Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание



5. Сложение и вычитание вида [ ] + 1, [ ] - 1 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Цель: в ходе практической работы и наблюдений развивать умение прибавлять и вычитать число 1.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять сложение и вычитание вида [ ] + 1, [ ] — 1; моделировать действия сложения и вычитания с помощью предметов (разрезного материала), рисунков, числового отрезка; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, делать выводы; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Логическая разминка

— Представьте, что у вас 5 палочек. Сколько станет палочек, если разломать две из них на половинки? (7.)

— Сколько на рисунке треугольников? (3.)

2. Индивидуальная работа

(Один ученик у доски сравнивает числа.)

3. Устный счет

Игра “Кто быстрее”

(На доске два перемешанных набора чисел от 1 до 10. Два ученика по команде учителя расставляют числа сначала в порядке убывания, затем в порядке возрастания.)

Игра “Молчанка”

(Учитель показывает пропуск, дети говорят, какое число пропущено, и переворачивают карточку.)

1, [ ], 3, [ ], [ ], 6, 7, [ ], 9, 10.

Игра “Помоги Буратино”

— Мальвина дала Буратино задание написать числовой ряд. А Буратино заигрался с Артемоном и вспомнил о задании слишком поздно. Он сделал все наспех и, не проверив, отдал Мальвине. Проверьте, не допустил ли Буратино ошибок.

(На доске карточки с числами.)

0, 1, 2, 3, 3, 4, 5, 7, 9, 8, 10.

— Что Буратино сделал неправильно? (Написал два раза число 3, пропустил число 6, поменял местами числа 8 и 9.)

— Скажите Буратино, чего делать нельзя при записи числового отрезка. (Писать одно число несколько раз, пропускать числа или менять их местами.)

— Исправьте ошибки Буратино.

— Покажите с помощью карточек с цифрами:

• число, следующее за числом 4, 7;

• число, стоящее перед числом 3, 1;

• соседей чисел 4, 10;

• предыдущее число для чисел 5, 8.

(Если класс слабый, задание выполняется с опорой на числовой ряд.)

III. Самоопределение к деятельности

Игра “Где мое место?”

(К доске выходят десять учеников, каждый получает карточку с числом от 1 до 10 (карточки раздаются произвольно). Дети должны быстро построиться по порядку номеров у доски.)

— Правильно ли построились ребята?

— Первый, второй, третий, четвертый, пятый — шаг вперед. Сколько здесь ребят? (5.)

— Прибавим к этому числу 1. Какой ученик сделает шаг вперед? (Шестой.)

— К 5 прибавили 1 и получили 6. А если к 6 прибавим 1, ученик с какой карточкой сделает шаг вперед? (7.)

(По аналогии рассматриваются случаи 7 + 1, 8 + 1, 9 + 1.)

— Сделайте вывод: какое число мы получаем, если прибавляем к числу 1? (Если прибавляем к числу 1, получается следующее число.)

(Вывод повторяют несколько учеников друг за другом, каждый раз приводя пример. Далее учитель предлагает десятому ученику положить на стол карточку и сесть на место.)

— Сколько было учеников? (10.)

— Сколько учеников сели на свое место? (1.)

— Сколько учеников осталось? (9.)

— Как это записать? (10 — 1 = 9.)

(Аналогично рассматриваются случаи 9 — 1, 8 — 1, 7 — 1 и т. д.)

— Кто догадался, чему мы научимся на уроке? (Прибавлять и вычитать число 1.)

Правильно, сегодня мы с вами вспомним, как прибавлять и вычитать число 1, узнаем, как это можно сделать при помощи числового отрезка.

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Откройте учебник на с. 80. Посмотрите, правильно ли мы определили, чем будем заниматься на уроке.

— Кто уже умеет прибавлять и вычитать число 1?

— Прочитайте в учебнике предложение, в котором говорится о том, как прибавить число 1.

— Кто может закончить следующее предложение? (Чтобы вычесть из числа 1, надо назвать предыдущее число.)

— Посмотрите на таблицы и рисунок, приведенные ниже. Каким видом спорта занимаются лягушата? (Прыжками в воду.)

— Сколько всего лягушат? (10.)

— Сколько лягушат уже в воде? (1.)

— В воде 1 лягушонок, и еще 1 уже прыгнул с мостика. Сколько лягушат сейчас будет в воде? (2)

— Как это записать? (1 + 1 = 2)

— Запишите ответ в таблицу.

(Далее учащиеся по цепочке объясняют, сколько лягушат уже в бассейне, сколько прыгнуло, сколько лягушат сейчас станет в воде, и заполняют первую таблицу.)

— Сколько всего лягушат было на вышке? (10.)

— Сколько лягушат прыгнуло? (7.)

— Сколько осталось? (9.)

— Как это записать? (10 — 1 = 9.)

(Далее учащиеся по цепочке объясняют, сколько лягушат на вышке, сколько прыгнуло, сколько лягушат осталось, и заполняют вторую таблицу.)

— Как можно прочитать эти записи? Что говорят об этом авторы учебника?

— Сделайте вывод. Как прибавить или вычесть число 1? (Чтобы прибавить 1, нужно назвать следующее число. Чтобы вычесть из числа 1, надо назвать предыдущее число.)

V. Физкультминутка

Мы, покинув этот класс,

Станем тиграми тотчас.

Ну-ка вытянись, дружок:

Тигр делает прыжок!

А теперь еще один!

Ну а прыгнув, посидим,

Поглядим по сторонам,

Разойдемся по местам.

Е. Гайтерова

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№ 1 (с. 80).

— Рассмотрите числовой ряд, по которому идут белочка и заяц.

— Какое действие выполняет заяц? (Прибавляет число 1.)

— В какую сторону он идет и почему? (Вправо. Когда прибавляем, становится больше. Чем правее, тем числа больше.)

— Какое действие выполняет белочка? (Вычитает число 1.)

— В какую сторону идет белочка и почему? (Влево. Когда вычитаем, становится меньше. Чем левее, тем числа меньше.)

— Белочка и заяц не просто гуляют по числовому ряду, они решают примеры. Давайте вместе с зайчиком решим пример 1 + 1 = 2.

— С какого деления заяц начал движение? (С числа 1.)

— В какую сторону идет заяц? Как узнали? (Вправо, у него на табличке знак +.)

— Сколько шагов вправо сделает заяц? (1.)

— На каком делении остановился заяц? (На числе 2.)

(По аналогии разбирается следующий пример.)

— Решим вместе с белочкой пример 9 — 1 = 8.

— С какого деления белочка начала движение? (С числа 9.)

— В какую сторону идет белочка? Как узнали? (Влево, у нее на табличке знак —.)

— Сколько шагов вправо делает белочка? (1.)

— На каком делении остановилась белочка? (На числе 8.)

(По аналогии разбирается следующий пример.)

2. Практическая работа

(Учитель раздает детям карточки с числами от 0 до 10, они строят числовой ряд. Проводится работа с учащимися, которые недостаточно хорошо научились решать примеры при помощи числового ряда. Учитель называет пример на сложение и вычитание с числом 1 и задает вопросы: с какого деления начнешь движение? В каком направлении пойдешь? Сколько шагов сделаешь? Возле какого числа ты остановился? Какой ответ в примере?)

3. Работа по учебнику

№ 2 (с. 81).

— Рассмотрите рисунки. Составьте по ним выражении и объясните, что они означают.

№ 3 (с. 82).

(Работа в парах. Учащиеся соотносят число, рисунок и количество точек на костяшках домино.)

4. Работа в тетради с печатной основой

— Откройте тетрадь на с. 29.

— Расскажите, что вы видите на первом рисунке. (Было 3 воробья, к ним прилетел еще 1 воробей.)

— Какое равенство можно составить? (3 + 1 = 4.)

— Самостоятельно составьте равенство по второму рисунку. (Проверка.)

— Оцените себя с помощью “Светофора”.

(Самостоятельное выполнение следующего задания. Проверка. Учащиеся хором читают состав каждого числа.)

— Прочитайте следующее задание. Вычислите.

— Какую закономерность вы обнаружили в первом столбике? (Первое число становится меньше на 1, вычитаем везде 1. Ответ уменьшается на 1.)

— Назовите закономерность во втором столбике. (Первое число увеличивается на 1, прибавляем везде 1. Ответ становится больше на 1.)

— Чем интересен третий столбик? (И первое, и второе числа уменьшаются на 1. Ответ везде равен 0.)

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 81). Работа в парах. Можно использовать КИМы (математический диктант № 2, с. 42).)

— Оцените свою работу на уроке с помощью “Светофора”.

VIII. Подведение итогов урока

— Что вы запомнили на этом уроке? (Чтобы прибавить 1, нужно назвать следующее число. Чтобы вычесть из числа 1, надо назвать предыдущее число.)


6. Сложение и вычитание вида [ ] + 1 + 1, [ ] - 1 - 1 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Цель: в ходе практической работы и наблюдений развивать умение прибавлять и вычитать число 1.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять сложение и вычитание вида [ ] + 1 + 1, [ ] - 1 - 1; моделировать действия сложения и вычитания с помощью предметов (разрезного материала), рисунков, числового отрезка; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата; оценивать себя, границы своего знания и незнания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Логическая разминка

— Сколько треугольников на рисунке? (8.)

2. Устный счет

— Сосчитайте:

• вариант 1 — от 1 до 10;

• вариант 2 — от 10 до 1;

• вариант 1 — от 1 до 10 через один, начиная с единицы;

• вариант 2 — от 1 до 10 через один, начиная с хлопка.

Игра “Лесенка”

(Дети получают карточку (по одной на парту). По команде учителя они считают и вписывают ответ на соответствующую ступеньку. Один ученик поднимается по лесенке с одной стороны, второй — с другой стороны. Побеждает тот, кто первым впишет ответ на верхнюю ступеньку.)

 

(Проверка. Дети хором читают ответы снизу вверх. Самооценка с помощью “Светофора”.)

— Восстановите пропущенные числа и знаки.

(Коллективное выполнение.)

III. Самоопределение к деятельности

Игра “Молчанка”

(Учитель показывает указкой на число, дети — карточку с ответом.)

— Что значит “вычесть 1”? (Назвать предыдущее число.)

— Что значит “прибавить 1”? (Назвать следующее число.)

— Как узнать, сколько получится, если будем вычитать два раза по 1 или прибавлять два раза по 1?

На этот вопрос мы сегодня с вами найдем ответ.

IV. Работа по теме урока

1. Практическая работа

(Один ученик работает у доски.)

— Положите 5 синих кругов. Добавьте 1 красный круг. Сколько стало кругов? (6.)

— Как получили число 6? (5 + 1 =6.)

— Положите рядом 1 желтый круг. Сколько теперь кругов? (7)

— Как получили число 7? (6 + 1 = 7.)

— Сколько всего кругов прибавили? (2)

— Как к 5 кругам мы прибавили 2 круга? (Сначала прибавили 1 круг, стало 6 кругов, а потом еще 1 круг, стало 7 кругов.)

(Запись на доске: 5 + 1 + 1 = 7.)

— Положите 8 красных квадратов. Нужно из 8 вычесть 2. Как будем вычитать? (Нужно сначала убрать 1 квадрат, а потом еще 1.)

— Уберите 1 квадрат. Сколько квадратов осталось? (7)

— Как получили число 7? (8 — 7 = 7)

— Уберите еще 1 квадрат. Сколько квадратов осталось? (6.)

— Как получили число 6? (7 — 1 = 6.)

— Как из 8 вычли 2? (Сначала убрали 1 квадрат, стало 7 квадратов, а потом еще 1 квадрат, стало 6 квадратов.)

— Сколько всего квадратов вычли? (2)

(Запись на доске: 8 — 1 — 1 = 6.)

2. Работа по учебнику

— Откройте учебник на с. 82. Рассмотрите рисунок слева. Сколько воробьев было? (2)

— Сколько воробьев подлетает? (2)

— Слева от рисунка вместо каждого воробья нарисовали треугольник. Почему 2 треугольника раскрасили одним цветом, а 2 других — разными цветами? (Подлетел сначала 1 воробей, а затем еще 1.)

— Итак, сколько было воробьев? (2)

— Сколько воробьев добавилось сначала? (1.)

— Как это записать? (2 + 1 = 3.)

— Сколько еще потом прилетело? (1.)

— Сколько всего стало воробьев? (4.)

— Как это записать? (3 + 1 = 4.)

— Сколько всего воробьев прибавилось? (2)

— Сколько всего стало воробьев? (4.)

— Как из 2 получили 4? Запишите. (2 + 1 + 1 = 4.)

— Рассмотрите рисунок справа. Сколько всего ягод было на ветке? (6.)

— Сначала птички унесли 1 ягодку, а потом еще 1. Когда унесли 1 ягодку, сколько ягод осталось на ветке? (6 — 1 = 5.)

— А когда унесли еще 1 ягодку, сколько ягод осталось? (5 — 1 = 4.)

— Из 6 вычли 1 и еще 1. Сколько всего вычли? (2)

— Сколько осталось? (4.)

— Каждую ягодку обозначим кругом. Унесли 1 ягодку — зачеркнули 1 круг, унесли еще 1 ягодку — зачеркнули еще 1 круг. Рассмотрите рисунок с кругами, прочитайте подписи под рисунком. Сделайте вывод. Как мы можем вычесть 2? (Сначала вычесть 1, потом еще 1.)

— Как мы можем прибавить 2? (Сначала прибавить 1, потом еще 1.)

V. Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять —

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже —

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№ 1 (с. 82).

— Прочитайте первый пример. Расскажите, как двигался зайчик? (Он вышел из точки 4, пошел влево, потому что в записи знак —. Зайчик сделал I шаг, еще 1 шаг и остановился около числа 2.)

— Сколько всего шагов сделал зайчик? (2.)

— Сколько всего вычли? (2.)

(По аналогии разбирается второй пример.)

№ 2 (с. 82).

(Первый пример один ученик объясняет всему классу. Второй и третий примеры учащиеся решают в парах, остальные — самостоятельно.)

№ 3 (с. 82).

— Вспомните правила измерения отрезков. (Начало отрезка совмещаем с точкой 0. Число, с которым совпал конец отрезка, показывает длину отрезка.)

— Назовите длину красного отрезка. (8 см.)

— Измерьте длину зеленого отрезка. (9 см.)

— Сравните отрезки. Какие записи могут быть под рисунком? (8 см < 9 см и 9 см > 8 см.)

— Рассмотрите рисунок на полях. Что нужно сделать, чтобы продолжить его? (Найти закономерность, в соответствии с которой он составлен.)

— Какую закономерность вы видите? (2 красных треугольника, 1 синий круг.)

— Продолжите рисунок вниз.

— Продолжите рисунок вверх.

№ 4 (с. 83).

— Составьте записи под рисунком, объясните их.

№ 5 (с. 83).

— Прочитайте задачу. Что известно в задаче? (Прошли 3 товарных поезда и 2 скорых.)

— Что нужно узнать? (Сколько всего поездов прошло.)

— Что означают синие квадраты? (3 товарных поезда.)

— Что означают красные квадраты? (2 скорых поезда.)

— Как ответить на вопрос? (3 + 2 = 5 (п.).)

— Ответьте на вопрос задачи. (Всего прошли 5 поездов.)

№ 6 (с. 83).

— Прочитайте задачу. Что нужно сделать сначала? (Пользуясь схемой, вставить пропущенные числа в задачу.)

— Сколько взрослых купалось? (4.)

— Как вы узнали? (4 больших квадрата.)

— Сколько детей купалось? (2.)

— Как вы узнали? (2маленьких квадрата.)

— Прочитайте вопрос задачи. (Сколько всего людей купалось в пруду?)

— Ответьте на вопрос задачи. (В пруду купались 6 человек.)

— Как вы узнали? (4 + 2 = 6 (чел.).)

№ 7 (с. 83).

— Прочитайте задачу. Что известно в задаче? (У Вали было 3 конфеты. Она съела 2 конфеты.)

— Что нужно узнать? (Сколько конфет осталось у Вали.)

— Объясните схему. (3 круга — это все конфеты, которые были у Вали. Валя съела 2конфеты — 2 круга зачеркнули.)

— Сколько осталось незачеркнутых кругов? (1.)

— Сколько конфет осталось у Вали? (1.)

№ 8 (с. 83).

Ответ: 4 и 6.

2. Работа в тетради с печатной основой

— Откройте тетрадь на с. 30. Что нужно сделать в первом задании? (Вставить пропущенные числа и знаки.)

(Учащиеся по цепочке называют пример, говорят, какое число или знак нужно поставить, объясняют свой выбор.)

— Прочитайте второе задание. Выполните его самостоятельно. (Проверка.)

— Составьте рассказ по каждому рисунку.

(Третье задание выполняется по цепочке с объяснением, четвертое — самостоятельно.)

— Прочитайте задачу. Что известно в задаче? (На одной тарелке 3 зеленых яблока, на другой 2 красных яблока.)

— Что нужно узнать? (Сколько яблок на двух тарелках.)

— Что означают круги на схеме? (3 зеленых круга — это 3 зеленых яблока, 2 красных круга — это 2 красных яблока.)

— Запишите решение задачи самостоятельно.

(Проверка. Решение записано на доске. Самооценка с помощью “Светофора”.)

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 83). Самостоятельное выполнение. Проверка. Примеры записаны на доске.)

— Оцените свою работу на уроке с помощью “Светофора”.

VIII. Подведение итогов урока

— Назовите тему сегодняшнего урока.

— Сколько всего мы вычитали? (2.)

— Сколько всего мы прибавляли? (2.)


7. Сложение и вычитание вида [ ] + 2, [ ] - 2 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Цель: в ходе практической работы и наблюдений развивать умение прибавлять и вычитать число 2.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять сложение и вычитание вида [ ] + 2, [ ] - 2; моделировать действия сложения и вычитания с помощью предметов (разрезного материала), рисунков, числового отрезка; оценивать себя, границы своего знания и незнания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Логическая разминка

— Сколько квадратов на рисунке? (8.)

2. Индивидуальная работа

(У доски работают два ученика. Один восстанавливает цепочку и ставит над стрелками знаки действий, другой заполняет пропуски в примерах.)

3. Устный счет

— Сосчитайте от 4 до 9, от 6 до 10, от 8 до 4, от 6 до 1.

— Покажите ответ с помощью карточек с цифрами.

• Число, следующее за числом 4, 8, 9.

• Соседи чисел 4, 7, 2, 1.

• Увеличьте 4 на 1.

• Увеличьте 8 на 1 и еще раз на 1.

• Уменьшите 4 на 1.

• Уменьшите 2 на 1 и еще раз на 1.

III. Самоопределение к деятельности

— Сосчитайте от 1 до 10 через один, начиная с единицы, начиная с хлопка.

(Учитель ставит карточку с числом в первый прямоугольник, дети объясняют, как прибавляют или вычитают, и называют ответ. Например: из 5 вычли 1, получилось 4, из 4 вычли 1, получилось 3.)

— Сколько всего прибавили? (2)

— Сколько всего вычли? (2)

— Как думаете, чему мы должны научиться сегодня на уроке?

(Прибавлять и вычитать число 2)

IV. Работа по теме урока

Практическая работа

(У учителя корзина и морковки, он показывает все действия зайчика.)

— Зайчик ждет к обеду друзей. Он решил их угостить морковкой и пошел в огород. В корзине у зайчика уже есть 3 морковки. Положите столько же кругов на парту.

— Зайчику нужно сорвать еще 2 морковки. Как он это будет делать? (Сорвет 1 морковку, положит в корзину.)

— Зайчик кладет морковку в корзину. Положите 1 треугольник на парту.

— Зайчик решил сорвать еще 1 морковку и положил ее в корзину.

(Учащиеся кладут еще 1 треугольник на парту.)

— Сколько морковок сорвал зайчик? (2)

— Сколько треугольников вы положили на парту? (2)

— Как прибавляли 2? (Сначала прибавили 1, потом еще 1.)

— Сколько морковок стало у зайчика в корзине? (5.)

— Давайте проверим.

(Учитель достает морковки из корзины, учащиеся считают.)

— Сколько кругов у вас на парте? (5.)

— Как мы получили число 5? (3 + 2 = 5.)

— Сделайте вывод: как прибавить число 2? (Прибавить сначала 1, а потом еще 1.)

— Пришел зайчик домой, а его уже ждут ежик и белочка. Сколько друзей пришло к зайчику? (2.)

— Зайчик угостил сначала белочку, она взяла 1 морковку. (Учитель показывает, как белочка берет морковку, учащиеся убирают 1 треугольник.)

— Потом зайчик угостил ежика. Он взял 1 морковку. (Учитель показывает, как ежик берет морковку, учащиеся убирают еще 1 треугольник.)

— Сколько всего морковок взяли из корзины? (2.)

— Как брали 2 морковки? (Сначала взяли 1, потом еще 1.)

— Сколько треугольников вы убрали? (2.)

— Как убрали 2 треугольника? (Сначала убрали 1, потом еще 1.)

— Сколько морковок осталось в корзине? (3.)

(Учитель достает морковки из корзины, учащиеся считают.)

— Сколько фигур осталось у вас на столе? (3.)

— Как получили число 3? (5 — 2 = 3.)

— Сделайте вывод: как вычесть число 2? (Вычесть сначала 1, потом еще 1.)

V. Физкультминутка

Ползет улитка по тропе, Несет свой домик на спине.

Ползет тихонько, не спешит, По сторонам вовсю глядит.

Ну а когда устанет очень И отдохнуть она захочет,

То может быстренько свернуться И шаром круглым обернуться.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

— Кто может объяснить, как прибавить к числу 2, вычесть из числа 2?

(Учащиеся объясняют по рисунку.)

№ 1 (с. 84).

(Первый пример объясняет один ученик всему классу. Оставшиеся два примера учащиеся разбирают в парах.)

№ 2 (с. 84).

— Решите примеры с объяснением, пользуясь числовым рядом. (Учащиеся объясняют, с какого деления начинают движение, в какую сторону и сколько шагов делают, на каком делении останавливаются, называют ответ.)

2. Работа в тетради с печатной основой

— Откройте тетрадь на с. 31.

— Рассмотрите первый рисунок. Какие птицы сидят на проводе? (Ласточки.)

— Сколько ласточек сидит? (6.)

— Сколько ласточек к ним летит? (2.)

— Расскажите, как прилетят 2 ласточки. (Сначала прилетит 1 ласточка, станет 7ласточек. Потом прилетит еще Ласточка, станет 8ласточек.)

(По аналогии разбирается второй рисунок. Оставшиеся задания учащиеся выполняют самостоятельно.)

3. Работа по учебнику

(Работа в парах по рисунку на с. 85. Вариант 1 составляет рассказ к записи со знаком +, вариант 2 — к записи со знаком —.)

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 85). Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Оцените, как вы поняли новый материал, с помощью “Светофора”.

VIII. Подведение итогов урока

— Прочитайте тему урока.

— Научились мы прибавлять и вычитать число2? Как это можно сделать? (Чтобы прибавить число 2, нужно прибавить сначала 1, а потом еще 1. Чтобы вычесть число 2, нужно вычесть сначала 1, потом еще 1.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.180.68 (0.155 с.)