Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая конституционная характеристика Российской ФедерацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
2.1. Конституционные характеристики Российской Федерации предусмотрены главой 1 Конституции Российской Федерации, составляют основы конституционного строя и определяют в своей совокупности Российскую Федерацию – Россию как: а) демократическое государство; б) федеративное государство; в) правовое государство; г) государство с республиканской формой правления; д) социальное государство; е) государство с рыночной экономикой; ж) светское государство. 2.2. Конституционную характеристику Российской Федерации как государственного образования составляют те признаки, которые в своей совокупности позволяют рассматривать Россию в качестве суверенного государства, т.е. самостоятельного, равноправного и непосредственного (первичного) участника межгосударственных отношений. Основные признаки Российской Федерации как государства: а) государственный суверенитет – присущее государству, его органам верховенство их публичной власти в пределах собственных границ и признанные международным сообществом самостоятельность и независимость их в межгосударственных отношениях; б) территория – суша и воды с находящимися под ними недрами и над ними воздушным пространством, представляющие собой пространственный предел действия государственного суверенитета; в) население – совокупность индивидов, находящихся в устойчивой правовой связи с государством либо пребывающих на определённый момент в пределах территории государства. 2.3. Гуманистическую основу конституционного строя Российской Федерации составляют положения статьи 2 Конституции Российской Федерации о признании человека, его прав и свобод высшей ценностью. Их юридическое и фактическое признание, соблюдение и защита – являются главной обязанностью российского государства. Признание выражается в закреплении в Конституции Российской Федерации и законах всего объёма прав и свобод личности, предусмотренных общепризнанными принципами и нормами международного права, а также неотъемлемых прав и свобод, вытекающих из естественной природы человека. Соблюдение требует от государства как воздержания от каких-либо действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы (пассивный аспект), так и создания условий для их эффективной реализации (активный аспект). Защита предусматривает действия компетентных органов (судебных и административных) по восстановлению нарушенного права или недопущению такого нарушения, а также создание соответствующих гарантий (социальных, финансовых, экономических, правовых и др.) по предупреждению всякого нарушения указанных прав и свобод. Содержание основных конституционных характеристик Российской Федерации 3.1. Характеристику (признаки) Российской Федерации как демократического государства составляют положения Конституции Российской Федерации: а) о народовластии, его источнике и формах (статьи 3, 11, часть 1, и 12); б) о разделении государственной власти в Российской Федерации (статья 10)[51]; в) об идеологическом[52] плюрализме и политическом многообразии (статья 13); г) об обеспечении прав и свобод человека и гражданина. 3.2. Характеристика России как федеративного государства Особенности российского федерализма: а) огромная территория; б) специфика экономического развития отдельных регионов; в) этническое многообразие населения; г) социокультурные различия. Критерии (признаки) России как федерации, закрепляются Конституцией Российской Федерации и выражаются: а) в том, что Россия состоит из государственных образований (статья 5, часть 1)[53]; б) в политическом, организационном и правовом обособлении субъектов от государства (статьи 5, часть 2, и 11, часть 2); в) в децентрализации государственной власти, т.е. её разделении «по вертикали» (статьи 5, часть 3, и 11, часть 3). Российский федерализм основывается на установленных частями 3 и 4 статьи 5 Конституции Российской Федерации принципах: а) государственной целостности; б) единства системы государственной власти; в) разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; г) равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации; д) равноправия субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. 3.3. Характеристику (признаки) Российской Федерации как правового государства выражают положения Конституции Российской Федерации: а) о высшем приоритете прав и свобод человека (статья 2)[54]; б) о верховенстве права и Конституции Российской Федерации (статья 4, часть 2); в) о приоритете международного права над внутригосударственным (статья 15, часть 4); г) о наличии механизма реализации прав и свобод личности и прежде всего независимого суда. 3.4. Характеристика Российской Федерации как государства с республиканской формой правления Основной признак республики – выборность и сменяемость главы государства. Конституционно подразумеваемые критерии российской республики: а) отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью; б) создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством с нерушимостью гражданских свобод; в) формирование органов государственной власти путём выборов на ограниченный срок. Российская Федерация – полупрезидентская смешанная республика, поскольку: а) Президент Российской Федерации избирается всенародно (статья 81, часть 1); б) является главой государства и обладает собственными прерогативами независимо от Правительства Российской Федерации, иначе говоря, – не является главой исполнительной власти (статья 80); в) Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации организационно обособленные институты и функционально разграничены; г) правовой и фактически эффективный механизм воздействия на исполнительную власть находится в «руках» Президента Российской Федерации (статья 83, пункты «а» – «в», «д»), а не парламента (статья 103, пункты «а» и «б» части 1). 3.5. Характеристика Российской Федерации как социального государства закрепляется статьёй 7 Конституции Российской Федерации и определяется: а) конституционным назначением государства – создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности; б) единым конституционным условием социального государства – проведение социальной политики. Основные функции России как социального государства (основные направления социальной политики): а) охрана труда и здоровья людей; б) установление гарантированного минимального размера оплаты труда; в) обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; г) развитие системы социальных служб; д) установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. 3.6. Характеристика Российской Федерации как государства с рыночной экономикой выражается в следующем: а) государство не вмешивается в экономику, выступает в качестве регулятора и равноправного участника экономических отношений; б) в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (статья 8, часть 2); в) в Российской Федерации провозглашаются и реализуются принципы рыночной экономики. Принципы рыночной экономики (статья 8, часть 1): а) единство экономического пространства; б) свобода перемещения товаров, услуг и финансовых средств; в) поддержка конкуренции; г) свобода не запрещённой законом экономической деятельности. 3.7. Характеристика Российской Федерации как светского государства закрепляется статьёй 14 Конституции Российской Федерации и выражается в том, что: а) религия отделена от государства, хотя оно и признаёт особую роль православия в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры[55]; б) религиозная идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; в) религиозные объединения равны перед законом; религиозное объединение самостоятельно – создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям; г) религиозная принадлежность либо непринадлежность к какой-либо религии не имеет самостоятельного юридического значения; государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учётом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания; д) образование свободно от религиозного, а религиозное образование не является обязательным для преподавания в образовательных учреждениях всех организационно-правовых форм и форм собственности; государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; е) религиозные объединения не вмешиваются в деятельность государственных и муниципальных органов, не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, равно как и государство – в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит федеральным законам. Общественные объединения 4.1. Общественное объединение – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в его уставе. Правовую основу деятельности общественных объединений составляют: а) Конституция Российской Федерации (статьи 13, части 3 – 5, 14, часть 2, 15, часть 2, и 30); б) Федеральный закон «Об общественных объединениях»[56]; в) Гражданский кодекс Российской Федерации[57]; г) Федеральный закон «О некоммерческих организациях»[58]; д) другие федеральные законы об отдельных видах общественных объединений. Принципы организации и деятельности общественных объединений: а) свобода ассоциаций[59]; б) добровольность; в) равенство перед законом; г) равноправие; д) самоуправление; е) законность; ж) гласность. 4.2. Классификация общественных объединений: 1) по организационно-правовой форме: а) общественная организация – основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан; б) общественное движение – состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения; в) общественный фонд – один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. г) общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения; д) орган общественной самодеятельности – не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания; 2) по территориальной сфере деятельности: а) международное общественное объединение – объединение с находящимися на территории Российской Федерации руководящими органами, имеющее свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства – на территории одного и более иностранных государств; б) общероссийское общественное объединение – объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства; в) межрегиональное общественное объединение – объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства. г) региональное общественное объединение – объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации; д) местное общественное объединение – объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления; 3) по основной цели деятельности: а) политическая партия; б) религиозное объединение – добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей[60]; в) профессиональный союз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов[61]; г) благотворительное объединение – неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации благотворительных целей путём осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц[62]; д) физкультурно-спортивное объединение – общественное добровольное самоуправляемое некоммерческое объединение, создаваемое по инициативе граждан в целях развития физической культуры и спорта в Российской Федерации[63]; е) национально-культурная автономия – форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры[64]; ж) другие общественные объединения, создаваемые в отдельных отраслях профессиональной деятельности (наука, образование, культура, искусство, туризм и т.д.). 4) в зависимости от участия государства в создании – государственно-общественные объединения[65] и общественно-государственные объединения[66]; 5) по гражданско-правовому статусу – общественные объединения, являющиеся юридическими лицами, и общественные объединения, не являющиеся юридические лица. 5. Политические партии: понятие, требования и общие вопросы деятельности Политическая партия – общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления[67]. Политическая партия должна отвечать следующим требованиям: а) политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии; б) в политической партии должно состоять не менее 50 тысяч членов, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 500 членов партии, а в остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее 250 членов; в) руководящие и иные органы политической партии, её региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.
Тема VII
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.140.100 (0.01 с.) |