Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ночевка между Ухудом и Мединой

Поиск

На этом месте мусульман застал вечер. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил сначала закатную, а потом вечернюю молитвы, после чего остался там на ночь. Он выбрал пятьдесят человек для охраны, которым всю ночь предстояло ездить вокруг лагеря, поставив во главе их Мухаммада бин Масламу аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, который был старшим той группы, которая уничтожила Ка‘ба бин аль-Ашрафа. Что же касается Заквана бин ‘Абд Кайса, да будет доволен им Аллах, то он отвечал за охрану самого посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Абдуллах бин Убайй и его товарищи выходят из повиновения

Незадолго до зари пророк, да благословит его Аллах и приветствует, двинулся в путь и совершил утреннюю молитву в аш-Шауте в непосредственной близости от врагов, которые видели его, и он, да благословит его Аллах и приветствует, видел их. Там же лицемер Абдуллах бин Убайй вышел из повиновения, покинул лагерь и увел с собой триста человек, что составляло собой почти треть воинов, сказав: “Мы не понимаем, ради чего нам губить себя!” – и выдвинув в качестве формального довода то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не захотел принять его мнение и согласился с мнением других.

Однако не приходится сомневаться в том, что истинной причиной ухода этого лицемера было вовсе не то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не согласился с его мнением, поскольку в подобном случае для него не было вообще никакого смысла покидать город вместе со всеми, и он отделился бы от них с самого начала. Главная его цель состояла в том, чтобы в этих крайних обстоятельствах вызвать смятение и расстройство в рядах мусульманской армии на виду ее врагов, увести от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, основную часть воинов и тем самым понизить моральный дух оставшихся, при виде чего их враги должны были воодушевиться. Все это должно было привести к быстрому уничтожению пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его верных сподвижников, после чего этот лицемер и его приспешники снова получили бы возможность главенствовать в Медине.

И Убаййу действительно почти удалось осуществить часть того, к чему он стремился. Так, например, представители родов бану хариса из числа ауситов и бану салама из числа хараджитов решили, что все потеряно, однако, несмотря на то что они поддались панике и уже решили отступить, Аллах укрепил их, и о них Аллах Всевышний сказал так: “(Вспомни, как) две группы из вас (были готовы) смалодушничать, но Аллах был их Покровителем, и на Аллаха пусть уповают верующие”. (“Семейство Имрана”, 122)

Отец Джабира бин Абдуллаха, Абдуллах бин Харам, да будет доволен Аллах ими обоими, попытался напомнить этим лицемерам о том, как они должны были вести себя в подобных обстоятельствах, и последовал за ними, порицая их, побуждая вернуться и говоря: “Идите и сражайтесь на пути Аллаха или хотя бы защищайтесь!” – на что они отвечали: “Если узнаем мы, что вы будете сражаться, то никогда не вернемся!” – и тогда Абдуллах бин Харам покинул их со словами: “Да удалит вас Аллах от Себя, о враги Аллаха, и да избавит Он от необходимости в вас Своего пророка!”

Об этих лицемерах Аллах Всевышний сказал так: “ … чтобы узнал Он лицемерных. Им было сказано: “Идите (и) сражайтесь на пути Аллаха или (хотя бы) защищайтесь!” [660] – (на что) они сказали: “Если бы умели мы сражаться, то обязательно последовали бы за вами!” В тот день были они ближе к неверию, чем к вере. Они говорят своими устами то, чего нет в их сердцах, а Аллах лучше всех знает о том, что они скрывают”. (“Семейство Имрана”, 167)

Остатки мусульманской армии направляются к Ухуду

После отказа лицемеров повиноваться и их ухода пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вместе с оставшимися семьюстами воинами продолжал двигаться на врагов, лагерь которых во многих местах перекрывал собой дороги, ведущие к Ухуду Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Кто приведет нас поближе к ним так, чтобы мы с ними пока не встретились?” Абу Хайсама, да будет доволен им Аллах, сказал: “Я, о посланник Аллаха” – и повел мусульман по короткому пути, который проходил по харре рода бану хариса и их земельным участкам, и мусульмане обошли многобожников с востока.

Двигаясь по этому пути, воины прошли по участку слепца Марба‘а Кайзи, который относился к числу лицемеров. Почувствовав, что рядом проходят войска, он поднялся со своего места и начала бросать в лица мусульманам землей, говоря: “Я не разрешаю тебе заходить на мой участок, даже если ты и посланник Аллаха!” Люди хотели убить его, но пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не убивайте его, ибо слепы и сердце его, и глаза!”

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, продолжал движение, пока не остановился в одном из ущелий горы Ухуд на склоне вади, где разбил свой лагерь, повернувшись в сторону Медины и оставив позади себя гору Ухуд. Таким образом, вражеская армия оказалась между Мединой и мусульманами.

План обороны

Там посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подготовил свое войско, выстроив его в боевые порядки. Из числа воинов он отобрал отряд искусных лучников в составе пятидесяти человек, поставив во главе его Абдуллаха бин Джубайра бин ан-Ну‘мана аль-Ансари аль-Ауси аль-Бадри, да будет доволен им Аллах. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал им сосредоточиться на склонах горы, стоящей на южном берегу вади Канат и впоследствии получившей название “Джабаль ар-румат” (Гора лучников). Эта гора находилась к юго-востоку от лагеря мусульман на расстоянии примерно ста пятидесяти метров от пункта управления исламской армии.

Цель этого разъяснил сам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который обратился к этим лучникам и сказал их командиру: “Отгоняйте от нас кавалерию стрелами, чтобы она не зашла к нам в тыл. Оставайтесь на своем месте независимо от того, побеждать мы будем или проигрывать, а мы будем знать, что с вашей стороны на нас не нападут”.[661] А после этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал лучникам: “Защищайте нас сзади и не приходите к нам на помощь, даже если вы увидите, что нас будут убивать, если же вы увидите, что мы захватили добычу, не присоединяйтесь к нам!”[662] В той версии этого сообщения, которую приводит аль-Бухари, говорится, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если (даже) увидите вы, что нас клюют птицы[663], не покидайте своего места до тех пор, пока я не пришлю к вам гонца, и если увидите вы, что мы разбили этих людей, не уходите (отсюда), пока я не пришлю к вам гонца!”[664]

Поставив этот отряд на горе и отдав столь строгие приказы, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, закрыл для кавалерии многобожников единственный путь, которым они могли воспользоваться для нападения на мусульман сзади и начать их обход и окружение.

Что же касается прочих частей войска, то командовать правым крылом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, назначил аль-Мунзира бин Амра, а левым – аз-Зубайра бин аль-‘Аввама, помогать которому должен был аль-Микдад бин аль-Асвад, да будет доволен ими Аллах. Аз-Зубайр должен был сдерживать атаки кавалерии мекканцев под командованием Халида бин аль-Валида. В первые ряды мусульман были поставлены лучшие воины, известные своим мужеством и отвагой и стоившие тысяч других.

Это был мудрый и точный план, в котором нашла свое выражение гениальность пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как военачальника, и никакой другой военачальник, какими бы выдающимися способностями он ни обладал, не смог бы разработать более точного и мудрого плана. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, занял на поле боя наилучшую позицию, несмотря на то что пришел туда позже врага. Справа и сзади его войска были защищены горами, а слева и с тыла он перекрыл единственный путь нападения на свои войска во время боя. Свой лагерь он устроил на возвышенности, что само по себе могло служить мусульманам защитой в случае поражения и избавляло их от необходимости бегства, в результате которого они могли бы попасть в руки преследующего их врага и оказаться в плену. Кроме того, это позволяло нанести врагам тяжелые потери, если бы они вздумали занять его лагерь и приблизиться к нему. С другой стороны, его действия вынудили врагов занять позиции в низине, в результате чего в случае победы им было бы весьма затруднительно воспользоваться ее плодами, а в случае поражения им было бы так же трудно уходить от преследования мусульман. И, наконец, численное превосходство врага посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, компенсировал тем, что выбрал из числа своих сподвижников лучших и самых смелых людей, известных своей доблестью.

Так завершилась расстановка сил в армии пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в субботу утром седьмого числа месяца шавваль третьего года хиджры.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.227.192 (0.007 с.)