Вторая грузовая компания. Цели и задачи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вторая грузовая компания. Цели и задачи.



ОАО «Втора́я грузова́я компа́ния» (ОАО «ВГК») — оператор грузовых железнодорожных перевозок в России. Полное именование — Открытое акционерное общество «Вторая грузовая компания». Краткое именование — ОАО «ВГК». Центральный офис расположен в Екатеринбурге.

 

Из истории создания:

ОАО «ВГК» основано в 2010 году в результате реформирования ОАО «Российские железные дороги». Поскольку ОАО «РЖД» является естественной монополией с регулируемыми тарифами, оно не могло конкурировать на равных с другими собственникам подвижного состава. Вторая грузовая компания, как и Первая грузовая компания, была создана с целью обеспечить конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность грузовых перевозок, и как следствие — получить дополнительные средства на обновление российского парка подвижного состава и финансирование инфраструктуры.

Совет директоров РЖД принял решение о создании дочернего открытого акционерного общества в сфере грузовых перевозок — «Вторая грузовая компания» 26 августа 2010 года. Компания с уставным капиталом 46,4 млрд рублей зарегистрирована в Екатеринбурге.

Уставный капитал компании будет полностью сформирован в течение одного года. 50% парка вагонов, запланированного к передаче от РЖД, компания получила в течение первых 3 месяцев после начала деятельности, остальной подвижной состав — после анализа работы. В общей сложности ОАО «РЖД» передаст в ВГК 156 400 собственных вагонов, а также 23 700 вагонов, находящихся на момент формирования компании в лизинге у РЖД (на условиях договора сублизинга). После передачи инвентарного парка вагонов во Вторую Грузовую Компанию в собственности РЖД останутся около 30 000 грузовых вагонов для обеспечения внутрихозяйственных перевозок

 

Деятельность:

ВГК предоставляет услуги по транспортировке грузов, в том числе:

ü круглосуточное диспетчерское наблюдение,

ü экспедирование и контроль грузов в железнодорожном и мультимодальном сообщениях,

ü тарифообразование,

ü маркетинговое и юридическое сопровождение проектов.

В собственности ОАО «ВГК» — свыше 180 000 единиц подвижного состава разного типа. Доля компании в структуре вагонного парка РФ составляет около 18%.

Полностью уставный капитал ВГК будет сформирован к 24 сентября 2011 г.

 

Основная концепция:

Правление ОАО «РЖД» единодушно одобрило вопрос о создании Второй грузовой компании. Дан «зеленый свет» разработке бизнес-плана и регистрации компании. Были поставлены жесткие рамки: все документы должны были быть готовы к концу 2009 года, в крайнем случае – в начале 2010 г.

Создание ОАО «ВГК» призвано способствовать дальнейшему развитию рынка грузовых перевозок в РФ и повышению эффективности использования вагонов инвентарного парка ОАО «РЖД», - рассказал по итогам заседания Правления президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин.

Выбор сценария развития сегмента оперирования подвижным составом и реорганизации инвентарного парка ОАО «РЖД» должен учитывать необходимость обеспечения равных условий на рынке предоставления грузовых вагонов под перевозку, а также организации бесперебойных перевозок - в первую очередь, социально значимых грузов - на основе равной ответственности всех субъектов рынка.

Ключевой задачей, которая должна быть решена в ходе реформирования сектора предоставления грузовых вагонов для перевозок, является повышение полезной производительности парка грузовых вагонов. Это подразумевает выполнение всех предъявляемых объемов перевозок минимально возможным количеством парка вагонов с максимизацией доли груженого пробега на вагон в год.

Анализ всех возможных вариантов показал, что наиболее оптимальным, обеспечивающим достижение указанных выше целей реформирования, является создание ОАО «ВГК» в соответствие со схемой, определенной Целевой моделью рынка в качестве крупной компании–оператора с парком вагонов, сопоставимым по масштабам и структуре имущественному комплексу ОАО «ПГК».

Для решения целевых задач реформирования в сфере оперирования грузовыми вагонами и для реализации оптимального варианта реструктуризации в соответствии с Целевой моделью рынка железнодорожных транспортных услуг, а также создания Второй грузовой компании предлагается:

· передать в уставный капитал ОАО «Первая грузовая компания» 60 тысяч грузовых вагонов, в том числе 24,2 тысяч зерновозов и 35,8 тысяч полувагонов;

 

· списать на металлолом грузовые вагоны с истекшим сроком службы, фактически не пригодные к перевозкам, ремонт и восстановление которых экономически нецелесообразно (предварительно их количество оценено на уровне 32 тысяч (без учета вагонов, находящихся в запасе);

 

· передать в уставный капитал ОАО «Вторая грузовая компания» оставшийся парк грузовых вагонов. Рыночную стоимость передаваемых вагонов определить на основе независимой оценки. Предварительно количество передаваемых ОАО «РЖД» в капитал ОАО «ВГК» вагонов оценивается в 217 тысяч;

 

· в собственности ОАО «РЖД» оставить около 30 тысяч грузовых вагонов для обеспечения хозяйственных перевозок.

 

В целях формирования парка грузовых вагонов Второй грузовой компании, равноценного по объему и структуре парку вагонов ОАО «ПГК», в партнеры по созданию ВГК планируется пригласить, например, операторов, лизинговые компании, грузовладельцев с собственным подвижным составом. Они смогут внести в капитал компании на этапе ее создания находящиеся в собственности грузовые вагоны по рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком по той же методике, по которой будет осуществляться оценка стоимости вагонов ОАО «РЖД».

Таким образом, объем акционерного капитала ОАО «ВГК» будет определен с учетом объема вклада других участников рынка. При этом предполагается, что уже на этапе создания компании частный бизнес может получить в ее капитале не менее 25%+1 акций.

В перспективе, по завершению этапа становления хозяйственной деятельности ОАО «ВГК» и передачи в ее собственность всех грузовых вагонов с учетом конъюнктуры финансовых рынков, будет обеспечено размещение акций ОАО «ВГК» на рынке (IPO). Проведение IPO акций ОАО «ВГК» прогнозируется не ранее 2011 года. В результате этого вклад ОАО «РЖД» и иных акционеров компании будет капитализирован, а принадлежащие акционерам пакеты акций станут ликвидным активом, продажа которого позволит обеспечить инвестиционный эффект на осуществленные при создании компании вложения.

Реализация данной модели позволит создать сопоставимые по масштабам бизнеса Первую и Вторую грузовые компании, которые будут самостоятельно оперировать собственными вагонами и заключать договоры с клиентами. Несмотря на значительные масштабы бизнеса обеих компаний, они не будут занимать доминирующего положения и не создадут серьезных препятствий для развития других участников рынка. При этом появятся новые стимулы для консолидации других участников рынка, количество которых в настоящее время превышает две тысячи.

 

У ОАО «РЖД» сохранится возможность выступать агентом указанных компаний и на основе агентских соглашений привлекать их вагоны, наряду с вагонами других собственников, для обслуживания грузоотправителей.

В результате будет завершено формирование конкурентного рынка оперирования грузовым подвижным составом, доля ПГК на котором составит около 27,5% (266 тыс. вагонов), ВГК – 27-29% (265-283 тыс. вагонов при условии привлечения в капитал 50-70 тыс. вагонов частных собственников), остальные собственники будут владеть 430-450 тыс. вагонов (44%).

Эффекты от реализации Целевой модели рынка и создания ОАО «Вторая грузовая компания»:

- для грузовладельцев и грузоотправителей: повышение гибкости и качества услуг, снижение транспортной нагрузки по мере развития конкуренции, возможность заключать долгосрочные договоры для гарантированного обеспечения перевозок погрузочными ресурсами;

- для государства: реализация целей и задач структурной реформы; развитие конкуренции в операторском сегменте и завершение его реформирования; гарантированное обеспечение транспортной доступности пользователей не только к услугам железнодорожных перевозок, но и к услугам по предоставлению подвижного состава за счет создания крупных общесетевых конкурирующих компаний; сохранение механизмов контроля над частью парка для гарантированного решения государственных задач; стимулирование спроса на грузовые вагоны; формирование дополнительных источников для обновления и развития основных фондов ОАО «РЖД» за счет продажи акций Первой и Второй грузовых компаний;

- для ОАО «РЖД»: создание равных условий для ведения бизнеса; сохранение технологической эффективности системы управления перевозками; реализация потенциала увеличения стоимости холдинга «РЖД» и формирования в перспективе источников для финансирования обновления и развития инфраструктуры за счет продажи пакетов акций ОАО «ПГК» и ОАО «ВГК».

- для других акционеров ВГК: возможность рынка инвестировать в конкурентоспособную компанию с высоким потенциалом развития и диверсифицированным бизнесом; капитализация имущественного вклада после выхода ВГК на IPO; повышение эффективности использования активов; равные условия оценки рыночной стоимости вагонов при внесении в капитал ВГК.

ОАО «РЖД» считает необходимым одновременно с созданием Второй грузовой компании обеспечить развитие нормативной базы, технологических стандартов и регламентов для эффективного функционирования рынка в новых условиях. Соответствующие инициативы будут в ближайшее время направлены в Минтранс России и причастные федеральные органы власти для подготовки согласованных решений. Предполагается, что совершенствование нормативной базы и регламентов работы будет завершено к моменту учреждения ОАО «Вторая грузовая компания».

На основе одобренной Концепции ОАО «РЖД» разработалобизнес-план ОАО «ВГК», который был рассмотрен Советом директоров ОАО «РЖД».

 

При реализации данного варианта обеспечиваются следующие преимущества:

 

1) На рынке формируется два крупных сегмента: компании, специализирующиеся на общесетевых маршрутных и повагонных перевозках универсальным парком вагонов (ОАО «ПГК», ОАО «ВГК», а также потенциально еще 1 – 2 - крупные компании, созданные на основе консолидации иных участников рынка) и специализированные компании, строящие бизнес на основе фокуса на обслуживании конкретных клиентов или обеспечении погрузочными ресурсами перевозок отдельных видов грузов или отдельных стабильных маршрутов. Конкуренция между компаниями указанных двух сегментов будет ограниченной, так как ими реализуются принципиально разные модели бизнеса.

 

2) Крупные компании обеспечивают обслуживание клиентов на всей сети железных дорог общего пользования, при этом для клиентов формируется полноценная конкурентная среда и возможность выбора услуг любой из компаний по соотношению цена/качество.

 

3) Крупные компании будут располагать достаточными финансовыми ресурсами для обновления принадлежащего им парка грузовых вагонов.

 

4) Активизируется роль операторских компаний в решении вопросов совершенствования технологий, тарифной политики, разработки и производства вагонов нового поколения, решении прочих актуальных для рынка вопросов.

 

5) Прекращение ценового регулирования в отношение вагонов инвентарного парка будет сопровождаться антимонопольным регулированием деятельности участников рынка на основе законодательства о защите конкуренции и развитием конкуренции между участниками рынка.

 

6) Технология управления крупными парками универсальных вагонов и эффективного взаимодействия блока управления грузовыми перевозками ОАО «РЖД» и диспетчерского аппарата крупных компаний-операторов будет отработан в сжатые сроки и не приведет к существенному росту транзакционных издержек.

 

7) Участие в капитале ОАО «ВГК» иных акционеров с момента его создания и необходимость подготовки к IPO позволит повысить открытость бизнеса и мотивацию на повышение конкурентоспособности и эффективности текущей деятельности.

 

8) Созданные «универсальные» и «специализированные» компании получат достаточную компетенцию и ресурсную базу для расширения бизнеса и выхода на рынки стран с колеей 1520 мм.

 

9) Сформированная модель рынка будет обладать высокой степенью устойчивости, обеспечивать баланс конкуренции и эффективности, создавать действенные ограничения для недобросовестного поведения участников, злоупотребления своим положением и демпинга, высокими стимулами к обновлению парка грузовых вагонов и развитию инноваций в данном сегменте бизнеса.

 

10) Сохранение контроля ОАО «РЖД» над ДЗО в сфере оперирования на переходном этапе формирования рынка позволит обеспечить стабильность перевозочного процесса при формировании новой системы взаимодействия участников рынка и управления парком грузовых вагонов, гарантировать удовлетворение потребностей в перевозках для нужд государственных заказчиков, а также специальных и воинских перевозок.

 

Напомню, Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 года №384, одной из основных задач определено развитие конкурентного сектора в сфере железнодорожных перевозок за счет создания грузовых компаний-операторов, владеющих собственным подвижным составом.

На первом этапе реформирования сформированы условия для создания и функционирования операторских грузовых компаний.

На втором этапе значительно выросло их количество и доля на рынке грузовых перевозок, созданы дочерние общества ОАО «РЖД», владеющие отдельными видами специализированного подвижного состава, значительную роль на рынке продолжило занимать ОАО «РЖД».

На третьем этапе реформирования железнодорожного транспорта предусматривается переход большей части (60 процентов и более) парка грузовых вагонов в частную собственность.

 

Слияния и поглощения:

ОАО РЖД продаст контрольный пакет ОАО "Первая грузовая компания" (ПГК) и оставит в собственности ВГК. Как решила комиссия под руководством вице-премьера Сергея Иванова, продаваться будет контроль в ПГК. А Вторая компания пока полностью будет оставаться под управлением ОАО РЖД. Решение комиссии означает, что частному оператору Globaltrans не удастся провести сделку по покупке 50% ВГК, на которые компания собиралась потратить 25 млрд руб. Компания действительно долгое время предполагала вхождение Globaltrans в ВГК. Но после обсуждений, проведенных руководством страны, было принято решение продать контроль в ПГК, а ВГК оставить у РЖД. РЖД рассчитываемна то, что компания быстро заработает, и успешно проведёт размещение на бирже, не деля доход от продажи с другими игроками рынка.

Теперь Globaltrans, которая, готовясь к покупке ВГК, экономила на инвестиционной программе, планирует до конца года потратить эти деньги на закупку вагонов. К концу года, по словам Сергея Мальцева, компания планирует "откорректировать стратегию развития", предполагающую как органический рост, так и поглощения. В частности, Globaltrans, по словам ее гендиректора, интересуют кэптивные железнодорожные операторы, входящие в крупные промышленные группы.

Выход на рынок ВГК также будет способствовать процессу консолидации рынка. Аналитики полагают, что сделка по покупке пакета акций ВГК вряд ли была бы выгодной для Globaltrans и рынка в целом. С точки зрения цели железнодорожной реформы - создания конкурентного рынка - запрет на вход Globaltrans в ВГК объясним, считает руководитель отдела маркетинга и аналитических исследований компании Brunswick Rail Дмитрий Бовыкин: сделка привела бы к созданию рынка с двумя доминирующими. При этом, по его мнению, Globaltrans как третий крупный игрок на рынке обладает финансовыми возможностями, чтобы консолидировать ряд более мелких компаний.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.033 с.)