Классификация внутренних водных путей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация внутренних водных путей



 

К внутренним водным путям относятся реки, озера, водохранилища, судоходные каналы и некоторые морские заливы и губы.

Протяженность эксплуатируемых внутренних водных путей составляет 144,5 тыс. км, при этом из них на Сибирь и Дальний Восток приходится 75 тыс. км.

Имеет место ряд признаков, по которым, так или иначе, классифицируют внутренние водные магистрали. Прежде всего, их можно разделить на естественные и искусственные. К последним относятся судоходные каналы, шлюзованные реки и водохранилища. Они наиболее благоустроены в судоходном отношении. Их доля составляет около 15% от общей протяженности внутренних водных путей страны.

Водохранилища создаются для регулирования стока рек, выработки электроэнергии, водоснабжения, орошения, улучшения судоходства. Наиболее крупные водохранилища созданы на Волге, Ангаре, Дону, Днепре, Каме, Енисее, Иртыше.

Судоходные каналы позволяют объединять в единые водные магистрали или их систему судоходные пути бассейнов отдельных рек. Так, с постройкой канала им. Москвы, Волго-Донского, Волго-Балтийского, Беломоро-Балтийского была создана в Европейской части России Единая Глубоководная транспортная система протяженностью 6,5 тыс. км, объединившая между собой Азовское, Белое, Балтийское, Каспийское и Черное моря.

На искусственных судоходных каналах и шлюзованных реках часто габариты судового хода определяются размерами шлюзовых камер. характеристики шлюзов основных рек приведены в табл. 10.1.

 

Таблица 10.1

Характеристики шлюзов

Шлюзование системы Число Размеры камеры, м
шлюзов ниток камер длина габаритная ширина габаритная глубина на короле в межень
полезная полезная
Беломоро-Балтийский канал       153/147 15,73/14,5 4,6
Северо-Двинская система       164,3/155,4 12,8/12,5 2,25
Верхне-Свирский гидроузел       291/281 21,5/19,5 4,5
Нижне-Свирский гидроузел       205/199 21,5/19,5 4,5
Волго-Балтийский канал       275/265 17,8/16,2 4,5
Шлюзы реки Москвы:              
№10 Перервинский             300/290 30/28 4,5
№11 Перервинский             57/55 15/13,4 4,5
«Трудкомунна», Андреевский, Софьинский, Фаустовский       280/270 18/16,4 4,5
Продолжение табл. 10.1
Шлюзование системы Число Размеры камеры, м
шлюзов ниток камер длина габаритная ширина габаритная глубина на короле в межень
полезная полезная
Белоомутовский       266/256 17/15,5 4,5
Кузьминский       266/256 16,6/15 4,5
Канал им. Москвы       300/290 30/28 4,5
Иваньковский гидроузел       300/290 30/28 4,5
Угличский гидроузел       300/290 30/28 4,5
Рыбинский гидроузел       300/290 30/28 4,5
Горьковский гидроузел       300/290 30/28 3,25
Чебоксарский гидроузел       300/290 30/28 4,0
Куйбышевскийгидроузел       300/290 30/28 4,5
Саратовский гидроузел       300/290 30/28 4,0
Волгоградский гидроузел       300/290 30/28 4,5
Волго-Донской канал       150/145 18/16,4 4,5
Цимлянский гидроузел       150/115 17,8/16,3 4,5
Шлюзы реки Дон       150/145 17,7/16,1 4,5
Камский гидроузел       250/240 30/28 4,5
Воткинский гидргузел       300/290 30/28 4,5
Нижнее-Камский гидроузел       300/290 30/28 4,0
Новосибирский на Оби       148/145 18/16,4 2,5
Усть-Каменогорский на Иртыше       100/95 18/16,4 2,5
Шюзы р. Днепр: Киевский       150/145 18/16,4 2,8
Каневский       270/260 18/17 3,9
Продолжение табл. 10.1
Шлюзование системы Число Размеры камеры, м
шлюзов ниток камер длина габаритная ширина габаритная глубина на короле в межень
полезная полезная
Кременчугский       270/260 18/17 4,0
Днепродзержинский       275/260 18/17 4,0
Днепровский (Запорожский)       130/120 18/17 4,0
Шлюзы р. Кубань            
Федоровский       100/95 15,4/14 1,5
Краснодарский       135/130 15/14 1,8
                             

В целом все водные магистрали подразделяются на пути, имеющие судоходную обстановку и без нее, а также с гарантированными габаритами судового хода и с ненормируемыми.

В зависимости от габаритов судового хода, которые характеризуются его шириной, радиусом закругления и гарантированной глубиной, все реки в системе речной отрасли делятся на магистральные и малые.

К малым относятся:

1. Водные пути, эксплуатируемые в течение всей навигации и имеющие в меженный период величину хотя бы одного из габаритов: – глубину 1,3 м и меньше, ширину – 30 м и меньше на свободных реках и 14 м и меньше на искусственных каналах, радиус закруглений – 150 м и меньше.

2. Водные пути, временно используемые для судоходства только в весенний (полноводный) период навигации и экстремальными условиями судоходства.

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 375 рек, озер, проток и т.п., отнесенных к категории малых водных путей. Их общая протяженность 55,5 тыс. км или около 50% протяженности всех внутренних водных путей России.

По интенсивности судоходства водные пути, имеющие освещаемую судоходную обстановку, делятся на три группы:

группа I – судоходные пути с интенсивностью судоходства в обоих направлениях более 30 судов или 5 плотовых составов в сутки;

группа II – судоходные пути с интенсивностью судоходства в обоих направлениях не более 30 судов или 5плотососавов в сутки;

группа III – судоходные пути с интенсивностью судоходства в обоих направлениях до 5 судов в сутки, а сплав леса в плотах не производится.

При проектировании судна требуется учитывать и надводные габариты водного пути. Свободная высота над наивысшим расчетным уровнем воды и ширине судоходных пролетов мостов должны быть достаточными для безопасного пропуска судов. Они определяются в соответствии с «Нормами проектирования подмостовых габаритов на судоходных и сплавных реках и основными требованиями к расположению мостов». В соответствии с ними все реки делятся на четыре категории, в зависимости от которых и назначаются надводные габариты (табл. 10.3).

Характеристики основных судоходных каналов приведены в табл. 10.2.

Водные пути являются государственной собственностью, и их техническое обслуживание осуществляется за счет бюджетного финансирования. Функции по обеспечению плановых габаритов судового хода, ремонту и поддержанию в рабочем состоянии судоходных каналов, шлюзовых камер и других элементов искусственных водных путей, ремонту и техническому обслуживанию плавучей и береговой судоходной обстановки, выполняют территориальные Управления водных путей и судоходства. Кроме указанного выше эти учреждения имеют ряд контролирующих функций в сфере судоходства, связанных с выполнением судоводителями Правил плавания, контроля уровня квалификации плавсостава, защиты окружающей среды, диспетчерским управлением движением судов на отдельных сложных участках водных путей.

 

 

       
   
 
 


Допускаемые скорости движения, км/ч грузовых, грузоподъемностью до 300 т             6,8 7,5
800 -600 т       12–15     5,6
2000-800 т 8–12 8,0 11–12 12–14    
3000-2000т 7–9,5 7,0 8–10 12–14 8,0  
5000-3000т 7–8   7,0  
пассажирских типа «Ахтуба»   12–16    
типа «Родина»   12–14    
Минимальные габариты, м радиус кривизны                
глубина 4,0 5,1 4,0 4,0 4,0 4,4 1,5 3,0
ширина средняя                
Протя- женность                
Каналы Беломорско-Балтийский Сайменский Волго-Балтийский им. Ленина Канал им. Москвы Волго-Донской им. Ленина Волго-Каспийский Днепро-Бугский Каракумский

Таблица 10.3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.208.72 (0.01 с.)