Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Борьба с шумом — одна из главных экологических проблем железнодорожного транспорта

Поиск

Основным источником шума на железной дороге является контакт движущегося подвижного состава с рельсовым путем. Снижение шума достигается прежде всего укладкой бесстыкового пути на щебеночном балласте. Большое значение для уменьшения шума имеет устранение волнообразного износа поверхности катания рельсов, а также укладка стрелочных переводов с непрерывной поверхностью катания. Снижению шума способствует применение эластичных подрельсовых прокладок.

Уровень шума возрастает при прохождении поезда по мостам, путепроводам и эстакадам, особенно по металлическим мостам с безбалластными пролетными строениями. Поэтому с целью снижения шума при движении поездов желательно шире применять железобетонные мосты с проезжей частью на балласте. На металлических же мостах вибрирующие элементы следует покрывать шумовибродемпфирующей мастикой.

При движении поезда по криволинейным участкам пути уровень шума возрастает в кривых радиусом 400 м и менее. Поэтому кривые таких радиусов, имеющие и ряд других эксплуатационных недостатков, применяют при проектировании железных дорог лишь в трудных природных условиях.

Снижение шума от движущегося поезда достигается также совершенствованием подвижного состава, в частности, рессорного подвешивания, применением демпфирующих элементов в деталях конструкций, устройством звукозащитных бортов над тележками вагонов, покрытием шумовибродемпфирующей мастикой кузовов пассажирских вагонов.

Для защиты от шума прилегающей к дороге территории жилую застройку отделяют от железной дороги санитарнозащитной зоной шириной 100 м и применяют различные шумозащитные сооружения: протяженные линии зданий нежилого назначения (многоэтажные гаражи, склады) или экраны-стенки, возводимые на земляных сооружениях или на нежилых зданиях. При устройстве пути в выемке откосы ее выполняют роль естественного акустического экрана.

Защитные лесонасаждения вдоль дороги, наряду с улучшением химического состава атмосферы и защиты прилегающей территории от пыли при перевозке сыпучих грузов, служат шумозащитным барьером. Шумозащитные лесные полосы высаживают из древесно-кустарниковых быстрорастущих пород с густо ветвящейся низко опущенной кроной. Хвойные деревья предпочтительнее лиственных. Кустарники высаживают с расчетом перекрытия полкронового пространства. Высота деревьев должна быть не менее 7—8 м, кустарников — 1,5—2 м.

Все шумозащитные мероприятия осуществляют с учетом требований строительных норм и правил “Защита от шума” (СНиП II-12-77).

Радикально задача борьбы с шумом на железных дорогах может быть решена использованием поездов с линейными двигателями на магнитном подвешивании. В ряде зарубежных стран и в России ведутся научно-исследовательские и экспериментальные проектно-конструкторские работы по созданию такого вида транспорта.

Охрана гидросферы

Вопросы охраны гидросферы и рационального использования водных ресурсов актуальны применительно к проектированию станций и различных предприятий железнодорожного транспорта.

Почти все крупные железнодорожные станции и узлы имеют очистные канализационные сооружения в соответствии с требованием строительно-технических норм. Такими сооружениями оборудуют все вновь проектируемые станции и узлы.

Задача экономии воды и предотвращения загрязнения гидросферы радикально решается созданием замкнутых оборотных систем производственного водоснабжения. В этих системах вода, выполнив заданную функцию, восстанавливается в первоначальном качестве и повторно используется в производственном процессе. Потери воды за цикл составляют не более 5—10% и пополняются из внешнего источника.

Поверхностные и грунтовые воды на территории, прилегающей к железнодорожной линии, загрязняются органическими и минеральными веществами из проходящих грузовых и пассажирских поездов. Для предотвращения такого загрязнения гидросферы создаются пассажирские вагоны с экологически безопасными для окружающей среды биотуалетами. Такими являются новые вагоны для скоростного поезда “Невский экспресс”, предназначенные для движения со скоростью 200 км/ч.

Во избежание сдувания пылевидных фракций во время движения поездов с сыпучими грузами поверхность таких грузов покрывают вяжущими веществами.

Охрана флоры и фауны

Строительство железной дороги может нанести ощутимый ущерб растительному и животному миру прилегающей территории. Уменьшению этого ущерба способствуют рациональные проектные решения. Так, при выборе направления трассы железных дорог в северных и восточных районах в зонах тайги и лесотундры стремятся прокладывать трассу по безлесному водоразделу, что позволит избежать вырубки леса.

Бережное отношение к растительности позволяет сохранить естественноприродные условия в окружающей железную дорогу среде. Так, стелящийся кедр, растущий почти на голых камнях, удерживает их от осыпей, кустарник на косогорах удерживает снежные массы и препятствует движению лавин.

Трасса дороги может пересекать пути миграции животных. Для предотвращения их попадания на железнодорожное полотно устраивают ограждение. Оно выполняется из металлической сетки высотой 2—2,5 м. Для обеспечения жизнедеятельности диких животных при проектировании искусственных сооружений предусматривают дополнительные сооружения с отверстиями не менее 8 м и высотой 3 м для перехода животных под железной дорогой. Дикие животные некоторых пород боятся заходить в длинные темные трубы под насыпями. Для этих животных устраивают переходы над железнодорожным путем. Эти сооружения размещают с учетом ареалов распространения и путей миграции животных. При соответствующих обоснованиях проектируют также скотопрогоны для домашних животных.

Большое количество птиц и насекомых гибнет при столкновении с поездами, особенно на скоростных железных дорогах. Для отпугивания их от дороги целесообразно устанавливать на ограждении источники ультра и инфразвука.

При пересечении трассой водотоков с промысловой рыбой следует сохранять пути миграции рыбы на нерестилища. Для этого может быть целесообразным устройство моста не только на главном русле, но и на соответствующих протоках. При проектировании мостовых переходов следует также учитывать, что при сооружении моста и перекрытии части пойм реки подходными насыпями происходит повышение уровня воды выше мостового перехода и некоторое понижение уровня ниже перехода. Это может привести к нарушению естественного режима функционирования нерестилищ. Поэтому необходимо предусматривать мероприятия, обеспечивающие сток паводковых вод с пойм реки с целью предотвращения их заиливания и заболачивания.

 

Литература

1. Железные дороги и экология. – Режим доступа: https://baikalrail.interfax.ru/ecology.php

2. Экологическая стратегия ОАО "РЖД" на период до 2020 года и перспективу до 2030 года. – Режим доступа: https://company.rzd.ru/ru/9353/page/105104?id=958

3. Железнодорожный транспорт: Научно-теоретический технико-экономический журнал/ Орган Министерства Путей Сообщения. -М.: Транспорт. 2006.-№2. - с.60-65.

4. Малов Н. Н., Коробов Ю. И. Охрана окружающей среды на железнодорожном транспорте. - М.: Транспорт, 2004. - с. 238.

5. ФЗ “Об охране окружающей среды” 2002г.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.118.149 (0.006 с.)