Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционные гарантии местного самоуправления

Поиск

а) право на судебную защиту;

б) право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;

в) запрет на ограничения прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.


[1] Написание и чтение данных лекций выполнены при кафедре конституционного и административного права Астраханского государственного технического университета в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования от 27 марта 2000 г. № 260гум/сп по специальности 021100 – Юриспруденция (квалификация – юрист). В основу данного материала легли, главным образом, следующие учебные и методические разработки по отечественному конституционному праву: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – 3-е изд., изм. и доп. – М., 2001; Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2003; Конституционное право России: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник / Под общ. ред. А.В.Малько. М., 2001.

[2] Надо сказать, что впервые их выделил С.С.Алексеев по критерию формы конституционного правоотношения наряду с правоотношениями в собственном смысле (см.: Алексеев С.С. Общая теория социалистического права. Вып. 1. Свердловск, 1963. С. 143). Правовые состояния – особая разновидность конституционных правоотношений, структурно отличающихся, с одной стороны, чёткой определённостью субъектного состава, с другой, – конкретной неопределённостью их содержания, т.е. самих взаимных прав и обязанностей участников таких отношений. Очевидным примером правового состояния являются состояние в гражданстве (подданстве), состояние субъектов Российской Федерации в составе России.

[3] В правовой литературе этот критерий классификации и соответствующие ему виды конституционных правоотношений имеют иное звучание – по способу индивидуализации объекта: абсолютные (двусторонне индивидуализированные) и относительные (односторонне индивидуализированные) (см., например: Кравчук С.С. Государственно-правовые отношения в Советском социалистическом государстве (тезисы докладов юридического факультета МГУ). М., 1955. С. 17; Основин В.С. Советские государственно-правовые отношения. М., 1965. С. 110 – 112; Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2002. С. 134 – 135).

[4] См. также: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 2003, 25 января. № 15.

[5] Нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории государства, содержащий систему правовых норм, регулирующих отношения между человеком и обществом, с одной стороны, и человеком и государством, с другой, а также основы организации самого государства.

[6] Нормативный правовой акт, создающий новую редакцию Конституции Российской Федерации, т.е. изменяющий, дополняющий, исключающий правовые нормы, содержащиеся в главах 3 – 8. Особенность данного акта заключается в том, что он носит временный характер собственного регулирующего воздействия, которое поглощается внесением поправки в Конституцию Российской Федерации, и принимается не только федеральным парламентом, но и при участии законодательных органов субъектов Российской Федерации.

[7] Нормативный правовой акт, принятие которого в качестве федерального конституционного закона предусмотрено непосредственно в Конституции Российской Федерации. Он обладает следующими сущностными чертами: а) развивает положения Конституции Российской Федерации; б) принимается по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией Российской Федерации; в) обладает большей юридической силой, чем обычный федеральный закон; г) принимается в особом сложном порядке и не может быть отклонен главой государства. Принятие федеральных конституционных законов предусмотрено в 12 случаях – статьями 56 (части 1 и 2), 65 (часть 2), 66 (часть 5), 70 (часть 1), 84 (пункт «в»), 87 (часть 3), 103 (пункт «д» части 1), 114 (части 2), 118 (часть 3), 128 (часть 3), 135 (часть 2) и 137 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

[8] Нормативный правовой акт, принимаемый федеральным парламентом, обязательный для всех, имеющий верховенство и прямое действие на всей территории России. В отличие от федерального конституционного закона федеральный закон: а) принимается по широкому кругу вопросов; б) обладает меньшей юридической силой; в) принимается в порядке обычной законотворческой процедуры; г) может быть отклонён главой государства. Среди обычных федеральных законов выделяют кодексы Российской Федерации, основы законодательства Российской Федерации, имеющие одинаковую, – согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, – юридическую силу (см. об этом, например: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1999 г. № 182-О «По запросу Арбитражного суда города Москвы о проверке конституционности пунктов 1 и 4 части четвертой статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 52. Ст. 6460).

[9] Соглашения нескольких субъектов права, направленные на установление, изменение либо прекращение конституционных правоотношений.

[10] Международный договор Российской Федерации – международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (см.: пункт «а» статьи 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ. 1995. № 29. Ст. 2757)).

[11] Отнесение данных актов к источникам не только отечественного конституционного права, но и права в целом носит пока спорный и неопределённый характер. Одни учёные-юристы признают решения Конституционного Суда Российской Федерации в качестве правовых источников (см., например: Баглай М.В. Указ. раб. С. 27; Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России (1991 – 2001): Очерки теории и практики. М., 2001. С. 105 – 108; Лазарев Л.В. Конституционный Суд России и развитие конституционного права // Журнал российского права. 1997. № 11. С. 6; Туманов В.А. Пять лет конституционной юстиции в России: уроки, проблемы, перспективы // Вестник Конституционного Суда РФ. 1996. № 6. С. 11 – 12; Эбзеев Б.С. Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля // Вестник Конституционного Суда РФ. 1995. № 2-3. С. 83 – 85), другие – это отвергают (см., например: Богданова Н.А. Конституционный Суд Российской Федерации в системе конституционного права // Вестник Конституционного Суда РФ. 1997. № 3. С. 64, 66 – 67; Бойков А.Д. Опасность негативного правотворчества // Право и политика. 2000. № 9. С. 25 – 29; Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М., 2002. С. 145 – 146; Нерсесянц В.С. У российских судов нет правотворческих полномочий // Судебная практика как источник права: Сб. науч. ст. М., 2000. С. 110 – 111).

[12] Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо (см.: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Российская газета. 2003, 2 декабря. № 244). С точки зрения самого международного права общепризнанные принципы международного права именуются императивными нормами общего международного права (jus cogens) и ими является всякая норма, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер (см.: Венская конвенция от 23 мая 1969 г. «О праве международных договоров» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1986. № 37. Ст. 772). К таким нормам относятся принципы: 1) всеобщего уважения прав человека; 2) запрещения применения силы и угрозы силой; 3) сотрудничества государств; 4) защиты окружающей человека среды; 5) суверенного равенства государств; 6) мирного разрешения споров; 7) нерушимости границ государств; 8) равенства и самоопределения народов, наций; 9) добросовестного выполнения международных обязательств; 10) невмешательства во внутренние дела государств; 11) всеобщего и полного разоружения; 12) уважения государственного суверенитета; 13) территориальной целостности по их международно-правовой направленности.

[13] Эти принципы обладают высшей степенью нормативной обобщенности, предопределяют содержание конституционных прав человека, отраслевых прав граждан, носят универсальный характер и в связи с этим оказывают регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений. Общеобязательность таких принципов состоит как в приоритетности перед иными правовыми установлениями, так и в распространении их действия на все субъекты права (см.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 1993 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности правоприменительной практики ограничения времени оплаты вынужденного прогула при незаконном увольнении, сложившейся на основе применения законодательства о труде и постановлений Пленумов Верховного Суда СССР, Верховного Суда Российской Федерации, регулирующих данные вопросы» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 14. Ст. 508). К числу таковых можно отнести следующие общеправовые принципы: 1) «разрешено всё, что не запрещено законом»; 2) «никто не может быть судьёй в собственном деле»; 3) справедливость; 4) юридическое равенство; 5) соразмерности (достижения баланса конституционно защищаемых ценностей и целей); 6) «выслушать обе стороны» (audi alteram partem); 7) презумпция добросовестности и разумности действий конституционных органов; 8) недопустимость злоупотребления правом; 9) гуманизм; 10) определённость правовой нормы; 11) демократизм.

[14] См.: Полное собрание законов Российской империи. Собрание III. Т. XХV. Отделение 1-е. СПб., 1908. Ст. 26656. С. 637 – 638.

[15] См.: Правовой вестник. 1905, 18 октября. № 222.

[16] См.: …

[17] См.: Собрание узаконений РСФСР. 1917. № 98. Ст. 540.

[18] См.: Собрание узаконений РСФСР. 1917 (отд. I). № 109. Ст. 597.

[19] См.: …

[20] См.: Собрание узаконений РСФСР. 1917. № 1. Ст. 5.

[21] См.: Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята 10 июля 1918 г. V Всероссийским съездом Советов) // Известия ВЦИК. 1918, 19 июля. № 151; Собрание узаконений РСФСР. 1918. № 51. Ст. 582.

[22] Под данным заголовком изначально был принят самостоятельный документ (см.: Декларация Всероссийского съезда Советов от 25 января 1918 г. «О правах трудящегося и эксплуатируемого народа» // СУ РСФСР. 1918. № 15. Ст. 215), который лишь впоследствии вошёл отдельным разделом в Конституцию РСФСР.

[23] См.: Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, утверждённая Постановлением XII Всероссийского съезда Советов от 11 мая 1925 г. «Об утверждении текста Конституции (Основного Закона) РСФСР» // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1925, 26 мая. № 118; Собрание узаконений РСФСР. 1925. № 30. Ст. 218.

[24] См.: Договор Съезда Советов Союза ССР от 30 декабря 1922 г. «Об образовании Союза Советских Социалистических Республик» // Съезды Советов в документах. 1917 – 1936. В 00 т.т.: Т. III. М., 1960. С. 18 – 22.

[25] См.: Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, утверждённая Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского съезда Советов от 21 января 1937 г. «Об утверждении Конституции (Основного Закона) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики» // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1937, 22 января. № 20; Собрание узаконений РСФСР. 1937, 1 марта. № 2.

[26] См.: Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята 12 апреля 1978 г. на внеочередной 7-ой сессией Верховного Совета РСФСР 9-го созыва) // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1978. № 29. Ст. 407.

[27] См.: Закон РСФСР от 27 октября 1989 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1989. № 44. Ст. 1303.

[28] См.: Декларация Съезда народных депутатов РСФСР от 12 июня 1990 г. № 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 2. Ст. 22.

[29] См.: Постановление Съезда народных депутатов РСФСР от 16 июня 1990 г. «…» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 3. Ст. 24.

[30] Назначен Верховным Советом РСФСР (см.: Постановление Верховного Совета РСФСР от 7 февраля 1991 г. № 581-I «О мерах по обеспечению проведения референдума СССР и референдума РСФСР 17 марта 1991 года» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 6. Ст. 104)

[31] См.: Соглашение между Республикой Беларусью, Российской Федерацией (РСФСР) и Украиной от 8 декабря 1991 г. «О создании Содружества Независимых Государств» // Содружество: Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1992. № 1. С. 6 – 8, 11; Дипломатический вестник. 1992. № 1. С. 3 – 6.

[32] См.: Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920-I «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.

[33] См.: Закон РСФСР от 25 декабря 1991 г. № 2094-I «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. № 2. Ст. 62.

[34] Назначен Съездом народных депутатов Российской Федерации по предложению Президента Российской Федерации (см.: Постановление Съезда народных депутатов Российской Федерации от 29 марта 1993 г. № 4684-I «О всероссийском референдуме 25 апреля 1993 года, порядке подведения его итогов и механизме реализации результатов референдума» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 14. Ст. 501).

[35] См.: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 1993 г. № 660 «О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 20. Ст. 1757.

[36] См.: Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 1993 г. № 718 «О созыве Конституционного совещания и завершении подготовки проекта Конституции Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 21. Ст. 1903.

[37] См.: Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 39. Ст. 3597.

[38] Назначено Президентом Российской Федерации (см.: Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1993 г. № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 42. Ст. 3995).

[39] О порядке применения судами Конституции Российской Федерации см.: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Российская газета. 1995, 28 декабря. № 247.

[40] В разделе первом Конституции Российской Федерации деление на абзацы встречается лишь в одном случае – в статье 65, часть 1.

[41] См.: Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20 декабря 1993 г. № 000 «О результатах всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации» // Российская газета. 1993, 25 декабря. № 237.

[42] См.: Российская газета. 1993, 25 декабря. № 237.

[43] См.: Указ Президента Российской Федерации от 19 сентября 1994 г. № 1926 «О дне Конституции Российской Федерации» // Российская газета. 1994, 21 сентября. №180.

[44] Данная форма правового акта была выявлена в результате толкования статьи 136 Конституции Российской Федерации на основе сопоставления материально-правовых и процессуальных качеств конституционной поправки с существовавшими видами федеральных законов. Так, форма принятия конституционных поправок не совпадает с формой: 1) федерального закона, поскольку: а) для его принятия требуется процедура менее сложная по сравнению с установленной для внесения конституционных поправок; б) в отношении него Президент Российской Федерации наделён правом отклонения, чего не предусматривается при принятии конституционных поправок; 2) федерального конституционного закона, т.к. он: а) вносится иным (несовпадающим) кругом субъектов права законодательной инициативы; б) не нуждается в одобрении органами законодательной власти (тем более, не менее чем двух третей) субъектов Российской Федерации; в) принимается по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией Российской Федерации и только во исполнение неё, не может изменять конституционный текст, а равно – стать его составной частью; 3) Конституции Российской Федерации, поскольку: а) они соотносятся между собой как часть и целое; б) они являются организационно обособленными формами (источниками) нормативно-правовой материи (информации) в её первичном виде; в) конституционной поправкой могут затрагиваться лишь положения глав 3 – 8 Конституции Российской Федерации (см.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. № 12-П «По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 45. Ст. 4408).

[45] См.: Федеральный закон от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 10. Ст. 1146.

[46] См.: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации» // Парламентская газета. 2001, 20 декабря. № 238-239.

[47] На данный момент закон ещё не принят.

[48] См. об этом: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 г. № 15-П «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 49. Ст. 4868.

[49] На данный момент закон ещё не принят и находится на стадии разработки в Государственной Думе.

[50] См.: Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // Парламентская газета. 2004, 30 июня. № 117.

[51] Конституционное предназначение принципа разделения государственной власти состоит, с одной стороны, во взаимном уравновешивании ветвей власти, в невозможности ни для одной из них подчинить себе другие и в недопустимости сосредоточения, тем самым, функций различных ветвей власти в одном органе или лице (см. об этом: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 1998 г. № 16-П «По делу о проверке конституционности части 4 статьи 28 Закона Республики Коми «О государственной службе Республики Коми» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 23. Ст. 2626), а с другой, в допустимости рассредоточения государственной власти в разумных пределах с тем, чтобы не лишить систему «сдержек» и «противовесов» реальной движущей силы и смысла (балансирующего значения).

[52] Всякая идеология представляет собой систему взглядов, совокупность идей, отличающаяся от конкретно взятой идеи не только количественным содержанием, но ещё и тем, что такая совокупность является организованной, относительно устойчивой и тематически предопределённой.

[53] В научной литературе выделяют три типа государственных образований: 1) государства в составе Российской Федерации (национально-государственные образования – республики в составе Российской Федерации), государственно-территориальные образования (края, области и города федерального значения) и национально-территориальные образования (автономная область и автономные округа).

[54] В силу данного конституционного положения куда более главным критерием России как правового государства выступает само верховенство права в субъективном смысле, т.е. признание приоритета прав и свобод человека и гражданина не только над государством, но и над правом в объективном смысле.

[55] Следует иметь в виду, что таким признанием не нарушается светский характер государства, поскольку этим лишь констатируется факт того, что предопределено историей, культурным и национальным развитием России объективно (см. также: Постановление Европейского Суда по правам человека от).

[56] См.: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.

[57] См.: Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

[58] См.: Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

[59] См.: Конвенция Международной организации труда от 9 июля 1948 г. № 87 «Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию» // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключённых СССР с иностранными государствами. 1960. № 19. С. 278 – 284.

[60] См.: Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.

[61] См.: Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 148.

[62] См.: Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3340.

[63] См.: Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 18. Ст. 2206.

[64] См.: Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2965.

[65] Объединения, создаваемые органами государственной власти и осуществляющие свою деятельность в соответствии с принимаемыми этими органами учредительными документами, состав которых формируется на добровольных началах и функционируют в рамках (в том числе имущественных комплексов) организационной сферы государственно-властной деятельности. Законодательству известны государственно-общественные объединения типа, например, учебно-методических советов вузов, научно-методических, научно-технических советов в системе высшего и послевузовского образования (см.: Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 35. Ст. 4135), общественных пунктов охраны правопорядка (см.: Закон города Москвы от 10 декабря 2003 г. № 77 «Об общественных пунктах охраны правопорядка в городе Москве» // Вестник Мэрии и Правительства Москвы. 2004, 4 февраля. № 9).

[66] Объединения, учреждаемые органами государственной власти либо при их участии совместно с общественными объединениями или без таковых, осуществляющие организационно (имущественно) и юридически обособленно свои общественно-полезные функции в интересах деятельности органов государственной власти или через которые государство обеспечивает реализацию отдельных государственно-властных полномочий. Законодательству известны общественно-государственные объединения типа, например, нотариата (см.: Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993. г. № 4462-I // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 10. Ст. 357), адвокатуры (см.: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Российская газета. 2002, 5. июня. № 100), общественно-государственных фондов (см., например: Указ Президента Российской Федерации от 18 ноября 1995 г. № 1157 «О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4501) и общественно-государственных обществ (см., например: указы Президента Российской Федерации от 23 июля 1993 г. № 1053 «О деятельности Российской оборонной спортивно-технической организации» // Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. 1993. № 30. Ст. 2863; от 21 февраля 1996 г. № 241 «О некоторых мерах поддержки Всероссийского физкультурно-спортивного общества «Динамо» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 10. Ст. 909).

[67] См.: Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» // Российская газета. 2001, 14 июля. № 133.

[68] Человек – существо, принципиально отличное от иных живых существ на планете Земля, обладающее основаниями разумности, воли, сознания, способное к самоидентификации, целеполаганию, деятельности, отражению объективной реальности и её преобразованию с использованием творческих способностей, реализующее себя преимущественно социально, обладающее возможностями коллективной самоорганизации и пытающееся постигнуть загадку своего бытия (см.: Рыбаков О.Ю. Российская правовая политика в сфере защиты прав и свобод личности. СПб., 2004. С. 18).

[69] Личность – есть человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений (Философский словарь. М., 1986. С. 238). Личность – как человек, общественное и природное существо, наделённое сознанием, речью, творческими возможностями, – в психологии понимается в двух основных значениях: 1) любой человек, обладающий сознанием; 2) человек, обладающий таким уровнем психики, который делает его способным управлять своим поведением и психическим развитием (см.: Дъяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. Минск, 2001. С. 179). Личность – это человек, обладающий персональными характеристиками, отражающими общие и специфические черты его социальности, развитости определённых качеств, его особый социокультурный облик (Рыбаков О.Ю. Указ. раб. С. 18).

[70] См.: Всеобщая декларация прав человека, принятая и провозглашённая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. № 217 A (III) «Международный пакт о правах человека» // Российская газета. 1995, 5 апреля.

[71] См.: Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. № 2200 А (XXI) «Международный билль о правах» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 291.

[72] См.: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. № 2200 A (XXI) «Международный билль о правах» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 291.

[73] См.: Конвенция Совета Европы от 4 ноября 1950 г. ETS № 5 «О защите прав человека и основных свобод» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 20. Ст. 2143.

[74] См.: Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. 1977. № 31. С. 544 – 589.

[75] См.: Международная статическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. Десятый пересмотр: В 2-х тт. – Том I (часть II). – Женева: Всемирная организация здравоохранения, 1995; Инструкция об определении критериев живорождения, мертворождения, перинатального периода, утверждённая Приказом / Постановлением Министерства здравоохранения Российской Федерации / Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 4 декабря 1992 г. № 318/190 «О переходе на рекомендованные Всемирной организации здравоохранения критерии живорождения и мертворождения» // СПС «Гарант-Максимум».

[76] См.: Инструкция по определению критериев и порядка определения момента смерти человека, прекращения реанимационных мероприятий, утверждённая Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 4 марта 2003 г. № 73 «Об утверждении Инструкции по определению критериев и порядка определения момента смерти человека, прекращения реанимационных мероприятий» // Российская газета. 2003, 15 апреля. № 72. См. также: Закон Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. № 4180-I «О трансплантации органов и (или) тканей человека» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 2. Ст. 62; Инструкция по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга, утверждённая Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2001 г. № 460 «Об утверждении Инструкции по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга» // Российская газета. 2002, 30 января. № 18.

[77] См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 УПК РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года № 5451/1-I «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях в связи с запросом Московского городского суда и жалобами ряда граждан» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 6. Ст. 867.

[78] См.: Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» // СЗ РФ. 1997. № 10. Ст. 1127.

[79] Адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю (см.: Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).

[80] Коммерческая тайна – конфиденциальность информации, позволяющая её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (см.: Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» // Парламентская газета. 2004, 5 августа. № 144).

[81] Врачебная тайна – информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении (см.: Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-I // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 33. Ст. 1318).

[82] Тайна усыновления ребёнка – любая информация, касающаяся факта усыновления (удочерения), данных об усыновлённом ребёнке и его усыновителях (см.: Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16).

[83] Профессиональную тайну составляют сведения личного характера, переданные или ставшие известными лицу каким-либо иным образом в связи с его профессиональной, служебной деятельностью.

[84] Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (см.: Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной тайне» // Российская газета. 1993, 21 сентября. № 182).

[85] Публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, с целью свободного выражения и формирования мнений, а также выдвижения требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики (см.: Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 25. Ст. 2485).

[86] Наследование – возможность собственника на случай смерти передавать имущество в собственность родственникам либо иным лицам по своему желанию.

[87] Социальный риск характеризуется невозможностью иметь заработок (трудовой доход) либо его утратой или недостаточностью для жизнеобеспечения человека и нетрудоспособных членов его семьи (см. об этом: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 1997 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности положения абзаца шестого пункта 1 статьи 28 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции от 20 апреля 1996 года») // Собрание законодательства РФ. 1997. № 51. Ст. 5878.

[88] Жилыми помещениями (жилищем) являются жилой дом, квартира и комната, признаваемая частью жилого дома или квартиры (см.: Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1 (часть I). Ст. 14).

[89] В смысле Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» самозащита не может быть признана правомерной, если она явно не соответствует способу и характеру нарушения и причиненный (возможный) вред является более значительным, чем предотвращенный (см.: Российская газета. 1996, 13 августа. № 152).

[90] Международный Суд является главным судебным органом ООН, образуемым для разрешения споров между сторонами (только государствами) по любому вопросу международного права, вытекающему из Устава ООН или действующего договора и конвенции (см.: Статут Международного Суда от 26 июня 1945 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. 1956. № 12. С. 47 – 63).

[91] Комитет по правам человека является контрольным органом Международного пакта о гражданских и политических правах, действующим на правах вспомогательного органа ООН, компетенция которого признаётся государствами-участниками данного Пакта в индивидуальном особом порядке (см.: Постановление Верховного Совета СССР от 5 июля 1991 г. № 2305-I «О признании компетенции Комитета по правам человека в соответствии со статьей 41 Международного пакта о гражданских и политических правах» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1991. № 29. Ст. 843).

[92] Международный уголовный суд является постоянным органом, уполномоченным осуществлять юрисдикцию в отношении лиц, ответственных за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества, и дополняет национальные системы уголовного правосудия (см.: Римский статут Международного уголовного суда от 17 июля 1998 г. // …). См. также: Распоряжение Президента Российской Федерации от 8 сентября 2000 г. № 394-рп «О подписании Римского статута Международного уголовного суда» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 37. Ст. 3710.

[93] Верховный комиссар ООН по делам беженцев является вспомогательным органом ООН, действующим под руководством Генеральной Ассамблеи ООН и принявшим на себя обязанности по предоставлению международной защиты и гуманитарной помощи беженцам и другим лицам, подпадающим под его компетенцию (см.: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1949 г. № 319 (IV) «…»). Юрисдикция Верховного комиссара ООН по делам беженцев признаётся по правилам международного учредительного документа о нём (см.: Устав Управления Верховного комиссара Организации Объединенных На



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.211 (0.012 с.)