Балансы банков, анализируемые игроками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Балансы банков, анализируемые игроками



Банк 1 Банк 2 Банк 3
актив пассив актив пассив актив пассив
Р = 16 С = 65 Н = 10 В = 80 А = 5 К = 6 Р = 20 С = 90 Н = 10 В = 110 А = 2 К = 8 Р = 9 С = 25 Н = 20 В = 30 А=19 К = 5

 

3. Вычислить величину избыточных резервов каждого банка:

* первого: 16 - 0,2 х 80 = 0;

*второго: 20 - 0,2 х 110 = - 2 (банк закрыт);

* третьего: 9 - 0,2 х 30 = 3.

4. Подготовить «бланки заявок» на совершение операций (табл. 6.3).

 

Порядок проведения игры

1. Повторить понятия и формулы, необходимые для проведения игры.

 

Таблица 6.3

Бланк заявки на совершение операции

Ф. И. О.  
день банк операция балл
       
       
Итого:  

 

2. Объяснить студентам цели и правила игры.

3. Объявить данные игры: резервную норму, число банков, число дней испытательного срока.

4 Раздать студентам бланки заявок.

5. Написать на доске балансы банков по состоянию на 9:00 первого дня испытательного срока (табл. 6.2).

6. Предложить студентам указать в заявке Ф. И. О., номер выбранно­го ими банка и номер операции, которую они желают выполнить в этом банке в первый день испытательного срока (первая строчка заявки). Выделить 10 мин. для анализа балансов и оформления за­явок. Следить за конфиденциальностью заполнения заявок.

7. Собрать заявки одновременно. Разложить их на три пачки (Банк 1, Банк 2, Банк 3).

8. Пачку заявок для первого банка разложить на три пачки (Опера­ция 1, Операция 2, Операция 3). Выполнить последовательно данные операции.

Примечание. Операция 2 невыполнима, если в 10:00 полученных ранее вкладов недостаточно, чтобы удовлетворить заявки на вы­дачу вкладов в 11:00. В этом случае возникает «конкуренция» вкладчиков и никто из них по условиям игры не получит вклад. Тогда вслед за первой операцией надо сразу приступить к выпол­нению третьей. Однако и ее можно не выполнить по той же при­чине. В частности, если заявки на первую операцию («Принять вклад») вовсе не поступили, то более рискованные операции (вто­рая и третья) определенно нельзя выполнить из-за отсутствия в начале дня избыточных резервов у данного коммерческого банка.

9. Огласить имена студентов, сделавших заявку во второй банк (закрытый). Они допустили ошибку либо при расчете избыточ­ных резервов, либо при их экономической интерпретации. В обо­их случаях допущена грубая ошибка.

Примечание. Во втором банке активы (и пассивы) больше, чем в остальных банках (120 против 91 и 54). Надо обратить внимание студентов, что это обстоятельство никак не связано со способно­стью банка выдавать вклады и ссуды в течение дня.

10. Заявки для третьего банка разложить на три пачки (Операция 1, Операция 2, Операция 3). Выполнить последовательно данные операции (если это возможно).

Примечание. С точки зрения клиентов, лучшим является третий банк, поскольку его избыточные резервы максимальны. Однако если слишком большое число менеджеров решит рисковать, т. е. потребует в данном банке ссуду (максимальный балл), то между ними возникнет конкуренция и ссуду не получит никто. Анало­гичная ситуация может возникнуть, когда большинство менедже­ров решат рисковать умеренно и потребуют снять вклад (Опера­ция 2). В связи с этим надо объяснить студентам, что для успеха в финансовых делах надо стремиться принимать нестандартные, небанальные решения, учитывая возможное поведение конкурен­тов. Здесь хорошо видна роль психологического фактора в бан­ковском бизнесе. Мы говорим, что успех в этой игре на одну треть зависит от знаний теории, на одну треть — от удачи, и на одну треть — от правильного учета психологии конкурентов.

11. Подвести итоги первого дня испытаний. Количество баллов у студентов может меняться: от минус единицы (не полученная ссуда) до трех (полученная ссуда).

12. Произвольно изменить новые балансы коммерческих банков, по­лученные в результате совершения операций. Например, можно сообщить, что в первый банк сделан вклад в 3 единицы, и т. д.

Примечание. Баланс второго банка в первый день не изменился. Чтобы этот банк «открылся», можно сообщить, что Центральный банк предоставил ему кредит в сумме 5 единиц. Тогда резервы банка увеличатся до 25, а соответствующая статья пассива (К) увеличится до 13. Избыточные резервы банка увеличатся до 25 - 0,2 х 110 = 3. Другой, радикальный, способ «открыть» второй банк — уменьшить резервную норму во всей банковской системе до 10%. Тогда избыточные резервы второго банка увеличатся до

20-0,1x110 = 9.

13. Раздать студентам их старые бланки заявок.

14. Предложить студентам записать в тетради новые балансы банков, учитывая объявленные преподавателем изменения.

15. Повторить игру, исходя из новых балансов и заполнив вторую строку таблицы в бланке заявки.

16. Подвести итоги игры за два дня испытаний. Количество баллов у студентов может меняться от минус двух до шести. Студент (сту­денты), получивший максимальное число баллов получает посто­янную работу в фирме.

 

Пример игры

1. Исходные данные:

* студентов — 6;

* испытательный срок — 2 дня;

* банков — 3;

* резервная норма — 20%;

* объем операции — 1 единица;

* балансы банков даны в табл. 6.2.

2. Данные, полученные на первом этапе игры (в первый день), пред­ставлены в табл. 6.4.

Таблица 6.4

Итоги первого банковского дня

Студент Банк Операция Баллы
  Андрей      
  Борис      
  Василий     -1
  Галина     -1
  Егор      
  Женя     -1

 

3. Работа с клиентами Банка 1. В Банк 1 обратился единственный клиент - Егор. Он требует принять вклад. Поскольку банк «от­крыт», эта операция выполнима, она приносит Егору 1 балл. Ста­тьи баланса Р и В увеличатся на единицу.

4. Работа с клиентами Банка 2. В Банк 2 обратился единственный клиент - Галина. Она требует выдать ссуду. Поскольку банк «закрыт», эта операция невыполнима. Галина получает минус 1 балл. Баланс банка не меняется.

5. Работа с клиентами Банка 3. В Банк 3 обратились четыре клиента — Андрей, Борис, Василий и Женя. Первые два требуют выдать вклад. Поскольку избыточные резервы банка равны 3, а заявки на выдачу вклада составляют 2, то данная операция выполнима, она приносит Андрею и Борису по 2 балла. После выдачи вкладов ста­тьи баланса Р и В уменьшатся на 2.

К 12:00 первого дня избыточные резервы Банка 3 (табл. 6.5) со­ставят:

7 - 0,2 х 28 = 1,4. Следовательно, данный банк не сможет удовлетворить одновременно обе заявки Василия и Жени на вы­дачу ссуды. Они получат по минус одному баллу.

Таблица 6.5

Баланс Банка 3 к 12:00 первого дня

Актив Пассив
Р = 7 С = 25 Н = 20 В = 28 А = 19 К = 5

 

6. Изменение преподавателем балансов банков в конце первого дня. Допустим, преподаватель решил, что:

* баланс Банка 1 не меняется (в дополнение к предыдущим из­менениям);

* Банк 2 получит от Центрального банка кредит в 5 единиц (ста­тьи баланса Р и К увеличатся на 5);

* Банк 3 выдал клиенту безналичную ссуду (в форме чековой книжки) в размере 10 единиц (статьи баланса С и В увеличатся на 10) (табл. 6.6).

 

Таблица 6.6

Балансы банков к 9:00 второго дня

Банк 1 Банк 2 Банк 3
актив пассив актив пассив актив пассив
Р = 17 В =81 Р = 25 В = 110 Р = 7 В = 38
С = 65 А = 5 С = 90 А = 2 С = 35 А = 19
Н = 10 К = 6 1-1 = 10 К=13 Н=20 К = 5

 

Избыточные резервы банков равны: первого — 0,8; второго — 3;

третьего — минус 0,6 (теперь он закрыт).

7. Данные, полученные на втором этапе игры, представлены в табл. 6.7 Победителем игры стал Борис, получивший за два дня 5 баллов.

Таблица 6.7

Итоги второго банковского дня

Студент Банк Операция Баллы Итог
  Андрей        
  Борис        
  Василий        
  Галина        
  Егор        
  Женя     -1 -2

 

Часть III

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СЕКТОР

___________________________________

 

 

7. Деловая игра «Международная торговля»

Цели игры

1. Усвоить понятия «производственная возможность», «вмененные издержки», «торговая возможность», «граница торговых возмож­ностей», «сравнительное преимущество», «выгодность междуна­родного обмена».

2. Научиться определять условия, при которых вывоз (ввоз) товара выгоден для страны.

3. Приобрести элементарные навыки поиска торговых партнеров и ведения деловых переговоров в условиях ограничения во времени.

 

Понятия

Производственная возможность — набор продуктов, который можно произвести в стране. Прочие наборы называются недостижимыми в производстве.

Граница производственных возможностей — совокупность произ­водственных возможностей, которые граничат с наборами, недостижи­мыми в производстве.

Вмененные издержки производства продукта — величина вынуж­денного сокращения выпуска другого продукта при увеличении на единицу выпуска данного продукта. Вмененные издержки равны тан­генсу угла наклона границы производственной возможности к соот­ветствующей оси координат.

Торговая возможность — набор продуктов, который доступен для потребления в стране. Эти продукты могут как производиться в стра­не, так и ввозиться в нее. Прочие наборы продуктов называют недо­стижимыми.

Граница торговых возможностей — совокупность торговых возмож­ностей, которые граничат с недостижимыми наборами.

Сравнительное преимущество — одной стране выгодно вывозить продукт в другую, если вмененные издержки производства этого про­дукта в ней меньше.

Выгодность международного обмена — количество ввозимого про­дукта, обмениваемого на единицу вывозимого продукта, должно быть больше вмененных издержек производства вывозимого продукта в данной стране.

Теория

Рассмотрим две страны: А и В, у которых множества производствен­ных возможностей — треугольники.

Рис. 7.1. Производственные возможности стран

Вмененные издержки первого продукта в стране А равны 10/20 = 0,5, а вмененные издержки этого продукта в стране В равны 15/3 = 3. Таким образом, страна А имеет сравнительное преимущество при про­изводстве первого продукта (0,5 меньше 3), т. е. ей выгодно его выво­зить. Соответственно стране В выгодно вывозить второй продукт.

Понятно, что есть бесконечно много вариантов взаимовыгодного обмена между странами (один более выгоден для первой страны, дру­гой — для второй страны). Среди вариантов обмена выделяют один равновыгодный обмен. Степень выгодности такого обмена оценивают с помощью коэффициента равновыгодности:

 

,

где «вывоз А» — максимально возможный объем выпуска вывозимого то­вара из страны А продукта (в нашем случае — 20); «ввоз А» — максималь­но возможный объем выпуска ввозимого в страну А продукта (в нашем случае —10); «вывоз В» — максимально возможный объем выпуска выво­зимого из страны В продукта (в нашем случае — 15); «ввоз В» — макси­мально возможный объем выпуска ввозимого в страну В продукта (в на­шем случае — 5).

В нашем случае коэффициент равновыгодности равен

К = (20/10 х 15/5)0,5 = 60,5= 2,4.

Экономический смысл коэффициента равновыгодности: он харак­теризует «непохожесть» треугольников, изображающих множества производственных возможностей. Если эти треугольники подобны (соответствующие углы равны), данный коэффициент принимает свое наименьшее значение, равное единице. В этом случае условия произ­водства обоих продуктов в этих странах схожи и международный об­мен не имеет смысла.

Коэффициент равновыгодности показывает, во сколько раз при рав­новыгодном обмене достижимый для потребления объем ввозимого продукта превышает его максимально возможный объем производства в данной стране (в отсутствие международного обмена). Так, в приве­денном выше числовом примере максимально возможный объем про­изводства второго продукта в стране А равен 10. При равновыгодном обмене со страной В достижимый для потребления объем этого про­дукта составит 10 х 2,4 = 24. Соответственно достижимый для потреб­ления объем первого продукта в стране В (ввозимого в эту страну) при равновыгодном обмене составит 5 х 2,4 = 12.

Пример «интуитивного» распознавания наилучшего варианта обмена. На рис. 7.2 изображены множества производственных возможностей трех стран.

Стране А необходимо выбрать среди двух других стран партнера по международному обмену. Треугольник А меньше «похож» на тре­угольник В2, чем треугольник В,, поэтому стране А следует выбрать страну В2 в качестве партнера по международному обмену.

Рис. 7.2. Выбор партнера по международной торговле

Правила игры

1. Каждый студент представляет страну, которая предлагает для международного обмена три продукта.

2. Студент получает карточку, в которой указаны номер и название страны, а также максимально возможный объем производства каждого из трех продуктов.

3. Страны могут совершать обмен только в том случае, когда у них совпадают два продукта или более.

4. Страны совершают только равновыгодные обмены.

5. Задача страны — найти партнера по обмену с максимальным ко­эффициентом равновыгодности. Вообще же этот коэффициент характеризует выгодность обмена, он зависит от профессиона­лизма студента («министра по внешней торговле»), объективных возможностей страны и случайных факторов.

6. Контракт считается подписанным, если преподавателю сданы обе карточки (удостоверяющие согласие сторон) и сам контракт, в котором указываются страны, фамилии студентов и значение ко­эффициента равновыгодности.

Примечание. В контракте не отражается объем сделки, а указыва­ется лишь важнейший параметр (К), характеризующий выгод­ность обмена для обеих стран («рамочный контракт»).

7. Если у страны не оказалось партнера, студент сдает карточку и «пустой контракт», где он указывает страну и свою фамилию.

 

Индия Япония Петров Сидоров К =3,5

Рис. 7.3. Форма контракта

8. У преподавателя есть рассчитанные заранее значения коэффици­ента равновыгодности для любой пары стран. Он объявляет эти значения для совершенных сделок после того, как все контракты «подписаны» и все карточки сданы.

9. Баллы присуждаются по следующим правилам:

* пять баллов. Коэффициент равновыгодности имеет макси­мально возможное значение;

* четыре балла. Коэффициент равновыгодности меньше макси­мального значения, но больше единицы;

* три балла. Коэффициент равновыгодности равен единице (безразличный обмен);

* два балла. У страны объективно нет партнера;

* один балл. Студент решил, что у его страны нет партнера, и сдал «пустой контракт». Вместе с тем другой студент также сдал «пустой контракт», но между этими двумя студентами возмо­жен обмен. Они не проявили активности и «не нашли друг дру­га». Это грубая ошибка, она наказывается низшим баллом. Один балл также получают студенты, допустившие ошибку при расчете коэффициента равновыгодности.

10. В игре побеждает студент (студенты), получивший наибольшее число баллов.

 

Подготовка игры

1. Подготовить карточки (табл. 7.1).

Примечание. Названия конкретных стран используются здесь, чтобы придать игре большую достоверность. Приписанные стра­нам условные показатели никак не связаны с их реальным эконо­мическим положением.

2. Рассчитать коэффициент равновыгодности для каждой пары стран (табл. 7.2).

Таблица 7.1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.137.164 (0.048 с.)