Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Производственная функция и предельный продуктСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Предельный продукт для затрат 15 равен 450 - 400 - 50 (руб./ч). Аналогично предельные продукты для затрат 16 и 17 равны соответственно 40 и 20. Отсюда следует, что спрос на труд при ставке 50 руб./ч равен 15 ч/день, при ставке 40 руб./ч — 16 ч/день, при ставке 20 руб./ч — 17 ч/ день. Функция спроса на труд представлена в табл. 11.5. Примечание. Поскольку предельный продукт убывает с увеличением затрат труда, функция спроса на труд убывает с увеличением ставки заработной платы. Таблица 11.5 Спрос на труд
Правила игры 1. Число участников игры равно 11. Участники делятся на две группы: работники (6 чел.) и работодатели (5 чел.). Работники: Федот, Демьян, Прохор, Богдан, Тарас, Макар. Предприятия: пекарня, мельница, стройка, ферма, молокозавод. 2. Труд, предлагаемый работниками и используемый предприятиями, однородный, т. е. он обладает одинаковыми качествами независимо от личности работника и особенностей предприятия. 3. Каждый работник получает таблицу, в которой указано пять возможных значений досуга (17, 18, 19, 20 и 21 ч/день), четыре возможных значения дохода (120,150, 180 и 210 руб./день) и 20 индивидуальных значений полезности для всех возможных комбинаций «досуг — доход». 4. Используя полученную таблицу, каждый работник должен рассчитать ставки заработной платы, отвечающие всем рассматриваемым наборам «досуг — доход» (см. табл. 11.2), и получить свою функцию предложения труда (см. табл. 11.3). При этом ставки зарплаты в промежутке 20-30 округляют до 25, в промежутке 30-40 — до 35, в промежутке 40-50 — до 45, в промежутке 50-60 — до 55. При построении кривой предложения труда следует рассматривать только ставки зарплаты 25, 35,45 и 55 руб./ч. 5. Каждый работодатель (руководитель предприятия) получает таблицу, задающую производственную функцию. На основе этой таблицы он получает функцию предельного продукта (табл. 11.4) и функцию спроса на труд (табл. 11.5). При построении кривой спроса на труд следует рассматривать только ставки зарплаты 25, 35,45 и 55 руб./ч. 6. Работники и работодатели договариваются между собой о ставке заработной платы и объеме продаваемого (покупаемого) труда. Ставку заработной платы можно выбрать только из приведенных выше четырех значений. Однако подчеркнем, что в разных сделках эта ставка может различаться, т. е. в игре не устанавливается единая рыночная цена труда. 7. Работник может продать при данной ставке заработной платы только объем труда, равный соответствующему объему предложения труда. 8. Работодатель может приобрести при данной ставке заработной платы только объем труда, равный соответствующему объему спроса на труд. Причем этот объем труда можно получить, наняв одного или двух работников. Если работодатель нанимает двух работников, то он устанавливает для них единую (на этом предприятии) ставку заработной платы. 9. Цель работника — устроиться на работу с максимальным дневным доходом. Подчеркнем, что ставка зарплаты и объем труда в контракте должны отвечать функции предложения труда работника. Пример. Работник с кривой предложения труда, представленной в таблице 11.3, имеет четыре варианта трудового контракта: 6-часовой рабочий день при ставке 2,5 руб./ч, 8-часовой рабочий день при ставке 7,5 руб./ч и т. д. 10. Цель работодателя — принять работников, которые обеспечат ему максимально возможную прибыль. Подчеркнем, что условия трудового контракта должны отвечать функции спроса на труд. Пример. У работодателя с кривой спроса на труд, представленной в табл. 11.5, есть три варианта трудового контракта: принять работников (1-2 чел.) на 17 ч в день при ставке 20 руб./ч и т. д. 11. Прибыль предприятия равна разности выручки и затрат на заработную плату, т. е. другие виды издержек не учитываются. 12. В трудовом контракте указываются: * работодатель, его функция спроса на труд, прибыль; * работники, функция предложения труда и доход каждого работника; * ставка зарплаты, объем продаваемого каждым работником труда, объем труда, покупаемого работодателем. 13. Если в трудовом контракте представлены неверные данные (функции, доходы и т. д.), он считается недействительным. Также недействительным будет контракт, к которому не приложены карточки всех его сторон: работника и работодателя. 14. Баллы присуждаются по следующим правилам: * пять баллов. Получают работники, добившиеся максимально возможного дохода; и работодатели, добившиеся максимально возможной прибыли; * четыре балла. Присуждаются работникам, получившим не максимальный ненулевой доход; и работодателям, получившим не максимальную ненулевую прибыль; * три балла. Присуждаются работникам, правильно определившим функцию предложения труда и не подписавшим контракт; и работодателям, правильно определившим функцию спроса на труд и не подписавшим контракт; * два балла. Получают работники, неверно определившие функцию предложения труда и не подписавшие контракт; и работодатели, неверно определившие функцию спроса на труд и не подписавшие контракт; * один балл. Получают работники и работодатели, подписавшие недействительные контракты.
Подготовка игры 1. Подготовить таблицу (табл. 11.6) соответствия наборов «досуг — доход» и ставок зарплаты, единую для всех работников. 2. Подготовить карточки с функциями полезности работников. В табл. 11.7 в целях экономии места опущена строка «досуг» и столбец «доход», хотя их следует указать в карточках. Таблица 11.6 Игра: труд, доход и ставка зарплаты
Таблица 11.7 Функции полезности работников
3. Подготовить карточки с производственными функциями работодателей. В табл. 11.8 каждая производственная функция задается двумя соответствующими столбцами. В карточке удобнее задавать производственную функцию таблицей, состоящей из двух строк. В табл. 11.8 спрос на труд пекарни обозначен буквой П, мельницы — М, стройки — С, фермы — Ф, молокозавода — буквами МЗ. Объем труда обозначен буквой Т.
Таблица 11.8
4. Подготовить таблицу для проверки преподавателем функций спроса и предложения труда (табл. 11.9). Таблица 11.9 Функции спроса и предложения труда
5. Подготовить таблицу результатов игры для работников (табл. 11.10). В ней приводятся все варианты трудоустройства каждого работника с указанием предприятия, второго работника-коллеги (если он есть), ставки заработной платы, объема продаваемого труда и дохода. 6. Подготовить таблицу результатов игры для работодателей (табл. 11.11). В ней приводятся все варианты набора персонала каждым работодателем с указанием имен работников, ставки заработной платы, суммарного объема покупаемого труда и прибыли. Примечание. Цифровые данные игры подобраны так, что у обоих нанимаемых работников рабочий день одинаковой продолжительности. Пример. Рассчитаем прибыль пекарни при найме Тараса и Макара (ставка 25 руб./ч). Такой вариант найма возможен, поскольку при данной ставке предложение труда каждого из этих работников равно 7 ч/день, а их суммарный объем предложения труда равен 14 ч/день — объему спроса пекарни при данной ставке заработной платы. Затраты пекарни на заработную плату равны 14 х 25 = 350 (руб./день), а выручка равна 785 руб./день (см. столбец «П» в табл. 11.8). В соответствии с пунктом 11 «Правил игры» прибыль пекарни равна разности выручки и затрат на заработную плату: 785 - 350 = 435 (руб./день). 7. Подготовить пять бланков трудовых контрактов (табл. 11.12). Таблица 11.10 Варианты трудоустройства работников
Таблица 11.11 Варианты найма работников
Таблица 11.12 Бланк трудового контракта
Порядок проведения игры 1. Повторить понятия и теоретические положения, необходимые для проведения игры. Детально изучить алгоритмы построения функций спроса на труд и предложения труда, разобрать на доске пример из раздела «Теория». 2. Если число студентов в группе превышает 11, объединить студентов в группы так, чтобы было 11 групп. 3. Объяснить студентам цели и правила игры. 4. Перемешать и раздать карточки студентам (11 карточек: 6 работников и 5 работодателей). 5. Раздать работодателям бланки трудовых контрактов. 6. Дать студентам 30-40 мин для определения функций спроса на труд и предложения труда, поиска партнеров по трудовому договору (работодателя или работников) и оформление контрактов. 7. Собрать контракты вместе с соответствующими карточками; карточки работников, оставшихся без работы, а также карточки работодателей, оставшихся без работников. 8. Выставить баллы студентам, подвести итоги игры.
Пример игры 1. Исходные данные: * студентов —11; * работников — 6; * предприятий — 5; * возможные ставки зарплаты: 25,35,45, 55 руб./ч. 2. Преподавателю сданы три контракта. Два работодателя (стройка и ферма) остались без работников. Один работник (Макар) остался без работы. 3. Параметры контрактов: * Контракт 1. Работодатель — мельница, работники — Федот и Демьян. Ставка зарплаты — 55 руб., суммарный объем труда — 8 ч, рабочий день каждого работника — 4 ч, прибыль мельницы — 260 руб. Функция спроса на труд мельницы и функции предложения труда работников определены верно. Контракт действителен. * Контракт 2. Работодатель — молокозавод, работник — Прохор. Ставка зарплаты — 45 руб., объем труда (рабочий день) — 4 ч, доход Прохора — 180 руб., прибыль молокозавода — 85 руб. Функция спроса на труд молокозавода и функция предложения труда Прохора определены верно. Контракт действителен. * Контракт 3. Работодатель — пекарня, работники — Тарас и Богдан. Ставка зарплаты — 35 руб., суммарный объем труда — 9 ч, рабочий день Тараса — 4 ч, рабочий день Богдана — 5 ч, прибыль пекарни — 288 руб., доход Тараса — 140 руб., доход Богдана — 175 руб. Функция спроса на труд пекарни и функция предложения труда Тараса и Богдана определены верно. Контракт 3 недействителен. Все расчеты произведены верно, за исключением одного: суммарный объем продаваемого работниками труда (9 ч) меньше 14 ч — объем спроса пекарни при ставке зарплаты 35 руб. По правилам игры (пункт 8) это не допускается. Контракт 3 представлен в табл. 11.13. 4. У студентов, не подписавших контракты, проверена правильность определения функций спроса и предложения. Работодатель «Стройка» неверно определил функцию спроса на труд. Работодатель «Ферма» и работник Макар верно определили функцию спроса и функцию предложения соответственно. 5. Итоги игры: * пять баллов получает Прохор, — он сумел добиться максимально возможного дохода в 180 руб. * четыре балла получают работники Федот и Демьян, а также работодатели «Мельница» и «Молокозавод». Все они подписали действительные контракты, но не добились максимально возможного финансового результата (дохода или прибыли). * три балла получают работник Макар и работодатель «Ферма». Они верно определили соответствующие функции и при этом не подписали «сомнительные» контракты. * два балла получает работодатель «Стройка». Он неверно определил функцию спроса на труд, но проявил осторожность в выборе деловых партнеров и предпочел не подписывать контракт (либо не нашел варианта).
Таблица 11.13 Пример недействительного трудового контракта
* один балл получают работники Тарас и Богдан, а также работодатель Пекарня. Они наказаны за нарушение «Закона» при подписании трудового контракта.
12. Деловая игра «Дискриминация в оплате труда» Цели игры 1. Усвоить понятия «равновесная ставка заработной платы», «мо-нопсония на рынке труда» и «ценовая дискриминация». 2. Изучить механизм формирования ставок заработной платы при дискриминации в оплате труда и при отсутствии дискриминации. Осознать сущность дискриминации на рынке труда. 3. Приобрести элементарные навыки формулирования требований к работодателям определенного уровня оплаты труда и продолжительности рабочего дня. Научиться оценивать риск при выборе того или иного варианта трудоустройства. Понятия Равновесная ставка заработной платы — ставка заработной платы, при которой спрос на труд со стороны работодателей равен предложению труда со стороны потенциальных работников. Монопсония на рынке труда — ситуация, когда на рынке есть только один работодатель, который свободно устанавливает ставки заработной платы. Ценовая дискриминация работников (дискриминация в оплате труда) — ситуация, когда монопсонист на рынке труда платит разным работникам разную цену за труд одинакового качества, т. е. он неоправданно дифференцирует ставки заработной платы.
Теория 1. При отсутствии дискриминации на рынке труд всех работников оплачивается по единой ставке, равной равновесной ставке заработной платы. Исключение составляют работники, у которых объем предложения труда при равновесной ставке заработной платы равен нулю, — они остаются без работы. Пример 1. Дискриминации работников нет. Рассматриваются пять ставок заработной платы: 20, 40, 60, 80 и 100 руб./ч. Они записаны в первый столбец табл. 12.1. Во второй столбец этой таблицы записан суммарный спрос на труд со стороны работодателе (в ч/день). На рынке есть четыре работника: А, В, С и D. Функции их индивидуального предложения труда записаны в соответствующих столбцах таблицы. В предпоследнем столбце таблицы записаны значения суммарного предложения труда на рынке. Таблица 12.1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.138 (0.013 с.) |