Октябрьские события 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Октябрьские события 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации



Апогеем противостояния правительства и парламента стала осень 1993 г. 21 сентября 1993 г. Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин Указом № 1400 распустил съезд народных депутатов и Верховный совет Российской Федерации. Частично приостанавли­валось действие Конституции 1978 г. Планировалось создать новый профессиональный парламент, состоящий из двух палат: Государст­венной Думы и Совета Федерации, и получивший название Феде­ральное собрание Российской Федерации. Выборы в новый парла­мент были назначены на 12 декабря 1993 г. Одновременно на всена­родное голосование выносился «президентский» проект новой Кон­ституции. До принятия этой Конституции в стране вводился особый порядок управления. Указы Президента прекратили деятельность всех местных советов, а их функции перешли к соответствующим администрациям, которые возглавили главы, назначенные выше­стоящими руководителями исполнительной власти.

Верховный Совет отказался подчиниться указу Президента и квалифицировал его действия как антиконституционные, приведя к присяге в качестве главы государства вице-президента А. В. Руцко­го. Попытки создания оппозицией дееспособного правительства оказались безрезультатными. Б. Н. Ельцин по-прежнему контроли­ровал силовые ведомства, блокируя деятельность парламента и здание, где он заседал. Силовые акции сторонников парламента, направленные на захват ключевых объектов в столице, провали­лись. Войска, верные Президенту, подвергнув обстрелу здание, где заседал Верховный Совет, вынудили его капитулировать, руко­водители сопротивления - А. В. Руцкой и Председатель Верховно­го Совета Российской Федерации Р. И. Хасбулатов, а также ряд их сторонников, были арестованы.

12 декабря 1993 г. состоялись выборы в новый парламент и одновременно референдум по новой Конституции Российской Фе­дерации. Конституция закрепляла федеративную форму государст­венного устройства, многопартийность и идеологическое многооб­разие в российском обществе, гарантировались основополагающие права человека. Политическая система российского общества под­верглась резким изменениям: к концу 1993 г. в стране была завер­шена ликвидация системы Советов и Конституция закрепила это изменение. В стране создавался двухпалатный парламент с особы­ми полномочиями. Чрезвычайно широкими полномочиями наде­лялся Президент Российской Федерации. Фактически Российская Федерация становилась президентской республикой: Президент получил право назначать главу правительства, распускать Государ­ственную думу и объявлять новые выборы. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. завершило в основном политическую реформу в Российской Федерации и создало правовые основы новой постсоветской государственности.

Парламентские выборы, состоявшиеся одновременно с рефе­рендумом по новой Конституции, показали глубокий кризис дове­рия населения к исполнительной власти: ни одна из партий, под­держивающих Президента, не набрала более 15% от общего числа избирателей. Главной неожиданностью стал успех Либерально-демократической партии (ЛДПР), во главе с В. Жириновским, на­бравшей около 25% голосов.

11.4. Политическое и социально-экономическое развитие страны в 1994-1999 гг.

Президент Б. Н. Ельцин, исходя из итогов выборов, несколько скорректировал политику кабинета министров. Поддержку прави­тельства ощутили некоторые отрасли отечественной промышлен­ности (прежде всего, добывающей). За счет увеличения государст­венного вмешательства в экономику были снижены темпы инфля­ции, уменьшены темпы падения производства. Финансовая стаби­лизация, тем не менее, оказалась непрочной, о чем свидетельство­вал крах финансовых пирамид («МММ» и др.), «черный вторник» 11 октября 1994 г. (резкое повышение курса доллара США).

Экономическая политика правительства в этот период ориен­тировалась в основном на экспортные отрасли производства (неф­тегазовый комплекс, другие виды сырья). В результате ряд облас­тей Российской Федерации, не связанный с производством сырья, оказался в состоянии кризиса: уровень производства здесь продол­жал падать. Правительству не удавалось создать стабильную фи­нансовую систему, вовремя платить зарплату бюджетникам.

Не удавалось достигнуть и, внутриполитической стабилизации в стране. Президент Ельцин и правительство стремились к «мирно­му сожительству» с Государственной думой: с этой целью испол­нительная власть подписывает Договор об общественном согласии с ведущими партиями и движениями страны. Однако этот договор не подписали левые оппозиционные движения - КПРФ, аграрии, Трудовая Россия. Неудачные военные действия в Чеченской Рес­публике, террористические акции и вторжения боевиков на территорию Российской Федерации (Буденновск и Кизляр) способство­вали усилению оппозиции, что убедительно показали результаты выборов в Госдуму 1995 г. Больше всего голосов вновь получили оппозиционные партии: КПРФ (22%) и ЛДПР (11%).

16 июня 1996 г. состоялись выборы Президента России, на ко­торых вновь была выставлена кандидатура действующего Президен­та Б. Н. Ельцина. Руководство России предприняло беспрецедент­ную атаку средств массовой информации на избирателя, в предвы­борную гонку включилась и местная пропрезидентская администра­ция, проведшая широкомасштабные агитационные акции. Стремясь заручиться поддержкой избирателей, правительство частично пога­сило долги бюджетникам, вывело войска из Чечни. В итоге Ельцину удалось одержать победу на выборах во втором туре, во многом бла­годаря поддержке одного из кандидатов - А. И. Лебедя.

Второе избрание Б. Н. Ельцина не способствовало улучшению социально-экономических показателей уровня жизни населения. Экономический курс правительства В. С. Черномырдина остался без изменений. Осенью в стране прошли забастовки, массовые ак­ции протеста. Государственная дума отказывалась утверждать го­сударственный бюджет на 1997 г. В этих условиях для властей бы­ло необходимо показать готовность к обновлению, продолжению реформ, сделать упор на их социальную направленность, включить во властные структуры политиков нового поколения.

В марте 1997 г. в рамках ежегодного послания Президента Фе­деральному собранию было заявлено о начале нового этапа либе­ральных социально-экономических реформ. В качестве приоритет­ных направлений выделялись программы сокращения бюджетного дефицита и пенсионной реформы, борьба с коррупцией. В состав правительства вошли «молодые реформаторы»: Б. Е. Немцов и вновь А. Б. Чубайс.

Деятельность нового правительства в основном свелась к ре­гулированию финансовых и налоговых потоков внутри страны. Привлечение новых финансовых займов (6 млрд. долларов), жесткая социальная политика позволили впервые достигнуть незначитель­ного прироста валового внутреннего продукта в России в первом полугодии 1997 г. Вместе с тем все более очевидным становилось

283

давление внутреннего и внешнего долга на экономику страны. Су­щественной проблемой оставались инфляционные процессы.

23 марта 1998 г. Б. Н. Ельцин издал указ о роспуске прави­тельства В. С. Черномырдина. Это послужило началом так назы­ваемой «правительственной чехарды»: за два года в России смени­лось четыре правительства. С апреля по август 1998 г. исполняю­щим обязанности главы правительства был 37-летний С. В. Кири­енко, до этого три месяца работавший в правительстве и не извест­ный широкой общественности. Правительственный кризис способ­ствовал резкому обострению в отношениях Президента и парла­мента: Государственная дума утвердила кандидатуру нового пре­мьера только с третьего захода. Президент Ельцин вынужден был пойти на новые кадровые чистки (в отставку снова отправили А. Чубайса, а также министра внутренних дел А. Куликова).

Новое правительство ввиду финансовой задолженности стра­ны попыталось проводить более жесткую экономическую полити­ку, предусматривающую повышение ставок налогов и торговых пошлин. Данный подход, осуществляемый в отрыве от прежней политики, с наличием ряда новых ошибок, привел сначала к новому росту цен, а затем к самому глубокому финансовому обвалу в исто­рии новейшей России. 17 августа 1998 г. ознаменовалось фактиче­ским финансовым банкротством России, падением рынка государ­ственных краткосрочных обязательств (ГКО). Это был самый крупный в новейшей истории России обвал рубля. Произошло па­дение рубля по отношению к доллару в 4 раза - от соотношения 1:6 до соотношения 1:24. В результате рубль вновь перестал быть на­дежным платежным средством, были парализованы хозяйственные отношения в стране, приостановлены инвестиции, нарушилась нормальная работа банков, разорилось множество предприятий и финансовых структур, началась паника на валютном и потреби­тельском рынках. Финансовый кризис перешел в стадию неконтро­лируемого роста цен (на 20% подорожали отечественные товары и на 80% импортные). Вновь ухудшилось положение подавляющей части населения страны, в том числе, и средних слоев. В этих усло­виях отставка кабинета С. В. Кириенко оказалась неизбежной. Пре­зидент Ельцин попытался вновь вернуть к власти бывшего пре­мьера В. С. Черномырдина, однако его кандидатура вызвала резкое недовольство левоцентристского большинства Госдумы. Начался поиск реального претендента на должность премьер-министра. Вы­бор был сделан в пользу министра иностранных дел Е. М. Прима­кова, который руководил правительством с сентября 1998 г. по май 1999 г.

Е. М. Примаков сформировал новое правительство фактичес­ки коалиционного характера, так как в него вошли представители ведущих партий и думских фракций, что дало ему возможность за­ручиться поддержкой парламента. В результате была обеспечена определенная экономическая и политическая устойчивость внут­реннего положения России. Низкая стоимость рубля по отношению к доллару обеспечивала конкурентоспособность российских това­ров, прежде всего сырьевых, на внешнем рынке. Первые шаги пра­вительства, связанные с нормализацией финансового рынка, стаби­лизацией курса валют вызвали одобрение в обществе. Спад в раз­витии отечественной промышленности сменился устойчивым уве­личением производственных показателей. Вместе с тем переходный характер правительства в комплексе с различным видением про­блем экономики страны не позволяли правительству предприни­мать решительных мер. По мере приближения к новым выборам снижалась поддержка премьера со стороны президентских струк­тур, для которых очевидным становилось усиление Е. М. Примако­ва как потенциального претендента на должность Президента от оппозиционных сил. 12 мая 1999 г. правительство Е. М. Примакова было отправлено в отставку по политическим соображениям.

На пост Председателя правительства вместо Е. М. Примакова был назначен министр внутренних дел С. В. Степашин, который занимал эту должность с мая по август 1999 г. Основным направле­нием деятельности нового состава правительства стало урегулиро­вание положения на Северном Кавказе, на территориях, гранича­щих с Чеченской Республикой (в основном, в Дагестане). Присут­ствие вооруженных чеченских групп в дагестанских поселениях делало обстановку в этих районах крайне нестабильной. Однако пе­реброска дополнительных частей федеральных сил на территорию Дагестана произошла со значительным запозданием. Критика не­убедительных действий правительства на Северном Кавказе приве­ла к отставке с поста главы правительства С. В. Степашина. Испол­няющим обязанности главы кабинета министров в августе 1999 г. был назначен В. В. Путин, возглавлявший до этого ФСБ Российской Федерации. 9 августа 1999 г., ровно за год до окончания своих президентских полномочий по Конституции, Б. Н. Ельцин объявил о своем желании видеть В. В. Путина своим преемником на посту Президента Российской Федерации. Новая кадровая перемена в правительстве совпала с началом активных действий российских войсковых подразделений в Дагестане.

Несмотря на то что военные действия проходили с перемен­ным успехом, федеральным войскам удалось освободить дагестан­ские селения от вооруженных групп боевиков и перенести опера­цию на территорию Чеченской Республики. Вторая чеченская ком­пания отличалась большим профессионализмом при планировании и ведении военных действий, стремлением привлечь на свою сто­рону некоторых боевиков и нанести минимум вреда мирным жите­лям. Ликвидация баз террористов в Чечне, возобновление контроля над ее территорией стали важной составляющей предвыборной президентской кампании В. В. Путина. Несмотря на трудности, пе­реживаемые обществом, в 1999 г. наметились первые признаки экономического роста. Значительная часть российского общества стала связывать с именем В. В. Путина надежды на улучшение сво­его положения в будущем. Успех на парламентских выборах 1999 г. проправительственного избирательного блока «Единство» (23,3% голосов) также усиливал шансы на избрание В. В. Путина.

Учитывая данные обстоятельства и желая обеспечить успех на выборах своему преемнику, Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин принял решение о досрочном сложении с себя пре­зидентских полномочий.

Контрольные вопросы

1. Расскажите о попытке переворота в августе 1991 г.

2. В чем заключалась сущность, и каковы были последствия радикальных экономических реформ, осуществленных в России в начале 90-х гг. XX в.?

3. Почему и в какой обстановке было принято решение о принятии но­вой Конституции Российской Федерации?

Глава 12

 РОССИЯ И МИРОВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ В НАЧАЛЕ XXI в.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.249.105 (0.015 с.)