ТОП 10:

Предпочтения участников игры



1. Гусь 2. Гусь 3. Гусь
Г У К Ф Г У К Ф Г У К Ф
. 33
4. Утка 5. Утка 6. Утка
Г У К Ф Г У К Ф Г У К Ф
7. Курица 8. Курица 9. Курица
Г У К Ф Г У К Ф Г У К Ф
10. Фазан 11. Фазан   12. Фазан
Г У К Ф Г У К Ф Г У К Ф

 

2. Решить на доске задачу на определение равновесного набора (см. раздел «Теория»).

3. Объяснить студентам цели и правила игры.

4. Выдать каждому студенту:

* карточку с таблицей Менгера, задающей индивидуальные по­требительские предпочтения;

* карточки, заменяющих в игре птиц: для продавцов гусей, уток и кур — три, для продавцов фазанов — одну. Эти карточки должны соответствовать виду птиц, указанному над таблицей Менгера;

* монеты: для продавцов гусей, уток и кур — одну, для продавцов фазанов — две.

Таблица 2.4

Равновесные наборы участников игры

Вариант Набор Полезность
  Г У К Ф  

Таблица 2.5

Результаты игры «Поведение потребителя»

№ п/п Студент Вари­ант Сдан набор Полезн. Опт. Балл
Григорьев 0, 0, 0, 2 +
Петрова 1,1,0,1 +
Антонов 0, 3, 1 , 0 +
Сергеева 0,1,3,0 -
Дмитриев Неопт. +
Борисов 2,1,1,0 -
Глебова 0, 1, 1, 1 +
Иванова 2, 2, 0, 0 +
Яковлев $4 $4 $4
Маринин Неопт. +
Алексеева 3, 0, 0, 0 +
Федотов 1, 1,0,1 -

 

 

5. Предоставить студентам 20-30 минут, за которые они должны ус­петь:

* определить равновесный набор и соответствующие максималь­ные значения полезности;

* обменять «ненужных» птиц на «нужные» птицы или монеты и получить равновесный (оптимальный) набор;

* предъявить преподавателю равновесный набор и сообщить ему значение максимальной полезности; либо сдать $4; либо сооб­щить состав равновесного набора и сдать неравновесный на­бор. Одновременно сдать преподавателю карточки с таблица­ми Менгера.

6. Подвести итоги игры, используя таблицу 2.4. Выставить студен­там баллы. Сообщить каждому студенту его равновесный набор и максимальную полезность, используя ту же таблицу. Проанали­зировать ошибки, допущенные при решении задачи равновесия потребителя и обмен! продуктов. Объявить победителя (победи­телей) игры.

 

Пример игры

1. Исходные данные:

• студентов — 12;

• карточек «Гусь», «Утка» и «Курица» — по 9;

• карточек «Фазан» — 3;

• монет — 15.

2. В результате проведенных студентами расчетов и обменов полу­чены следующие данные (табл. 2.5).

Примечания:

• в первом столбце таблицы указывается порядковый номер сту­дента в соответствии с последовательностью предъявления преподавателю наборов продуктов;

• в третьем столбце указывается номер карточки с таблицей Менгера (номер варианта);

• в четвертом столбце записывается: сданный набор продуктов, если студент считает его оптимальным; либо, в противном слу­чае, сокращение «неопт.»;

• в пятом столбце указывается полезность равновесного набора (по мнению студента). Студенты, полагающие, что сданный ими набор не оптимален, указывают максимальную полезность рас­считанного, но не «добытого» ими равновесного набора;

• в шестом столбце ставится знак «плюс» студентам, правильно определившим равновесный набор, независимо от того, «добы­ли» они его или нет. Студентам, не определившим равновес­ный набор, ставится знак «минус»;

• для студента, сдавшего 4 доллара, в столбцах 4-6 записывается знак «$4».

3. Итоги игры:

• абсолютным победителем игры стал Яковлев, сдавший $4 (5 бал­лов);

• пять студентов также можно признать победителями. Каждый из них верно определил и с помощью обмена «добыл» равно­весный набор: Григорьев, Петрова, Антонов, Глебова, Иванова (4 балла);

• два студента верно определили равновесный набор, но не смог­ли произвести необходимый обмен: Дмитриев, Маринин (3 бал­ла);

• три студента не смогли правильно определить равновесный на­бор: Сергеева, Борисов, Федотов. Это грубая ошибка (2 балла);

• студентка Алексеева верно определила равновесный набор, но в ходе обмена потеряла одну птицу (или доллар). Этот серьез­ный просчет на практике приводит к снижению полезности на большую величину, чем ошибка в определении равновесного набора (1 балл).

3. Деловая игра «Равновесие монополии»

Цели игры

1. Усвоить понятия «индивидуальный спрос», «рыночный спрос», «монополия», «выручка», «издержки», «прибыль», «равновесие фирмы», «равновесная цена».

2. Осознать сущность закона спроса.

3. Изучить механизм ценообразования на монополизированном рынке.

4. Приобрести элементарные навыки выявления предпочтений по­требителей и рекламирования товара.

 

Понятия

Индивидуальный спрос — количество товара, которое желает и способен приобрести данный человек за некоторый промежуток времени.

Рыночный спрос — сумма значения индивидуального спроса всех покупателей данного товара.

Закон спроса — убывание объема спроса при увеличении цены.

Монополия — единственный продавец.

Монополия-перекупщик — монополия, которая покупает товар по фиксированной цене на одном рынке (цена покупки), а продает его по произвольной (монопольной) цене на другом рынке.

Выручка — произведение цены и объема продаж.

Издержки монополиста-перекупщика — произведение цены за­купки и объема продаж.

Прибыль — разность выручки и издержек.

Равновесие фирмы — ситуация, когда ее прибыль максимальна.

Равновесная цена — цена, которую должен установить монопо­лист, чтобы максимизировать прибыль.

 

 

Теория

Равновесная цена монополии-перекупщика определяется суммой зна­чений индивидуального спроса всех покупателей и ценой закупки. Рассмотрим пример.

На рынке — два покупателя и монополия. При ценах 30,25 и 20 еди­ниц спрос первого покупателя равен 1,2 и 3, а спрос второго покупате­ля — соответственно 0,1 и 1. Цена закупки равна 9. Рыночный спрос Q найдем, сложив функции индивидуального спроса Q1 и Q2. Общие из­держки ТС в данном случае пропорциональны объему продаж. Учиты­вая это, запишем данные в табл. 3.1 и выполним действия.

Максимальная прибыль — 48 достигается при цене 25. Это — равно­весная цена.

Таблица 3.1

Расчет равновесной цены монополии

 

Р Q1 Q2 Q TR ТС П
      Q1 + Q2 P x Q1 9 x Q TR-TC
2

 

Правила игры

Несколько студентов (2-3 чел.) выступают в роли монополии-пере­купщика (у каждого продавца свой уникальный товар).

1. Остальные студенты являются покупателями. Каждый студент может предъявить спрос только на один товар.

2. Фактически игра происходит между студентами-«монополиста-ми». Победит монополист, получивший большую прибыль. Зада­ча монополистов заключается в выборе и рекламировании товара с целью формирования высокого рыночного спроса на него.

3. Монополист устанавливает цену закупки товара, ориентируясь на сложившуюся цену на этот товар на реальном рынке. Эта цена су­щественно влияет на прибыль монополиста. Если цена закупки излишне высока, то монополия может оказаться в убытке. Одна­ко цена закупки не должна быть неправдоподобно низкой. Если цена закупки равна нулю, то мы говорим, что монополист «украл» товар.

4. Монополист сообщает цену закупки преподавателю конфиденци­ально, поскольку она не должна влиять на формирование индиви­дуального спроса покупателей (это «коммерческая тайна»).

5. Студенты-«покупатели» участвуют в игре, поддерживая того или иного продавца («голосуя рублем»). Каждый покупатель выби­рает один товар и предъявляет на него спрос.

6. Если покупатель предъявляет спрос, который не подчиняется за­кону спроса, то такой покупатель дисквалифицируется, а его за­явка в игре не участвует. Определенный продавец лишается под­держки этого покупателя.

7. Процедуре заполнения таблиц индивидуального спроса предше­ствует дискуссия в аудитории о возможном диапазоне изменения цены каждого товара. Итогом дискуссии должен стать набор воз­можных значений цены каждого товара (4-5 значений), в кото­рый, по мнению аудитории, входят максимально и минимально возможное значение цены.

8. В дискуссии о диапазоне цены товара не участвует его продавец, поскольку он заинтересован в повышении цены и установлении более высокой равновесной цены.

9. Преподаватель в этой игре выполняет организационные функции и осуществляет необходимые расчеты на доске (расчеты можно поручить студенту).

 

Подготовка игры

1. Установить количество возможных значений цены для каждого товара (у нас оно равно 4).

2. Подготовить «бланки» для записи индивидуального спроса (табл. 3.2).

Порядок проведения игры

1. Повторить понятия, необходимые для проведения игры. Решить на доске задачу из раздела «Теория».

2. Объяснить студентам цели и правила игры.

3. Среди активных студентов выбрать двух (или более) человек, ко­торые будут выступать в роли продавцов (желательно доброволь­цев). Дать им время на обдумывание вопроса о том, какой товар в данное время в данной аудитории будет пользоваться наиболь­шим спросом.

Таблица 3.2







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.239.102 (0.007 с.)