Войско пророка, да благословит его Аллах и приветствует, направляется к Медине 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Войско пророка, да благословит его Аллах и приветствует, направляется к Медине



После завершения битвы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оставался в Бадре еще три дня. До того как он двинулся в путь, среди воинов возникли споры относительно военной добычи, а когда эти споры стали усиливаться, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел всем людям вернуть то, что у них было, и они сделали это, после чего относительно решения этого вопроса было ниспослано соответствующее откровение.

Сообщается, что, ‘Убада бин ас-Самит, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Мы выступили в поход вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и я участвовал с ним в битве при Бадре. Люди сошлись друг с другом, и Аллах нанес врагам поражение, а потом часть людей бросилась за ними, преследуя и убивая их, а другая часть стала собирать добычу. Еще одна часть мусульман окружала посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы враги внезапно не напали на него, а когда наступила ночь и все люди снова встретились друг с другом, собиравшие военную добычу сказали: “Мы собирали ее, и ни у кого нет в ней доли”. Преследовавшие врага сказали: “Вы имеете не больше прав на нее, чем мы, так как мы оттеснили от этого имущества врагов, которых мы разгромили”. А окружавшие посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказали: “А мы боялись, что враги нападут на него, и занимались его охраной!” – и тогда Аллах Всевышний ниспослал следующий аят: “Они спрашивают тебя о добыче. Скажи: “Добыча (принадлежит) Аллаху и посланнику, бойтесь же Аллаха, и приходите к примирению между собой и повинуйтесь Аллаху и посланнику Его, если вы верующие” (“Добыча”, 1), после чего посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поровну разделил добычу между мусульманами.[617]

Проведя три дня в Бадре, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вместе со своим войском двинулся обратно в Медину. С собой он вел пленных из числа многобожников и вез захваченную у них добычу, присматривать за которой поставил Абдуллаха бин Ка‘ба, да будет доволен им Аллах. Выйдя из ущелья ас-Сафра, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, остановился у большого песчаного холма и поровну разделил там добычу между мусульманами, предварительно взяв из нее пятую часть[618].

Кроме того, добравшись до ас-Сафры, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел казнить ан-Надра бин аль-Хариса, который в день битвы при Бадре был знаменосцем многобожников и являлся одним из главных преступников среди курайшитов, так как причинил очень много зла исламу и посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Ему отрубил голову Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах.

А когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, добрался до ‘Арк аз-Забийа, он велел казнить ‘Укбу бин Абу Му‘айта. Раньше мы уже упоминали о том, какие обиды он наносил посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и это именно он положил внутренности верблюда на спину пророка, да благословит его Аллах и приветствует, во время молитвы, и он душил его накидкой, чуть не убив его, но этому помешал Абу Бакр, да будет доволен им Аллах. По одним сообщениям, его казнил ‘Асим бин Сабит аль-Ансари, а по другим – Али бин Абу Талиб, да будет доволен Аллах ими обоими.

Казнь двух этих притеснителей была вызвана военной необходимостью, поскольку они были не простыми пленниками, но, как назвали бы их в наше время, являлись военными преступниками.

Делегации приносят поздравления

Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, добрался до ар-Раухи, его встретили предводители мусульман, которые, услышав от гонцов радостную весть о победе покинули Медину, чтобы принести свои поздравления товарищам и встретить их. Салама бин Салама, да будет доволен им Аллах, спросил их: “А с чем тут поздравлять? Клянусь Аллахом, мы ведь встретили бессильных старцев! ” Услышав это, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, улыбнулся и сказал: “О сын моего брата, это же были представители знати!”

Усайд бин Худайр, да будет доволен им Аллах, сказал: “О посланник Аллаха, хвала Аллаху, Который привел тебя к победе и порадовал тебя! Клянусь Аллахом, о посланник Аллаха, я бы не остался в стороне от этой битвы, если бы знал, что ты встретишь врага, ведь я думал, что это будет караван, а если бы я думал, что это будет враг, то не остался бы!” – и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Ты сказал правду”.

После этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вступил в Медину как победитель. Теперь его стали бояться все его враги в самой Медине и в ее окрестностях, а многие жители Медины приняли ислам. В это время ислам для вида принял также и Абдуллах бин Убайй со своими товарищами.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прибыл в Медину на день раньше пленных, которых он распределил среди своих сподвижников, наказав хорошо обращаться с ними. Сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, питались финиками, а пленных кормили хлебом, выполняя наказ посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Решение вопроса о пленных

Прибыв в Медину, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к своим сподвижникам за советом о том, что делать с пленными. Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: “О посланник Аллаха, эти люди являются нашими родными и двоюродными братьями и состоят с нами в родстве, и я считаю, что тебе следует взять с них выкуп, что укрепит нас в борьбе с неверными, а, может быть, Аллах направит их на путь истинный, и они будут помогать нам”.

После этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “А что скажешь ты, о Ибн аль-Хаттаб?” ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: “Клянусь Аллахом, я не согласен с Абу Бакром и я считаю, что ты должен дать мне свое позволение, чтобы я отрубил голову такому-то, имея в виду одного своего родственника – и что ты должен разрешить Али отрубить голову ‘Акилю бин Абу Талибу, и разрешить Хамзе отрубить голову такому-то его брату, чтобы враги Аллаха знали, что в сердцах наших нет места снисхождению для многобожников, тем более, что эти пленные являются их предводителями и лучшими их воинами!”

‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: “Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришлось по душе то, что говорил Абу Бакр, а не то, что говорил я, и он взял с них выкуп, а на следующее утро я пошел к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и Абу Бакру, увидел, что они оба плачут и сказал: “О посланник Аллаха, скажи мне, что заставляет плакать тебя и твоего друга? Независимо от причины я буду плакать вместе с вами!” На это посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Причиной послужило то, что предложили мне твои товарищи, предложившие взять с (курайшитов) выкуп, а мне было показано, что они подвергнутся наказанию[619], и это видение было ближе ко мне, чем это дерево!”[620]

И Аллах Всевышний ниспослал следующие аяты: “Не следует (ни одному) пророку (брать) пленных, пока он не (подчинит) себе землю. Хотите вы благ мира этого, а Аллах хочет мира вечного [621] и Аллах Всемогущий, Мудрый. # Если бы прежде не было предписано (это) Аллахом [622], обязательно постигло бы вас за то, что вы взяли, мучительное наказание”. (“Добыча”, 67–68)

А еще раньше Аллах Всевышний ниспослал аят, в котором было сказано: “ … а потом либо (оказывайте им) милость [623], либо (требуйте) выкуп … ” (“Мухаммад”, 4) В этом аяте содержалось разрешение брать с пленных выкуп, и поэтому они не были подвергнуты наказанию. Вместе с тем в нем содержалось и порицание, так как мусульмане стали брать врагов в плен до того, как одержали полную победу. Кроме того, они взяли выкуп с некоторых людей, являвшихся не просто военнопленными, но скорее крупнейшими военными преступниками, которые по современным законам военного времени были бы осуждены и приговорены либо к казни, либо к пожизненному заключению.

Итак, был принят совет Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, и с пленных взяли выкуп, размер которого в каждом отдельном случае колебался от тысячи до четырех тысяч дирхемов. Мекканцы умели писать, мединцы же в основном были неграмотными, и к тому из мекканцев, кто не мог заплатить выкупа, приводили десять мединских мальчиков, чтобы он обучал их грамоте, и считалось, что пленный заплатил выкуп после того, как они начинали писать хорошо.

Некоторым пленным посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оказал милость, отпустив их вообще без выкупа. К числу их относились: аль-Мутталиб бин Хантаб, Сайфи бин Абу Рифа‘а и Абу ‘Изза аль-Джумахи, который был взят в плен в битве при Ухуде и казнен, о чем речь пойдет ниже.

И он оказал такую же милость своему зятю Абу-ль-‘Асу с условием, что он отпустит Зайнаб, да будет доволен ею Аллах, заплатившей в качестве выкупа за него ожерельем, которое когда-то принадлежало Хадидже, да будет доволен ею Аллах, и которое было свадебным подарком Хадиджи Зайнаб. Увидев его, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сильно растрогался и попросил своих сподвижников отпустить Абу-ль-‘Аса, что они и сделали. Абу-ль-‘Асу было поставлено условие отпустить Зайнаб, и он отпустил ее, после чего она уехала из Мекки. Что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он послал навстречу ей Зайда бин Харису и еще одного ансара, да будет доволен Аллах ими обоими, велев им: “Дожидайтесь в Батн Йаджудж, а когда увидите Зайнаб, сопровождайте ее”. И они двинулись в путь, а через некоторое время привезли Зайнаб, переселение которой было долгим и мучительным.

Среди пленных находился один человек по имени Сухайль бин ‘Амр, являвшийся прекрасным оратором, и ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: “О посланник Аллаха, прикажи выбить Сухайлю бин Амру два передних зуба, и тогда язык его будет вываливаться, и он ничего и нигде не сможет сказать против тебя!”, – однако посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отказался сделать это, опасаясь, что это приведет к тому, что люди станут обезображивать трупы врагов, а также страшась гнева Аллаха.

Са‘д бин ан-Ну‘ман, да будет доволен им Аллах, отправившийся в Мекку для совершения умры, был захвачен Абу Суфйаном, сын которого ‘Амр бин Абу Суфйан был среди пленных. Его отправили к Абу Суфйану, и он отпустил Са‘да на свободу.

Во втором году хиджры в обязанность мусульманам были вменены пост во время рамадана и садака разговения (садакат аль-фитр) после завершения этого поста и было разъяснено, с какого минимального имущества (нисаб) следовало выплачивать закят. Обязанность раздавать вышеупомянутую садаку и разъяснения относительно выплаты закята способствовали облегчению трудностей, с которыми приходилось сталкиваться многим бедным мухаджирам, не имевшим возможности свободно перемещаться по земле в поисках хлеба насущного.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.01 с.)