Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Духовность — это позитивное отношение к жизни

Поиск

Покой познания

 

Перед тем, как стремление к Бесконечному разрешится через познание Бесконечного, сознание должно подняться с шестого плана на седьмой. Ого должно подняться от двойственности к не-двойственности. После странствий в воображении оно достигает его конца. Мастер понимает Реальность как Единое, и "Ничто" как его тень; для него время поглощено вечностью. Он познал безвременной аспект Бога и находится за пределами времени, начало и конец которого — в его бытии. Он равнодушен к временным процессам действия и противодействия. Обычный человек не знает ни начала ни конца творения и находится во власти череды событий, не поддающихся, как кажется, его контролю или пониманию. Они кажутся громадными из-за отсутствия перспективы — ведь он — пленник времени. Он смотрит на все с точки зрения возможного развития или неразвития его санскар, и его глубоко тревожат события этого мира. Объективная вселенная представляется ему как нежелательное ограничение, с которым надо бороться или смириться.

Мастер свободен от двойственности и санскар, свойственных двойственности, а значит, свободен ото всех ограничений. Напряжение вселенной не влияет на его бытие. Все движение мира, со всеми его созидательными и разрушительными процессами, не имеют для него значения, ибо он вступил в святилище Истины, обитель того вечного смысла, который лишь частично и смутно отражен в ценностях фантасмагории творения. В своем бытии он постигает все существование и смотрит на пьесу жизни как на игру.

 

XXIV

ЭГОИЗМ

 

Эгоизм возникает из-за желания человека найти выражение в действии и опыте. Он рождается из фундаментального невежества относительно своей собственной природы.

Человеческое сознание затуманено впечатлениями, накопленными за долгий период эволюции сознания. Эти впечатления, или санскары, выражаются в желаниях; они сужают диапазон сознания, возводя вокруг него ограду. Внутри круга санскар расположена область, в которой фокусируется индивидуальное сознание. Некоторые желания латентны, другие переходят в действие. Способность желания выразиться в поступке зависит от силы и количества санскар. Используя метафору из геометрии, можно сказать, что переходя в действие, желание преодолевает расстояние, равное радиусу окружности, являющейся границей связанных с этим желанием санскар.

Величина эгоизма равна величине желаний. Бесчисленные желания не дают душе свободно и полно выразить свое истинное бытие; жизнь становится узкой и сосредоточенной на самой себе. Вся жизнь эго постоянно находится под бременем хотения, т. е. эго пытается добиться осуществления своих желаний через вещи, подвластные изменчивости. Но никакое осуществление через преходящие вещи невозможно. Удовлетворение, которое они несут, само преходяще, и желания человека остаются неосуществленными. Это вызывает общее чувство неудовлетворенности, сопровождаемое всевозможными видами беспокойства.

Основные формы, через которые выражает себя разочарованное эго, это вожделение, жадность и гнев. Вожделение во многом схоже с жадностью, но отличается способом удовлетворения, который напрямую связан с грубой сферой. Вожделение выражает себя через грубое тело и посвящено плоти. Оно есть форма втянутости в грубую сферу. Жадность — это беспокойство сердца, состоящее главным образом в стремлении к обладанию чем-либо ради осуществления желаний. Попытки осуществления желаний удовлетворяют человека лишь частично, и это частичное удовлетворение только раздувает пламя желания вместо того, чтобы гасить его; так что жадность всегда находит бесконечный простор для себя, оставляя человека вечно неудовлетворенным. Главные проявления жадности относятся к эмоциям. Они представляют собой форму отождествления с тонкой, или психической, сферой. Гнев — это состояние раздраженного ума, возникающее, когда перечат его желаниям. Он поддерживает стремление ограниченного эго к доминированию и агрессии. Его цель — удалить препятствия к осуществлению желаний. Безумие гнева питает эгоизм и является главным источником ограниченного эго. Гнев обитает в уме, и его выражение происходит главным образом через деятельность ума. Гнев есть форма ментального отождествления. Средствами выражения вожделения, жадности и гнева являются соответственно тело, сердце и ум.

Через вожделение, жадность и гнев человек испытывает разочарование; эго пытается найти в них удовлетворение. Сознание таким образом попадает в круг бесконечного разочарования, возникающий, когда вожделение, жадность или гнев не встречают противодействия своему выражению. В этом состоит следствие грубого, тонкого и ментального отождествления. Возникает подавленность из-за неосуществления вожделения, жадности и гнева, которые, все вместе, неразлучны с эгоизмом.

Эгоизм, общий фундамент этих трех пороков, является, таким образом, подлинной причиной разочарования и беспокойства. Он сам наносит себе поражение. Он ищет удовлетворения в желаниях, но достигает лишь усиления неудовлетворенных желаний.

 

Дорога к счастью

 

Эгоизм неизбежно ведет к неудовлетворенности и разочарованию, потому что желания бесконечны. Проблема счастья, таким образом, это проблема отказа от желаний.

Однако невозможно победить желания, подавляя их. Уничтожение желаний возможно только через знание. Если вы вступите в царство мысли и серьезно поразмышляете несколько минут, вы осознаете пустоту желаний. Подумайте о том, чем вы наслаждались в течение многих лет и от чего вы страдали? Не ничтожно ли это? Все было иллюзией. У вас есть право быть счастливым, но вы делаете себя несчастными, желая различных вещей. Желание — это источник вечного беспокойства. Когда вы не получали того, чего вы хотели, вы были разочарованы. Когда вы получали это, вы хотели еще и еще и оставались несчастными. Скажите "Я ничего не хочу" и будьте счастливы. Постоянное осознание бесплодности желаний рано или поздно приведет вас к знанию, которое освободит вас от желаний и приведет к вечному счастью.

 

Отказ от желаний

 

Желания следует отличать от потребностей. Гордости и гнев, жадность и вожделение не являются потребностями. Вы можете думать: "Я нуждаюсь в том, чего я хочу", но это будет ошибкой. Если вы умираете от жажды в пустыне, то, что вам нужно, это вода, а не чай. До тех пор, пока у человека есть тело, остаются потребности, и удовлетворять их необходимо. Но желания — продукт воображения. Чтобы достичь счастья, их необходимо скрупулезно извести. Но поскольку само бытие эгоизма состоит из желаний, отречение от желаний становится процессом смерти. Умирание в обычном смысле означает расставание с физическим телом, а умирание в духовном смысле означает отречение от чувственных желаний. Священники готовят людей к ложной смерти, рисуя картины ада и рая; но смерть — иллюзия, ведь жизнь продолжается непрерывно. Истинная смерть состоит в прекращении желаний и наступает постепенно.

Любовь делает смерть эгоизма более легкой. Бытие — это умирание в любви. Если вы не можете любить друг друга, как можете вы любить тех, кто мучает вас?

Ограничения эгоизма созданы невежеством. Осознавая, что может получить более достойное удовлетворение за счет расширения сферы своих интересов, поля своей деятельности, человек обращается к жизни в служении. На этом этапе он питает многие добрые желания. Он хочет сделать других счастливыми, облегчая их страдания и помогая им. И несмотря на то, что даже в добрых желаниях часто присутствует прямая или косвенная мысль о себе, эгоизм не властен над добрыми желаниями. Даже добрые желания можно назвать формой просвещенного, более широкого эгоизма, поскольку, как и дурные желания, они движутся в сфере двойственности; но питая хорошие желания, эгоизм приближается к собственной гибели. Вместо потакания своему тщеславию, честолюбию и чувству собственничества человек учится быть полезным для других.

Желания, составляющие личное эго, являются либо добрыми, либо дурными. Дурными желаниями обычно называют формы эгоизма, а добрыми — формы бескорыстия. Но между эгоизмом и бескорыстием не существует четкой границы. Оба они относятся к сфере двойственности; и с точки зрения, выходящей за пределы противоположностей добра и зла, эгоизм и бескорыстие суть две фазы жизни личного эго, и эти две фазы продолжают друг друга. Эгоизм возникает, когда желания сосредотачиваются вокруг индивидуальности. Бескорыстие возникает, когда структура желаний подвергается распаду, и имеет место общее распыление желаний. Эгоизм представляет собой сужение интересов до какой-то ограниченной области, бескорыстие представляет собой расширение интересов до более широкого поля. Говоря парадоксально, эгоизм есть суженная форма бескорыстия, а бескорыстие есть выход эгоизма в более широкую сферу деятельности.

 

Трансформация эгоизма

 

Для того, чтобы выйти за пределы сферы двойственности, необходимо трансформировать эгоизм в бескорыстие. Упорное и непрерывное совершение хороших поступков истощает эгоизм. Эгоизм, расширившийся и выраженный в форме добрых дел, становится орудием собственного разрушения. Добро — это мостик от процветания эгоизма к его умиранию. Эгоизм, бывший в начале отцом злых тенденций, становится благодаря добрым делам героем собственного разгрома. Когда злые тенденции уступают место добрым тенденциям, эгоизм трансформируется в бескорыстие, т. е. индивидуальный эгоизм теряет себя в универсальном интересе. И хотя эта бескорыстная и добрая жизнь также подвластна противоположностям, доброта является необходимым шагом к свободе от них. Доброта — то оружие, которым душа уничтожает свое собственное невежество.

От добра душа переходит к Богу. Бескорыстный человек погружен в Универсальное Я, за пределами добра и зла, добродетели и порока, всех других двойственных аспектов Майи. На вершине бескорыстия начинается чувство единства со всем. В состоянии освобождения нет ни эгоизма, ни бескорыстия, поскольку оба они погрузились в единение со всем. Осознание единства жизни сопровождается покоем и неизмеримым блаженством. Оно не ведет ник духовному застою, ни к забвению относительных ценностей. Единство со всем дает ненарушимую гармонию без потери способности различать и покой без равнодушия к окружающему. Это единство со всем не является продуктом просто субъективного синтеза. Оно — результат объединения с Последней Реальностью, которая включает в себя все.

Раскройте свое сердце, очистив его от желаний и дав приют лишь одному стремлению — стремлению к единству с Последней Реальностью. Ищите Последнюю Реальность не в изменчивом внешнем окружении, но в своем собственном бытии. Каждый раз, когда душа пытается войти в ваше человеческое сердце, она находит дверь запертой, а сердце полным желаний. Не держите двери вашего сердца закрытыми. Во всем есть источник вечного блаженства, но все-таки вы несчастны из-за желаний, порожденных невежеством. Счастье достигается только тогда, когда угасает ограниченное эго вместе со всеми его желаниями.

 

 

Отречение от желаний не означает аскетизма или негативного отношения к жизни.

Отрицание жизни сделало бы человека нечеловеком. Божественное не исключает человеческого. Духовность делает человека более человечным. Духовность — это позитивное раскрытие доброго, благородного и прекрасного в человеке, и она поддерживает все, что есть хорошего и красивого в его окружении. Она не требует отречения от мирских дел или забвения своего долга и обязанностей. Она требует лишь, чтобы участвуя в мирской деятельности или выполняя обязанности, вытекающие из положения индивидуума, он сохранял свой внутренний дух свободным от пут двойственности. Такая свобода существенно необходима для беспрепятственного созидания; но ее нельзя достичь, убегая от жизни из страха попасть в ее паутину.

Это означало бы отречение от жизни. Совершенство не состоит в уклонении от двойственных проявлений природы. Попытки убежать от жизни означают страх перед ней, в то время как духовность состоит в том, чтобы встречать жизненные проявления, не давая противоположностям власти над собой. Свободный дух утверждает свое господство над всякой иллюзией, какой бы привлекательной и сильной она ни была. Не избегая контакта в различными аспектами жизни, совершенный человек сохраняет полную беспристрастность в самом центре кипящей деятельности.

 

XXV

НАСИЛИЕ И НЕНАСИЛИЕ

 

Ненасилие, чистое и простое, означает любовь бесконечную. В нем цель жизни.

Достигая чистой и бесконечной любви, искатель становится един с Богом. Для достижения этой цели нужно сильное стремление к ней; искатель, в ком есть это стремление, должен начать с практики "ненасилия храброго". Это относится к тем, кто хотя и не достиг единства со всем через познание, никого не считает своим врагом и старается любовью победить нападающего. Они отдают свои жизни из любви, а не из страха.

"Ненасилие храброго" может практиковать лишь тот, в ком сильно стремление к достижению высшего состояния. Этого стремления не найти в большинстве людей.

Следовательно, для того, чтобы привести большинство к "ненасилию", необходимо сначала подготовить его к "ненасилию храброго". Практически для этого надо сначала заставить их следовать принципу "ненасильного насилия", то есть насилия, применяемого единственно для защиты слабого, без какого-либо эгоистичного мотива. Во времена войн, когда массы людей не в состоянии выслушивать советы о стремлении к достижению высшей цели жизни, единственный практический способ привести их к цели — привить им принцип "ненасильного насилия", а затем постепенно перейти к "ненасилию храброго". Иначе ненасилие не только не будет достигнуто, но появится серьезная опасность рокового "ненасилия труса", то есть несопротивления насилию из-за страха.

Возможно подвести массы к "ненасилию храброго" с помощью принципа "бескорыстного насилия". Такое бескорыстное насилие — это насилие, используемое для самообороны при вероломном нападении. Никакой другой мотив не должен оправдывать насилие.

Так, например, если на женщину нападают и человек защищает ее, прибегая к насилию, можно сказать, что он последовал принципу "бескорыстного насилия".

Аналогично, когда родную страну атакуют враги, усилие нации защитить ее есть "бескорыстное насилие". Здесь присутствует некоторый элемент эгоизма, это — выражение ограниченной человеческой любви.

"Ненасилие труса" губительно, так же как и "эгоистическое насилие", т. е. насилие, совершаемое с эгоистическими побуждениями человеком или нацией ради достижения власти или других эгоистических целей.

Итак, ненасилие, чистое и простое, есть цель жизни, для достижения которой искатель Бога должен следовать "ненасилию храброго". Большинство, не имеющее глубокого стремления к единству с Богом, нужно вести к этой цели с помощью принципов "ненасильного насилия" или "бескорыстного насилия" в зависимости от обстоятельств. Следует ясно понимать, что "ненасильное насилие" и "бескорыстное насилие" представляют собой лишь средства достижения цели жизни, чистого и простого "Ненасилия" или "Любви Бесконечной". Не следует смешивать эти средства с самой целью.

Мотив и результат определятся отношением к добру и злу. Например, и "ненасилие храброго", и "ненасилие труса" суть ненасилие, но с точки зрения стоящей за ними движущей силы, "ненасилие храброго" рождается из любви, а "ненасилие труса" — из страха, являющегося противоположностью любви. Хотя как виды ненасилия они не противоположны, противоположны их мотивы. Мотивом "ненасилия храброго" является потеря собственной жизни ради достижения бесконечной любви, а мотивом "ненасилия труса" — сохранение собственной жизни. Мы называем "ненасилие труса" "не-любовью" постольку, поскольку "ненасилие храброго" мы называем любовью.

"Ненасильное насилие" следует называть не любовью, а долгом — долгом, выполняемым бескорыстно ради других в соответствии с Кармой Йогой, в конечном итоге стыкующимся с неограниченной любовью — но движимым любовью человеческой.

Стереть различие между этими двумя противоположными силами нельзя; но выражая их через нужные каналы, можно трансформировать одну силу в другую. Пища, принимаемая неправильно, становится ядом; но яд, принимаемый в малых дозах в качестве тонизирующего средства, может служить пищей для нервов. В самом деле, пища есть яд; только путем трансформации ее можно обратить на пользу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.159.11 (0.012 с.)