Экология и железнодорожный Транспорт
Соколова А.Д, студент, Бойческо И.М, студент,
Жетибаева М.М, преподаватель специальных дисциплин
КГП на ПХВ «Высший колледж электроники и коммуникаций»
(Казахстан, Павлодар)
Современный мир нуждается в защите от экологической катастрофы. Биосфера уже не в состоянии справиться с вредными отходами цивилизации и начинает постепенно деградировать, что ставит под угрозу существование самой жизни на Земле. Если сейчас не принять срочных мер для ее сохранения, то в недалеком будущем человечество может оказаться в ситуации, когда уже никакие социально-экономические отношения и другие меры не смогут предотвратить экологическую катастрофу в глобальном масштабе.[1]
Экологический ущерб определяется массой и опасностью загрязняющих веществ, поступающих в природную среду: воду, атмосферу, почву или биологические экосистемы, с учетом региональных особенностей [3].
Железнодорожный транспорт является одним из самых экологичных видов транспорта по сравнению с другими видами сообщений. Он популярен и пользуется большим спросом у основного пассажиропотока. Это предвкушение путешествия, немного романтики, это мелькание за окном красоты природы и убаюкивающий сон под стук колёс.
Главной целью ҚТЖ в области экологии является забота об экологической безопасности и здоровья людей. У железнодорожного транспорта меньше потребления энергоресурсов при выполнении большого объема перевозочной работы:
- для инфраструктуры железных дорог (приложения железнодорожных линий) требуется меньше земли.
- выбросы парниковых газов в атмосферу ничтожно малы (почти в 4 раза меньше, чем у большегрузного транспорта.)
- применение электровозов исключает загрязнение атмосферного воздуха.
- защитные лесные насаждения вдоль железных дорог погашают основную долю вредных выбросов.
- по расходу энергии железнодорожный транспорт является экологичным.[2]
Любой вид крупного транспорта негативен для окружающей среды. Не исключением является и железнодорожный транспорт:
- загрязнение им воздушной среды вредными выбросами при сжигании твердого топлива;
- загрязнение водных источников, почвы и растительности химическими веществами;
- грузовые составы с цистернами и утечкой из них нефтепродуктов;
- тепловозы с дизельными силовыми установками;
- шум, гул движущихся поездов и вибрация локомотива. А ведь составы движутся мимо многочисленных сел и станций с их хозяйствами, скотом и огородами;
- вина и самого человека – пассажира, который выкидывает с окон мусор, не задумываясь о природе;
- производственные сточные воды в процессе мойки подвижного состава;
- загрязняющие атмосферу выбросы от стационарных источников.
Несмотря на то что, отрицательное влияние железнодорожного транспорта на окружающую среду значительно меньше, чем у других видов транспорта, тем не менее, оно весьма ощутимо и требует профилактической работы:
- дальше развивать роль зеленых насаждений вдоль железнодорожных полотен;
- всем неравнодушным принимать активное участие в экологической охране;
- больше санитарных дней по очищению железной дороги от мусора;
- снижение вредных выбросов в атмосферу.
Каждый железнодорожный объект может оказывать негативные воздействия на состояние природной среды. Знание этих воздействий позволяет устанавливать причины изменений в природной среде и живых организмах, а также вырабатывать стратегию природоохранной деятельности на железнодорожном транспорте.
Используемая литература:
1. Ю.П. Сидоров, Т.В. Гаранина «Практическая экология на железнодорожном транспорте», Москва: ФГБОУ «УМЦ ЖДТ», 2013.
2. Материалы сайта http://rzd-expo.ru/
3. Катин В. Д. «Методы устройства сокращения выбросов вредных веществ в атмосферу из котлов на предприятиях железнодорожного транспорта»: учебное пособие / В. Д. Катин., Москва: ФГБОУ «УМЦ ЖДТ», 2013.
УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
|