Перестановка слагаемых - числа от 1 до 10. Сложение и вычитание 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перестановка слагаемых - числа от 1 до 10. Сложение и вычитание



Цель: вывести правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять вычисления вида [ ] ± 1, 2, 3, 4; решать задачи изученных видов; дополнять условие задачи одним недостающим данным; в сотрудничестве с учителем ставить и решать новые учебные задачи; делать умозаключения по результатам исследования.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Задачи-шутки*

• У младенца Кузи еще только 4 зуба, а у его бабушки уже только 3. Сколько всего зубов у бабушки и внука? (7.)

• В люстре горели 6 лампочек. После того как трехлетняя Маша попала в люстру тремя запасными лампочками, стали гореть 2 лампочки. Сколько лампочек погибло? (4.)

• С первого куста смородины собрали 5 стаканов садовых вредителей, а со второго — на 4 стакана меньше. Сколько стаканов садовых вредителей собрали со второго куста смородины? (1.)

• В понедельник Вова не поделился с Федей 2 конфетами, а во вторник — 4 конфетами. На сколько конфет больше зажилил Вова во вторник? (На 2.)

2. Логическая разминка

(Учащиеся объединяются в группы по рядам.)

— Найдите закономерность и нарисуйте недостающие фигуры.

(Рисунки даны на доске.)

(Проверка. Один ученик выходит к доске и дорисовывает недостающую фигуру. Ребята из других групп оценивают его ответ.)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны примеры.)

2 + 4 4 + 2 3 + 1 1 + 3 1 + 4 4 + 1

— Посмотрите на примеры. Что вы заметили? (В примерах первого и второго столбиков меняются местами слагаемые.)

Сегодня на уроке мы будем исследователями: понаблюдаем за результатами в таких примерах и сделаем научное открытие.

IV. Работа по теме урока

1. Практическая работа

(Один ученик работает у доски.)

— Положите слева 1 оранжевый квадрат, а справа 4 синих. Придвиньте к 1 квадрату 4. Сколько всего квадратов? (5.)

— Запишите в тетради пример. (1 + 4 = 5.)

— Поменяйте квадраты местами. Придвиньте к 4 синим квадратам 1 оранжевый. Сколько стало квадратов? (5.)

Запишите пример под первым. (4 + 1 = 5.)

— Сравните примеры: чем они похожи и чем отличаются. (Слагаемые одни и те же, но меняются местами, результат остается тем же.)

— Продолжим исследование. Запишите друг под другом под диктовку примеры.

(Один ученик записывает на доске.)

• Первое слагаемое 2, второе слагаемое 3. Чему равна сумма? (2 + 3 = 5.)

• Первое слагаемое 3, второе слагаемое 2. Найдите сумму. (3 + 2 = 5.)

— Сравните примеры: чем похожи и чем отличаются. (Слагаемые поменялись местами, а сумма не изменилась.)

2. Работа по учебнику

— Прочитайте тему урока на с. 14.

— Рассмотрите первый рисунок.

— Сколько флажков в одной руке, сколько в другой? Как узнать, сколько всего флажков? Посчитайте. (3.)

— Прочитайте пример, называя компоненты и результат. (Первое слагаемое 2, второе слагаемое 1, сумма 3.)

— Посмотрите на второй рисунок. Что произошло? (Мальчик поменял флажки местами.)

— Как узнать, сколько всего флажков? Посчитайте. (3).

— Прочитайте пример, называя компоненты и результат. (Первое слагаемое 1, второе слагаемое 2, сумма 3.)

— Сравните примеры, объясните, чем они похожи и чем отличаются. (Слагаемые поменялись местами, а сумма не изменилась.)

— Сравните полученные суммы, сделайте вывод. (От перестановки слагаемых результат сложения не меняется.)

— Прочитайте правило в красной рамке. Совпал ли результат нашего исследования с математическим законом?

V. Физкультминутка

Буратино потянулся, Раз нагнулся,

Два нагнулся, Руки вытянул, согнул

И на улицу шагнул.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№ 1 (с. 14).

— Рассмотрите рисунок. Сколько красных точек на первой фишке домино? Сколько синих? Назовите пример. (3 + 2 = 5.)

— Как получили второй пример? (Фишку перевернули.)

— Сколько всего точек на первой фишке? Как изменится сумма, если фишку перевернуть? (Сумма не изменится.)

— Объясните, как получили остальные примеры. Докажите, что ответы этих примеров будут одинаковые.

(Учащиеся считают и повторяют правило.)

— Сравните рисунки на полях.

№ 2 (с. 14).

— Прочитайте условие и вопрос первой задачи.

— Запишите решение. (4 — 1 = 3 (с.).)

— Назовите ответ. (Сегодня Дима прочитал 3 страницы.)

— Вставьте полученный ответ в окошечко. Прочитайте новую задачу.

— Запишите решение. (4 + 3 = 7 (с.).)

— Назовите ответ. (Дима прочитал 7 страниц.)

2. Работа в тетради с печатной основой

№ 1-3 (с. 8).

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 14). Самостоятельное выполнение. Проверка. Один ученик читает равенства. Если равенство составлено правильно, учащиеся один раз хлопают в ладоши, если нет — молчат.)

— Оцените свою работу на уроке с помощью “Светофора”.

— Кто понял тему?

— Кто может объяснить ошибки товарищам?

VIII. Подведение итогов урока

— Какой математический закон мы сегодня открыли?

— Какое чувство вы испытали, когда сделали это открытие?

— Что интересного вы расскажете дома родителям об уроке?

* См.: Остер Г. Б. Задачник (Ненаглядное пособие по математике). М.: Росмэн, 1994.


74. Применение переместительного свойства сложения для случаев вида [ ] + 5, 6, 7, 8, 9 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Цели: научить применять прием перестановки слагаемых при выполнении сложения вида [ ] + 5, 6, 7, 8, 9; проверить знание состава чисел; закреплять изученные вычислительные приемы.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять переместительное свойство сложения для случаев вида [ ] + 5, 6, 7, 8, 9; проверять правильность выполнения сложения, используя другой прием сложения, например прибавление числа по частям; моделировать с помощью схематических рисунков математические законы; наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке; решать задачи изученных видов; объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Логическая разминка

Игра “Расшифруй письмо”

— Ребята, Незнайке пришло письмо от Синеглазки из Солнечного города. Но он никак не может его расшифровать. Помогите ему, пожалуйста.

(Учащиеся получают карточки с рисунками и цветные карандаши и рисуют вместо вопросов пропущенные фигуры.)

— Какие фигуры вы нарисовали? О каком математическом законе хотела нам рассказать Синеглазка? (От перестановки слагаемых результат сложения не изменяется.)

2. Устный счет

Игра “Укрась елочку”

III. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны равенства.)

4 + 5 = 4 + 5

4 + 5 = 4 + 2 + 3

— Сравните равенства. Что вы заметили? (Слева выражения одинаковые, а справа разные.)

— Какой математический закон используется в первой строке? (От перестановки слагаемых результат сложения не изменяется.)

— Как прибавили число 5 во второй строке? (Чтобы прибавить 5, можно сначала прибавить 2, а потом еще 3.)

— Как вы поняли, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Прочитайте на с. 15 задание к уроку.

— Рассмотрите рисунки. Какие книги стояли на полке? (2 желтые и 5 синих.)

— Посмотрите на записи к первому рисунку и объясните, как гномы придвинули к 2 желтым книгам 5 синих книг. (Сначала придвинули 2 синие книги, а потом еще 3.)

— Прокомментируйте решение примера под чертой. (К 2 прибавили 2, получили 4, прибавили еще 3, получили 7.)

— Посмотрите на второй рисунок. Как здесь гномы сложили синие и желтые книги? (К 5 синим книгам прибавили 2 желтые.)

— Сделайте вывод о том, как можно разными способами прибавить число 5.

— Какой способ удобнее, короче?

V. Физкультминутка

Солнце глянуло в кроватку —

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире —

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться — три, четыре —

И на месте поскакать.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№ 1 (с. 15).

— Рассмотрите рисунки.

— Двум друзьям дали задание сложить красные и желтые кубики вместе. Как они это сделали?

— Объясните по первому рисунку, как складывал кубики первый мальчик. (К 1 красному кубику начал прикладывать желтые кубики.)

— Как сложил вместе кубики второй мальчик? (К желтым кубикам прибавил 1 красный.)

— Кому легче сложить кубики? Почему? (Второму мальчику — к 6 прибавить 1 легче.)

— Прочитайте, какие примеры записаны под рисунками.

— Почему это возможно? (От перестановки слагаемых результат сложения не изменяется.)

№ 2 (с. 15).

(Учащиеся комментируют решение примеров и записывают их под чертой в тетрадь.)

— В каких случаях полезно переставить слагаемые? Для чего и почему это необходимо?

№ 3 (с. 15).

— Прочитайте условие задачи.

— Сколько вопросов поставлено к этому условию? (Два.)

— Ответим на первый вопрос задачи.

(На доске записаны два варианта решения.)

5 - 2 = 3

5 - 3 = 2

— С помощью сигнального круга покажите, согласны вы или нет.

— Кто согласен с первым решением? Кто согласен со вторым решением?

— Докажите свое мнение. (Правильное первое решение, так как на 2 меньше — это столько же, но без двух. Значит, надо из 5 вычесть 2, а не 3.)

— Можно сказать, что мы решили задачу? (Нет, так как есть второй вопрос. Нужно найти, сколько всего цветочков вышили девочки.)

— Могли ли мы сразу ответить на второй вопрос? (Нет, чтобы узнать, сколько всего цветочков вышили девочки, надо знать, сколько цветочков вышила каждая девочка, а мы не знали, сколько цветочков вышила Вера.)

— А сейчас можем ответить на этот вопрос? (Да.)

— Запишите решение. (5 + 3 = 8 (ц.).)

— Ответьте на вопрос. (Девочки вышили всего 8цветочков.)

№ 4 (с. 15).

— Прочитайте задачу.

— Каким действием будем решать задачу? (Сложением, так как Таня знает на 3 сказки больше.)

— Надо считать, сколько сказок знают обе девочки? (Нет, в задаче спрашивается только о Тане.)

№ 5 (с. 15).

(Соревнование. На решение примеров отводится 5 мин. Проверка. Ученики одного варианта по цепочке называют ответы, а класс оценивает их с помощью “Светофора”. Выявляются победители — ученики, которые не допустили ошибок и решили большее количество примеров.)

2. Работа в тетради с печатной основой

№ 1-3 (с. 9).

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 15). Самостоятельное выполнение. Проверка. Один ученик объясняет решение и называет ответы. Если правильно, учащиеся один раз хлопают в ладоши, если нет — молчат.)

— Оцените свои знания с помощью “Светофора”.

— Кто понял тему?

— Кто может объяснить ошибки товарищам?

VIII. Подведение итогов урока

— Какой математический закон мы сегодня использовали при решении примеров?

— Кому новые знания помогли сегодня быстро считать?


75. Таблицы для случаев вида [ ] + 5, 6, 7, 8, 9 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Цели: составить таблицы для случаев вида [ ] + 5, 6, 7, 8, 9: работать ши их запоминанием.

Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять таблицу сложения; выполнять вычисления вида, [ ] + 5, 6, 7, 8, 9: выполнять задания творческого и поисковою характера; применять полученные ранее знания в измененных условиях; составлять и решать задачи на разностное сравнение чисел; решать задачи изученных видов; объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Логическая разминка

— Решите задачи.

• Девять зайчиков съедают по одной морковке. Сколько нужно морковок, чтобы накормить всех зайчиков? (9.)

• Свинка купила воздушные шарики и все их подарила: 2 шарика лисичке и столько же зайчику. Сколько шариков купила свинка? (4.)

• У Лены в саду было 4 грядки с капустой и морковкой. Грядок с морковкой было больше, чем с капустой. Сколько грядок с морковкой и сколько с капустой было в саду у Лены? (1 грядка с капустой, 3 грядки с морковкой.)

• Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 2 кг. Сколько будет весить гусь, если он встанет на обе ноги? (2 кг.)

• Две девочки играли в куклы 2 ч. Сколько часов играла в куклы каждая девочка? (2 ч.)

• Термометр показывает 3 градуса мороза. Сколько градусов показывают два таких термометра? (3.)

2. Устный счет

Круговые примеры

3. Работа над задачами

(Можно использовать КИМы (с. 66—70, задания по выбору учителя).)

III. Самоопределение к деятельности

— С какими способами прибавления числа вы познакомились на прошлом уроке?

— Какой способ удобнее?

— Как это может пригодиться при выполнении вычислений?

— Посмотрите на столбики выражений на доске. Какое число прибавляется к первому слагаемому: большее или меньшее?

3 + 4 2 + 3 1 + 2 4 + 3 3 + 2 2 + 1

— Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

IV. Работа по теме урока

1. Составление таблицы сложения

(На доске в столбик записаны числа от 1 до 5. Ученикам предлагается прибавлять к каждому из них число 5. Учащиеся устно составляют и решают примеры, а учитель под диктовку записывает их на доске.)

1 + 5 = 6

2 + 5 = 7

3 + 5 = 8 

4 + 5 = 9

5 + 5 = 10

(Аналогично выстраиваются столбики примеров для случаев с числами 6, 7, 8, 9.)

— Мы получили таблицу сложения, которую надо запомнить. Посмотрите на нее еще раз на с. 16 учебника и запомните.

2. Работа по учебнику

№ 1 (с. 16).

— Найдите в таблице примеры, в которых сумма равна 10, 8, 7.

— Положите закладку так, чтобы остался открытым только первый пример первого столбика.

— Прочитайте пример. Назовите ответ.

(Учащиеся открывают по одному примеру, читают их и называют ответы. Результат сравнивается с ответами на доске, где примеры тоже открываются по одному. Аналогично проводится работа с примерами других столбиков и с примерами в строках.)

— Перечертите или скопируйте таблицу, чтобы пользоваться ею на следующих уроках, пока вы не запомните ее наизусть.

V. Физкультминутка

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем,

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

№ 2 (с. 16).

— Прочитайте задание.

— Правильно ли выполнил задание ученик, если он придумал к этой задаче такой вопрос: сколько примеров на вычитание придумала Катя? (Нет, это дано в условии задачи.)

— Какой вопрос надо поставить к задаче? (На сколько больше примеров на сложение придумала Катя?)

— Как можно изменить вопрос, чтобы решение осталось таким же? (На сколько меньше примеров на вычитание придумала Катя?)

№ 4 (с. 16).

(Проводится аукцион. Выигрывает тот, кто последним придумает задачу по рисунку.)

*№ 5 (с. 16).

(Самостоятельное выполнение. Можно также предложить задание на полях.)

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 16).)

— Решите примеры, пользуясь таблицей.

(Проверка.)

— Назовите примеры с ответами 7, 8.

— Оцените, как вы поняли тему, с помощью “Светофора”.

VIII. Подведение итогов урока

— Чем мы занимались на уроке?

— Какой математический закон мы сегодня использовали при составлении таблицы?

— Кому этот закон помог быстро считать?

— Какое задание было интересным?

— Что вызвало у вас улыбку?

— Какую задачу вы зададите дома родителям?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.207 (0.096 с.)