Конкуренция работников при дискриминации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конкуренция работников при дискриминации



Ставка М N
     
     
     
     
     
Рабочий день    
Доход    

 

При ставке 40 руб./ч оба работника вместе предлагают объем тру­да 4 + 7 = 11 (ч/день). Это превышает 7 ч/день — объем спроса монопсонии. Менее «алчен» работник М (7 больше 4), поэтому его занятость равна желаемой для него — 4 ч/день. Другой работ­ник (N) будет работать оставшиеся 3 ч/день.

12. Цель работника — максимизировать доход. Под доходом понима­ется заработная плата или пособие по безработице.

Примечание. Каждый работник может получить гарантированное пособие по безработице — 80 руб./день. Для этого он должен вы­брать легальный рынок и указать следующую функцию предло­жения труда: 0; 0; 0; 0; 8.

13. Баллы определяются по следующим правилам:

* пять баллов. Присуждаются работнику, получившему наи­больший доход;

* четыре балла. Присуждаются работникам, доход которых меньше максимального, но больше гарантированного миниму­ма — 80 руб./день;

* три балла. Присуждаются работникам, получившим доход 80 руб./день;

* два балла. Присуждаются работникам, получившим нулевой доход, меньший 80 руб./день;

* один балл. Присуждается работникам, получившим нулевой доход. К ним относятся работники с «развалившегося» легаль­ного рынка труда, готовые работать при любом уровне оплаты труда (нет нулей в функции предложения труда), а также ра­ботники с теневого рынка труда, не выдержавшие конкурен­ции в условиях ценовой дискриминации.

Подготовка игры

1. Установить функцию спроса на легальном рынке труда и объем спроса на теневом рынке труда. Если предполагаемое количество студентов в группе — 7 чел., то можно взять эти данные из приме­ров 1 и 2 раздела «Теория». Если число студентов больше, то все объемы спроса рекомендуется увеличить в соответствующее ко­личество раз. Так, если число студентов равно 14 чел., то указан­ные значения следует удвоить, тогда функция спроса на легаль­ном рынке будет задана вектором (18; 30; 40; 50; 56), а объем спроса на теневом рынке составит 28 ч/день.

2. Подготовить карточки, в которых работники укажут избранный ими рынок труда и запишут объемы индивидуального предложе­ния труда при заданных ставках заработной платы, а преподава­тель запишет результаты игры — рабочий день, доход и количе­ство баллов (табл. 12.4).

 

Порядок проведения игры

1. Повторить понятия и теоретические положения, необходимые для проведения игры. Подробно разобрать на доске примеры 1 и 2 из пункта «Теория».

Таблица 12.4

Выбор работника и его последствия

Работник  
Рынок  
Ставка зарплаты Предложение
   
   
   
   
   
Рабочий день  
Доход  
Баллы  

 

2. Объяснить студентам цели и правила игры. Показать возможные положительные и отрицательные последствия выбора легально­го или теневого рынка труда, той или иной функции индивиду­ального предложения труда.

3. Написать с одного края доски функцию рыночного спроса на ле­гальном рынке (см. табл. 12.1), а с другого края — объем на тене­вом рынке (число).

4. Раздать студентам карточки, предложить указать в них выбран­ный рынок труда и записать свою функцию предложения труда (см. табл. 12.4).

5. Дать студентам на обдумывание выбора 5-10 мин. Собрать кар­точки, разложить их по двум пачкам, соответствующим легально­му и теневому рынкам труда.

6. Записать на доске все функции индивидуального предложения труда на легальном рынке. Рассчитать на доске значения функ­ции рыночного предложения труда и рыночную ставку заработ­ной платы (см. табл. 12.1)i Для каждого работника на легальном рынке труда надо определить:

а) продолжительность рабочего дня, равную объему индивиду­ального предложения труда при равновесной ставке заработ­ной платы;

б) заработную плату (для занятых);

в) пособие по безработице (для безработных);

г) число полученных баллов.

Значения а)—г) записать в соответствующих клетках таблицы на карточке.

7. Записать на доске все функции предложения труда на теневом рынке (см. табл. 12.2). Для каждого работника на теневом рынке определить:

а) продолжительность рабочего дня (алгоритм расчета описан в Примере 2 раздела «Теория» и в примере к 11-му разделу «Правил игры»);

б) заработную плату (для занятых),

в) полученные баллы.

Значения а), б) и в) записать в соответствующих клетках табли­цы на карточке.

8. Подвести итоги игры, дать оценку действиям студентов.

Пример игры

1. Исходные данные:

* студентов — 7;

* рынков труда — 2;

* ставки заработной платы — 20,40, 60, 80 и 100 руб./ч;

* функция спроса на легальном рынке — 9,15,20,25 и 28 ч/день;

* объем спроса на теневом рынке — 14 ч/день;

* предел рабочего дня на теневом рынке — 24 ч/день;

* ставка пособия по безработице (от минимально допустимой заработной платы) — 10%.

2. Легальный рынок труда выбрали работники А, В, С и D (см. при­мер 1 раздела «Теория»).

3. Теневой рынок труда выбрали работники Е, F и G (см. пример 2 раздела «Теория»).

4. Итоги игры:

* пять баллов получил студент А. Он заработал 480 руб./день —

максимальный доход;

* четыре балла получили студенты В, С, Е, F и G. Их доход — не

максимальный, но больше 80 руб./день;

* три балла не получил никто;

* два балла получил студент D. Его пособие по безработице со­ставило 0,1 х 80 х 4 = 32 руб./день;

* один балл не получил никто.

Часть V

ПРОИЗВОДСТВО И СБЫТ

____________________________

 

Деловая игра «Поставщики и покупатели»

Цели игры

1. Усвоить понятие «ресурс», «продукт», «норма затрат ресурса», «оптимальный выпуск».

2. Научиться рассчитывать оптимальные запасы ресурсов и опти­мальный выпуск продукта при простейшем производстве.

3. Приобрести элементарные навыки поиска на рынке поставщиков ресурсов и покупателей продуктов, учета риска невыполнения обязательств поставщиками.

 

Понятия

Ресурс — товар, необходимый для производства другого товара-про­дукта. При разных производствах один продукт может служить как ресурсом, так и продуктом.

Норма затрат ресурса — количество ресурса, необходимое для про­изводства одной единицы товара.

Оптимальный выпуск — объемы производства продуктов, которые при заданных запасах ресурсов обеспечивают фирме максимальную выручку.

Теория

Рассмотрим случай, когда фирма производит два продукта из двух ре­сурсов. Заданы нормы затрат ресурсов и цены продуктов. Кроме того, примем два упрощающих предложения:

а) норма затрат первого ресурса при производстве второго продукта равна нулю, т. е. первый ресурс не используется при производ­стве второго продукта;

б) цена 1 кг первого ресурса равна цене 1 кг второго ресурса. Поэто­му доля денежных средств, затраченных на закупку первого ре­сурса, совпадает с долей этого ресурса в общем весе обоих ресур­сов.

Предположим, что на создание запасов ресурсов выделена опреде­ленная сумма денег. Определим, какая их часть должна быть затраче­на на закупку первого ресурса, а какая часть — на закупку второго ре­сурса. Запишем все рассматриваемые производственные показатели в табл. 13.1.

Таблица 13.1

Ресурсы и продукты

  Продукт 1 Продукт 2 Запасы
Ресурс 1 a о r1
Ресурса в с r2
Цены p 1 p2  

 

Введены обозначения: а — норма затрат 1-го ресурса при произ­водстве 1-го продукта; в — норма затрат 2-го ресурса при производ­стве 1-го продукта; с — норма затрат 2-го ресурса при производстве 2-го продукта; r1 весовая доля запасов 1-го ресурса в общем запа­се ресурсов (в %); r2 — весовая доля запасов 2-го ресурса в общем запасе ресурсов (в %); р1 цена 1-го продукта; р2 цена 2-го про­дукта.

Такая производственная ситуация относится к задачам линейного программирования, которые обычно решаются весьма непросто. Одна­ко наши упрощающие предположения позволяют легко найти искомую структуру запасов, которая обеспечит фирме максимальную выручку. Критерий оптимальности структуры запасов основан на анализе отно­шения цены продукта и объема затраченных на него ресурсов, он ут­верждает:

а) если отношение цены первого продукта к сумме норм затрат ресур­сов превосходит аналогичное отношение для второго продукта, то следует производить только первый продукт. При этом запасы ре­сурсов должны быть пропорциональны соответствующим нормам затрат ресурсов. Иными словами,

если p1 /(a + в) > р2 , то r1 = a /(a + в), r2= b /(а + b).

б) если отношение цены первого продукта к сумме норм затрат ре­сурсов меньше аналогичного отношения для второго продукта, то следует производить только второй продукт. При этом следует закупать только второй ресурс:

если p1 /(a + в) < р2 , то r1 = 0, r2 = 1 (100%).

Пример 1. Из говядины и свинины производят колбасу и ветчину. Для изготовления 1 кг колбасы требуется 2 кг говядины и 1 кг свини­ны (часть мяса идет в отходы). Для изготовления 1 кг ветчины требу­ется 3 кг свинины. Цена колбасы равна 90 руб./кг, цена ветчины — 75 руб./кг. Поскольку 90Д2+1) больше 75/3, то для максимизации вы­ручки надо производить только колбасу. Поскольку соотношение за­трат говядины и свинины при производстве колбасы равно 2: 1, то и соотношение запасов должно быть таким же: доля говядины — 2/3 (67%), свинины - 1/3 (33%).

Таблица 13.2

Пример: ресурсы и продукты

  Колбаса Ветчина Запасы
Говядина     67%
Свинина     33%
Цена      

Примечание. Предположим, что цена ветчины увеличилась до 120 руб./ кг. Поскольку 90Д1+2) меньше 120/3, теперь необходимо выпускать только ветчину, а закупать в качестве ресурса только свинину.

Предположим, что у фирмы нет собственных средств для закупки ресурсов и их закупают заинтересованные покупатели продукции фирмы. В этом случае продукт фирмы делится между покупателями пропорционально затраченным ими средствам.

Пример 2. Фирма производит колбасу. Универсам оплатил фирме закупку мяса на 120 тыс. руб., а ресторан — на сумму 40 тыс. руб. Уни­версам получит 75% (120/160) всего выпуска колбасы. Остальные 25% выпуска достанутся ресторану.

 

Правила игры

1. Каждый студент представляет фирму, которая может произво­дить два продукта из двух ресурсов.

2. Студенту заданы нормы затрат ресурсов и розничные цены про­дуктов. Первый ресурс не используется при производстве второ­го продукта, ресурсы закупаются по оптовым ценам. Оптовые цены всех ресурсов равны между собой (эта цена в игре не исполь­зуется).

3. Цель фирмы — максимизировать выручку, вычисленную в роз­ничных ценах.

4. Для получения максимальной выручки фирме необходимо опре­делить:

а) какой продукт производить;

б) в какой пропорции создавать запасы ресурсов;

в) какие фирмы будут поставлять ресурсы;

г) какие фирмы будут покупать произведенный продукт и опла­чивать закупку ресурсов;

д) в какой пропорции готовый продукт будет распределяться между покупателями.

5. Если по объективной причине (например, из-за ошибочных дей­ствий другой фирмы) фирма не найдет на рынке поставщика не­обходимого ресурса или ни одного покупателя своего продукта, она может обратиться за помощью к правительству. Она может указать его в качестве поставщика или покупателя, определив, по своему усмотрению объемы государственных поставок ресурсов и объем государственных закупок продукта.

6. Если фирма обратится к государству необоснованно, т. е. могла бы обойтись без его помощи, она разорится.

7. Вероятность выполнения правительством обязательств — 50%. Поэтому перед проверкой производственного отчета фирмы, об­ратившейся за помощью к правительству, преподаватель бросает монету и определяет, выполнило ли свои обязательства прави­тельство. Если оно свои обязательства не выполнило, то фирма разоряется.

8. Если студент правильно произвел расчеты и определил постав­щиков и покупателей (включая правительство), а правительство (если оно задействовано) выполнило свои обязательства, эта фирма получит максимальную выручку. В противном случае фирма разорится.

9. Покупатель продукта разорившейся фирмы получает ресурсы с опозданием. Мы считаем, что он теряет два дня (два балла).

10. Рассмотрим фирму, которая покупает продукты у фирмы — по­купателя продукта разорившейся фирмы. Такую фирму мы на­зываем вторичным покупателем по отношению к разорившейся фирме. У вторичного покупателя больше времени, чтобы найти поставщика, но все же он теряет один день (один балл).

11. Итак, баллы присуждаются по следующим правилам:

* пять баллов. Присуждаются фирме, которая получила макси­мальную выручку и при этом не является ни покупателем про­дукта разорившейся фирмы, ни ее вторичным покупателем;

* четыре балла. Присуждаются фирме, которая получила макси­мальную выручку, но является вторичным покупателем;

* три балла. Присуждаются фирме, которая получила макси­мальную выручку и является либо покупателем продукта разо­рившейся фирмы, либо вторичным покупателем продуктов двух разорившихся фирм;

* два балла. Присуждаются фирме, которая получила макси­мальную выручку, но потеряла три балла. Она является одно­временно покупателем продукта одной разорившейся фирмы и вторичным покупателем другой разорившейся фирмы;

* один балл. Присуждается фирме, которая получила максималь­ную выручку, но потеряла четыре балла. Она является одно­временно покупателем продуктов двух разорившихся фирм;

* ноль баллов. Присуждается разорившейся фирме.

 

Подготовка игры

1. Подготовить карточки с нормами затрат ресурсов и ценами про­дуктов (табл. 13.3). Примечания:

а) фирмы 1 и 2 — крестьянские хозяйства, производящие молоко и зерно. Они используют корм для животных и труд квалифи­цированных техников;

б) фирмы 3 и 4 — хлебопекарни, производящие хлеб и тесто. Они используют труд квалифицированных пекарей и зерно;

в) фирмы 5 и 6 — молокозаводы, производящие йогурт и масло из сахара и молока;

г) фирмы 7 и 8 — кондитерские предприятия, производящие тор­ты и бублики из йогурта и теста;

д) фирмы 9 и 10 — учебные заведения. Они поставляют фирмам на платной основе практикантов — техников и пекарей. Затра­ты на обучение сводятся к затратам на питание студентов (тор­ты и хлеб);

Таблица 13.3

Игра: ресурсы и продукты

 

1. «Заря» 2. «Восход»
Ресурсы Молоко Зерно Ресурсы Молоко Зерно
Корм Техник     Корм Техник    
Цена     Цена    
3. «Колосок» 4. «Каравай»
Ресурсы Хлеб Тесто Ресурсы Хлеб Тесто
Пекарь Зерно     Пекарь Зерно    
Цена     Цена    
5. «Коровка» 6. «Буренка»
Ресурсы Йогурт Масло Ресурсы Йогурт Масло
Сахар Молоко     Сахар Молоко    
Цена     Цена    
7. «Сластена» 8. «Гурман»
Ресурсы Торт Бублик Ресурсы Торт Бублик
Йогурт Тесто     Йогурт Тесто    
Цена     Цена    
9. Колледж 10. Лицей
Ресурсы Пекарь Техник Ресурсы Пекарь Техник
Торт Хлеб     Торт Хлеб    
Цена     Цена    
11. «Бартер» 12. «Импэкс»
Ресурсы Сахар Корм Ресурсы Сахар Корм
Масло Бублик     Масло Бублик    
Цена     Цена    

 

е) фирмы 11 и 12 — экспортно-импортные компании. Они обме­нивают отечественные масло и бублики на импортные сахар и корм.

2. Подготовить бланки производственного отчета фирмы (запол­ненный бланк — табл. 13.6).

3. Подготовить таблицу для проверки производственных отчетов фирм (табл. 13.4).

 

 

Порядок проведения игры

1. Повторить понятия и теоретические положения, необходимые для проведения игры. Разобрать на доске примеры 1 и 2 из разде­ла «Теория».

Таблица 13.4

Поставщики и покупатели

Фирма Продукт Поставщики Покупатели
фирма объемы, % фирма объемы, %
  Молоко 10,11 20,80 5,6 44,56
2 Зерно     3,4 63,37
  Тесто     7,8 72,28
  Хлеб 2,9 60,40 9,10 37,63
  Йогурт 1,12 80,20    
  Масло        
  Бублик     11,12 56,44
  Торт 3,5 40,60    
  Пекарь 4,8 60,40    
  Техник     1,2 17,83
  Корм        
  Сахар 6,7 20,80    

 

2. Объяснить студентам цели и правила игры.

3. Если число студентов превышает 12, разбить их на 12 групп. Игра рассчитана ровно на 12 участников.

4. Раздать студентам бланки производственного отчета и карточки с исходными данными.

5. Дать студентам 20-25 мин для выбора продукта для производ­ства, поиска поставщиков и покупателей, расчета объемов поста­вок ресурсов и продаж продукта, оформления производственных отчетов.

6. Собрать производственные отчеты и карточки с исходными дан­ными.

7. Определить фирмы, у которых производимый продукт не совпа­дает с продуктом, указанным в табл. 13.4. Это грубая ошибка. Та­кие фирмы разоряются.

8. Определить покупателей продуктов разорившихся фирм из пре­дыдущего пункта и их вторичных покупателей. Отметить, сколь­ко баллов потеряла каждая такая фирма. Для фирм, обративших­ся за помощью к правительству, установить, выполнило ли оно свои обязательства.

9. Проверить отчеты фирм, о которых не говорилось в двух преды­дущих пунктах. Определить количество баллов, потерянных каж­дой такой фирмой.

10. Выставить баллы игрокам, подвести итоги игры.

 

Пример игры

1. Исходные данные:

* студентов — 12;

* продуктов (ресурсов) — 12;

* нормы затрат и цены — в табл. 13.3;

* вероятность выполнения обязательств правительством — 50%.

2. Информация сданных студентами производственных отчетов со­ответствует табл. 13.4 для всех фирм, за исключением трех. Не­стандартные отчеты представлены в табл. 13.5, в них правитель­ство обозначено буквами «ПР».

Таблица 13.5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.186.92 (0.073 с.)