Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, взывает к своему Господу



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, взывает к своему Господу



Тем временем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который вернулся под свой навес после выравнивания рядов взывал к своему Господу, умоляя Его выполнить Его обещание и помочь им. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “О Аллах, выполни то, что Ты обещал мне! О Аллах, заклинаю Тебя обещанием Твоим!” – а когда сражение было в самом разгаре, он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “О Аллах, если сегодня эти люди[600] будут уничтожены, некому будет поклоняться Тебе! О Аллах, если Ты пожелаешь, после этого дня никто не будет поклоняться Тебе!” И он, да благословит его Аллах и приветствует, так горячо обращался с мольбами к Аллаху, что с его плеч упала накидка, а Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, снова надел ее на него и сказал: “Довольно, о посланник Аллаха, ты и так уже проявил настойчивость в мольбах к твоему Господу!”

И Аллах Всевышний ниспослал Своим ангелам следующее веление: “Поистине, Я (буду) с вами! Укрепляйте тех, кто уверовал, а Я внушу страх сердцам тех, кто не уверовал … ”(“Добыча”, 12), а Своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, Он ниспослал другое откровение, сказав: “Поистине, Я поддержу вас тысячью ангелов, следующих один за другим!” (“Добыча”, 9) Это значило, что они будут приходить один за другим, а не явятся все сразу.

Ангелы нисходят на поле боя

И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, немного вздремнул, а потом поднял голову и сказал: “Радуйся, о Абу Бакр, вот (явился) Джибрил, поднявший пыль!” В той версии этого сообщения, которую приводит Мухаммад бин Исхак, говорится:

– Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Радуйся, о Абу Бакр, явилась к тебе помощь Аллаха: вот Джибрил весь в пыли ведет своего коня за повод!”

А потом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел из-под своего навеса, подпрыгнул в своих доспехах (от радости) и сказал: “Скоро будет разбита эта толпа, и они обратятся в бегство … ”(“Луна”, 45) После этого он, да благословит его Аллах и приветствует, взял горсть мелких камешков, повернулся в сторону курайшитов и сказал: “Да исказятся (их) лица!” – а затем бросил эти камешки им в лицо, и каждому из них они попали либо в глаз, либо в нос, либо в рот, о чем Аллах Всевышний ниспослал нижеследующий аят: “Не ты бросал, когда бросал, это Аллах бросал…” (“Добыча”, 17)

Контратака

Затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отдал своим воинам приказ перейти в наступление, сказав: “Вперед!” – и побуждая их идти в бой такими словами: “Клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада, любого человека, который сегодня станет сражаться с ними, проявляя стойкость, надеясь на награду Аллаха и наступая, а не отступая, Аллах обязательно введет в рай!” И он, да благословит его Аллах и приветствует, звал их на бой, говоря: “Идите к раю, (равному) по ширине небесам и земле!” Услышав это, аль-Умайр бин аль-Хаммам, да будет доволен им Аллах, сказал: “Отлично, отлично!” Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Что заставляет тебя говорить: “Отлично, отлично!?”» Он ответил: “Клянусь Аллахом, о посланник Аллаха, лишь то, что я надеюсь оказаться одним из обитателей рая!” – и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, ты – один из них!” Тогда он достал из своего колчана финики и стал есть их, а потом сказал: “Поистине, если проживу я столько, чтобы доесть все эти финики, (такая) жизнь (будет) слишком долгой!” И он выбросил свои финики, а потом бросился в бой и сражался, пока его не убили.[601]

К пророку, да благословит его Аллах и приветствует, обратился с вопросом ‘Ауф бин аль-Харис, сын ‘Афры[602], да будет доволен им Аллах, который сказал: “О посланник Аллаха, какому (делу) раба Своего улыбнется Господь?”[603] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “(Делу такого) раба, который, будучи незащищенным, обагрит руку свою (в крови) врага”, и тогда Ауф снял свои доспехи и отбросил их, а потом схватил свой меч и сражался с курайшитами, пока не погиб.

К тому времени когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказал мусульманам идти в контрнаступление, атаки курайшитов были не такими яростными, и пыл их е угас. Этот мудрый план во многом содействовал укреплению позиций мусульман, которые только начали проявлять свою активность и рвались в бой. Получив приказ держаться и идти в наступление, они бросились вперед, сминая ряды и рубя головы врагов, а рвения им добавляло то, что они видели, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подпрыгнул в своих доспехах и во всеуслышание решительно сказал: “Скоро будет разбита эта толпа, и они обратятся в бегство … ” (“Луна”, 45) Вот почему мусульмане проявили исключительную стойкость в бою, а ангелы помогали им. Ибн Са‘д сообщает, что ‘Икрима сказал: “В тот день бывало так, что голову человека отрубали, а он и не знал, кто нанес ему удар, и человеку отрубали руку, а он и не знал, кто нанес ему удар”. Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: “Когда один мусульманин преследовал кого-то из многобожников, он вдруг услышал над собой звук от удара плетью и голос всадника, сказавшего: “Вперед, Хайзум!” – и посмотрел на многобожника, который был перед ним. А потом это ансар пришел к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал ему об этом и он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Ты говоришь правду, а это была помощь с третьего неба”.[604] Абу Дауд аль-Мазини сказал: “Поистине, я преследовал одного человека из числа многобожников, чтобы нанести ему удар, как вдруг голова его упала на землю еще до того, как до нее дотянулся мой меч, и я понял, что его убил кто-то другой”. Один из ансаров привел захваченного им в плен аль-’Аббаса бин ‘Абд аль-Мутталиба, и аль-‘Аббас сказал: “Клянусь Аллахом, поистине, не он взял меня в плен, а захватил меня сидевший на пегом коне лысый человек с прекрасным лицом, которого я не вижу среди вас”. Тогда этот ансар сказал: “Это я захватил его, о посланник Аллаха!” – а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Помолчи, ибо это Аллах поддержал тебя этим благородным ангелом!”

 

Иблис удаляется с поля боя

Раньше мы уже упоминали о том, что Иблис явился к курайшитам в образе Сураки бин Малика бин Джу‘шума аль-Мудлиджи и с тех пор не покидал их, однако, увидев, что делают с многобожниками ангелы, он начал отступать, а потом бежал. В него вцепился аль-Харис бин Хишам, принявший его за Сураку. Иблис ударил аль-Хариса в грудь и отбросил его, а потом бросился бежать. Многобожники говорили ему: “Куда же ты, о Сурака? Разве ты не говорил, что будешь поддерживать нас и не расстанешься с нами?” – на что он отвечал: “Поистине, вижу я то, чего не видите вы, и, поистине, я боюсь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании!” – а потом он убежал и бросился в море.

Сокрушительное поражение

Ряды многобожников стали приходить в расстройство и появились признаки того, что они потерпят неудачу. Они стали слабеть, не выдерживая настойчивых атак мусульман, и постепенно бой подошел к своему завершению. Толпы многобожников обратились в беспорядочное бегство, а мусульмане преследовали беглецов, захватывая некоторых курайшитов в плен, а некоторых убивая, пока все это не закончилось полным разгромом врага.

Стойкость Абу Джахля

Что же касается главного притеснителя Абу Джахля, то, увидев, что ряды его воинов смяты, он попытался противостоять этому и стал подбадривать своих бойцов, говоря им в своей злобе и заносчивости: “Не проявляйте малодушия из-за предательства Сураки, ибо он договорился с Мухаммадом! И пусть не пугает вас гибель ‘Утбы, Шайбы и аль-Валида, ибо они поторопились! Клянусь аль-Лат и аль-‘Уззой, мы не вернемся, пока не свяжем их веревками! Пусть никто из вас не убивает никого из них, но хватайте их, чтобы мы могли показать им их дурные дела[605]!”

Однако уже очень скоро он понял истинную цену этой заносчивости, так как через некоторое время под напором нападавших мусульман в рядах мекканцев появились бреши. Правда, вокруг него самого еще оставалась группа многобожников, устроивших изгородь из мечей и копий, но буря наступления мусульман смела ее, и тогда этот притеснитель оказался на виду, а мусульмане увидели, как он скачет на своем коне, в то время как смерть от рук двух молодых ансаров уже поджидала его.

Гибель Абу Джахля

Сообщается, что ‘Абд ар-Рахман бин ‘Ауф, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Находясь в ряду (бойцов) в день (битвы при) Бадре, я посмотрел направо и налево от себя, и оказалось, что по обе стороны от меня стоят два совсем молодых ансара, так что я даже захотел, чтобы рядом со мной был кто-нибудь посильнее. Один из них сделал мне знак глазами и спросил: “О дядя, знаешь ли ты Абу Джахля?” Я сказал: “Да, а зачем он тебе, о племянник?” Он сказал: “Мне сказали, что он оскорбляет посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, поистине, если я его увижу, то уже не расстанусь с ним, пока тот из нас, кому суждено умереть первым, не умрет!” И я подивился этому, а потом мне подал знак глазами другой (юноша), который тоже сказал нечто подобное. После этого прошло совсем немного времени, и, увидев ходившего среди людей Абу Джахля, я сказал (им): “Вот тот, о ком вы спрашивали меня”. Тогда они бросились на (Абу Джахля) и зарубили его своими мечами, а потом явились к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сообщили ему (об этом). Он спросил: “Кто из вас убил его?”– и каждый из них ответил: “Я убил его!” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “А вытерли ли вы свои мечи?” Они сказали: “Нет” – и тогда он посмотрел на их мечи и сказал: “Вы оба убили (Абу Джахля), но его имущество достанется Му‘азу бин Амру аль-Джамуху”[606]. (Что же касается имен этих юношей, то их звали) Му‘аз бин ‘Амр бин аль-Джамух и Му‘аввиз сын ‘Афры.[607]

Ибн Исхак сообщает, что: Му‘аз бин ‘Амр бин аль-Джамух, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Я услышал голоса людей и увидел Абу Джахля под тем, что напоминало собой деревья, а на самом деле являлось мечами и копьями многобожников, которые взяли его в кольцо, чтобы обеспечить ему защиту, и они говорили: “До Абу-ль-Хакама никому не добраться!” И когда я услышал их слова, то поставил это себе целью[608] и направился к нему, а как только мне представилась такая возможность, я напал на него и нанес удар, отрубив ему ногу до середины голени, и, клянусь Аллахом, когда она отлетела, раздался звук, подобный тому, который издает косточка, когда ее раскалывают щипцами. А потом его сын ‘Икрима ударил меня по плечу и перебил мне руку, которая держалась сбоку на коже и мешала мне сражаться, однако я сражался весь день, держа ее за спиной, а когда она начала досаждать мне, наступил на нее ногой, оторвал ее и выбросил”.[609] Потом мимо раненого Абу Джахля прошел Му‘аввиз, нанес ему удар и оставил его при смерти, после чего Му‘аввиз, да будет доволен им Аллах, сражался, пока не погиб.

После завершения сражения посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Кто посмотрит, что стало с Абу Джахлем?” – и люди разошлись на его поиски, а обнаружил его Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, когда Абу Джахль был уже при последнем издыхании. Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, наступил ногой ему на шею, схватил его за бороду, чтобы отрубить ему голову, и сказал: “Посрамил тебя Аллах, о враг Аллаха?” Он сказал: “Чем же Он меня посрамил? Здесь лишь человек, которого вы убили, только бы убившим меня не оказался (этот) крестьянин[610]!” А потом он спросил: “Скажи мне, кто победил сегодня?”Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: “Аллах и Его посланник”, после чего Абу Джахль сказал Ибн Мас‘уду, державшему ногу на его шее: “Ты высоко взлетел, о овечий пастух”, а Ибн Мас‘уд действительно пас овец в Мекке.

Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, узнал о смерти Абу Джахля, он сказал: “Аллах велик, хвала Аллаху, который сдержал Свое обещание, и помог Своему рабу и Один разбил племена! Пойдем, покажешь мне ее”, и Ибн Мас‘уд показал пророку, да благословит его Аллах и приветствует, его голову, а он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Он был подобен фараону для этого народа”.

Потери сторон убитыми

Сражение закончилось сокрушительным поражением многобожников и явной победой мусульман. В этом бою нашли свою смерть четырнадцать мусульман: шесть мухаджиров и восемь ансаров.

Что же касается многобожников, то они понесли очень тяжелые потери. Семьдесят из них было убито и столько же взято в плен, причем большинство из них относилось к числу их предводителей и лучших бойцов.

После завершения боя посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, направился к убитым, встал рядом с ними и сказал: “Плохими соплеменниками были вы вашему пророку: вы обвинили меня во лжи, а (другие) люди поверили мне, и вы оставили меня без помощи, а (другие) помогли мне, и вы изгнали меня, а (другие) люди приютили меня” – а потом по его приказу их потащили к одному из колодцев Бадра.

Сообщается, что Абу Тальха, да будет доволен им Аллах, сказал:

– В день Бадра по приказу пророка, да благословит его Аллах и приветствует, тела двадцати четырех человек из числа предводителей курайшитов были брошены в один из грязных и высохших колодцев. Одержав победу над кем-либо, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) обычно оставался на поле боя в течение трех дней. На третий день после битвы при Бадре он велел оседлать свою верблюдицу, что и было сделано, после чего двинулся в путь, а за ним последовали его сподвижники, которые говорили (между собой): “Он едет не иначе как по необходимости”. Когда же он подъехал к краю колодца, то стал обращаться к ним[611], называя их имена и имена их отцов (и говоря): “О такой-то, сын такого-то, и такой-то, сын такого-то! Радовались ли бы вы (сейчас), если бы покорились Аллаху и Его посланнику? Поистине, мы (убедились), что обещанное нам Господом нашим – истина, а убедились ли вы, что обещанное Господом вашим – истина?!” (Услышав это,) ‘Умар сказал: “О посланник Аллаха, почему ты обращаешься к телам, в которых нет душ?!” (На это) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада, они не хуже вас слышат то, что я говорю, но не (могут) ответить!”[612]



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.212.116 (0.013 с.)