Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Всестороннее развитие детей в процессе работы с природным материалом (1)
Содержание книги
- Всестороннее развитие детей в процессе работы с природным материалом (1)
- Имеющиеся в книге иллюстрации помогут воспитателю не только представить общий вид игрушки, но и понять способы и последовательность ее изготовления.
- Что нужно для изготовления поделок
- Орехи (рис. 2). В детском саду при изготовлении игрушек можно использовать лесные, грецкие, земляные и кедровые орехи, фисташки.
- Кедровые орехи могут пригодиться как дополнительный материал при изготовлении лапок зверьков, кулачков лесных человечков; они легко прокалываются шилом, хорошо склеиваются.
- Желуди хранят также в прохладном и влажном месте.
- Множество старых корней или их отростков можно найти у берегов рек. При сборе этого материала надо также напомнить детям, что корни живых деревьев неприкосновенны.
- Собранные корни нужно вымыть и хранить в помещении с умеренной влажностью.
- Для хранения ягоды непригодны, так как при высыхании они твердеют и теряют форму.
- Если соломка с оттенками, то необходимо учитывать не только направление волокон, но и оттенки.
- Листья рогоза (узкие и длинные) также могут быть использованы при изготовлении игрушек, но только после обработки, как и листья кукурузы.
- При изготовлении игрушек часто используют дополнительные материалы (рис. 15).
- Нитки лучше использовать толстые, цветные (№ 10).
- Плоскогубцами (4), клещами (9), сверлом пользуется только воспитатель.
- Воспитателю хорошо нужно знать особенности инструментов, наиболее часто применяемых при изготовлении игрушек из природных материалов, и знакомить с ними детей.
- Рассматривание и анализ образца игрушки.
- Установление поэтапной последовательности ее изготовления с предварительным планированием хода работы.
- Как создается игрушка, какие операции при этом необходимо выполнить.
- Детали можно соединять и нитками, проволокой (особенно часто используют их в работе с соломой). Все эти приемы подробно описаны в ходе работы над игрушкой.
- Покрытые лаком игрушки становятся значительно прочнее и не разрушаются при использовании в игре. Кроме того, при загрязнении их можно протирать влажной тряпкой.
- Работу следует начинать с легких конструкций, и по мере овладения детьми навыками ручного труда переходить к более сложным поделкам.
- Из растительного материала вначале рекомендуются несложные игрушки: стрекоза, посуда, бабочка, уж, козлик, котенок, птицы, ослик, олень.
- Некоторые моллюски (в условиях влажного климата) приспособились к жизни на суше (кавказ, приморье, дальний восток).
- В старшей группе дети выполняют следующие игрушки из ракушек: бабочка-капустница, цыпленок, черепаха, дикая птица, филин.
- Сообщение темы и показ образца игрушки.
- Уборка рабочих мест, инструментов и оставшихся материалов.
- Цель. Учить детей использовать разнообразный природный материал для изготовления поделки; формировать ловкость и аккуратность в работе, развивать воображение детей.
- В конце занятия воспитатель отмечает проявленные детьми старание, аккуратность и ловкость.
- Материал и инструменты: желуди, проволока, пластилин, шило, деревянная дощечка, карандаш.
- Материал и инструменты: плоды шиповника, крылатки клена или ясеня, веточки деревьев, палочки, семена яблока, клей или пластилин; кисточка.
- После завершения работы проводится анализ и оценка, результатов.
- Материал и инструменты: плоды шиповника, крылатки клена, палочки, чашечки желудя, клей, пластилин; шило, кисточка.
- Материалы и инструменты: желудь, земляной орех, веточки (или спички), пластилин (или клей), краски, шило, нож (для воспитателя), деревянная дощечка, кисточка.
- Далее на голове ослика сделать проколы и вставить две маленькие веточки — это уши, а в конце туловища — короткую веточку — хвост. Мордочку ослику можно нарисовать.
- Оценка результатов работы проводится детьми совместно с воспитателем.
- Материал и инструменты: пробка, ветки деревьев, крылатки клена, пластилин; шило, нож (для воспитателя), деревянная дощечка.
- В итоге проводят анализ детских поделок, воспитатель побуждает ребят, оценивая свои поделки и работы товарищей, быть справедливыми, проявлять к товарищам доброжелательные чувства.
- В украшении игрушки павлина дети проявляют много творчества: для хвоста они используют птичьи перья, бумагу, травы.
- Материал и инструменты: початки кукурузы, веточки дерева, кукурузное или липовое мочало, желудь, семена огурца или арбуза, клей; деревянный брусок, шило, нож, кисточка.
- Подготовка к работе. До занятий воспитатель (один или вместе с детьми) отрезает острые концы початков (для головы лошадки), заостряет веточки.
- Изготовление игрушек по замыслу детей
- Материал и инструменты: две ракушки донакса среднего размера, одна ракушка крупная черной мидии, две светлые щетинки, черная и красная краски гуашь, клей, лак; кисточки.
- Как и на каждом занятии, после работы дети убирают уголок труда. 1 в работе с ракушками лучше использовать клей пва.
- Цель. Познакомить детей с ракушками кардиума, разнообразием их цвета и размера; учить анализировать игрушку-образец из ракушек и устанавливать последовательность ее изготовления.
- Цель. Познакомить детей с ракушками гелицеллы; закрепить навыки работы с новым природным материалом; развивать самоконтроль в процессе выполнения задания.
- На этом занятии дети могут мастерить любую полюбившуюся им игрушку или задумать новую.
- В подготовительной к школе группе дети делают поделки из растительного материала, начиная также с легких конструкций: вертолет, собачка бобик, веселый человечек.
- Как организовать труд детей по изготовлению этих игрушек.
- В подготовительной к школе группе дети знакомятся с новым для них природным материалом — соломой, делают из нее игрушки.
- Из бересты можно сделать полезные и забавные игрушки: туесок, ведерко для сбора ягод, собачка тобик, машина, матрешка.
ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ (1)
(Вместо предисловия)
Детский сад, являясь начальной ступенью общей системы народного образования, осуществляет коммунистическое воспитание детей дошкольного возраста. На июньском Пленуме ЦК КПСС (1983) было отмечено, что важнейшей задачей формирования гармонически развитой, духовно богатой личности является воспитание у каждого человека потребности в труде, ясного осознания необходимости добросовестной работы на общее благо.
Формирование интереса и любви к труду — одна из основных задач воспитания детей. В различных видах труда детей дошкольного возраста (хозяйственно-бытовой, ручной, труд в природе) содержатся истоки раннего выявления способностей, дарований личности, правильного выбора в дальнейшем профессии. Работа с природным материалом таит в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.
Природный материал — кладовая для развития детского творчества. Дошкольников необходимо учить использовать его в работе по изготовлению различных поделок, игрушек. С этой целью создаются природные мастерские. Природную мастерскую можно организовать в детском саду и дома, в уголке труда или в общей групповой комнате. В ней все может быть интересным, необычным: пахнет смолой от шишек ели, поблескивает солнечным светом солома, перламутром переливают ракушки.
Чтобы помочь детям не остаться гостем в природной мастерской и чтобы они стали хозяевами, задумаемся над тем, чем станут их встречи с природой в этой мастерской — забавой, заполнением свободного времени или в это время ребенок захочет заняться интересной работой, приучающей его к систематическому труду. Изготовление игрушек, разных поделок из природного материала — труд кропотливый, интересный, необычный и очень приятный. Для того чтобы дети могли охотно им заниматься, необходимо развивать фантазию, добрые чувства, а с овладением навыком придет и ловкость в работе. На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А. С. Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево, бумага и т. д.) «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру... В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии» (2).
|