоим. [271] Иначе говоря, Абдуллах указал на возможность кровной мести со стороны родственников мусульман, если с ними случится что-нибудь после слов Амра. [272] Имеется в виду, что они были недовольны тем, что сказал негус. [273] Иначе говоря, будет подвергнут крупному штрафу, который разорит его. [274] В тексте указывается, что негус повторил последние слова трижды. [275] Ибн Хишам, 1/334-338 [276] То есть, после марта 624 года. [277] Шейх Абдуллах ан-Наджди, «Краткое жизнеописание посланника, да благословит его Аллах и приветствует, с. 96-98. На этих страницах подробно приводятся вышеупомянутые вопросы и ответы. [278] Ибн Хишам, 1/265–266. [279] Шейх Абдуллах ан-Наджди, “Краткое жизнеописание посланника, да благословит его Аллах и приветствует, с. 68. [280] Ибн Хишам, 1/226–227. [281] “Звезда”, 1. Утайба хотел сказать, что он не верит ни в суру “Звезда”, ни в Коран в целом. [282] “Звезда”, 8. Имеется в виду Джибрил, мир ему, который принёс пророку, да благословит его Аллах и приветствует, откровение. [283] “Тафхим аль-Куран”, 6/522; Шейх Абдуллах ан-Наджди, “Краткое жизнеописание посланника, да благословит его Аллах и приветствует ”, с. 135. [284] Имеются в виду места, отводившиеся для представителей различных курайшитских родов и находившиеся в непосредственной близости от Каабы. [285] Ибн Хишам, 1/289–290. [286] Ибн Хишам, 1/289–290. [287] “Сахих” аль-Бухари, “Глава, в которой упоминается о том, что претерпели пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники от многобожников в Мекке”, 1/544. [288] Шейх Абдуллах ан-Наджди, “Краткое жизнеописание посланника, да благословит его Аллах и приветствует”, с. 113. [289] Имеется в виду, что курайшиты избивали Абу Бакра и таскали его за волосы. [290] “Рахматун ли-ль-лямин”,1/68; Ибн Хишам, 1/291–292. [291] Указанием на это может служить та версия этого сообщения, которую шейх Абдуллах ан-Наджди приводит в “Кратком жизнеописании посланника, да благословит его Аллах и приветствует”, с. 101. [292] Ибн аль-Джаузи, “История Умара бин аль-Хаттаба”, с.11. [293] Сообщение о том, как это произошло, приводится ниже. [294] “Сунан” ат-Тирмизи, “Главы о достоинствах. Достоинства Умара бин аль-Хаттаба”, 2/209. [295] Мухаммад аль-Газали, “Фикх ас-сира”, с. 92–93. [296] Речь идет о 69-й суре Корана. [297] То есть таких, кто отвратил бы гнев Аллаха в подобном случае. [298] Имеется в виду Коран. [299] Имеется в виду, что это будет в День воскресения. [300] Ибн аль-Джаузи, “История Умара бин аль-Хаттаба”, с. 6. Подобное сообщение приводит и Ибн Исхак, передавший его со слов ‘Ата и Муджахида, но в конце его есть некоторые отличия от этого сообщения. См.: Ибн Хишам, 1/346-348. Примерно то же Ибн аль-Джаузи передаёт и со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, однако в завершающей части и этого сообщения имеются некоторые отличия от той его версии, которая приводится нами. См.: “История Умара бин аль-Хаттаба”, с. 9–10. [301] Об этом сообщает Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах. См.: Ибн аль-Джаузи, “История Умара бин аль-Хаттаба”, с. 10, а также: Абдуллах ан-Наджди, “Краткое жизнеописание посланника, да благословит его Аллах и приветствует”, с. 103. [302] Об этом сообщает Ибн ‘‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими. См.: “Краткое жизнеописание посланника, да благословит его Аллах и приветствует”, с. 102. [303] Ибн аль-Джаузи, “История Умара бин аль-Хаттаба”, с. 7,10–11; Абдуллах ан-Наджди, “Краткое жизнеописание посланника, да благословит его Аллах и приветствует”, с. 102
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 521; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.34.133 (0.014 с.) |