ТОП 10:

Балансы банков, анализируемые игроками



Банк 1 Банк 2 Банк 3
актив пассив актив пассив актив пассив
Р = 16 С = 65 Н = 10 В = 80 А = 5 К = 6 Р = 20 С = 90 Н = 10 В = 110 А = 2 К = 8 Р = 9 С = 25 Н = 20 В = 30 А=19 К = 5

 

3. Вычислить величину избыточных резервов каждого банка:

* первого: 16 - 0,2 х 80 = 0;

*второго: 20 - 0,2 х 110 = - 2 (банк закрыт);

* третьего: 9 - 0,2 х 30 = 3.

4. Подготовить «бланки заявок» на совершение операций (табл. 6.3).

 

Порядок проведения игры

1. Повторить понятия и формулы, необходимые для проведения игры.

 

Таблица 6.3

Бланк заявки на совершение операции

Ф. И. О.  
день банк операция балл
     
     
Итого:  

 

2. Объяснить студентам цели и правила игры.

3. Объявить данные игры: резервную норму, число банков, число дней испытательного срока.

4 Раздать студентам бланки заявок.

5. Написать на доске балансы банков по состоянию на 9:00 первого дня испытательного срока (табл. 6.2).

6. Предложить студентам указать в заявке Ф. И. О., номер выбранно­го ими банка и номер операции, которую они желают выполнить в этом банке в первый день испытательного срока (первая строчка заявки). Выделить 10 мин. для анализа балансов и оформления за­явок. Следить за конфиденциальностью заполнения заявок.

7. Собрать заявки одновременно. Разложить их на три пачки ( Банк 1, Банк 2, Банк 3).

8. Пачку заявок для первого банка разложить на три пачки (Опера­ция 1, Операция 2, Операция 3). Выполнить последовательно данные операции.

Примечание. Операция 2 невыполнима, если в 10:00 полученных ранее вкладов недостаточно, чтобы удовлетворить заявки на вы­дачу вкладов в 11:00. В этом случае возникает «конкуренция» вкладчиков и никто из них по условиям игры не получит вклад. Тогда вслед за первой операцией надо сразу приступить к выпол­нению третьей. Однако и ее можно не выполнить по той же при­чине. В частности, если заявки на первую операцию («Принять вклад») вовсе не поступили, то более рискованные операции (вто­рая и третья) определенно нельзя выполнить из-за отсутствия в начале дня избыточных резервов у данного коммерческого банка.

9. Огласить имена студентов, сделавших заявку во второй банк (закрытый). Они допустили ошибку либо при расчете избыточ­ных резервов, либо при их экономической интерпретации. В обо­их случаях допущена грубая ошибка.

Примечание. Во втором банке активы (и пассивы) больше, чем в остальных банках (120 против 91 и 54). Надо обратить внимание студентов, что это обстоятельство никак не связано со способно­стью банка выдавать вклады и ссуды в течение дня.

10. Заявки для третьего банка разложить на три пачки (Операция 1, Операция 2, Операция 3). Выполнить последовательно данные операции (если это возможно).

Примечание. С точки зрения клиентов, лучшим является третий банк, поскольку его избыточные резервы максимальны. Однако если слишком большое число менеджеров решит рисковать, т. е. потребует в данном банке ссуду (максимальный балл), то между ними возникнет конкуренция и ссуду не получит никто. Анало­гичная ситуация может возникнуть, когда большинство менедже­ров решат рисковать умеренно и потребуют снять вклад (Опера­ция 2). В связи с этим надо объяснить студентам, что для успеха в финансовых делах надо стремиться принимать нестандартные, небанальные решения, учитывая возможное поведение конкурен­тов. Здесь хорошо видна роль психологического фактора в бан­ковском бизнесе. Мы говорим, что успех в этой игре на одну треть зависит от знаний теории, на одну треть — от удачи, и на одну треть — от правильного учета психологии конкурентов.

11. Подвести итоги первого дня испытаний. Количество баллов у студентов может меняться: от минус единицы (не полученная ссуда) до трех (полученная ссуда).

12. Произвольно изменить новые балансы коммерческих банков, по­лученные в результате совершения операций. Например, можно сообщить, что в первый банк сделан вклад в 3 единицы, и т. д.

Примечание. Баланс второго банка в первый день не изменился. Чтобы этот банк «открылся», можно сообщить, что Центральный банк предоставил ему кредит в сумме 5 единиц. Тогда резервы банка увеличатся до 25, а соответствующая статья пассива (К) увеличится до 13. Избыточные резервы банка увеличатся до 25 - 0,2 х 110 = 3. Другой, радикальный, способ «открыть» второй банк — уменьшить резервную норму во всей банковской системе до 10%. Тогда избыточные резервы второго банка увеличатся до

20-0,1x110 = 9.

13. Раздать студентам их старые бланки заявок.

14. Предложить студентам записать в тетради новые балансы банков, учитывая объявленные преподавателем изменения.

15. Повторить игру, исходя из новых балансов и заполнив вторую строку таблицы в бланке заявки.

16. Подвести итоги игры за два дня испытаний. Количество баллов у студентов может меняться от минус двух до шести. Студент (сту­денты), получивший максимальное число баллов получает посто­янную работу в фирме.

 

Пример игры

1. Исходные данные:

* студентов — 6;

* испытательный срок — 2 дня;

* банков — 3;

* резервная норма — 20%;

* объем операции — 1 единица;

* балансы банков даны в табл. 6.2.

2. Данные, полученные на первом этапе игры (в первый день), пред­ставлены в табл. 6.4.

Таблица 6.4

Итоги первого банковского дня

Студент Банк Операция Баллы
Андрей
Борис
Василий -1
Галина -1
Егор
Женя -1

 

3. Работа с клиентами Банка 1. В Банк 1 обратился единственный клиент - Егор. Он требует принять вклад. Поскольку банк «от­крыт», эта операция выполнима, она приносит Егору 1 балл. Ста­тьи баланса Р и В увеличатся на единицу.

4. Работа с клиентами Банка 2. В Банк 2 обратился единственный клиент - Галина. Она требует выдать ссуду. Поскольку банк «закрыт», эта операция невыполнима. Галина получает минус 1 балл. Баланс банка не меняется.

5. Работа с клиентами Банка 3. В Банк 3 обратились четыре клиента — Андрей, Борис, Василий и Женя. Первые два требуют выдать вклад. Поскольку избыточные резервы банка равны 3, а заявки на выдачу вклада составляют 2, то данная операция выполнима, она приносит Андрею и Борису по 2 балла. После выдачи вкладов ста­тьи баланса Р и В уменьшатся на 2.

К 12:00 первого дня избыточные резервы Банка 3 (табл. 6.5) со­ставят:

7 - 0,2 х 28 = 1,4. Следовательно, данный банк не сможет удовлетворить одновременно обе заявки Василия и Жени на вы­дачу ссуды. Они получат по минус одному баллу.

Таблица 6.5

Баланс Банка 3 к 12:00 первого дня

Актив Пассив
Р = 7 С = 25 Н = 20 В = 28 А = 19 К = 5

 

6. Изменение преподавателем балансов банков в конце первого дня. Допустим, преподаватель решил, что:

* баланс Банка 1 не меняется (в дополнение к предыдущим из­менениям);

* Банк 2 получит от Центрального банка кредит в 5 единиц (ста­тьи баланса Р и К увеличатся на 5);

* Банк 3 выдал клиенту безналичную ссуду (в форме чековой книжки) в размере 10 единиц (статьи баланса С и В увеличатся на 10) (табл. 6.6).

 

Таблица 6.6

Балансы банков к 9:00 второго дня

Банк 1 Банк 2 Банк 3
актив пассив актив пассив актив пассив
Р = 17 В =81 Р = 25 В = 110 Р = 7 В = 38
С = 65 А = 5 С = 90 А = 2 С = 35 А = 19
Н = 10 К = 6 1-1 = 10 К=13 Н=20 К = 5

 

Избыточные резервы банков равны: первого — 0,8; второго — 3;

третьего — минус 0,6 (теперь он закрыт).

7. Данные, полученные на втором этапе игры, представлены в табл. 6.7 Победителем игры стал Борис, получивший за два дня 5 баллов.

Таблица 6.7

Итоги второго банковского дня

Студент Банк Операция Баллы Итог
Андрей
Борис
Василий
Галина
Егор
Женя -1 -2

 

Часть III

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СЕКТОР

___________________________________

 

 

7. Деловая игра «Международная торговля»

Цели игры

1. Усвоить понятия «производственная возможность», «вмененные издержки», «торговая возможность», «граница торговых возмож­ностей», «сравнительное преимущество», «выгодность междуна­родного обмена».

2. Научиться определять условия, при которых вывоз (ввоз) товара выгоден для страны.

3. Приобрести элементарные навыки поиска торговых партнеров и ведения деловых переговоров в условиях ограничения во времени.

 

Понятия

Производственная возможность — набор продуктов, который можно произвести в стране. Прочие наборы называются недостижимыми в производстве.

Граница производственных возможностей — совокупность произ­водственных возможностей, которые граничат с наборами, недостижи­мыми в производстве.

Вмененные издержки производства продукта — величина вынуж­денного сокращения выпуска другого продукта при увеличении на единицу выпуска данного продукта. Вмененные издержки равны тан­генсу угла наклона границы производственной возможности к соот­ветствующей оси координат.

Торговая возможность — набор продуктов, который доступен для потребления в стране. Эти продукты могут как производиться в стра­не, так и ввозиться в нее. Прочие наборы продуктов называют недо­стижимыми.

Граница торговых возможностей — совокупность торговых возмож­ностей, которые граничат с недостижимыми наборами.

Сравнительное преимущество — одной стране выгодно вывозить продукт в другую, если вмененные издержки производства этого про­дукта в ней меньше.

Выгодность международного обмена — количество ввозимого про­дукта, обмениваемого на единицу вывозимого продукта, должно быть больше вмененных издержек производства вывозимого продукта в данной стране.

Теория

Рассмотрим две страны: А и В, у которых множества производствен­ных возможностей — треугольники.

Рис. 7.1. Производственные возможности стран

Вмененные издержки первого продукта в стране А равны 10/20 = 0,5, а вмененные издержки этого продукта в стране В равны 15/3 = 3. Таким образом, страна А имеет сравнительное преимущество при про­изводстве первого продукта (0,5 меньше 3), т. е. ей выгодно его выво­зить. Соответственно стране В выгодно вывозить второй продукт.

Понятно, что есть бесконечно много вариантов взаимовыгодного обмена между странами (один более выгоден для первой страны, дру­гой — для второй страны). Среди вариантов обмена выделяют один равновыгодный обмен. Степень выгодности такого обмена оценивают с помощью коэффициента равновыгодности:

 

,

где «вывоз А» — максимально возможный объем выпуска вывозимого то­вара из страны А продукта (в нашем случае — 20); «ввоз А» — максималь­но возможный объем выпуска ввозимого в страну А продукта (в нашем случае —10); «вывоз В» — максимально возможный объем выпуска выво­зимого из страны В продукта (в нашем случае — 15); «ввоз В» — макси­мально возможный объем выпуска ввозимого в страну В продукта (в на­шем случае — 5).

В нашем случае коэффициент равновыгодности равен

К = (20/10 х 15/5)0,5 = 60,5= 2,4.

Экономический смысл коэффициента равновыгодности: он харак­теризует «непохожесть» треугольников, изображающих множества производственных возможностей. Если эти треугольники подобны (соответствующие углы равны), данный коэффициент принимает свое наименьшее значение, равное единице. В этом случае условия произ­водства обоих продуктов в этих странах схожи и международный об­мен не имеет смысла.

Коэффициент равновыгодности показывает, во сколько раз при рав­новыгодном обмене достижимый для потребления объем ввозимого продукта превышает его максимально возможный объем производства в данной стране (в отсутствие международного обмена). Так, в приве­денном выше числовом примере максимально возможный объем про­изводства второго продукта в стране А равен 10. При равновыгодном обмене со страной В достижимый для потребления объем этого про­дукта составит 10 х 2,4 = 24. Соответственно достижимый для потреб­ления объем первого продукта в стране В (ввозимого в эту страну) при равновыгодном обмене составит 5 х 2,4 = 12.

Пример «интуитивного» распознавания наилучшего варианта обмена. На рис. 7.2 изображены множества производственных возможностей трех стран.

Стране А необходимо выбрать среди двух других стран партнера по международному обмену. Треугольник А меньше «похож» на тре­угольник В2, чем треугольник В,, поэтому стране А следует выбрать страну В2 в качестве партнера по международному обмену.

Рис. 7.2. Выбор партнера по международной торговле

Правила игры

1. Каждый студент представляет страну, которая предлагает для международного обмена три продукта.

2. Студент получает карточку, в которой указаны номер и название страны, а также максимально возможный объем производства каждого из трех продуктов.

3. Страны могут совершать обмен только в том случае, когда у них совпадают два продукта или более.

4. Страны совершают только равновыгодные обмены.

5. Задача страны — найти партнера по обмену с максимальным ко­эффициентом равновыгодности. Вообще же этот коэффициент характеризует выгодность обмена, он зависит от профессиона­лизма студента («министра по внешней торговле»), объективных возможностей страны и случайных факторов.

6. Контракт считается подписанным, если преподавателю сданы обе карточки (удостоверяющие согласие сторон) и сам контракт, в котором указываются страны, фамилии студентов и значение ко­эффициента равновыгодности.

Примечание. В контракте не отражается объем сделки, а указыва­ется лишь важнейший параметр (К), характеризующий выгод­ность обмена для обеих стран («рамочный контракт»).

7. Если у страны не оказалось партнера, студент сдает карточку и «пустой контракт», где он указывает страну и свою фамилию.

 

Индия Япония Петров Сидоров К =3,5

Рис. 7.3. Форма контракта

8. У преподавателя есть рассчитанные заранее значения коэффици­ента равновыгодности для любой пары стран. Он объявляет эти значения для совершенных сделок после того, как все контракты «подписаны» и все карточки сданы.

9. Баллы присуждаются по следующим правилам:

* пять баллов. Коэффициент равновыгодности имеет макси­мально возможное значение;

* четыре балла. Коэффициент равновыгодности меньше макси­мального значения, но больше единицы;

* три балла. Коэффициент равновыгодности равен единице (безразличный обмен);

* два балла. У страны объективно нет партнера;

* один балл. Студент решил, что у его страны нет партнера, и сдал «пустой контракт». Вместе с тем другой студент также сдал «пустой контракт», но между этими двумя студентами возмо­жен обмен. Они не проявили активности и «не нашли друг дру­га». Это грубая ошибка, она наказывается низшим баллом. Один балл также получают студенты, допустившие ошибку при расчете коэффициента равновыгодности.

10. В игре побеждает студент (студенты), получивший наибольшее число баллов.

 

Подготовка игры

1. Подготовить карточки (табл. 7.1).

Примечание. Названия конкретных стран используются здесь, чтобы придать игре большую достоверность. Приписанные стра­нам условные показатели никак не связаны с их реальным эконо­мическим положением.

2. Рассчитать коэффициент равновыгодности для каждой пары стран (табл. 7.2).

Таблица 7.1







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.215.196 (0.01 с.)