Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Некоторые моллюски (в условиях влажного климата) приспособились к жизни на суше (кавказ, приморье, дальний восток).
Содержание книги
- Всестороннее развитие детей в процессе работы с природным материалом (1)
- Имеющиеся в книге иллюстрации помогут воспитателю не только представить общий вид игрушки, но и понять способы и последовательность ее изготовления.
- Что нужно для изготовления поделок
- Орехи (рис. 2). В детском саду при изготовлении игрушек можно использовать лесные, грецкие, земляные и кедровые орехи, фисташки.
- Кедровые орехи могут пригодиться как дополнительный материал при изготовлении лапок зверьков, кулачков лесных человечков; они легко прокалываются шилом, хорошо склеиваются.
- Желуди хранят также в прохладном и влажном месте.
- Множество старых корней или их отростков можно найти у берегов рек. При сборе этого материала надо также напомнить детям, что корни живых деревьев неприкосновенны.
- Собранные корни нужно вымыть и хранить в помещении с умеренной влажностью.
- Для хранения ягоды непригодны, так как при высыхании они твердеют и теряют форму.
- Если соломка с оттенками, то необходимо учитывать не только направление волокон, но и оттенки.
- Листья рогоза (узкие и длинные) также могут быть использованы при изготовлении игрушек, но только после обработки, как и листья кукурузы.
- При изготовлении игрушек часто используют дополнительные материалы (рис. 15).
- Нитки лучше использовать толстые, цветные (№ 10).
- Плоскогубцами (4), клещами (9), сверлом пользуется только воспитатель.
- Воспитателю хорошо нужно знать особенности инструментов, наиболее часто применяемых при изготовлении игрушек из природных материалов, и знакомить с ними детей.
- Рассматривание и анализ образца игрушки.
- Установление поэтапной последовательности ее изготовления с предварительным планированием хода работы.
- Как создается игрушка, какие операции при этом необходимо выполнить.
- Детали можно соединять и нитками, проволокой (особенно часто используют их в работе с соломой). Все эти приемы подробно описаны в ходе работы над игрушкой.
- Покрытые лаком игрушки становятся значительно прочнее и не разрушаются при использовании в игре. Кроме того, при загрязнении их можно протирать влажной тряпкой.
- Работу следует начинать с легких конструкций, и по мере овладения детьми навыками ручного труда переходить к более сложным поделкам.
- Из растительного материала вначале рекомендуются несложные игрушки: стрекоза, посуда, бабочка, уж, козлик, котенок, птицы, ослик, олень.
- Некоторые моллюски (в условиях влажного климата) приспособились к жизни на суше (кавказ, приморье, дальний восток).
- В старшей группе дети выполняют следующие игрушки из ракушек: бабочка-капустница, цыпленок, черепаха, дикая птица, филин.
- Сообщение темы и показ образца игрушки.
- Уборка рабочих мест, инструментов и оставшихся материалов.
- Цель. Учить детей использовать разнообразный природный материал для изготовления поделки; формировать ловкость и аккуратность в работе, развивать воображение детей.
- В конце занятия воспитатель отмечает проявленные детьми старание, аккуратность и ловкость.
- Материал и инструменты: желуди, проволока, пластилин, шило, деревянная дощечка, карандаш.
- Материал и инструменты: плоды шиповника, крылатки клена или ясеня, веточки деревьев, палочки, семена яблока, клей или пластилин; кисточка.
- После завершения работы проводится анализ и оценка, результатов.
- Материал и инструменты: плоды шиповника, крылатки клена, палочки, чашечки желудя, клей, пластилин; шило, кисточка.
- Материалы и инструменты: желудь, земляной орех, веточки (или спички), пластилин (или клей), краски, шило, нож (для воспитателя), деревянная дощечка, кисточка.
- Далее на голове ослика сделать проколы и вставить две маленькие веточки — это уши, а в конце туловища — короткую веточку — хвост. Мордочку ослику можно нарисовать.
- Оценка результатов работы проводится детьми совместно с воспитателем.
- Материал и инструменты: пробка, ветки деревьев, крылатки клена, пластилин; шило, нож (для воспитателя), деревянная дощечка.
- В итоге проводят анализ детских поделок, воспитатель побуждает ребят, оценивая свои поделки и работы товарищей, быть справедливыми, проявлять к товарищам доброжелательные чувства.
- В украшении игрушки павлина дети проявляют много творчества: для хвоста они используют птичьи перья, бумагу, травы.
- Материал и инструменты: початки кукурузы, веточки дерева, кукурузное или липовое мочало, желудь, семена огурца или арбуза, клей; деревянный брусок, шило, нож, кисточка.
- Подготовка к работе. До занятий воспитатель (один или вместе с детьми) отрезает острые концы початков (для головы лошадки), заостряет веточки.
- Изготовление игрушек по замыслу детей
- Материал и инструменты: две ракушки донакса среднего размера, одна ракушка крупная черной мидии, две светлые щетинки, черная и красная краски гуашь, клей, лак; кисточки.
- Как и на каждом занятии, после работы дети убирают уголок труда. 1 в работе с ракушками лучше использовать клей пва.
- Цель. Познакомить детей с ракушками кардиума, разнообразием их цвета и размера; учить анализировать игрушку-образец из ракушек и устанавливать последовательность ее изготовления.
- Цель. Познакомить детей с ракушками гелицеллы; закрепить навыки работы с новым природным материалом; развивать самоконтроль в процессе выполнения задания.
- На этом занятии дети могут мастерить любую полюбившуюся им игрушку или задумать новую.
- В подготовительной к школе группе дети делают поделки из растительного материала, начиная также с легких конструкций: вертолет, собачка бобик, веселый человечек.
- Как организовать труд детей по изготовлению этих игрушек.
- В подготовительной к школе группе дети знакомятся с новым для них природным материалом — соломой, делают из нее игрушки.
- Из бересты можно сделать полезные и забавные игрушки: туесок, ведерко для сбора ягод, собачка тобик, машина, матрешка.
Наиболее ярко и интенсивно окрашена верхняя поверхность раковины: в охряно- желтые или коричневые тона; но можно встретить и разнообразный узор из пятен всех цветов радуги: зеленых, красных и других, в сочетании со скульптурой раковинных пластинок это придает им очень красивый вид. Окраска многих моллюсков хорошо скрывает их в окружающей среде.
Моллюски населяют все моря, встречаются и на береговой линии, и на большой глубине, они легко переносят пребывание и вне воды, поэтому могут быть обнаружены весной, летом, осенью на побережье, так как в весенне-летний период они поднимаются в массовом количестве в приливно-отливную зону морей.
Улитки, или брюхоногие, — это наиболее разнообразный по форме класс. Характерно для них наличие раковины, закрученной в спираль. Раковина часто имеет башневидную форму или форму волчка. Брюхоногие достигают обычно больших размеров. Близки к ним мелкие улитки веретенообразной формы (встречаются в пресных водах). Некоторых представителей этого класса можно увидеть на берегах Днепра, Дона, их притоков. Широко распространенной является маленькая улитка верша, которая очень хорошо известна рыбакам побережий Черного и Азовского морей под разными местными названиями. Она достигает 20—30 мм, имеет красивую раковину светло-желтого, серого цвета, иногда с полосками. Вся поверхность ее украшена слегка извилистыми продольными ребрами, которые пересекаются глубокими спиральными бороздками. 1 Для подготовки рассказа воспитатель может использовать сведения о ракушках, помещенные на с. 32—34.
Широко распространены в морях, реках, озерах и даже прудах двустворчатые моллюски, насчитывающие до 400 видов. Они разнообразны по размеру, строению и окраске раковины (от пестрых узоров и ярких красок блестящих раковин до малозаметных среди водорослей одноцветных белых, розоватых и т. п.). Наиболее скромную окраску имеют раковины моллюсков, живущих на песчаных или илистых грунтах.
Строение раковины, как и окраска, находится в прямой зависимости от образа жизни, места обитания, глубины и качества грунта, на котором моллюски живут. Так, теллины (рис. 13, 5) закапываются в мягкий грунт. Венусы (рис. 13, 2) живут на поверхности грунта или слегка закапываются в него. В прибрежных мелководных районах на жестких песчаных грунтах с примесью камней обитают моллюски с крепкими, толстыми раковинами, например морские гребешки (рис. 14, 2) (черноморский гребешок). Они имеют округлую раковину, с прямым замочным краем, выдающимся по бокам в виде угловатых выступов — «ушек». Раковина украшена радиальными ребрами. Многие формы, живущие на прибрежных мелководьях, прикрепляются не только к камням, но и друг к другу, срастаются друг с другом, например устрицы. Они имеют несимметричные грубочешуйчатые створки раковин измененной формы. При этом левая имеет блюдцеобразную форму, а правая (более плоская) прикрывает ее как крышечкой. Левой (нижней) створкой устрица прирастает к камням или скалам, часто к створкам других устриц или иных сидячих моллюсков.
Крепкие известковые раковины двустворчатых, как и других моллюсков, хорошо сохраняются в отложениях (глинах и песках) в течение длительного времени. С древних времен моллюски использовались человеком разнообразно: они служили в качестве пищи, так как по калорийности превосходят мясо многих рыб, как морских, так и пресноводных; их раковины использовались как украшения, знаки отличия, кроме того, во многих районах Африки, Америки они заменяли деньги, а на некоторых островах Океании это свое значение они сохранили до настоящего времени. В Греции морские улитки использовались как лечебное средство, в Индии из пурпуровой улитки добывали красящее вещество.
|