Часть V. Производство и сбыт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть V. Производство и сбыт



13. Деловая игра «Поставщики и покупатели»

14. Деловая игра «Планирование поставок»

15. Деловая игра «Выбор целевого сегмента»

16. Деловая игра «Позиционирование товара»

Литература

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

_____________________________________________

 

Суха теория, мой друг,

Но вечно древо жизни зеленеет.

Иоганн Вольфганг Гете

Экономическое образование — образование особое. Кроме определен­ного запаса знаний и умений студент должен приобрести в учебном заведении элементарные навыки принятия научно обоснованных ре­шений в разных, нередко экстремальных, ситуациях. Этого не добить­ся пассивными методами обучения, предлагая студентам готовить ре­фераты и доклады. Не поможет и выполнение тестов и задач, сколь разнообразными они бы ни были. Нужны новые формы обучения, при которых перед студентами ставятся жизненные задачи, требующие одновременно применения теоретических знаний и быстрого выпол­нения практических действий. Такой формой обучения является дело­вая игра.

В последние годы деловые игры все шире применяются при обучении экономическим дисциплинам. Издано немало работ, посвященных иг­ровым технологиям (Н. В. Борисова, А. А. Вербицкий, В. В. Глухов, Р. Ф. Жуков, Б. А. Райзберг, П. И. Пидкасистый, А. С. Прутченков, В. А. Трайнев и др.). Вместе с тем ощущается острый дефицит учебно-методических пособий, предназначенных для применения непосред­ственно в аудитории экономического вуза. Автор поставил перед собой цель уменьшить этот дефицит, предложив суду коллег-преподавателей разработанные им игры, основательно «обкатанные» при обучении студентов-экономистов на гуманитарном факультете Санкт-Петер­бургского государственного политехнического университета.

В настоящем пособии подробно описаны шестнадцать деловых игр, основанных на теоретическом материале курса микроэкономики и смежных дисциплин. Игры не закреплены за конкретными темами курса, поскольку большинство из них по своему теоретическому со­держанию имеют междисциплинарный характер. Так, игру «Аукцион облигаций» можно использовать при обучении микроэкономике, тео­рии финансов, финансовому менеджменту и т. д. Поэтому деление пособия на пять тематических разделов весьма условно и призвано по­мочь преподавателю сориентироваться в разнообразном материале.

Описание каждой игры разбито на следующие разделы: «Цель игры», «Понятия», «Теория», «Правила игры», «Подготовка игры», «Порядок проведения игры», «Пример игры». Большинство игр закан­чивается оценкой, выставлением баллов студентам-участникам. Эти баллы преподаватель вполне может учитывать при аттестации студен­тов, что создаст у них реальную заинтересованность и стимул к победе. Опыт автора показывает, что студенты, хорошо усваивающие теорети­ческую часть курса, обычно получают высокие баллы за игры. Дело в том, что для победы необходимо знание теоретических положений, умение правильно применять расчетные формулы, понимание сущно­сти задействованных в них экономических понятий.

Игры, описанные в книге, отличаются от большинства известных более глубокой теоретической основой, из которой естественно выво­дятся их правила. Развлекательные элементы — только способ ввести студента в проблему, показать, что знание теории действительно по­может ему в будущей профессиональной деятельности.

Настоящее учебное пособие — не только готовый к использованию методический продукт, но и предложение к экономико-педагогическо­му творчеству. Автор надеется, что коллеги будут развивать его методи­ческие новации при проектировании других игр в рамках самых разных экономических курсов. Логические схемы большинства игр можно лег­ко адаптировать к процессу преподавания экономики в средних учеб­ных заведениях.

Автор с благодарностью и неподдельным интересом примет любые замечания и предложения по улучшению пособия.

Борис Васильевич Корнейчук,

доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета

Часть I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

МИКРОЭКОНОМИКИ

___________________________________

 

1. ДЕЛОВАЯ ИГРА «ВЕЛИКИЕ ЭКОНОМИСТЫ»

Цели игры

1. Ознакомиться с взглядами следующих экономистов: Ф. Кенэ, А. Тюрго, Ш. Фурье, Н. Чернышевского, Д. Рикардо, Т. Мальту­са, Д. Милля, Ф. Листа, В. Зомбарта, К. Маркса, В. Ленина, Т. Веблена, Д. Гэлбрейта, К. Менгера, Д. Кларка, Э. Чемберлина.

2. Дать общее представление о следующих экономических школах: физиократия, утопический социализм, классическая и историче­ская школы, марксизм, институционализм, маржинализм.

 

Теория

Приведем краткие характеристики ученых-экономистов, чьи высказы­вания используются в игре.

1. Франсуа Кенэ — глава школы физиократов. Единственным самосто­ятельным фактором производства представители этой школы считали почву, природу, а единственным видом производительного труда — зем­леделие.

2. Анн Робер Жак Тюрго — физиократ, дал первое научное обоснова­ние ссудного процента на капитал.

3. Шарль Фурье — социалист, автор проекта «социетарного» обще­ственного строя. Предлагал заменить свободную торговлю казенными (государственными) распределителями.

4. Николай Чернышевский — социалист, автор проекта «общинного» социализма. Сторонник эволюционного развития экономики от низ­шей формы к высшей.

5. Давид Рикардо — представитель классической школы. Два ее ос­новных положения: 1) ценность товара определяется затраченным на его производство трудом, 2) свободная конкуренция необходима для эффективного функционирования экономики и ее развития. Ввел по­нятия основного и оборотного капитала.

6. Томас Роберт Мальтус — представитель классической школы. Автор концепции народонаселения, по которой чрезмерный рост чис­ленности беднейших классов является основной причиной социально-экономических проблем общества.

7. Джон Стюарт Миллъ — представитель классической школы. Склонялся к социализму: подвергал сомнению права наследования и собственности на землю. Дал свою трактовку классической трудовой стоимости и понятия производительного труда.

8. Фридрих Лист — один из основателей исторической школы. При­менял индуктивный метод исследования в экономике, выступал за протекционизм во внешней торговле. Одним из первых признал про­изводительным умственный труд.

9. Вернер Зомбарт — представитель исторической школы, автор концепции «национального» социализма. По его мнению, «хозяй­ственный дух» передается по наследству и играет определяющую роль в экономике.

10. Карл Маркс — последователь классической школы и социализма. Считал, что труд не обладает стоимостью, поскольку сам служит для ее измерения. Ввел понятия «постоянный капитал» и «эксплуатация».

11. Владимир Ленин — марксист, создатель концепции обобществле­ния производства и перехода от монополистического капитализма к коммунизму посредством пролетарской революции.

12. Торстейн Веблен — создатель институционализма (институт — историческая традиция, норма поведения). Считал, что важнейшей целью потребления является демонстрация богатства потребителя. «Подставное» потребление — это потребление жены, гостей, лакеев и др., предназначенное для демонстрации богатства хозяина.

13. Джон Гэлбрейт — институционалист, автор концепции «техно-структуры». По его мнению, в мире корпораций прибыль не является главной целью производства, поскольку реальная власть принадлежит менеджерам, а не акционерам.

14. Карл Менгер — один из создателей теории маржинализма, в ос­нове которой лежит субъективная трактовка ценности (полезности) благ. Выводил ценность благ высшего порядка (сырье, орудия труда, труд) из ценности конечных продуктов.

15. Джон Кларк — маржиналист, автор концепции предельной про­изводительности. Первым рассматривал труд и капитал в качестве равноправных факторов производства.

16. Эдвард Чемберлин — создатель теории монополистической кон­куренции.

 

Правила игры

1. Игра проводится после изучения курса «История экономических учений» или соответствующего раздела общего курса экономики.

2. В игре рассматриваются взгляды 16 известных экономистов. Соот­ветственно максимальное число участников игры также равно 16. Если студентов больше этого количества, то следует объединить двух студентов в одного «экономиста».

3. В игре используются карточки, на каждой из которой приведена одна цитата какого-нибудь экономиста. Всего 48 карточек: по три цитаты каждого автора. На карточке автор цитаты не указывается.

4. Карточки перемешиваются и выдаются студентам, каждому по три.

5. Задача студентов — обмениваясь, собрать по три карточки с вы­сказываниями какого-нибудь одного экономиста и, кроме того, назвать его.

6. Баллы присуждаются по следующим правилам:

* пять баллов — сданы три цитаты одного экономиста, и он опре­делен правильно;

* три балла — сданы цитаты разных экономистов, но все они определены правильно;

* два, один и ноль баллов — неправильно определен один, два или три автора высказываний соответственно.

 

Подготовка игры

А. Подготовить карточки с такими, например, высказываниями эконо­мистов:

1. Политическая экономия в отношении к международной торговле должна основывать свое учение на опыте.

2. Сам народ является главнейшим виновником своих страданий.

3. Мы считаем вещи красивыми, так же как и полезными, где-то в прямой зависимости от того, насколько велика их цена.

4. Государство, населенное одними лишь торговцами и ремесленни­ками, может существовать только за счет доходов от земельной соб­ственности, получаемых за границей.

5. Ценность субъективна не только по своему существу, но и по сво­ей мере.

6. При социетарном строе гурманство является источником мудро­сти, просвещения и дел социального согласия.

7. Человеческий труд образует стоимость, но сам труд не есть сто­имость. Стоимостью он становится в застывшем состоянии, в предмет­ной форме.

8. Ошибка, когда моралисты рассматривали отдачу в рост как пре­ступление.

9. Последнее орудие меньше добавляет к производительности чело­века, чем это делало первое.

10. Корпорация посредством заведенного ритуала стремится вну­шить акционерам впечатление, будто они облечены властью.

11. В интересах не только общественного блага, но и частных лиц была бы передача по наследству детям не большого, а умеренного обес­печения.

12. Общинное владение — это единственный род собственности, охранение которого не доставляет правительству никаких забот и не требует от него ровно никаких расходов.

13. Конкуренция превращается в монополию. Получается гигант­ский прогресс обобществления производства.

14. Хозяйственный дух — это совокупность душевных свойств и функций, сопровождающих хозяйствование.

15. В зависимости от того, быстро ли изнашивается капитал и часто ли требует воспроизведения или же потребляется медленно, он при­числяется к оборотному или к основному капиталу.

16. Чистую конкуренцию нельзя больше считать во всех отношени­ях «идеалом» для экономики благосостояния... Индивидуальные раз­личия между актерами, певцами, лицами свободных профессий и де­ловыми людьми невозможно устранить.

17. Всякий монополист сталкивается с конкуренцией заменителей, и уже отсюда ясно, что монополистическая конкуренция охватывает всю теорию монополии.

18. Размеры заработной платы должны быть предоставлены част­ной и свободной конкуренции и никогда не должны контролироваться вмешательством государства.

19. С развитием просвещения и здравого взгляда на жизнь будут постепенно ослабевать до нуля разные слабости и пороки.

20. Государство есть продукт и проявление непримиримости клас­совых противоречий.

21. К народам со слабым капиталистическим предрасположением я причисляю, прежде всего, кельтов и некоторые германские племена.

22. Цену процента можно рассматривать как своего рода уровень, ниже которого прекращается всякий труд, всякая обработка земли, всякая промышленность, всякая торговля.

23. Когда какой-нибудь человек покидает своего предпринимателя, можно определить, сколько он стоит, выяснив, сколько предпринима­тель теряет, когда его рабочая сила уменьшается на одного человека.

24. Денежное вознаграждение как фактор, стимулирующий трудо­вую деятельность, в настоящее время играет относительно меньшую роль.

25. Как только землевладелец в любой стране перестает улучшать землю, у политической экономии не находится слов в защиту земель­ной собственности.

26. Полезность — это годность предмета служить удовлетворению человеческих потребностей и потому является общим условием харак­тера благ.

27. Социетарный кантон будет вести переговоры о купле-продаже только один единственный раз вместо трехсот противоречивых пере­говоров, занимающих триста глав семейств.

28. Та часть капитала, которая превращается в средства производства, т.е. в сырой материал, вспомогательные материалы и средства труда, в процессе производства не изменяет своей стоимости.

29. Те, кто разводит свиней, конечно, производительны, но в несрав­ненно большей степени производительны воспитатели юношества. Первые производят меновые ценности, вторые создают производи­тельные силы.

30. Законы природы говорят нам то же, что сказано апостолом Пав­лом: если человек не желает трудиться, он не имеет право на пропита­ние.

31. Теоретически, с точки зрения экономики, священник является слугой, косвенно находящимся в личном услужении у божества, чью ливрею он носит.

32. Основная задача правительства заключается в облегчении при помощи развития торговли сбыта продовольственных товаров соб­ственного производства.

33. Заем под проценты есть не что иное, как торговля, в которой заи­модавец — человек, продающий пользование своими деньгами, а заем­щик — человек, покупающий его.

34. Доход всего труда, с одной стороны, и доход всего капитала — с другой, совершенно родственны, таким образом, земельной ренте. Они являются двумя родами ренты.

35. Принуждение издавна ассоциируется с землей. Точно так же де­нежный мотив связан с капиталом. Отождествление и приспособление целей связаны с техноструктурой.

36. Портной, шьющий одежду, сапожник, выпускающий обувь, со­здают не больше богатств, чем музыканты, дающие концерт.

37. Предполагаемая ценность продукта является при всяких обсто­ятельствах принципом, определяющим величину ценности соответ­ствующих благ высшего порядка.

38. Прибыльная часть торговли — ростовщичество. Надо, чтобы правительство завладело этой отраслью и прочими при посредстве ка­зенных форм.

39. Капиталист обогащается... пропорционально количеству той чу­жой рабочей силы, которую он высасывает, и тому отречению от всех жизненных благ, которое он навязывает рабочим.

40. Если бы люди не применяли в производстве машин, а только труд, и если бы для доставки ими их товаров на рынок требовались одинаковые промежутки времени, то меновая ценность их товаров была бы точно пропорциональна количеству затраченного труда.

41. И патенты, и фабричные марки могут рассматриваться как эле­менты монополии. Элементами же конкуренции выступают в обоих случаях те черты сходства, которые имеются между этими товарами и остальными.

42. При современных мировых отношениях молодая, необеспеченная покровительством промышленность не в состоянии развиться при сво­бодной конкуренции с промышленностью, давно уже окрепшей.

43. Необходимо открыто отказаться от признания за бедными вооб­ражаемого права содержаться на общественный счет.

44. Для господина, живущего в праздности, демонстративное по­требление материальных ценностей есть средство достижения уваже­ния.

45. Труд, затраченный на спасение жизни друга, не является произ­водительным, если только этот друг не производительный работник, который производит больше, чем потребляет.

46. Из всех родов собственности общинное владение есть тот род, который наиболее предохраняет частную жизнь от административно­го вмешательства и надзора.

47. Учет и контроль — вот главное, что требуется для «наложения», для правильного функционирования первой фазы коммунистическо­го общества.

48. Исключается мнение, что предрасположение к капиталистиче­скому духу было «приобретено» в ходе истории.

В. Подготовить таблицу для проверки преподавателем полученных результатов.

Таблица 1.1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.208 (0.038 с.)