Правовая основа, принципы и основные функции местного самоуправления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовая основа, принципы и основные функции местного самоуправления



2.1. Деятельность по осуществлению местного самоуправления регулируется широким спектром правовых актов, издаваемых как на международном, федеральном, региональном и местном уровнях. Это международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации и другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), другие законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Вместе с тем правовую основу регламентации статуса местного самоуправления составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[239], конституции (уставы) субъектов Российской Федерации и их законы о местном самоуправлении, а также уставы самих муниципальных образований.

2.2. Помимо правовых основ местного самоуправления для последнего важное регулирующее значение имеют и принципы. Под принципами местного самоуправления понимаются закреплённые в праве руководящие идейные начала, лежащие в основе организации и функционирования институтов местного самоуправления. Всю совокупность провозглашённых принципов местного самоуправления можно условно подразделить на следующие группы: международные, конституционные и отраслевые (специальные).

К числу международных относятся общепризнанные принципы, провозглашённые в Европейской хартии местного самоуправления, а именно принципы:

а) конституционно-законодательного признания местного самоуправления (статья 2);

б) самостоятельности органов местного самоуправления в пределах сферы компетенции местного самоуправления (статья 4, пункт 2);

в) полноты и исключительности полномочий органов местного самоуправления (статья 4, пункт 4);

г) учёта органами государственной власти интересов органов местного самоуправления при принятии решений, непосредственно затрагивающих их права (статья 4, пункт 6);

д) причастности органов местного самоуправления к решению общегосударственных задач посредством расширения их компетенции, в том числе через делегирование им отдельных государственных полномочий (статья 4, пункт 1);

е) соразмерности финансовых ресурсов органов местного самоуправления их полномочиям (статья 9);

ж) соразмерности государственно-властного вмешательства в деятельность органов местного самоуправления общественно значимым интересам, защищаемым государством (статья 8).

К числу конституционных принципов местного самоуправления относятся принципы:

а) организационно-правовой обособленности местного самоуправления от государственной власти (статья 12);

б) самостоятельности решения населением вопросов местного значения (статья 130, часть 1);

в) многообразия организационных форм местного самоуправления с учётом исторических, культурных, национальных и иных местных традиций (статья 130, часть 2);

г) максимальной приближенности (в том числе территориальной) местного самоуправления к населению (статья 131, часть 1);

д) материальной и финансовой обеспеченности полномочий местного самоуправления (статья 132);

е) законности в организации и деятельности органов местного самоуправления (статья 15, часть 2);

ж) уважения и обеспечения права граждан на осуществление местного самоуправления (статьи 2, 18 и 32, части 1 – 3);

з) недопустимости ограничения прав местного самоуправления (статья 133).

К числу отраслевых или специальных относятся закреплённые в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принципы:

а) сочетания представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан (статья 3, часть 1);

б) ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц перед населением, государством, физическими и юридическими лицами (статьи 1, часть 2, 70 – 74 и 76);

в) гласности в деятельности органов местного самоуправления (статья 47, часть 3);

г) сочетания коллегиальности и единоначалия в организации деятельности органов местного самоуправления (статья 34, части 1 и 2);

д) гарантированности прав местного самоуправления (статья 3, часть 4).

2.3. Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления деятельности, способствующие достижению целей и обеспечивающие выполнение задач местного самоуправления и выражающие, таким образом, социальное предназначение местного самоуправления в политической системе общества. Для таких функций присущи: а) властно-распорядительный характер; б) обусловленность целями максимального удовлетворения жизненно важных интересов (потребностей) местного населения; в) локально-территориальный характер; г) связанность историческими, культурными и иными местными традициями; д) вспомогательный характер[240].

Функциональное предназначение местного самоуправления в России выражается в следующих основных функциях:

а) обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;

б) управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления;

в) обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования;

г) охрана общественного порядка;

д) представительство и защита интересов и прав местного самоуправления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.007 с.)