Предмет конституционного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет конституционного права



Предмет конституционного права

2.1. Предмет отрасли конституционного права составляет совокупность общественных отношений в сфере (складывающихся по поводу):

а) регулирования, реализации и охраны прав и свобод личности (отношения между человеком и государством);

б) устройства государства и публичной власти (властеотношения);

в) взаимоотношений Российской Федерации с иностранными государствами и межгосударственными объединениями (международные отношения).

2.2. Отличительные особенности предмета конституционного права заключаются в том, что:

а) в него включаются (входят) общественные отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности;

б) конституционно-правовое регулирование в указанных сферах неодинаково по своему объёму и затрагивает наиболее важные стороны жизнедеятельности общества.

Метод конституционного права

3.1. Метод отрасли конституционного права – совокупность приёмов и способов воздействия конституционного права на регулируемые им общественные отношения.

3.2. Основные методы конституционно-правового регулирования:

а) императивный – метод, посредством которого общественные отношения регламентируются исключительно властно-обязывающим образом с тем, чтобы установить строго определённую модель поведения субъектов таких отношений (метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях и ответственности);

б) диспозитивный – метод, посредством которого общественные отношения регламентируются с тем, чтобы установить общие рамки поведения, в пределах чего субъект самостоятелен в выборе конкретной модели своего поведения (метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях).

3.3. Способы юридико-технического воздействия:

а) дозволение – способ юридического воздействия, представляющий субъектам отношений право на самостоятельный выбор модели поведения;

б) обязывание – способ юридического воздействия, представляющий субъектам отношений строго определённую модель поведения без возможности усмотрения и какого-либо отступления от неё (такой модели поведения);

в) запрещение – способ юридического воздействия, представляющий собой одностороннее исключение той или иной возможности из содержания права (свободы) либо предъявляющий к субъектам отношений требование воздержания от какой-либо определённой модели поведения.

Коллизии в конституционном праве России

Конституционные коллизии представляют собой возникшее противоречие между существующим конституционным порядком и намерениями, действиями по его изменению.

Виды конституционных коллизий:

а) коллизии между естественным и позитивным правом;

б) споры о компетенции между различными органами публичной власти;

в) противоречия между актами одинаковой или различной юридической силы, а также между различными по своему юридическому содержанию положениями одного и того же правового акта.

КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ

 

Типы – этапы конституционного развития России

а) дореволюционный (август 1905 г. – октябрь 1917 г.);

б) тоталитарный / социалистический (25 октября 1917 г. – вторая половина 80-х гг. XX века);

в) демократический / посттоталитарный (конец 80-х гг. XX века – настоящее время).

Содержание основных конституционных характеристик Российской Федерации

3.1. Характеристику (признаки) Российской Федерации как демократического государства составляют положения Конституции Российской Федерации:

а) о народовластии, его источнике и формах (статьи 3, 11, часть 1, и 12);

б) о разделении государственной власти в Российской Федерации (статья 10)[51];

в) об идеологическом[52] плюрализме и политическом многообразии (статья 13);

г) об обеспечении прав и свобод человека и гражданина.

3.2. Характеристика России как федеративного государства

Особенности российского федерализма:

а) огромная территория;

б) специфика экономического развития отдельных регионов;

в) этническое многообразие населения;

г) социокультурные различия.

Критерии (признаки) России как федерации, закрепляются Конституцией Российской Федерации и выражаются:

а) в том, что Россия состоит из государственных образований (статья 5, часть 1)[53];

б) в политическом, организационном и правовом обособлении субъектов от государства (статьи 5, часть 2, и 11, часть 2);

в) в децентрализации государственной власти, т.е. её разделении «по вертикали» (статьи 5, часть 3, и 11, часть 3).

Российский федерализм основывается на установленных частями 3 и 4 статьи 5 Конституции Российской Федерации принципах:

а) государственной целостности;

б) единства системы государственной власти;

в) разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации;

д) равноправия субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

3.3. Характеристику (признаки) Российской Федерации как правового государства выражают положения Конституции Российской Федерации:

а) о высшем приоритете прав и свобод человека (статья 2)[54];

б) о верховенстве права и Конституции Российской Федерации (статья 4, часть 2);

в) о приоритете международного права над внутригосударственным (статья 15, часть 4);

г) о наличии механизма реализации прав и свобод личности и прежде всего независимого суда.

3.4. Характеристика Российской Федерации как государства с республиканской формой правления

Основной признак республики – выборность и сменяемость главы государства.

Конституционно подразумеваемые критерии российской республики:

а) отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью;

б) создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством с нерушимостью гражданских свобод;

в) формирование органов государственной власти путём выборов на ограниченный срок.

Российская Федерация – полупрезидентская смешанная республика, поскольку:

а) Президент Российской Федерации избирается всенародно (статья 81, часть 1);

б) является главой государства и обладает собственными прерогативами независимо от Правительства Российской Федерации, иначе говоря, – не является главой исполнительной власти (статья 80);

в) Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации организационно обособленные институты и функционально разграничены;

г) правовой и фактически эффективный механизм воздействия на исполнительную власть находится в «руках» Президента Российской Федерации (статья 83, пункты «а» – «в», «д»), а не парламента (статья 103, пункты «а» и «б» части 1).

3.5. Характеристика Российской Федерации как социального государства закрепляется статьёй 7 Конституции Российской Федерации и определяется:

а) конституционным назначением государства – создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности;

б) единым конституционным условием социального государства – проведение социальной политики.

Основные функции России как социального государства (основные направления социальной политики):

а) охрана труда и здоровья людей;

б) установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

в) обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

г) развитие системы социальных служб;

д) установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

3.6. Характеристика Российской Федерации как государства с рыночной экономикой выражается в следующем:

а) государство не вмешивается в экономику, выступает в качестве регулятора и равноправного участника экономических отношений;

б) в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (статья 8, часть 2);

в) в Российской Федерации провозглашаются и реализуются принципы рыночной экономики.

Принципы рыночной экономики (статья 8, часть 1):

а) единство экономического пространства;

б) свобода перемещения товаров, услуг и финансовых средств;

в) поддержка конкуренции;

г) свобода не запрещённой законом экономической деятельности.

3.7. Характеристика Российской Федерации как светского государства закрепляется статьёй 14 Конституции Российской Федерации и выражается в том, что:

а) религия отделена от государства, хотя оно и признаёт особую роль православия в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры[55];

б) религиозная идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

в) религиозные объединения равны перед законом; религиозное объединение самостоятельно – создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям;

г) религиозная принадлежность либо непринадлежность к какой-либо религии не имеет самостоятельного юридического значения; государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учётом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

д) образование свободно от религиозного, а религиозное образование не является обязательным для преподавания в образовательных учреждениях всех организационно-правовых форм и форм собственности; государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

е) религиозные объединения не вмешиваются в деятельность государственных и муниципальных органов, не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, равно как и государство – в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит федеральным законам.

Общественные объединения

4.1. Общественное объединение – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в его уставе.

Правовую основу деятельности общественных объединений составляют:

а) Конституция Российской Федерации (статьи 13, части 3 – 5, 14, часть 2, 15, часть 2, и 30);

б) Федеральный закон «Об общественных объединениях»[56];

в) Гражданский кодекс Российской Федерации[57];

г) Федеральный закон «О некоммерческих организациях»[58];

д) другие федеральные законы об отдельных видах общественных объединений.

Принципы организации и деятельности общественных объединений:

а) свобода ассоциаций[59];

б) добровольность;

в) равенство перед законом;

г) равноправие;

д) самоуправление;

е) законность;

ж) гласность.

4.2. Классификация общественных объединений:

1) по организационно-правовой форме:

а) общественная организация – основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан;

б) общественное движение – состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения;

в) общественный фонд – один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.

г) общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения;

д) орган общественной самодеятельности – не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания;

2) по территориальной сфере деятельности:

а) международное общественное объединение – объединение с находящимися на территории Российской Федерации руководящими органами, имеющее свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства – на территории одного и более иностранных государств;

б) общероссийское общественное объединение – объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства;

в) межрегиональное общественное объединение – объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства.

г) региональное общественное объединение – объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации;

д) местное общественное объединение – объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления;

3) по основной цели деятельности:

а) политическая партия;

б) религиозное объединение – добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей[60];

в) профессиональный союз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов[61];

г) благотворительное объединение – неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации благотворительных целей путём осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц[62];

д) физкультурно-спортивное объединение – общественное добровольное самоуправляемое некоммерческое объединение, создаваемое по инициативе граждан в целях развития физической культуры и спорта в Российской Федерации[63];

е) национально-культурная автономия – форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры[64];

ж) другие общественные объединения, создаваемые в отдельных отраслях профессиональной деятельности (наука, образование, культура, искусство, туризм и т.д.).

4) в зависимости от участия государства в создании – государственно-общественные объединения[65] и общественно-государственные объединения[66];

5) по гражданско-правовому статусу – общественные объединения, являющиеся юридическими лицами, и общественные объединения, не являющиеся юридические лица.

5. Политические партии: понятие, требования и общие вопросы деятельности

Политическая партия – общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления[67].

Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:

а) политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

б) в политической партии должно состоять не менее 50 тысяч членов, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 500 членов партии, а в остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее 250 членов;

в) руководящие и иные органы политической партии, её региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

 

Тема VII
ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО
СТАТУСА ЛИЧНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Социальные права и свободы

5.1. Социальные права и свободы – это конституционно установленная совокупность прав и свобод, определяющих статус человека как объекта заботы со стороны государства и необходимых ему для социального развития.

К числу социальных прав и свобод Конституция Российской Федерации относит:

а) право на защиту материнства, детства и семьи (статья 38);

б) право на социальное обеспечение (статья 39);

в) право на жилище (статья 40);

г) право на охрану здоровья (статья 41);

д) право на благоприятную окружающую среду (статья 42).

5.2. Конституционное значение права на социальное обеспечение

Право на социальное обеспечение (статья 39) представляет собой гарантию предоставления государством достаточных средств к существованию лицам, оказавшимся в условиях социального риска[87]. Перечень социальных рисков устанавливается частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, не носит исчерпывающего характера и дополняется законом.

Конституционно установленные случаи социального риска:

а) по возрасту;

б) болезнь – нарушение нормального состояния здоровья, повлекшее временную потерю трудоспособности;

в) инвалидность – стойкое нарушение функций организма в результате заболеваний или травм;

г) потеря кормильца – смерть, безвестное отсутствие члена семьи, приносившего в неё основной материальный доход, при невозможности иных её членов прожить самостоятельно;

д) воспитание детей.

Конституционные гарантии социального обеспечения:

а) признание конституционного значения устанавливаемых как непосредственно Конституцией Российской Федерации, так и другими законами случаев социального риска;

б) установление государственных пенсий и социальных пособий законом;

в) поощрение добровольного социального страхования, создания дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности.

5.3. Право на жилище состоит в возможности собственника владеть, пользоваться и распоряжаться жильём для целей проживания в нём. Под жилищем признаётся любое изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания людей (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства)[88].

Конституционные гарантии права на жилище:

а) недопустимость произвольного и внесудебного лишения кого бы-то ни было жилища;

б) поощрение органами государственной власти и органами местного самоуправления жилищного строительства, создание условий для осуществления права на жилище;

в) предоставление жилища малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, бесплатно либо за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов не ниже установленных законом норм.

Культурные прав и свободы

6.1. Культурные права и свободы – это совокупность конституционно закреплённых прав и свобод, выражающих статус лица как профессионального участника социальных отношений и необходимых ему для интеллектуального и культурного развития, творческой самореализации и пользования духовным наследием человеческой цивилизации.

К числу культурных прав и свобод Конституция Российской Федерации относит:

а) право на образование (статья 43);

б) свобода творчества и преподавания (статья 44, часть 2);

в) право на участие в культурной жизни (статья 44, часть 3).

 

Тема IX
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Конституционная природа Федерального Собрания Российской Федерации

1.1. Федеральное Собрание Российской Федерации – орган, исторически пришедший на смену советской системы съездов народных депутатов и верховных советов. Правовой основой этому послужила всенародно принятая 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации.

По смыслу действующего основного закона России Федеральное Собрание Российской Федерации – это представительный орган Российской Федерации, самостоятельно осуществляющий законодательную власть на коллегиальной и постоянной основе.

1.2. Из конституционного определения Федерального Собрания Российской Федерации как органа народного представительства вытекают следующие основные и юридически значимые характеристики, составляющие его правовую природу:

1) конституционный статус – парламент Российской Федерации (в форме федерального органа государственной власти);

2) функциональное предназначение Федерального Собрания Российской Федерации определяется статьёй 94 Конституции Российской Федерации и выражается в следующих основных функциях:

а) представительская (народное представительство) – Федеральное Собрание Российской Федерации формируется при непосредственном участии многонационального народа Российской Федерации, максимальным образом выражает его волю и представляет интересы субъектов Российской Федерации на федеральном уровне;

б) законодательная (правотворческая) – выражается в том, что Федеральное Собрание Российской Федерации является единственным в России органом, обладающим исключительным правом принятия федеральных законов;

в) контрольная – заключается в том, что Федеральное Собрание Российской Федерации непосредственно либо через образуемые им органы осуществляет в установленном Конституцией Российской Федерации, федеральными законами порядке контроль за деятельностью других публичных органов по исполнению законодательных поручений;

3) основные принципы деятельности Федерального Собрания Российской Федерации:

а) конституционность (законность);

б) народовластие;

в) самостоятельность осуществления законодательной власти;

г) коллегиальность;

д) ответственность;

е) гласность;

4) процессуальная форма реализации статуса выражается в том, что Федеральное Собрание Российской Федерации действует на постоянной и коллегиальной основе в качестве двухпалатного парламента.

Структура, состав и пределы совместной деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации

2.1. Представительный характер Федерального Собрания Российской Федерации из учёта федеративной природы российского государства предопределил существование и деятельность Федерального Собрания Российской Федерации как двухпалатного парламента.

Федеральное Собрание Российской Федерации состоит из Совета Федерации и Государственной Думы как организационно обособленных палат единого парламента, осуществляющих законотворчество раздельно, но последовательно.

Совет Федерации является органом представительства всех субъектов Российской Федерации и в силу этого – территориально-представительной палатой Федерального Собрания – парламента Российской Федерации.

Государственная Дума – орган, выражающий интересы всех граждан независимо от места их жительства, а также интересы политических партий, в силу чего является политико-представительной палатой Федерального Собрания Российской Федерации.

Таким образом, палаты Федерального Собрания Российской Федерации в своей организации и деятельности призваны отразить разные стороны народного представительства в России, отсюда различны их состав, порядок его формирования и компетенция.

2.2. В состав Совета Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: один от законодательного (представительного), другой – от исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации. В итоге, общее число членов Совета Федерации – 178 человек.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых населением непосредственно.

2.3. Итак, федеративное устройство России обусловливает двухпалатную структуру Федерального Собрания – парламента Российской Федерации и значительную самостоятельность Совета Федерации и Государственной Думы по отношению друг к другу. По общему правилу палаты Федерального Собрания Российской Федерации заседают раздельно, что не исключает их совместной деятельности.

В то же время, совместная работа палат Федерального Собрания Российской Федерации организационно выражается в проведении общего собрания членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, что допускается в строго указанных Конституцией Российской Федерации случаях.

В соответствии с частью 3 статьи 100 Конституции Российской Федерации палаты Федерального Собрания Российской Федерации могут собираться совместно для заслушивания:

а) посланий Президента Российской Федерации;

б) посланий Конституционного Суда Российской Федерации;

в) выступлений руководителей иностранных государств[188].

Других случаев совместной работы палат Федерального Собрания Российской Федерации Конституция Российской Федерации не предусматривает.

Общие условия формирования состава палат Федерального Собрания Российской Федерации

3.1. Условия формирования Совета Федерации определяются Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»[189]. Причём в качестве представителя в состав Совета Федерации может быть делегирован только гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий по Конституции Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Представитель от законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации избирается этим органом на срок полномочий, установленный конституцией (уставом) соответствующего субъекта Российской Федерации для данного органа государственной власти, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путём ротации – на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.

Представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Кандидатура (кандидатуры) для избрания представителя в Совете Федерации вносится (вносятся) на рассмотрение законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации:

а) от однопалатного – его председателем;

б) от двухпалатного – поочередно председателями соответствующих палат;

в) альтернативно – группой депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации.

Решение законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации по данному вопросу принимается в соответствии с его регламентом при тайном голосовании и оформляется постановлением указанного органа, а двухпалатного законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации – совместным постановлением обеих палат.

Представитель от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается главой субъекта Российской Федерации на срок его полномочий.

Решение главы субъекта Российской Федерации по данному вопросу оформляется его указом (постановлением) и в трёхдневный срок направляется в законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации для согласования. Указанное решение главы субъекта Российской Федерации вступает в силу при условии, что против предложенной им кандидатуры не проголосует две трети и более депутатов законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации.

Решения о делегировании (об избрании или назначении соответствующих представителей) направляются в Совет Федерации принявшими их органами не позднее пяти дней после вступления их в силу. Причём орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение о делегировании, не позднее чем на следующий день после дня вступления решения в силу телеграммой уведомляет Совет Федерации о содержании решения и о дате его вступления в силу.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий данного члена Совета Федерации и прекращаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий нового члена Совета Федерации – представителя от того же органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

3.2. Порядок выборов депутатов Государственной Думы определяется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[190] и другими федеральными законами.

В Государственную Думу избирается 450 депутатов, где:

а) 225 из них избираются по одномандатным избирательным округам на основе единой нормы представительства, определяемой путём деления общего числа избирателей, проживающих и зарегистрированных в Российской Федерации, на количество мандатов – 225;

б) другие 225 избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные партийные списки кандидатов.

Особые (помимо общих) условия реализации:

1) активного избирательного права предусматривают уточнение в отношении ценза осёдлости, в соответствии с которым при выборах депутатов Государственной Думы по одномандатным округам избиратели регистрируются и голосуют по месту жительства в пределах территории соответствующего избирательного округа;

2) пассивного избирательного права:

а) ценз гражданской принадлежности – гражданин Российской Федерации (с допустимостью наличия гражданства (подданства) иностранного государства);

б) возрастной ценз – достижение на день голосования возраста 21 год;

в) ценз судимости – условие, не позволяющее быть зарегистрированным в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы лицу, в отношении которого вступило в силу решение суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если голосование на данных выборах состоится до истечения установленного судом срока.

Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент Российской Федерации не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. При этом днём голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает срок полномочий Государственной Думы предыдущего созыва[191].

При роспуске Государственной Думы Президент Российской Федерации одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва на последнее воскресенье перед днём, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы.

Если Президент Российской Федерации не назначит выборы (досрочные выборы) депутатов Государственной Думы в установленные сроки такие выборы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Выдвижение кандидатов в депутаты Государственной Думы осуществляется:

а) по федеральному избирательному округу – в составе федерального списка кандидатов политическими партиями;

б) по одномандатному избирательному округу – непосредственно путём самовыдвижения, а также путём выдвижения политическими партиями.

В поддержку кандидата должно быть собрано:

а) по одномандатному избирательному округу – не менее 1 % (при досрочных выборах – не менее 0,5 %) подписей от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, а если в избирательном округе менее 100 тысяч избирателей – не менее одной тысячи (при досрочных выборах – не менее 500) подписей;

б) по федеральному избирательному округу – не менее 200 тысяч подписей, причём на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 14 тысяч подписей. При досрочных выборах указанное количество подписей сокращается вдвое.

Установление общих результатов выборов депутатов Государственной Думы осуществляется в течение двух недель после дня голосования, а их официальное опубликование – в течение трёх недель со дня голосования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Методика пропорционального распределения депутатских мандатов

Статус, основы деятельности и структура палат Федерального Собрания Российской Федерации

4.1. Совет Федерации и Государственная Дума являются равнозначными палатами Федерального Собрания – парламента Российской Федерации и осуществляют государственную власть в Российской Федерации пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, на постоянной основе.

Принципы деятельности:

1) Совета Федерации:

а) коллегиальность (коллективность);

б) свобода обсуждения и решения вопросов;

в) открытое проведение заседаний;

г) недопустимость создания формализованных фракций и парламентских объединений;

2) Государственной Думы:

а) политическое многообразие и многопартийность;

б) самостоятельность решения вопросов, относящихся к её ведению;

в) свобода обсуждения вопросов;

г) коллегиальность (коллективность) решений;

д) открытое проведение заседаний.

4.2. Организационная и должностная структура палат Федерального Собрания Российской Федерации:

1) Совета Федерации:

а) органы: Совет палаты, комитеты и комиссии Совета Федерации;

б) должностные лица: Председатель Совета Федерации, его заместители; председатель комитета, комиссии Совета Федерации, его заместители, в том числе первый; член комитета, комиссии Совета Федерации;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.15.248 (0.116 с.)