Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объемные характеристики грузов

Поиск

 

Род груза Способ перевозки или упаковки Удельный погрузочный объем, м3
Алебастр молотый насыпью 0,80
Антрацит насыпью 1,18
Апатит навалом 0,62
Асфальт, битум, гудрон навалом 0,74
Балансы, пропсы без упаковки 2,32
Бревна, брусья дубовые без упаковки 1,18
Бревна, столбы разных пород без упаковки 1,43
Бумага рулоны 2,00
Вата разная кипы 5,56
Вата стеклянная и минеральная тюки 4,50
Гипс (камень) навалом 0,67
Гравий, галька, песок навалом 0,63
Дрова различных пород навалом 2,00¸2,33

 

Продолжение табл. 10.5

Род груза Способ перевозки или упаковки Удельный погрузочный объем, м3
Железо и сталь: листовое кровельное, корпусное, котельное прокат различный     без упаковки без упаковки     0,27 0,23¸0,44
Жидкости разные бочки 1,67
Зерно: пшеница рожь кукуруза ячмень овес пшено   насыпью насыпью насыпью насыпью насыпью мешки   1,30 1,39 1,37 1,61 2,22 1,57
Известняк-камень навалом 0,50
Кирпич: сырцовый силикатный пустотелый   без упаковки без упаковки без упаковки   0,44 0,61 1,61
Кокс насыпью 2,38
Лом стальной, чугунный навалом 1,82
Машины сельскохозяйственные, мелкие   без упаковки   2,50
Нефелин-концентрат навалом 1,35
Пиломатериалы навалом 1,90
Ракушечник навалом 0,81
Руда: апатитовая бокситовая железная марганцевая   навалом навалом навалом навалом   0,38 0,71 0,77 0,50
Соль навалом 1,03¸1,25
Уголь каменный навалом 1,25¸1,33
Хлопок прессованный тюки 1,35
Цемент насыпью 0,85
Цемент мешки 1,05
Шлак гранулированный навалом 1,33

 

Продолжение табл. 10.5

Род груза Способ перевозки или упаковки Удельный погрузочный объем, м3
Щебень булыжный, бутовый, гранитный   насыпью   0,63
Щепа технологическая насыпью 4,5
Жидкие грузы: ацетон бензин керосин спирт метиловый масла смазочные нефть сырая мазуты густые   наливом     1,27 1,3¸1,45 1,23 1,08¸1,12 1,10¸1,25 1,01¸1,15

 

Отметим, что крупнотоннажные контейнеры на всех своих вершинах имеют приваренные металлические наделки – фитинги. В них сделаны овальные вырезы, используемые при подъеме контейнеров кранами, а также при скреплении контейнеров друг с другом и с палубой при помощи штыковых поворотных замков. Фитинги выступают за плоскость крыши контейнера и плоскость днища. Поэтому давление массы контейнера, установленного на судне, не распространяется равномерно по всей поверхности днища, а концентрируется на небольшой опорной поверхности четырех угловых фитингов, что необходимо учитывать при разработке конструкции грузовой палубы.

Размеры среднетоннажных и малотоннажных контейнеров определены ГОСТом.

К накатной колесно-гусенечной технике относятся различные передвижные (самоходные или буксируемые) средства транспортного, производственного и сельскохозяйственного назначения, перемещаемые на судно и с судна накатом. Примером таких грузов являются автомобили, автобусы, трактора и другие сельскохозяйственные машины, железнодорожные вагоны и тому подобная техника. При размещении накатной техники на грузовой палубе надо учитывать не только габаритные размеры, но и маневренные характеристики (радиус циркуляции) этих средств, что бывает важно знать при выполнении накатных погрузочно-разгрузочных операций. Если эти же машины перемещаются с помощью кранов, то они должны рассматриваться как относящиеся к категории тарно-штучных особотяжеловесных и крупногабаритных грузов.

Лесные грузы подразделяются на круглый лес, пиломатериалы и древесную щепу. В зависимости от размеров круглый лес разделяется на длинномерный (длиной 12–15 м и более) и короткомерный. К короткомерным лесным грузам относятся рудничные стойки (пропсы), балансы, дрова.

К пиломатериалам относятся доски различных размеров, шпалы, лесоматериалы в упаковке (фанера, паркет и пр.).

Технологическая древесная щепа представляет собой измельченную древесину, которая используется как сырье для целлюлозной и деревообрабатывающей промышленности.

Масса лесных грузов существенно зависит от породы древесины и ее влажности, поэтому их количество, принятое на судно, обычно измеряют не в массовых, а в объемных единицах. Единицей измерения обычно служит кубический метр. Для измерения экспортных пиломатериалов в стране принят ленинградский стандарт, равный 4,67 м3. Объемной единицей измерения экспортных балансов и рудничных стоек принята английская кубическая сажень (акс), которая равна 6,12 м3.

Рефрижераторные грузы представляют собой тарно-штучные грузы скоропортящейся продукции (мясо, рыба, фрукты и т.п.) и поэтому требующие особого режима (по температуре и влажности) хранения. Их условно делят на «живые», продолжающие обмен веществ с окружающей средой, и «неживые», такой обмен не поддерживающие. К первым относятся фрукты и овощи, которые длительное время поглощают кислород окружающего воздуха и выделяют тепло, влагу и углекислый газ. Поэтому трюмы судов, перевозящих фрукты и овощи, необходимо не только охлаждать, но и обязательно вентилировать. Ко вторым – относятся мясные, рыбные и молочные грузы. Вентиляция грузовых помещений при их перевозке не требуется.

К специальным грузам относят почту, багаж, ценные и опасные грузы (ядовитые, взрывчатые, радиоактивные и пр.), а также грузы животного происхождения – домашние и дикие животные, сырые животные продукты (кожи, шкуры, шерсть и т.д.).

Жидкие грузы перевозят без тары наливом в корпусе судна (танках) или в специальных встроенных в корпус цистернах. Поэтому их еще называют наливными грузами.

Основным видом наливных грузов, перевозимых речными судами, является нефть и нефтепродукты. Они являются пожароопасными грузами.

В меньших количествах водным транспортом перевозят и другие виды жидких грузов, такие как пресная вода, молоко, растительные масла и пр. В морских перевозках в ряде случаев в больших количествах на судах перевозят сжиженные газы. Они подразделяются на нефтяные (пропан, бутан и др.), природные (чаще всего метан) и аммиак. Сжиженные нефтяные газы и аммиак находятся в жидком состоянии под высоким давлением (до 1–2 МПа). Природный газ в сжиженном состоянии может быть при атмосферном давлении, однако при этом требуется его охлаждение до –162°С.

 

Грузовые операции на судах

 

Известное изречение о том, что груз определяет судно, во многом связано с приспособленностью последнего к выполнению на нем погрузочно-разгрузочных работ. Это весьма важное качество судна, существенно влияющее на его эффективность, связано с величиной стояночного времени, всемерное снижение которого является важной задачей, как при проектировании, так и при эксплуатации любого транспортного средства. поэтому представлять технологию грузовых операций с различными видами грузов, перспективы и направления их развития проектанту также важно.

Грузовые работы на судне связаны с доставкой груза с причала в трюм или на палубу и возможным (при необходимости) его перемещением с просвета люка к месту укладки. Выполнение этих работ должно быть организовано так, чтобы на них затрачивалось минимально возможное время при условиях их всемерного удешевления, безопасности труда и сохранности груза. Достичь этого можно лишь при комплексной механизации грузовых работ, исключающей ручное перемещение грузов. Учитывая уровень механизации в современных портах, трудоемкими и, часто, ручными немеханизированными работами остаются операции по перемещению груза из просвета люкового выреза и его укладка на место, или так называемая штифка. Снизить трудоемкость штифки можно, предусматривая соответствующие решения при проектировании судна.

Рассмотрим погрузочно-разгрузочные работы при транспортировке основных видов сухогрузов, а также возможности приспособления грузов и судов к комплексной механизации внутритрюмных работ.

Генеральные грузы перемещаются на судно или обратно с помощью портовых кранов. При проведении грузовых операций в пунктах, где отсутствует соответствующее портовое оборудование, используются плавучие краны, либо специальные судовые краны.

Подачу грузов на судно стремятся осуществлять, используя тот или иной способ их укрупнения с тем, чтобы максимально использовать грузоподъемность подъемных кранов и повысить производительность погрузочно-разгрузочных работ. Грузы, поднимаемые одновременно, образуют так называемый подъем, который формируют с помощью стропов, грузовых сеток, универсальных площадок (поддонов) или специальных захватов.

Основным препятствием в деле механизации работ с генеральными грузами является разнообразие их типов и размеров. Поэтому необходимой предпосылкой к комплексной механизации грузовых работ является укрупнение каждого места генеральных грузов и одновременная унификация их формы и размеров. Это достигается путем перевозки таких грузов в контейнерах, трейлерах и пакетах.

Наиболее простым и доступным способом укрупнения грузов является их пакетизация, т.е. образование одного крупного места массой 1,5–3,0 т из нескольких отдельных мест. Наиболее распространены пакеты на плоских поддонах номинальной грузоподъемностью 1,0; 2,0 и 3,2 т. К недостаткам пакетизации грузов следует отнести сравнительно большую массу поддонов (до 4–5% от массы груза) и определенную потерю полезного объема.

Эти же недостатки присущи перевозкам грузов в контейнерах. Кроме того, в этом случае возникает необходимость обратной перевозки контейнеров, их громоздкость, сравнительно высокая их собственная стоимость эксплуатации. То же самое можно сказать и о трейлерах. Поэтому последние так же, как и контейнеры, применяются в экономически обоснованных случаях при перевозке с высокой скоростью ценных генеральных грузов.

Для механизации внутритрюмных работ с генеральными грузами используются в основном различного вида авто- и электропогрузчики. Они либо подаются с берега, либо находятся на судне постоянно (как, например, на основном теплоходе проекта Р143). Однако применение автопогрузчика далеко не полностью решает задачу механизации внутритрюмных работ, так как они не позволяют укладывать штабели на всю высоту трюма из-за ограничений перемещения их каретки.

Тяжеловесные и громоздкие грузы, не боящиеся воздействия влаги, перевозят на открытой палубе. Их перемещение осуществляется либо с помощью кранов, либо с помощью специальных судовых лебедок через систему канифасблоков.

Длинномерный круглый лес подают на судно с помощью кранов отдельными «подъемами», которые формируются из бревен, застропливаемых двумя стропами. На судне «подъем» рассыпается. Выгрузка осуществляется в обратном порядке, «подъем» при этом формируется в трюме. Аналогичным образом производятся грузовые операции с пропсами, балансами и пиломатериалами.

В речной практике механизация погрузочно-разгрузочных работ осуществляется на пути отказа от застропливания «подъемов» и применением специальных лесных захватов (по типу грейферов). При перевозке леса и пиломатериалов на морских судах основной механизации грузообработки является пакетирование этих грузов. Размеры пакетов круглого леса и пиломатериалов стандартизованы. В настоящее время имеет место большое разнообразие типо-размеров пакетов. Однако при выборе этих размеров целесообразно ориентироваться на пакеты и блок-пакеты, кратные поперечному и продольному сечению большегрузных контейнеров.

Грузообработка судов, перевозящих навалочные и насыпные грузы, обычно осуществляется с помощью грейферных кранов. Их грузоподъемность доходит до 10–16 т. штифтовка груза в трюмах, а также зачистка последних выполняется с использованием специальных внутритрюмных машин. Для этих целей используют различные углепогрузочные машины, трюмные перегружатели и малогабаритные бульдозеры.

Трюмные бульдозеры, оснащенные навесными зачистными устройствами.

Наиболее совершенным способом перемещения сыпучих грузов является пневматический. Многие речные порты, ведущие грузообработку зерна, оснащены стационарными или плавучими пневматическими устройствами. Для грузообработки судна в его трюм через специальные отверстия в люковых крышках подаются гибкие трубы пневматического зернососа. Аналогичным образом ведется грузообработка пылевидных грузов, например, цемента.

Отечественный речной транспорт выполняет значительные работы по добыче и транспортировке таких строительных материалов, как песок, щебень, гравий, которые в связи со значительными объемами перевозок относят к так называемым массовым грузам. Последнее делает обязательным наличие того или иного уровня механизации погрузочно-разгрузочных работ, начиная от грейферных кранов большой грузоподъемности и до использования грузовых механизмов непрерывного действия. Наибольшее распространение среди последних получила погрузка груза из специальных бункеров-накопителей насыпью в судно. Для выгрузки песка используется метод его перекачки вместе с водой (водо-песчаной смеси) по специальным трубопроводам на берег к месту складирования. Для проведения погрузочно-разгрузочных операций при обработке массовых грузов используются также механизмы различной конструкции, в основе которых лежат ленточные транспортеры. Чаще всего они применяются в грузовых устройствах саморазгружающихся судов.

 

 

Сухогрузные суда



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 3381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.141 (0.014 с.)