Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Имеющиеся в книге иллюстрации помогут воспитателю не только представить общий вид игрушки, но и понять способы и последовательность ее изготовления.

Поиск

С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки; с экскурсии к водоему — красивые камушки, ракушки. Дети подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Например, дети узнают, что орехи — круглые, коричневые, с бугристой поверхностью; желуди — овальные, блестящие, желтовато-коричневатые; рогоз — цилиндрический, с мягкой бархатистой поверхностью, коричневый и т. д.

Встречи с природой расширяют представления детей, совершенствуют их умения внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.

Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он мог повредить игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики — согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (3).

Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Если проследить путь изготовления поделок из природного материала, то можно заметить, что вначале дети рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления, затем, после усвоения этого процесса, работа усложняется: детям показывают рисунок или фотографию изготовляемой игрушки и, наконец, они без предварительного анализа изготовляют поделку по заданию или по собственному замыслу. 1) - Знакомство детей с некоторыми приемами изготовления игрушек из природного материала осуществляется на занятиях по конструированию (IV квартал). 2) - Макаренко А. С. Соч., т. 4, а 380. 3) - Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973, с. 258.

Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания — повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. Например, во время изготовления собачки детям предлагают вначале внимательно посмотреть, где надо делать отверстия для лап (они должны быть расположены симметрично, на одном уровне, не слишком высоко и не слишком низко, чтобы были как настоящие), как прикрепить голову и другие детали.

Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносят малышам замысловатые поделки из ракушек, рогоза! Любимой игрушкой детей становится какой-нибудь забавный веселый человечек, изготовленный своими руками. Эти эмоции являются важным стимулом воспитания у них трудолюбия.

Труд по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Не так-то просто сделать игрушку. Ее изготовление требует определенных волевых усилий: когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Иногда малышу не удается сразу выполнить какую-либо работу: подобрать шишки нужной формы для создания ослика, плюски от желудей для шапочек или выбрать и осуществить способ соединения частей игрушки. Под руководством взрослого ребенок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. При этом у него формируются целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

В данном виде труда детей есть реальные возможности формировать у них контроль и оценку собственной деятельности. Так, при изготовлении поделок дети встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом.

Труд по изготовлению игрушек из природного материала может быть индивидуальным и коллективным. Как и взрослым, коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, четкой организованностью. Здесь особенно важно, чтобы дети понимали результативность коллективного труда, осознавали его преимущества.

Желательно использовать разнообразные формы коллективной работы детей для формирования у них умений планировать свою деятельность с учетом общей цели, умений распределять операции. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование у детей зачатков коллективизма, дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества. Результаты коллективного труда, особенно одобряемые взрослыми, окрыляют ребят, побуждают их к выполнению новых поделок. За каждую работу они берутся все с большим эмоциональным подъемом. Так, при правильной организации воспитательно-образовательного процесса работа с природным материалом становится эффективным средством гармонического развития детей.

Цель данного пособия — оказать воспитателю помощь в организации ручного труда детей старшей и подготовительной к школе групп, основным принципом которого является постепенное усложнение заданий с учетом возрастных возможностей ребят, их опыта и умений.

Предлагаемые в пособии поделки игрушек из разнообразного природного материала — шишек, желудей, рогоза, коры деревьев, соломы и др.— описаны здесь в той последовательности, в которой их следует рекомендовать детям для изготовления. Это обеспечит овладение ребенком навыками труда, заложит прочный фундамент интереса к профессии мастеровых людей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.127.230 (0.007 с.)