Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Октябрьские события 1993 г. Принятие Конституции Российской ФедерацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Апогеем противостояния правительства и парламента стала осень 1993 г. 21 сентября 1993 г. Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин Указом № 1400 распустил съезд народных депутатов и Верховный совет Российской Федерации. Частично приостанавливалось действие Конституции 1978 г. Планировалось создать новый профессиональный парламент, состоящий из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации, и получивший название Федеральное собрание Российской Федерации. Выборы в новый парламент были назначены на 12 декабря 1993 г. Одновременно на всенародное голосование выносился «президентский» проект новой Конституции. До принятия этой Конституции в стране вводился особый порядок управления. Указы Президента прекратили деятельность всех местных советов, а их функции перешли к соответствующим администрациям, которые возглавили главы, назначенные вышестоящими руководителями исполнительной власти. Верховный Совет отказался подчиниться указу Президента и квалифицировал его действия как антиконституционные, приведя к присяге в качестве главы государства вице-президента А. В. Руцкого. Попытки создания оппозицией дееспособного правительства оказались безрезультатными. Б. Н. Ельцин по-прежнему контролировал силовые ведомства, блокируя деятельность парламента и здание, где он заседал. Силовые акции сторонников парламента, направленные на захват ключевых объектов в столице, провалились. Войска, верные Президенту, подвергнув обстрелу здание, где заседал Верховный Совет, вынудили его капитулировать, руководители сопротивления - А. В. Руцкой и Председатель Верховного Совета Российской Федерации Р. И. Хасбулатов, а также ряд их сторонников, были арестованы. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в новый парламент и одновременно референдум по новой Конституции Российской Федерации. Конституция закрепляла федеративную форму государственного устройства, многопартийность и идеологическое многообразие в российском обществе, гарантировались основополагающие права человека. Политическая система российского общества подверглась резким изменениям: к концу 1993 г. в стране была завершена ликвидация системы Советов и Конституция закрепила это изменение. В стране создавался двухпалатный парламент с особыми полномочиями. Чрезвычайно широкими полномочиями наделялся Президент Российской Федерации. Фактически Российская Федерация становилась президентской республикой: Президент получил право назначать главу правительства, распускать Государственную думу и объявлять новые выборы. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. завершило в основном политическую реформу в Российской Федерации и создало правовые основы новой постсоветской государственности. Парламентские выборы, состоявшиеся одновременно с референдумом по новой Конституции, показали глубокий кризис доверия населения к исполнительной власти: ни одна из партий, поддерживающих Президента, не набрала более 15% от общего числа избирателей. Главной неожиданностью стал успех Либерально-демократической партии (ЛДПР), во главе с В. Жириновским, набравшей около 25% голосов. 11.4. Политическое и социально-экономическое развитие страны в 1994-1999 гг. Президент Б. Н. Ельцин, исходя из итогов выборов, несколько скорректировал политику кабинета министров. Поддержку правительства ощутили некоторые отрасли отечественной промышленности (прежде всего, добывающей). За счет увеличения государственного вмешательства в экономику были снижены темпы инфляции, уменьшены темпы падения производства. Финансовая стабилизация, тем не менее, оказалась непрочной, о чем свидетельствовал крах финансовых пирамид («МММ» и др.), «черный вторник» 11 октября 1994 г. (резкое повышение курса доллара США). Экономическая политика правительства в этот период ориентировалась в основном на экспортные отрасли производства (нефтегазовый комплекс, другие виды сырья). В результате ряд областей Российской Федерации, не связанный с производством сырья, оказался в состоянии кризиса: уровень производства здесь продолжал падать. Правительству не удавалось создать стабильную финансовую систему, вовремя платить зарплату бюджетникам. Не удавалось достигнуть и, внутриполитической стабилизации в стране. Президент Ельцин и правительство стремились к «мирному сожительству» с Государственной думой: с этой целью исполнительная власть подписывает Договор об общественном согласии с ведущими партиями и движениями страны. Однако этот договор не подписали левые оппозиционные движения - КПРФ, аграрии, Трудовая Россия. Неудачные военные действия в Чеченской Республике, террористические акции и вторжения боевиков на территорию Российской Федерации (Буденновск и Кизляр) способствовали усилению оппозиции, что убедительно показали результаты выборов в Госдуму 1995 г. Больше всего голосов вновь получили оппозиционные партии: КПРФ (22%) и ЛДПР (11%). 16 июня 1996 г. состоялись выборы Президента России, на которых вновь была выставлена кандидатура действующего Президента Б. Н. Ельцина. Руководство России предприняло беспрецедентную атаку средств массовой информации на избирателя, в предвыборную гонку включилась и местная пропрезидентская администрация, проведшая широкомасштабные агитационные акции. Стремясь заручиться поддержкой избирателей, правительство частично погасило долги бюджетникам, вывело войска из Чечни. В итоге Ельцину удалось одержать победу на выборах во втором туре, во многом благодаря поддержке одного из кандидатов - А. И. Лебедя. Второе избрание Б. Н. Ельцина не способствовало улучшению социально-экономических показателей уровня жизни населения. Экономический курс правительства В. С. Черномырдина остался без изменений. Осенью в стране прошли забастовки, массовые акции протеста. Государственная дума отказывалась утверждать государственный бюджет на 1997 г. В этих условиях для властей было необходимо показать готовность к обновлению, продолжению реформ, сделать упор на их социальную направленность, включить во властные структуры политиков нового поколения. В марте 1997 г. в рамках ежегодного послания Президента Федеральному собранию было заявлено о начале нового этапа либеральных социально-экономических реформ. В качестве приоритетных направлений выделялись программы сокращения бюджетного дефицита и пенсионной реформы, борьба с коррупцией. В состав правительства вошли «молодые реформаторы»: Б. Е. Немцов и вновь А. Б. Чубайс. Деятельность нового правительства в основном свелась к регулированию финансовых и налоговых потоков внутри страны. Привлечение новых финансовых займов (6 млрд. долларов), жесткая социальная политика позволили впервые достигнуть незначительного прироста валового внутреннего продукта в России в первом полугодии 1997 г. Вместе с тем все более очевидным становилось 283 давление внутреннего и внешнего долга на экономику страны. Существенной проблемой оставались инфляционные процессы. 23 марта 1998 г. Б. Н. Ельцин издал указ о роспуске правительства В. С. Черномырдина. Это послужило началом так называемой «правительственной чехарды»: за два года в России сменилось четыре правительства. С апреля по август 1998 г. исполняющим обязанности главы правительства был 37-летний С. В. Кириенко, до этого три месяца работавший в правительстве и не известный широкой общественности. Правительственный кризис способствовал резкому обострению в отношениях Президента и парламента: Государственная дума утвердила кандидатуру нового премьера только с третьего захода. Президент Ельцин вынужден был пойти на новые кадровые чистки (в отставку снова отправили А. Чубайса, а также министра внутренних дел А. Куликова). Новое правительство ввиду финансовой задолженности страны попыталось проводить более жесткую экономическую политику, предусматривающую повышение ставок налогов и торговых пошлин. Данный подход, осуществляемый в отрыве от прежней политики, с наличием ряда новых ошибок, привел сначала к новому росту цен, а затем к самому глубокому финансовому обвалу в истории новейшей России. 17 августа 1998 г. ознаменовалось фактическим финансовым банкротством России, падением рынка государственных краткосрочных обязательств (ГКО). Это был самый крупный в новейшей истории России обвал рубля. Произошло падение рубля по отношению к доллару в 4 раза - от соотношения 1:6 до соотношения 1:24. В результате рубль вновь перестал быть надежным платежным средством, были парализованы хозяйственные отношения в стране, приостановлены инвестиции, нарушилась нормальная работа банков, разорилось множество предприятий и финансовых структур, началась паника на валютном и потребительском рынках. Финансовый кризис перешел в стадию неконтролируемого роста цен (на 20% подорожали отечественные товары и на 80% импортные). Вновь ухудшилось положение подавляющей части населения страны, в том числе, и средних слоев. В этих условиях отставка кабинета С. В. Кириенко оказалась неизбежной. Президент Ельцин попытался вновь вернуть к власти бывшего премьера В. С. Черномырдина, однако его кандидатура вызвала резкое недовольство левоцентристского большинства Госдумы. Начался поиск реального претендента на должность премьер-министра. Выбор был сделан в пользу министра иностранных дел Е. М. Примакова, который руководил правительством с сентября 1998 г. по май 1999 г. Е. М. Примаков сформировал новое правительство фактически коалиционного характера, так как в него вошли представители ведущих партий и думских фракций, что дало ему возможность заручиться поддержкой парламента. В результате была обеспечена определенная экономическая и политическая устойчивость внутреннего положения России. Низкая стоимость рубля по отношению к доллару обеспечивала конкурентоспособность российских товаров, прежде всего сырьевых, на внешнем рынке. Первые шаги правительства, связанные с нормализацией финансового рынка, стабилизацией курса валют вызвали одобрение в обществе. Спад в развитии отечественной промышленности сменился устойчивым увеличением производственных показателей. Вместе с тем переходный характер правительства в комплексе с различным видением проблем экономики страны не позволяли правительству предпринимать решительных мер. По мере приближения к новым выборам снижалась поддержка премьера со стороны президентских структур, для которых очевидным становилось усиление Е. М. Примакова как потенциального претендента на должность Президента от оппозиционных сил. 12 мая 1999 г. правительство Е. М. Примакова было отправлено в отставку по политическим соображениям. На пост Председателя правительства вместо Е. М. Примакова был назначен министр внутренних дел С. В. Степашин, который занимал эту должность с мая по август 1999 г. Основным направлением деятельности нового состава правительства стало урегулирование положения на Северном Кавказе, на территориях, граничащих с Чеченской Республикой (в основном, в Дагестане). Присутствие вооруженных чеченских групп в дагестанских поселениях делало обстановку в этих районах крайне нестабильной. Однако переброска дополнительных частей федеральных сил на территорию Дагестана произошла со значительным запозданием. Критика неубедительных действий правительства на Северном Кавказе привела к отставке с поста главы правительства С. В. Степашина. Исполняющим обязанности главы кабинета министров в августе 1999 г. был назначен В. В. Путин, возглавлявший до этого ФСБ Российской Федерации. 9 августа 1999 г., ровно за год до окончания своих президентских полномочий по Конституции, Б. Н. Ельцин объявил о своем желании видеть В. В. Путина своим преемником на посту Президента Российской Федерации. Новая кадровая перемена в правительстве совпала с началом активных действий российских войсковых подразделений в Дагестане. Несмотря на то что военные действия проходили с переменным успехом, федеральным войскам удалось освободить дагестанские селения от вооруженных групп боевиков и перенести операцию на территорию Чеченской Республики. Вторая чеченская компания отличалась большим профессионализмом при планировании и ведении военных действий, стремлением привлечь на свою сторону некоторых боевиков и нанести минимум вреда мирным жителям. Ликвидация баз террористов в Чечне, возобновление контроля над ее территорией стали важной составляющей предвыборной президентской кампании В. В. Путина. Несмотря на трудности, переживаемые обществом, в 1999 г. наметились первые признаки экономического роста. Значительная часть российского общества стала связывать с именем В. В. Путина надежды на улучшение своего положения в будущем. Успех на парламентских выборах 1999 г. проправительственного избирательного блока «Единство» (23,3% голосов) также усиливал шансы на избрание В. В. Путина. Учитывая данные обстоятельства и желая обеспечить успех на выборах своему преемнику, Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин принял решение о досрочном сложении с себя президентских полномочий. Контрольные вопросы 1. Расскажите о попытке переворота в августе 1991 г. 2. В чем заключалась сущность, и каковы были последствия радикальных экономических реформ, осуществленных в России в начале 90-х гг. XX в.? 3. Почему и в какой обстановке было принято решение о принятии новой Конституции Российской Федерации? Глава 12 РОССИЯ И МИРОВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ В НАЧАЛЕ XXI в.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.255.183 (0.008 с.) |